Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ И КООРДИНАЦИИ УСИЛИЙ КОМПЕТЕНТНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ СНГ В БОРЬБЕ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ЭКСТРЕМИЗМА'

ВОПРОСЫ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ И КООРДИНАЦИИ УСИЛИЙ КОМПЕТЕНТНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ СНГ В БОРЬБЕ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ЭКСТРЕМИЗМА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПОСТКОНФЛИКТНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ / СОВМЕСТНАЯ ВОЕННО-ПОЛИЦЕЙСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / MECHANISM OF INTERACTION / POST-CONFLICT SETTLEMENT / POLITICAL EXTREMISM / JOINT MILITARY-POLICE OPERATION / SPECIAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — К Ардаш И.Л.

Рассмотрены теоретические аспекты возможности проведения совместной военнополицейской операции (СВПО), в рамках которой могут быть реализованы механизмы взаимодействия вой сковых подразделений, органов безопасности, спецслужб и правоохранительных органов, в том числе и различных государств в интересах противодействия современным и вновь возникающим угрозам. На основе системного подхода автор раскрывает сущность действий различных институтов обеспечения безопасности в рамках СВПО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — К Ардаш И.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF JOINT ACTIONS AND COORDINATION OF EFFORTS OF THE COMPETENT AUTHORITIES OF THE CIS MEMBER STATES IN THE FIGHT AGAINST EXTREMISM

The article examines the theoretical aspects of the possibility of conducting a joint militarypolice operation (Joint Military-Police Operation), within the framework of which mechanisms of interaction between military units, security agencies, special services and law enforcement agencies, including various states, can be realized in the interests of opposition modern and occurring threats. On the basis of a systematic approach, the author reveals the essence of the actions of various security institutions within the framework of the Joint Military-Police Operation.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ И КООРДИНАЦИИ УСИЛИЙ КОМПЕТЕНТНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ СНГ В БОРЬБЕ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ЭКСТРЕМИЗМА»

УДК 327

Вопросы совместных действий и координации усилий компетентных органов государств — участников СНГ в борьбе с проявлениями экстремизма

КАРДАШ ИГОРЬ ЛЕОНИДОВИЧ,

начальник Научного центра стратегических исследований Росгвардии; доктор военных наук, профессор (e-mail: plm@spi-cis. org)

АННОТАЦИЯ

Рассмотрены теоретические аспекты возможности проведения совместной военно-полицейской операции (СВПО), в рамках которой могут быть реализованы механизмы взаимодействия войсковых подразделений, органов безопасности, спецслужб и правоохранительных органов, в том числе и различных государств в интересах противодействия современным и вновь возникающим угрозам. На основе системного подхода автор раскрывает сущность действий различных институтов обеспечения безопасности в рамках СВПО.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: механизм взаимодействия; постконфликтное урегулирование; политический экстремизм; совместная военно-полицейская операция; специальные действия.

Issues of joint actions and coordination of efforts of the competent authorities of the CIS member states in the fight against extremism

KARDASH IGOR LEONIDOVICH,

Head of the Scientific Center for Strategic Studies of the Russian Guard, Doctor of Military Sciences, Professor (e-mail: plm@spi-cis. org)

ANNOTATION

The article examines the theoretical aspects of the possibility of conducting a joint military-police operation (Joint Military-Police Operation), within the framework of which mechanisms of interaction between military units, security agencies, special services and law enforcement agencies, including various states, can be realized in the interests of opposition modern and occurring threats. On the basis of a systematic approach, the author reveals the essence of the actions of various security institutions within the framework of the Joint Military-Police Operation. KEYWORDS: mechanism of interaction; post-conflict settlement; political extremism; joint military-police operation; special actions.

Последние годы отмечены количественным и качественным нарастанием и трансформацией угроз безопасности, связанных с такими явлениями,как терроризм и экстремизм.

По сведениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, с 2019 г. на территории нашей страны наблюдается устойчивый рост как числа преступлений экстремистской

направленности, так и количества лиц, совершивших их [1].

Не случайно в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (далее - Стратегия) экстремизм отнесен к числу важнейших факторов, способных оказать негативное влияние на обеспечение безопасности общества, личности, государства, а предупреждение и пресечение террористической и экстремистской деятельности организаций и физических лиц, предупреждение проявлений радикализма. Профилактика экстремистских и иных преступных проявлений отнесены к задачам, от решения которых непосредственно зависит достижение целей обеспечения государственной и общественной безопасности - защита конституционного строя Российской Федерации, обеспечение ее суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, защита основных прав и свобод человека и гражданина [2].

В Стратегии прямо указано на роль внешних факторов, связанных с экстремистскими проявлениями, оказывающих дестабилизирующее влияние на общественно-политическую обстановку: «... рост радикальных и экстремистских настроений может привести к попыткам разрешить нарастающие межгосударственные противоречия за счет поиска внутренних и внешних врагов, к разрушению экономики, традиционных ценностей и игнорированию основных прав и свобод человека.

Международные террористические и экстремистские организации стремятся усилить пропагандистскую работу и работу по вербовке российских граждан, созданию на территории России своих законспирированных ячеек, вовлечению в противоправную деятельность российской молодежи» [2].

Другими словами, экстремизм перестает быть внутригосударственным явлением -для государства он превращается в угрозу,

совмещающую в себе как внутренние, так и внешние составляющие.

При этом у современного экстремизма есть особенности - с точки зрения угроз для государства и общества наиболее опасными становятся проявления политического экстремизма, поскольку именно он направлен на изменение существующего государственного устройства и провозглашение диктатуры определенного толка, а на развитие данного течения во многом влияют силы извне. Национальный и религиозный экстремизм может являться своеобразным «прикрытием» для политических целей, одновременно выступая питательной средой для формирования экстремистских формирований.

Другая особенность - проявления экстремизма все чаще принимают форму именно насильственной деятельности. Для дискредитации действующей власти лидеры радикальных структур используют любые поводы для дестабилизации ситуации, провоцируют население на массовые уличные акции, в ходе которых совершаются наиболее опасные насильственные преступления, в том числе убийства на почве ксенофобии и террористические акты.

Эти особенности не остались незамеченными - достаточно отметить, что из тринадцати видов деятельности, в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями) отнесенных к экстремистской, половина может быть осуществлена именно насильственными методами [3].

Как подобные схемы реализуются на практике, можно проследить на примере событий января 2022 г. в Казахстане. Начавшись в двух городах на западе страны как протесты против значительного роста цен на сжиженный газ, уже через несколько дней эти действия приобрели форму экстремистской деятельности насильственного толка - сразу в нескольких городах

осуществлены захваты госучреждений, банков, телерадиокомпаний, полицейских участков, блокирование воинских частей. При этом к протестам сразу примкнули радикальные исламисты, для которых были характерны высокая организованность, структурированность, оснащенность оружием. По некоторым данным, вооруженные радикалы захватили шесть переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла» из арсенала Комитета национальной безопасности в Алма-Ате и угрожали их применением по воздушным судам военно-транспортной авиации стран ОДКБ.

Результат - убиты 18 полицейских, около 350 ранены, экономический ущерб составил более 200 млн долл. США.

Иными словами, это была деятельность, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности государства. Подобные действия приводили к дестабилизации обстановки на южных рубежах Российской Федерации, и в целом в регионе [4].

О важности данного аспекта свидетельствует и то внимание, которое уделяется вопросам противодействия экстремизму и предупреждения его на международном уровне.

В документах ООН насильственный экстремизм прямо определен в качестве явления, подрывающего мир и безопасность, права человека и устойчивое развитие [5].

В своей резолюции 2178 (2014) Совет Безопасности указывает на прямую связь между насильственным экстремизмом и терроризмом и отмечает необходимость принятия превентивных мер: для противодействия «насильственному экстремизму, который может служить питательной средой для терроризма», требуются коллективные усилия [6].

Опыт и проведенные исследования показывают: новые условия требуют новых подходов к выбору и совершенствованию форм применения сил и средств, способов противодействия

насильственному экстремизму. Причем речь не идет о безусловном отказе от традиционных, существующих форм и способов - должен быть осуществлен выбор тех, которые являются наиболее целесообразными и эффективными, а также предусмотрено их развитие и совершенствование в интересах выполнения конкретных задач.

Характер угроз определяет, что их ликвидация должна осуществляться на системной основе, с задействованием всех имеющихся в распоряжении государства средств, а также с учетом возможностей межгосударственного взаимодействия и совместных действий, с применением комплекса мер как военного (силового), так и невоенного характера.

Одной из таких форм применения сил и средств может являться совместная военно-полицейская операция (далее - СВПО), в рамках которой реализуются механизмы взаимодействия войсковых подразделений, органов безопасности, спецслужб и правоохранительных органов, в том числе и различных государств в интересах противодействия современным и будущим угрозам.

Разработка теоретических основ СВПО в последние годы является предметом исследований, проводимых в рамках научно-консультативного совета Антитеррористического центра (далее- АТЦ) СНГ.

По своей сути СВПО относится к специальным действиям, которые в соответствии с современными взглядами, сформированными по результатам ряда проведенных исследований, представляют собой особый вид военных и других действий, при ведении которых, как правило, отсутствует постоянная линия соприкосновения с противником, используются специальные формы и способы боевого и другого применения войск (сил и средств). Это организованное применение специально подготовленных (сформированных или выделенных) и оснащенных формирований в целях обеспечения

стратегического сдерживания в мирное время, противодействия диверсионным, повстанческим и террористическим действиям противника, снижения его способности к ведению вооруженной борьбы активными действиями, а также выполнения других задач.

Характер опасностей и угроз, которые обусловили необходимость применения войск (сил) именно в форме СВПО, позволяет сформулировать ее цели:

• предупреждение (предотвращение) проявления угроз государственной и общественной безопасности;

• пресечение (ликвидация) угрозы в случае ее проявления;

• создание условий, исключающих повторное возникновение (проявление) угрозы. Достижение целей осуществляется в рамках реализации следующих задач:

• установление периметра «зоны ответственности» подразделений вооруженных сил и других силовых структур (в том числе - контроль воздушного пространства, береговых линий);

• охрана ключевых объектов инфраструктуры и дипломатических представительств;

• физическая изоляция групп экстремистов (террористов) от мирного населения;

• организация работы фильтрационных пунктов;

• обеспечение безопасности населения (эвакуация, вывод, перемещение в укрытия и т.д.);

• уничтожение убежищ и «схронов» экстремистов (террористов);

• ликвидация или локализация последствий экстремистских (террористических) действий.

Также, характерными чертами подобной операции будут:

• сочетание разведывательных возможностей войсковых структур и оперативной работы спецслужб и органов внутренних дел;

• проведение непрерывной информационной кампании на всем протяжении контртеррористической операции.

При этом необходимо учитывать, что обстановке, в которой выполняются задачи, присущи следующие особенности:

• значительная пространственная разобщенность направлений (районов, участков) действий подразделений;

• очаговый характер вооруженных столкновений при отсутствии линии боевого соприкосновения сторон;

• налагаемые ограничения на применение вооружения и техники;

• децентрализованное использование артиллерии и противотанковых средств;

• ведение совместных действий с формированиями различных элементов военной организации государства, а при проведении операций международного характера - и других государств;

• ведение охранных, поисково-розыскных и засадных действий;

• широкое применение различных отрядов (рейдовых, обходящих, штурмовых и др.);

• неглубокое эшелонирование боевого порядка (группировки сил и средств);

• сложность полной реализации заложенного в силы и средства боевого потенциала;

• необходимость принятия мер по исключению потерь среди местного населения и разрушению объектов инфраструктуры зоны (района) проведения операции;

• значительная доля задач небоевого характера.

Все указанные особенности ярко проявились в ходе недавних событий в Казахстане. Миротворческая миссия оказалась первой совместной крупномасштабной акцией по наведению конституционного порядка в республике.

Воинские контингенты России, Армении, Белоруссии, Киргизии, Таджикистана в количестве 2030 человек и 250 единиц техники взяли

под охрану важнейшие государственные объекты, среди которых 14 важных для страны объектов - связи, энергетики, объекты, которые отвечают за жизнедеятельность и дееспособность государства. Это позволило высвободить 1,6 тыс. представителей казахстанских правоохранительных органов и вооруженных сил для борьбы с бандитами, которые принесли хаос в страну [7].

Таким образом, по своей сущности совместная военно-полицейская операция - это система взаимосвязанных мероприятий, направленных на своевременное вскрытие подрывной деятельности противника в зоне ответственности и ее оперативное пресечение.

По своему содержанию она представляет собой совокупность подчиненных единому замыслу разведывательных, войсковых, специальных, полицейских, оперативно-боевых, оперативно-розыскных, гуманитарных и иных мероприятий с применением (демонстрацией) боевой техники, оружия и специальных средств по предупреждению и пресечению террористических и экстремистских преступлений, с участием объединенных под единым командованием сил и средств компетентных органов, обезвреживанию экстремистов и террористов, обеспечению безопасности физических лиц и организаций, а также по минимизации последствий террористических и экстремистских преступлений.

Необходимо отметить, что данное определение еще не нашло своего закрепления в руководящих документах, оно является результатом проведенных исследований, а также отражением опыта, приобретенного в ходе проведенных учений и практических действий.

Эта модель рассматривается как мера, в значительной степени ориентированная на развитие и совершенствование межведомственного и межгосударственного взаимодействия компетентных органов и вооруженных сил государств - участников СНГ на случай

резкого обострения оперативной обстановки и активизации угроз, исходящих от международных экстремистских и террористических организаций.

Анализ сущности задач, решаемых в ходе СВПО, свидетельствует о комплексном характере рассматриваемого явления, а следовательно, и решать их необходимо комплексно и системно, с привлечением сил и средств -межгосударственных (в межгосударственном конфликте) или межведомственных (во внутригосударственном конфликте).

При этом исторический опыт и практика применения войск (сил) в различных условиях свидетельствуют, что важнейшей проблемой совместных действий является отсутствие должной координации между всеми их участниками, не только между ведомствами различных государств - участников, но и между ведомствами одной страны, что зачастую ведет к затягиванию конфликта и «замораживанию» достижения целей.

К нормативной базе совместного применения сил и средств в операции международного характера можно отнести:

• Договор о сотрудничестве государств -участников Содружества Независимых Го -сударств в борьбе с терроризмом 2004 г. Ратифицирован Российской Федерацией в 2004 г.;

• Положение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств. Ратифицировано Российской Федерацией в 2004 г.;

• Концепцию сотрудничества государств -участников Содружества Независимых Го -сударств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма от 26.08.2005 г.

Особую важность в этой связи приобретает координирующая роль коллегиальной струк-

туры СНГ На сегодняшний день, в соответствии с Положением о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников СНГ (от 07.10.2002 г.) и учитывая имеющуюся инфраструктуру, данная задача может быть возложена на АТЦ СНГ.

Общее руководство операцией на территории страны пребывания осуществляет национальный оперативно-ситуационный штаб, а непосредственное - совместный оперативный штаб, в работе которого задействуются представители всех ведомств, государств, принимающих участие в операции.

Обеспечение задействованных сил предусматривается автономное, с привлечением ресурсов страны пребывания и местной экономической базы.

Что же касается непосредственного взаимодействия всех сил, участвующих в СВПО, речь здесь должна идти как о теоретических аспектах данного явления - сущности, содержании, принципах, требованиях, так и о прикладных, практических аспектах, связанных с формами, методами, порядком его организации, поддержания и восстановления в случае нарушения при подготовке и в ходе выполнения задач.

Целью взаимодействия является повышение эффективности применения сил и средств при выполнении поставленных задач.

Под содержанием взаимодействия понимается совокупность мероприятий, проводимых командирами (начальниками), органами управления и формированиями по согласованию действий при подготовке к выполнению задач и в ходе их выполнения - по целям, задачам, месту (направлениям, рубежам, районам или объектам), времени, способам выполнения поставленных задач.

Взаимодействие осуществляется в соответствии с законами, закономерностями и принципами, характерными для подобных

действий в целом. Вместе с тем, этому явлению присущи частные, специфические принципы, отражающие наиболее существенные его признаки:

• единство понимания всеми командирами (начальниками) замысла старшего руководителя;

• твердое знание и правильное понимание поставленных задач и способов совместных действий по их выполнению;

• постоянный взаимный обмен информацией об обстановке между взаимодействующими силами;

• организация и поддержание надежной связи между взаимодействующими силами;

• обязательное участие всех органов управления взаимодействующих сил в разработке важнейших документов по организации действий;

• своевременное доведение вопросов взаимодействия до всех участвующих в выполнении задач сил в соответствии с уточненным или вновь принятым решением;

• обязательное знание сигналов управления, оповещения, взаимодействия и опознавания всеми должностными лицами, в части их касающейся.

Кроме того, к взаимодействию, как и любому другому процессу управленческой деятельности, предъявляются определенные требования. Они созвучны общим требованиям, предъявляемым к управлению: это устойчивость, оперативность, непрерывность.

Все перечисленные требования тесно взаимосвязаны, и трудно определить, какое из проводимых мероприятий направлено на достижение устойчивости, а какое - оперативности или непрерывности. Их объединяет одно: несоблюдение любого из них приводит к срыву выполнения поставленной задачи и неоправданным потерям.

Взаимодействие характеризуется наличием многосторонних и двусторонних связей между

не подчиненными друг другу войсками, группировками.

Практика показывает, что общей формой осуществления взаимодействия войск (сил) может быть содействие (оказание помощи) друг другу, т. е. между войсками (силами) своей группировки и соседями, их группировками и элементами боевого порядка (группировки сил и средств).

Кроме того, в частных формах взаимодействие войск (сил) может осуществляться через:

• непрерывную активность соседних формирований в ходе действий;

• совместные действия формирований на смежных флангах, на стыках полос (зон) ответственности с соседями;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• обеспечение взаимной безопасности, исключающей огневое, радиоэлектронное и другое воздействие друг на друга;

• обмен информацией и сигналами оповещения между штабами, органами управления и пунктами управления.

Процесс взаимодействия, как и другие процессы управленческой деятельности, можно условно подразделить на периоды его организации, поддержания и восстановления в случае его нарушения.

Также СВПО в широком смысле должна предусматривать проведение мероприятий по восстановлению правовых отношений во всех сферах общественно-политической жизни, по ликвидации угроз прежде всего государственной и общественной безопасности. Другими словами, речь идет о мероприятиях постконфликтного урегулирования, чем и обусловлена третья составляющая целей СВПО.

В рамках постконфликтного урегулирования участники СВПО во взаимодействии с органами власти, другими необходимыми силами осуществляют деятельность, направленную на восстановление самостоятельного управления, мирной жизнедеятельности гражданского общества в конфликтном регионе,

недопущение эскалации и развязывания новых военных конфликтов.

Цель постконфликтного урегулирования заключается в создании и практической реализации условий для восстановления политического, социального и экономического порядка в зоне (стране) конфликта.

Эта цель достигается решением ряда задач, основные из которых:

• нейтрализация источников угрозы возобновления конфликта;

• обеспечение безопасности гражданского населения;

• восстановление и поддержание основных систем жизнеобеспечения, элементов инфраструктуры и функционирования гражданского общества;

• восстановление и поддержание государственного управления.

Проведенные исследования позволили выявить ряд проблемных вопросов, решение которых необходимо для реализации целей СВПО.

1. Важным специфическим фактором, значительно усложняющим действия войск (сил) в рамках СВПО, является переплетение в зоне конфликта интересов государственных субъектов, бандитских, экстремистских и террористических организаций и организованной преступности. В связи с этим порой весьма сложно не только быстро разрешить накопившиеся противоречия, но и просто разобраться в ситуации.

Как следствие, решение задач в рамках операции становится и сложнее, и продолжительнее по времени.

2. Важнейшей проблемой становится также отсутствие должной координации между всеми участниками разрешения конфликта, не только между ведомствами различных государств - участников операции, но и между ведомствами одной страны, что ведет к затягиванию и «замораживанию» достижения целей. Данные вопросы можно объединить в группы:

• первая - вопросы правового характера, прежде всего - распределение задач и полномочий, создание единого командования и другие вопросы, которые в рамках одного государства или ведомства не решить;

• вторая - вопросы организационного характера, обусловленные недостатком опыта организации взаимодействия, отработки механизма переподчинения на всех уровнях, организаци и всестороннего обеспечения при выполнении задач, при переходе в оперативное подчинение (приеме в оперативное подчинение различных сил и средств);

• третья - вопросы научно-теоретического характера, связанные с отсутствием единого понятийного аппарата и методологической базы организации и поддержания взаимодействия; отсутствием единых взглядов на формы и способы совместных действий и методику оценки их эффективности;

• четвертая - вопросы технического характера, наиб олее существенным из которых являетс я отсутствие унифицированной системы связи и единой системы управления, а также системы всестороннего обеспече ния, в первую очередь -материально-технического.

3. Остро стоит и такая проблема, как кадры - наличие специалистов, носителей здра-

Библиография

1. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Портал правовой статистики. URL: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения 28.01.2022).

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400. // Гарант. Информационно-правовой портал. URL: https: // www.base.garant.ru/401325792 (дата обращения: 01.02.2022).

вых, творческих и понятных идей, грамотных организаторов. Поэтому не менее важно совместное обучение и подготовка военного, полицейского и гражданского персонала, в том числе и на межгосударственном уровне, для выполнения управленческих и координационных задач в рамках СВПО.

Таким образом, сегодня настало время и для практической отработки мероприятий СВПО в мирное время в рамках организации и проведения совместной межведомственной и межгосударственной подготовки с привлечением не только представителей вооруженных сил, других формирований, специальных служб, но и заинтересованных органов исполнительной власти.

Речь идет о создании из всех участвующих в выполнении задачи сил и средств такой функциональной системы, которая способна достичь желаемого результата с минимальными затратами (потерями) ресурсов. Объединение сил и средств в единое целое, в единую систему позволяет каждому элементу выполнять свою важную функцию в интересах одной задачи. Именно в системном характере кроется сущность действий в рамках СВПО, так как система порождает новые качества в целом, не присущие ни одному из отдельно взятых элементов этой системы.

3. Федеральный закон от 25.07.2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями) // Гарант. Информационно-правовой портал. -URL: https: // www.base.garant.ru/ 12127578 (дата обращения: 01.02.2022).

4. О. Фаличев. Уроки Алма-Аты // «Военно-промышленный курьер» - общероссийская еженедельная газета 11-17.01.2022. № 1 (914). 11-17.01.2022.

5. План действий по предупреждению насильственного экстремизма. Доклад Генерального секретаря ООН. URL: https://undocs.org/ ru/A/70/674 (дата обращения: 01.02.2022).

6. Резолюция 2178 (2014), принятая Советом Безопасности на его 7272-м заседании 24.09.2014 г. // URL: https://documents-ddsny.

un.org/doc/UND0C/GEN/N14/548/01/PDF/ N1454801.pdf (дата обращения 01.02.2022).

7. О. Фаличев. Миссия выполнима. // «Военно-промышленный курьер» - общероссийская еженедельная газета. 18-24.01.2022. № 2 (915).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.