Научная статья на тему 'Правовое регулирование полномочий специальных военных формирований и войск национальной гвардии стран СНГ по обеспечению безопасности'

Правовое регулирование полномочий специальных военных формирований и войск национальной гвардии стран СНГ по обеспечению безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
875
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙСКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЗАКОНЫ СТРАН СНГ О ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЯХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ / TROOPS OF THE NATIONAL GUARD / STATE MILITARY ORGANIZATIONS / LAWS OF THE CIS COUNTRIES ON THE MILITARY FORMATIONS OF THE NATIONAL GUARD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ступаков Валерий Иванович

В статье анализируются нормы законодательства Российской Федерации, Ре-спублики Казахстан, Республики Беларусь, Кыргызской Республики о войсках националь-ной гвардии, о конституционных основах защиты безопасности войсками национальной гвардии в целях борьбы с экстремизмом, терроризмом, организованной преступностью, угрожающих общественному порядку, стабильности конституционного строя государств ЕАЭС и СНГ. Отмечено, что государственные военные организации используются в чрез-вычайных ситуациях, когда недостаточно силовых возможностей подразделений органов внутренних дел для предотвращения массовых беспорядков, внутренних конфликтов с применением оружия, предупреждения преступлений и устранения актов агрессии и тер-рористических атак.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ступаков Валерий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of the powers of special military formations and troops of the National Guard of the CIS countries to ensure security

The article analyzes the norms of the legislation of the Russian Federation, the Republic of Kazakhstan, the Republic of Belarus, the Kyrgyz Republic on the troops of the National Guard on the constitutional bases for the protection of security by the national guard forces in order to combat extremism, terrorism, organized crime, threatening public order, and the CIS. It is noted that state military organizations are used in emergency situations when there are not enough force capabilities of the subdivisions of internal affairs bodies to prevent riots, internal conflicts with the use of weapons, prevent crimes and eliminate acts of aggression and terrorist attacks

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование полномочий специальных военных формирований и войск национальной гвардии стран СНГ по обеспечению безопасности»

Правовое регулирование полномочий специальных военных формирований и войск национальной гвардии стран СНГ по обеспечению безопасности

СТУПАКОВ ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ,

заведующий кафедрой конституционного и административного права Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация: В статье анализируются нормы законодательства Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Беларусь, Кыргызской Республики о войсках национальной гвардии, о конституционных основах защиты безопасности войсками национальной гвардии в целях борьбы с экстремизмом, терроризмом, организованной преступностью, угрожающих общественному порядку, стабильности конституционного строя государств ЕАЭС и СНГ. Отмечено, что государственные военные организации используются в чрезвычайных ситуациях, когда недостаточно силовых возможностей подразделений органов внутренних дел для предотвращения массовых беспорядков, внутренних конфликтов с применением оружия, предупреждения преступлений и устранения актов агрессии и террористических атак.

Ключевые слова: войска национальной гвардии, государственные военные организации, законы стран СНГ о воинских формированиях национальной гвардии

Legal regulation of the powers of special military formations and troops of the National Guard of the CIS countries to ensure security

STUPAKOV VALERY IVANOVICH

Head of the chair of constitutional and administrative law Institute of International law and economy of the name 4.S. Griboedov, candidate of legal sciences

Abstract: The article analyzes the norms of the legislation of the Russian Federation, the Republic of Kazakhstan, the Republic of Belarus, the Kyrgyz Republic on the troops of the National Guard on the constitutional bases for the protection of security by the national guard forces in order to combat extremism, terrorism, organized crime, threatening public order, and the CIS. It is noted that state military organizations are used in emergency situations when there are not enough force capabilities of the subdivisions of internal affairs bodies to prevent riots, internal conflicts with the use of weapons, prevent crimes and eliminate acts of aggression and terrorist attacks.

Keywords: troops of the National Guard, state military organizations, laws of the CIS countries on the military formations of the National Guard

Защита конституционного порядка и обеспечение безопасности войсками национальной гвардии Российской Федерации

Опыт последних лет показывает, что национальная и транснациональная преступность становится все более изощренной, имеющей сетевые международные связи, действующей внезапно и вероломно. Это проявляется в росте экстремизма и терроризма на границах и территориях стран СНГ и ЕАЭС, подстрекаемых и финансируемых противниками России из стран - членов НАТО. Поэтому без эффективного и многофункционального использования государственных военных организаций, действующих наряду с полицией, войсками внутренних дел, войсками национальной обороны и другими силовыми ведомствами, невозможно обеспечить государственную и общественную безопасность.

Решением Совета глав государств СНГ от 16.09.2016 г. утверждена Программа сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2017-2019 годы1,кото-рая предполагает долгосрочные меры гармонизации и унификации законодательства стран СНГ в области расширения государственных мер обеспечения безопасности. Поэтому в странах СНГ принимаются гармонизированные нормы о воинских формированиях национальной гвардии, способных оказать помощь органам внутренних дел в установлении законности и правопорядка в случае их нарушения актами экстремизма и терроризма.

В России принят Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 226-ФЗ (ред. от 05.12.2017 г.) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»2 (далее - Закон № 226-ФЗ), создавший систему обеспечения государственной безопасности силами национальной гвардии в целях

противодействия фактам экстремизма, терроризма, организованной преступности, посягающим на основы конституционного строя, правопорядка и законности в Российской Федерации.

В ст. 2 Закона № 226-ФЗ устанавливается, что «на войска национальной гвардии возлагается участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности; охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях; участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом; участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции; участие в территориальной обороне Российской Федерации; оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации»3.

Согласно ст. 7 Закона № 226-ФЗ «Правительство Российской Федерации осуществляет выделение финансовых средств для обеспечения деятельности войск национальной гвардии, обеспечивает выделение необходимых материально-технических ресурсов; утверждает перечень состоящих на вооружении войск национальной гвардии оружия, боеприпасов, боевой и специ-

1 Программа сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2017-2019 годы от 16.09.2016 г. http://www.cisatc.org/135/326

2 Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 226-ФЗ (ред. от 05.12.2017 г.) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». http://www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_161954/#dst100009

3 Там же.

альной техники, специальных средств; обеспечивает оснащение войск национальной гвардии вооружением, боеприпасами, боевой и специальной техникой, специальными средствами по их заказам; утверждает перечни важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии; утверждает перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии»1 и др. Войска национальной гвардии подчиняются Президенту Российской Федерации.

Несмотря на определенные сложности согласования полномочий войск национальной обороны по применению мер принуждения со специальными полномочиями правоохранительных органов, имеет место их взаимодействие. В отличие от правоохранительных органов, которые занимаются борьбой с преступностью, войска национальной гвардии России реализуют меры, обоснованные законодательством о национальной безопасности, направленные на защиту конституционных прав и свобод граждан, осуществляя предупредительные меры против возникновения беспорядков и военно-организационные приемы противодействия экстремизму, терроризму, преступности.

Согласно п. 1 ст. 8 Закона № 226-ФЗ «полномочия войск национальной гвардии включают общие полномочия; специальные полномо-

1 Там же.

2 Там же.

чия (меры принуждения): задержание; вскрытие транспортного средства; вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории); оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), жилых и иных помещений, строений и других объектов; формирование и ведение банков данных о гражданах; полномочия по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения и правового режима контртеррористической операции и полномочия, связанные с участием в контртеррористической операции; иные полномочия»2.

Анализируя полномочия войск национальной гвардии, можно сказать следующее. Войска национальной гвардии в широком смысле созданы для защиты правопорядка и законности на территории России, когда необходимость проведения операций войсками, воинскими подразделениями, воинскими формированиями национальной гвардии проявляется как вынужденная мера обеспечения общественного порядка силовыми способами.

Несмотря на то, что в борьбе за общественный порядок и стабильность многое зависит от эффективности деятельности социальных и правоохранительных органов, использование войск национальной гвардии возможно в чрезвычайных условиях возникновения в общественной сфере экстремальных проявлений насилия и терроризма, с которыми не могут справиться правоохранительные органы.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона № 226-ФЗ «полномочия войск национальной гвардии реализуются органами управления, объединениями, соединениями, воинскими частями, подразделениями, организациями и военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Рос-

сийской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны»1.

Как было отмечено выше, войска национальной гвардии в своих полномочиях имеют много общего с правоохранительными органами, когда в случаях, предусмотренных законом и угрожающих общественному спокойствию, они вправе принуждать граждан к соблюдению норм россий-

ского законодательства об обеспечении конституционного правопорядка.

Имея силовую направленность правоохранительного воздействия, войска национальной гвардии проводят обезвреживание взрывных устройств и взрывчатых веществ, контролируют оборот партий оружия и боеприпасов, ведут разведывательную деятельность, осуществляют охрану важных государственных объектов, включая объекты атомной энергетики и осуществляют еще иные законодательно установленные полномочия.

Правовой статус воинских формирований национальной гвардии по законодательству Республики Казахстан

В последнее время между странами СНГ сформировался новый уровень диалогов о совместных мерах и расширении сотрудничества в противодействии различных актам проявления насилия и экстремизма.

В Казахстане, как и в России, принят Закон Республики Казахстан «О национальной гвардии Республики Казахстан» от 10.01.2015 г. № 274^-ЗРК2 (с изм. от 22.12.2016 г.) (далее -ЗРК № 274). Казахский ЗРК № 274 хотя имеет много общего с российским Закона № 226-ФЗ, имеет и ряд отличий.

Оба упоминаемых закона в части уголовно-правового регулирования взаимодействия правоохранительных функций войск национальной гвардии и функций органов внутренних дел согласовываются с соответствующими положениями Модельного Уголовного кодекса СНГ, приня-

того Постановлением Межпарламентской Ассамблеи СНГ (МПА СНГ) от 17.02.1996 г.»3.

Позднее Модельный УК СНГ не раз существенно дополнялся. Так, он был дополнен Постановлением МПА СНГ от 27.11.2015 г. № 43-15 «Изменения в модельный Уголовный кодекс для государств - участников Содружества Независимых Государств по вопросам борьбы с коррупцией»4.

В ст. 1 ЗРК № 274 говорится, что «национальная гвардия Республики Казахстан входит в единую систему органов внутренних дел Республики Казахстан и предназначена для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств»5.

В связи с возникающим иногда в уголовно-правовой науке стран СНГ вопросом о правовых рамках и необходимых условиях применения войск

1 Там же.

2 Закон Республики Казахстан «О национальной гвардии Республики Казахстан» от 10.01.2015 г. № 274-V-3PK (с изм. от 22.12.2016 г.). http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z150000027

3 Модельный Уголовный кодекс СНГ, принят Постановлением Межпарламентской Ассамблеи СНГ 17.02.1996 г. http:// base.garant.ru/2566472/

4 Постановление МПА СНГ от 27.11.2015 г. № 43-15 «Изменения в модельный Уголовный кодекс для государств - участников Содружества Независимых Государств по вопросам борьбы с коррупцией». http://www.parliament.am/library/ modelayin%20orenqner/335.pd

5 Закон Республики Казахстан от 10.01.2015 г. № 274-V-3PK (с изм. от 22.12.2016 г.)«О национальной гвардии Республики Казахстан». http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z150000027

национальной гвардии вместо служащих органов внутренних дел может возникнуть и другое опасение в отношении того, не являются ли функции войск национальной гвардии в отдельных ситуациях слишком размытыми. Конкретно функциональные особенности действий войск национальной гвардии определены в ведомственных инструкциях государственных органов стран СНГ.

По ст. 4 ЗРК № 274, «на национальную гвардию возлагаются задачи охраны важных государственных объектов и специальных грузов; участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, пресечении массовых беспорядков, обеспечении общественной безопасности и правовых режимов чрезвычайного и военного положения, антитеррористической операции, участие в ней, а также в мероприятиях по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; охрана учреждений уголовно-исполнительной системы средней безопасности, максимальной безопасности, чрезвычайной безопасности, смешанной безопасности; выполнение отдельных задач в системе территориальной обороны Республики Казахстан в военное время»1 и другие задачи.

Национальная гвардия Казахстана, выполняя военно-спасательные, военно-оборонительные, социально-координационные функции по приказу государства, обязана пресекать массовые беспорядки, акции массового неповиновения закону, предупреждать, пресекать, ликвидировать чрезвычайные ситуации, в том числе если это связано с проведением антитеррористических операций, операций по ликвидации незаконных вооруженных формирований (групп), террористических, организованных преступных сообществ. Также она выполняет и другие функции, определенные законодательством Республики Казахстан. Войска национальной гвардии Казахстана подчиняются Президенту Республики Казахстан.

Можно сделать, что расширение международного сотрудничества стран СНГ в этой области требует дальнейшей увязки национальных законодательств, постоянной адаптации системы антитеррористических мер к международным требованиям, а также интенсификации экономического и военно-технического потенциала стран СНГ.

Между областями межгосударственного сотрудничества стран СНГ, которые с точки зрения координации не представляют актуальности, и областями, выступающими в этом отношении на первый план, проведение успешных антитеррористических операций является наиболее динамичным пространством совместных усилий, которое можно рассматривать как сферу важнейших общих интересов стран СНГ.

Как отмечается в аналитическом обзоре политических итогов «Московской конференция по международной безопасности (МС^-2017)» 26-27 апреля 2017 г.2, «в поиске мирного урегулирования „гибридных и формально необъявленных" конфликтов военно-террористической направленности, ставших причинами страшных трагедий народов нескольких континентов, страны ОДКБ, куда входят большинство стран СНГ, в

1 Там же.

2 Московская международная конференция по безопасности 26-27 апреля 2017 года. г. Москва. http://tass.ru/ роИШа/4211417

рамках Стратегии коллективной безопасности ОДКБ до 2025 года от 14 октября 2016 года отводят особой место противодействию всеми мера-

ми террористическим и информационным угрозам на фоне растущих угроз широкомасштабных военных действий»1.

Правовой статус воинских формирований национальной гвардии по законодательству Республики Беларусь и Кыргызской Республики

Правовой статус «других воинских формирований» (по типу национальной гвардии) в Республике Беларусь определен нормами законодательства о вооруженных силах.

Несмотря на то, что в Беларуси нет специального закона о национальной гвардии, функции обеспечения внутренней и внешней безопасности в чрезвычайных ситуациях, при ликвидации немеждународных военных конфликтов, при предотвращении фактов экстремизма и терроризма возложены на вооруженные силы и специальные воинские формирования, подчиненные Службе безопасности Президента Республики Беларусь.

Об этом говорится в Законе Республики Беларусь от 03.11.1992 г. № 1904-Х11 «О вооруженных силах Республики Беларусь» (в редакции Закона РБ от 30 июня 2016 г. № 388-З2) (далее -ЗРБ № 1904-Х11).

В ст. 1 ЗРБ № 1904-Х11 установлено, что «воинские формирования Республики Беларусь (другие воинские формирования) - государственные военные организации, подчиненные, как правило, государственным органам, в которых предусмотрена военная служба. К другим войскам и воинским формированиям относятся транспортные войска Республики Беларусь, внутренние войска Министерства внутренних дел Республики Беларусь, органы государственной безопасности Республики Беларусь, органы пограничной служ-

бы Республики Беларусь, Служба безопасности Президента Республики Беларусь, территориальные войска и иные государственные военные организации, создаваемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь»3.

Согласно ст. 3 ЗРБ № 1904-Х1 «основными задачами Вооруженных Сил являются поддержание боевого потенциала, включая боевую и мобилизационную готовность, войск (сил) на уровне, обеспечивающем отражение нападения локального масштаба; обеспечение информационной безопасности своей деятельности; упреждающее вскрытие любых проявлений подготовки нападения на Республику Беларусь; охрана Государственной границы Республики Беларусь в воздушном пространстве; создание многофункциональных оборонительных систем с целью комплексного решения задач обеспечения военной

1 Ступаков Н.В. Московская Конференция по Международной Безопасности 26-27 апреля 2017 г. (МС^-2017) на пути поиска оптимальных решений проблем глобальной и региональной безопасности // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2017. № 1. С. 15-25.

2 Закон Республики Беларусь от 03.11.1992 г. № 1904-Х11 «О вооруженных силах Республики Беларусь». http://base. spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1901

3 Там же.

безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь»1.

Кыргызская Республика является важным стратегическим партнером России и стран СНГ в предотвращении террористических актов на южных границах СНГ, в борьбе с экстремистской деятельностью, обеспечении мира и безопасности.

В Кыргызстане действует Закон Кыргызской Республики от 24.07.2009 г. № 242 «Об обороне и Вооруженных Силах Кыргызской Республики»2 (с изм. от 03.02.2014 г.) ( далее - ЗКР от № 242), который расширил с 2014 г. полномочия вооруженных сил Кыргызской Республики, включив в них войска национальной гвардии по аналогии с полномочиями войск национальной гвардии Российской Федерации.

По п. 1 с. 6 ЗКР № 242 «Вооруженные Силы Кыргызской Республики состоят из органов военного

управления; сухопутных соединений, частей и учреждений (организаций); сил воздушной обороны; Национальной гвардии; пограничной службы. Задачами Вооруженных Сил являются: вооруженная защита государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности, конституционного строя, общества и граждан Кыргызской Республики от агрессии; вооруженная охрана и защита государственной границы Кыргызской Республики, ее экономических интересов; участие в территориальной обороне; поддержание режимов чрезвычайного и военного положений; ликвидация незаконных вооруженных формирований и последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; участие в борьбе с терроризмом и экстремистской деятельностью; участие в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности, иные задачи»3.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Стратегия коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) до 2025 года от 14.10.2016 г. http://odkb-csto.org/ documents/detail.

2. Модельный Уголовный кодекс СНГ, принят Постановлением Межпарламентской Ассамблеи СНГ 17.02.1996 г. http://base.garant.ru/2566472/

3. Программа сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2017-2019 годы от 16.09.2016 г. http://www.cisatc.org/135/326

4. Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 226-ФЗ (ред. от 05.12.2017 г.) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_161954/#dst100009

5. Закон Республики Казахстан от 10.01.2015 г. № 274^-ЗРК (с изм. от 22.12.2016 г.) «О национальной

гвардии Республики Казахстан». http://adilet.zan.kz/ rus/docs/Z150000027

6. Закон Республики Беларусь от 03.11.1992 г. № 1904-Х11 «О вооруженных силах Республики Беларусь». http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1901

7. Закон Кыргызской Республики от 24.07.2009 г. № 242 (с изм. от 18.03.2017 г.)«Об обороне и Вооруженных Силах Кыргызской Республики». http://cbd.minjust. gov.kg/act/view/ru-ru/202668

8. Ступаков Н.В. Московская Конференция по Международной Безопасности 26-27 апреля 2017г. (МС1Б-2017) на пути поиска оптимальных решений проблем глобальной и региональной безопасности // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2017. № 1. С. 15-25.

1 Там же.

2 Закон Кыргызской Республики от 24.07.2009 г. № 242 (с изм. от 18.03.2017 г.)«Об обороне и Вооруженных Силах Кыргызской Республики». http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/202668

3 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.