удк 329/342.726
вопросы совершенствования законодательства о политических партиях и выборах в целях обеспечения участия лиц с инвалидностью в общественно-политической жизни страны
Сартаева Наталья Абаевна
Главный научный сотрудник Отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, доктор юридических наук, доцент; Республики Казахстан, г. Астана, e-mail: sartay12071969@mail.ru
Ахметов Ерик Булатович1
Докторант юридического факультета Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, старший научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, магистр юридических наук, г. Астана, Республика Казахстан, e-mail: Akhmetov.e@zqai.kz
Аннотация. Развитие институтов гражданского общества имеет важное значение для дальнейшей демократизации Казахстана. В этом процессе большую роль играют политические партии.
Между тем, в настоящее время еще мало изучены вопросы совершенствование законодательства о политических партиях, в части обеспечения необходимого представительства различных групп населения в органах государственной власти, политике, их политического участия, и в первую очередь это касается лиц с инвалидностью.
В статье на основе анализа национального законодательства и международных документов предлагаются законодательные меры, направленные на обеспечение доступа лиц с инвалидностью к активному участию в общественно-политической жизни страны.
В Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» предлагается внести поправки, направленные на обязательность соблюдения квоты, не только на стадии регистрации партийных списков, но и на стадии распределения мандатов. Также предлагается предусмотреть, что уполномоченный орган в области защиты о населения определяет порядок обеспечения доступной среды, как необходимое условие для ^ участия лиц с инвалидностью в выборах.
g В Законе Республики Казахстан «О политических партиях» предлагается предусмот-о реть, что политическая партия при утверждении списков кандидатов в депутаты мас-g лихатов должна включать и лиц с инвалидностью, в количестве не менее тридцати про-s центов от общего числа кандидатов.
В Законе Республики Казахстан «О социальной защите лиц с инвалидностью» предлагается предусмотреть принцип, обеспечивающий доступность и равные права лиц с инвалидностью, наряду с другими гражданами на участие в выборах и деятельности политических партий. Также предлагается определить понятие «доступная среда», разъяснение которого основано на ратифицированной Казахстаном Конвенции о правах инвалидов. Ключевые слова: политические партии, политическое участие, политическое предста-< вительство, выборы, лица с инвалидностью.
X
Ь
CL
■Л
<
1 Автор для корреспонденции
мугедек адамдардыц елдщ цогамдьщ-саяси эм1р1не цатысуын щамтамасыз ету мацсатында саяси партиялар мен сайлау туралы зацнаманы
жет1лд1ру мэселелер1
Наталья Абайкызы Сартаева
Казащстан Республикасыныц Зацнама жэне щущыщтыщ ащпарат институты конституциялыщ, зюмшШк зацнама жэне мемлекеттж басщару белгмгшц бас гылыми щызметкерг, зац гылымдарыныц докторы, доцент; Казащстан Республикасы, Астана щ, e-mail: sartay12071969@mail.ru
EpiK Болат^лы Ахметов
Л.Н. Гумилев атындагы Еуразиялыщ улттыщуниверситеттщ, зац факультетiнiц докторанты. Казащстан Республикасы Зацнама жэне щущыщтыщ ащпарат институты конституциялыщ, эюмштк зацнама жэне мемлекеттж басщару бвлiмiнiц ага гылыми щызметкерi, зац гылымдарыныц магистрi, Астана щ., Казащстан Республикасы, e-mail: Akhmetov.e@zqai.kz
Аннотация. Азаматтыщ щогам институттарын дамыту Казащстанды одан эр1 демо-кратияландыру ушт мацызды мэнге ие. Бул процесте Саяси партиялар улкен рвл атща-рады.
Сонымен щатар, цаз1рг1 уащытта халыщтыц эртурл1 топтарыныц мемлекеттж билт органдарында, саясатта цажетт1 вкшдтн, олардыц саяси щатысуын щамтамасыз ету бвлтнде Саяси партиялар туралы зацнаманы жет1лд1ру мэселелер1 эл1 де аз зерттелген, бул б1р1нш1 кезекте мугедек адамдарга щатысты.
Мащалада улттыщ зацнаманы жэне халыщаралыщ щужаттарды талдау нег1з1нде муге-дектг бар адамдардыц елдщ щогамдыщ-саяси вмгргне белсенд1 щатысуына щолжет1мд1л1к-тг щамтамасыз етуге багытталган зацнамалыщ шаралар усынылады.
«Казащстан Республикасындагы сайлау туралы» Казащстан Республикасыныц Консти- ^ туциялыщ зацына квотаны партиялыщ т1з1мдерд1 т1ркеу сатысында гана емес, мандат- jjj тарды бвлу сатысында да сащтау мтдеттштне багытталган тузетулерд1 енг1зу усы- И нылады. Сонымен б1рге халыщты цоргау саласындагы уэкшетт1 органныц мугедектт бар И адамдардыц сайлауга щатысуы уш1н щажетт1 шарт реттде щолжет1мд1 ортаны щамта- jjj масыз ету тэрт1б1н айщындауын квздеу усынылады.
«Саяси партиялар туралы» Казащстан Республикасыныц Зацында саяси партия мэс- А лихаттар депутаттыгына кандидаттардыц т1з1мдер1н бекту кезтде кандидаттар- А дыц жалпы саныныц кемтде отыз процент1 мвлшертде мугедектт бар адамдарды да о щамтуга тшс деп квзделген. ДД
«Казащстан Республикасында мугедектш бар адамдарды элеуметтт щоргау туралы» Е Казащстан Республикасыныц Зацында мугедектт бар адамдардыц сайлауга жэне сая- С си партиялардыц щызметте щатысуга басща азаматтармен щатар щол жетк1зу1н жэне В тец щущылы болуын щамтамасыз ететт щагидатты квздеу усынылады. Сондай-ащ, «щол- S жет1мд1 орта» угымын айщындау усынылады, оны тус1нд1ру Казащстан ратификация- А лаган Мугедектердщ щущыщтары туралы конвенцияга нег1зделген. °
TyrnHdi свздер: саяси партиялар, саяси щатысу, саяси вкшдт ету, сайлау, мугедектг о бар адамдар. о
в А
р №
4 7
2
issues of improving legislation on political parties and elections in order to ensure participation of persons with disabilities in the socio-political
life of the country
Sartayeva Natalya Abaevna
Chiеf Reseacher of the Departament constitutional, administrative legislation and public administration Institute of leqislation and Legal Information Republic of Kazakhstan, Doctor of Law, Associate Professor; Republic of Kazakhstan, Astana, e-mail: sartay12071969@mail.ru
Akhmetov Yerik B.
PhD student of the Faculty of Law of the L.N. Gumilyov Eurasian National University, Senior Researcher of the Department of Constitutional, Administrative Legislation and Public Administration of the Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan, Master of Law, Astana, e-mail: Akhmetov.e@zqai.kz
Abstract. The development of civil society institutions is importantfor thefurther democratization of Kazakhstan. Political parties play an important role in this process.
At present, the issues of improving legislation on political parties, in terms of ensuring the necessary representation of various groups of the population in public authorities, politics, and their political participation, have not been studied enough, and this primarily concerns persons with disabilities.
Based on the analysis of national legislation and international documents, the article proposes legislative measures aimed at providing the access ofpersons with disabilities to active participation in the socio-political life of the country.
It is proposed to amend the Constitutional Law of the Republic of Kazakhstan «On Elections in the Republic of Kazakhstan» in order to make it mandatory to comply with the quota, not only ^ at the stage of registration of party lists, but also at the stage of distribution of mandates. It is 8 also proposed to provide that the authorized body in the field ofpublic protection determine the £ procedure for ensuring an accessible environment as a necessary condition for the participation ^ of persons with disabilities in elections.
It is being recommended in the Law of the Republic of Kazakhstan «On Political Parties» that CL a political party, when approving the lists of candidates for deputies of maslikhats, must include persons with disabilities, for thirty percent of the total number of candidates.
It is stipulated to provide in the Law of the Republic of Kazakhstan «On the Social Protection
0 of Persons with Disabilities» а principle that ensures the accessibility and equal rights of persons
1 with disabilities, along with other citizen to participate in elections and the activities of political 'g parties. It is also suggested to define the definition of «accessible environment», the explanation о of which is based on the Convention on the Rights of Persons with Disabilities ratified by Kazakh-g stan.
Key words: political parties, political participation, political representation, elections, persons m with disabilities.
Ь
.о с;
ш £
Ч О X
о
< Введение
¡5 С момента обретения государственной
Р независимости Казахстан уверенно взял
Ь курс на построение демократического госу-
s дарства, формирование социально ориенти-
s рованной экономики, обеспечение социаль-
¡5 ного партнёрства и гражданского согласия,
оо политической и межнациональной стабиль-
DOI: 10.52026/2788-5291 2022 71 4 50
ности, развитие казахстанского патриотизма.
Одной из стратегических задач определено дальнейшее развитие институтов гражданского общества, которое имеет важное значение в динамично обновляющемся современном мире. Особенно это актуально в обществах, переживших структурную трансформацию, и находящихся в процессе
укрепления национальной государственности и ее институтов.
Особенности современного этапа государства характеризуются активизацией деятельности политических партий. Вопросы политических партий рассматриваются в работах ряда казахстанских и зарубежных ученых [1]. Так, С.К. Амандыкова и Н.А. Ибраева считают, что «политические партии как своеобразные посредники, обеспечивают доверительные взаимоотношения между гражданами нашей страны и органами государственного управления, в рамках своей программы осуществляют деятельность, благодаря которой соблюдается принцип политической стабильности и развития благосостояния народа» [2, с. 14].
Между тем, еще мало изучены вопросы совершенствование законодательства о политических партиях, в части обеспечения необходимого представительства различных групп населения в органах государственной власти, политике, их политического участия, и в первую очередь это касается лиц с инвалидностью.
Сарпеков Р.К. отмечает, что «роль Института законодательства и правовой информации в совершенствовании законотворческого процесса с самого его основания и по настоящий день обуславливается тем, что одним из основных направлений его деятельности является повышение эффективности нормотворческой деятельности, усиление роли правовой науки в обеспечении социально-экономического развития Казахстана» [3, с. 17].
В связи с чем, цель статьи заключается в том, чтобы на основе анализа национального законодательства и международных документов (рекомендаций), предложить отдельные новеллы, направленные по повышение активности участия лиц с инвалидностью в деятельности политических партий, а также в выборах.
Материалы и методы
С целью всестороннего анализа заявленной проблематики изучены международные документы (конвенция, рекомендации) и иные материалы. Также исследовались научные труды казахстанских и зарубежных ученых, проанализированы законы Республики Казахстан, регулирующие деятельность политических партий, выборы и социальную
2 Закон Республики Казахстан «О политических партиях» ступа 13 июля 2022 года).
защиту лиц с инвалидностью.
Методология включает в себя общенаучные, аналитические, формально-юридические, логические методы, а также сравнительно-правовой анализ.
Основные положения
Основные положения включают в себя две составляющие. Первая - изучение законодательных основ участия лиц с инвалидностью в деятельности политических партий, в выборах, а вторая - анализ международных документов (рекомендаций) по рассматриваемой теме.
Законодательные основы участия лиц с инвалидностью в деятельности политических партий, выборах. Правовые основы создания политических партий, их права и обязанности, гарантии деятельности, отношения политических партий с государственными органами и другими организациями определяет Закон Республики Казахстан «О политических партиях»2. Согласно статье 1 этого Закона политической партией признается добровольное объединение граждан Республики Казахстан, выражающее политическую волю граждан, различных социальных групп, в целях представления их интересов в представительных и исполнительных органах государственной го власти, местного самоуправления и участия Т в их формировании.
Статья 15-1 Закона Республики Казахстан и «О политических партиях» предусматривает Т особенности выдвижения от политической У партии кандидатов в депутаты Мажилиса А Парламента Республики Казахстан, масли- А хата. Пункт 1 этой статьи устанавливает, что о политическая партия при утверждении пар- Д тийных списков кандидатов в депутаты Ма- Е жилиса Парламента Республики Казахстан ь включает в них представителей трех кате- В горий: женщин, лиц, не достигших двадца- И тидевятилетнего возраста, лиц с инвалид- р ностью - в количестве не менее тридцати В процентов от общего числа кандидатов.
Отношения, возникающие при подго- и товке и проведении выборов Президента, ф депутатов Сената и Мажилиса Парламен- р та, маслихатов, акимов городов районного Ц значения, сел, поселков, сельских округов и и членов иных органов местного самоуправ- к ления Республики Казахстан регулирует №
Конституционный закон Республики Казах- (
2
//Информационно-справочная система «Юрист» (дата до- ^
ix
< ix
о в х
о
со О
СП <
< СП
ь
-О
ш £
ч О X
0 <
рл
1
X
ь
стан «О выборах в Республике Казахстан». Он также устанавливает гарантии, обеспечивающие свободу волеизъявления граждан Республики.
Часть вторая пункта 4 статьи 89 предусматривает, что в партийном списке количество представителей трех категорий: женщин, лиц, не достигших двадцатидевятилетнего возраста, лиц с инвалидностью - должно составлять не менее тридцати процентов от общего числа включенных в него лиц.
Кстати, как показывает современный электоральный опыт, для казахстанцев выборы являются политической ценностью. Так, Жусупова А.К. отмечает, что согласно шестой волне исследований проекта Всемирного исследования ценностей Р. Ингл-харта (2014 год), для Казахстана признаком демократии является то, что люди выбирают своих лидеров на свободных выборах, также многие согласны с тем, что выборы выступают существенным фактором экономического развития страны. Также данные этого опроса иллюстрируют, что для казахстанцев важна приверженность демократическим ценностям, и граждане признают значимость института выборов [4, С. 12].
Общественные отношения в области социальной защиты лиц с инвалидностью регулирует Закон Республики Казахстан «О социальной защите лиц с инвалидностью».3 Он определяет правовые, экономические и организационные условия обеспечения социальной защиты лиц с инвалидностью, создания им равных возможностей для жизнедеятельности и интеграции в общество.
В Законе определено, что государственная политика Республики Казахстан в сфере социальной защиты лиц с инвалидностью направлена на профилактику инвалидности; социальную защиту, в том числе реабилитацию, интеграцию лиц с инвалидностью в общество.
Анализ международных документов по обеспечению участия лиц с инвалидностью в общественно-политической жизни. В международной практике право людей с инвалидностью на участие в общественно-политической жизни признано в ряде политических соглашений и юридически обязательных документах. Например, Резолюция 61/16 от 13 декабря 2006 года принята Конвенция ООН «О правах инвалидов»4
(далее - Конвенция).
Статья 29 этой Конвенции содержит положения об участии инвалидов в политической и общественной жизни. В ней предусматривается, что государства-участники гарантируют инвалидам политические права и возможность пользоваться ими наравне с другими и обязуются обеспечивать, чтобы инвалиды могли эффективно и всесторонне участвовать, прямо или через свободно выбранных представителей, в политической и общественной жизни наравне с другими, в том числе имели право и возможность голосовать и быть избранными, в частности посредством:
-обеспечения того, чтобы процедуры, помещения и материалы для голосования были подходящими, доступными и легкими для понимания и использования;
-защиты права инвалидов на участие в тайном голосовании на выборах и публичных референдумах без запугивания и на выдвижение своих кандидатур для выборов, на фактическое занятие должностей и выполнение всех публичных функций на всех уровнях государственной власти — при содействии использованию ассистивных и новых технологий, где это уместно;
-гарантирования свободного волеизъявления инвалидов как избирателей и с этой целью — удовлетворения, когда это необходимо, их просьб об оказании им каким-либо лицом по их выбору помощи с голосованием;
-активно способствовать созданию обстановки, в которой инвалиды могли бы эффективно и всесторонне участвовать в управлении государственными делами без дискриминации и наравне с другими, и поощрять их участие в государственных делах, включая участие в неправительственных организациях и объединениях, работа которых связана с государственной и политической жизнью страны, в том числе в деятельности политических партий и руководстве ими;
-создание организаций инвалидов и вступление в них с тем, чтобы представлять инвалидов на международном, национальном, региональном и местном уровнях.
В 2011 году Управлением Верховного комиссара по правам человека был подготовлен доклад об участии лиц с инвалидностью в политической и общественной жизни. В нем отмечалось, что «Конвенция
3 Закон Республики Казахстан «О социальной защите лиц с инвалидностью» //Информационно-справочная система «Юрист» (дата доступа 25 июля 2022 года).
4 Конвенция о правах инвалидов //Информационно-справочная система «Юрист» (дата доступа 16 июля 2022 года).
просит правительства привлекать людей с ограниченными возможностями к принятию решений об их жизни. Некоторые правительства также поддерживают организации людей с ограниченными возможностями. Это делается для того, чтобы убедиться, что они могут помочь правительству с вещами, которые важны для людей с ограниченными возможностями. Например, эти организации могут сказать правительству, если дела плохи для людей с ограниченными возможно-стями».5
В рекомендациях ОБСЕ «Люди с инвалидностью и обеспечение их права на участие в общественно-политической жизни» отмечается, «что осуществление права на политическое участие тесно связано с рядом предварительных условий, выполнение которых необходимо для обеспечения людям с инвалидностью возможности принимать активное участие в жизни страны»6. Так, участие в политической жизни невозможно, если не созданы условия для доступа людей с инвалидностью, например, не приняты меры, позволяющие людям с физическими нарушениями принять участие в голосовании, или не организован сурдоперевод с целью обеспечить доступ к информации для людей с нарушениями слуха.
Обеспечение доступа - одно из предварительных условий участия людей с инвалидностью во всех сферах политической и общественной жизни, в том числе в выборах, деятельности демократических институтов, общественных собраниях и других формах гражданского участия.
«Доступная среда» означает, что информация, объекты инфраструктуры, транспорт, общественные собрания, демократические институты, избирательные участки и избирательные материалы доступны для людей с различными формами инвалидности, т. е. с физическими, психосоциальными, интеллектуальными, сенсорными нарушениями. Сюда относится представление информации в легко читаемом формате, использование шрифта Брайля, субтитров, аудиодубляжа, сурдоперевода.
Кроме того, необходимо обеспечивать «разумное приспособление» для людей со всеми видами инвалидности, а не только для людей с физическими нарушениями. Опре-
деление «разумного приспособления» дано в Конвенции, которое означает внесение необходимых и соответствующих конкретному случаю модификаций и оказание помощи в целях обеспечения людям с инвалидностью возможности играть активную роль в жизни общества, например, в трудовой сфере или политической жизни. Сюда будет входить, например, предоставление депутатам с инвалидностью личного помощника, с тем чтобы они могли работать в национальном парламенте. Государство обязано оказывать такую помощь, если это не становится несоразмерным или неоправданным бременем, в дополнение к принятию общих мер обеспечения доступности.
Создание благоприятной для такого взаимодействия обстановки предполагает соблюдение нескольких предварительных условий, таких как создание соответствующей нормативно-правовой базы и механизмов сотрудничества, а также оказание поддержки организациям людей с инвалидностью (в том числе в виде мер по развитию потенциала и финансовой помощи). Сюда относится, например, принятие законов, в которых признается право людей с инвалидностью на политическое участие и запрещается дискриминация по признаку инвалидности. Это также означает, что в национальных планах действий и стратегиях, касающихся людей с инвалидностью, должно уделяться внимание их участию в общественно-политической жизни страны»7.
Результаты и обсуждение
Анализ международных документов показал, что положения о гарантировании лицам с инвалидностью политических прав и возможностей пользоваться ими наравне с другими, в национальном законодательстве о политических партиях и выборах, отраслевом законе реализованы еще не в полной мере. В этой связи, для более полной реализации права лиц с инвалидностью на участие в общественно-политической жизни предлагается:
1) пункт 2 статьи 15-1 Закона Республики Казахстан «О политических партиях» определяет, что политическая партия при утверждении партийных списков кандидатов в депутаты маслихата включает в них
То
X
Т
ы А
о х о
Д А
сг
В
сп А
>
го О го О
X
е о
"О А
С
"О
5 Доклад об участии лиц с инвалидностью в политической и общественной жизни// https://www.ohchr.org/RU/Issues/ DisaЫU1y/Pages/ParticipationPoUticaAndPuЫicLife.aspx (дата доступа 18 июля 2022 года).
6 Рекомендации ОБСЕ «Люди с инвалидностью и обеспечение их права на участие в общественно-политической жизни» //https://www.osce.Org/files/f/documents/c/6/340251.pdf (дата доступа 18 июня 2022 года)
7 Рекомендации ОБСЕ «Люди с инвалидностью и обеспечение их права на участие в общественно-политической жизни» //https://www.osce.org/f^les/f/documents/c/6/340251.pdf (дата доступа 23 июля 2022 года).
4 7
женщин и лиц, не достигших двадцатидевятилетнего возраста, в количестве не менее тридцати процентов от общего числа кандидатов.
Полагаем, что действие вышеуказанного положения также должно распространяться и на лиц с инвалидностью, т.е. политическая партия при утверждении партийных списков в депутаты маслихата должна включать лиц с инвалидностью, в количестве не менее тридцати процентов от общего числа кандидатов, аналогично женщинам и лицам, не достигшим двадцатидевятилетнего возраста.
2) статья 97-1 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан» регулирует распределение депутатских мандатов по итогам голосования по партийным спискам. Часть третья пункта 5 этой статьи устанавливает, что при распределении депутатских мандатов количество представителей трех категорий: женщин, лиц, не достигших двадцатидевятилетнего возраста, лиц с инвалидностью - должно составлять не менее тридцати процентов от общего числа полученных партией депутатских мандатов.
Согласно Конвенции о правах инвалидов для реализации политических прав наиважнейшее значение имеет обеспечение досту-™ па к участию в выборах. ¡3 В связи с чем, предлагается предусмотри реть порядок обеспечения такого доступа ^г (его разработку и утверждение определить 1 в компетенции уполномоченного органа в
сфере социальной защиты населения). ^ 3) статья 5 Закона Республики Казахстан ^ «О социальной защите лиц с инвалидно-
0 стью» содержит перечень принципов госу-
1 дарственной политики в области социальной защиты лиц с инвалидностью - это законно ность, гуманность, соблюдение прав челове-< ка; гарантированность социальной защиты, с обеспечения доступности медицинской, со-<1 циальной и профессиональной реабилита-(З ции; доступности и равных прав лиц с инва-£ лидностью, наряду с другими гражданами, ^ на охрану здоровья, образование и свободен ный выбор рода деятельности, в том числе о трудовой; взаимодействия государственных т органов с общественными объединениями и ^ иными организациями, осуществляющими 5 функции по защите прав и законных интере-Ь сов лиц с инвалидностью.
Полагаем, что в этом перечне следует ^ предусмотреть принцип - доступности и £ равных прав лиц с инвалидностью, наряду с т другими гражданами, на участие в выборах
и деятельности политических партий.
Также для активного участия лиц с инвалидностью в деятельности политических партий и выборах следует решить ряд вопросов, создающих благоприятные условия, в их числе: доступа к информации для людей с нарушениями слуха и зрения; обеспечение качественным инклюзивным образованием, повышающим способность человека в полной мере раскрыть свой потенциал и стать участником общественно-политической жизни, и другие. В этих целях на законодательном уровне определить понятие «доступная среда», а порядок обеспечения доступной средой лиц с инвалидностью определить в компетенции уполномоченного органа в области социальной защиты населения.
Заключение
Заключение представляют собой проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения участия лиц с инвалидностью в деятельности политических партий и выборах», положения которого сформулированы по результатам проведенной научной работы (см. ниже).
«Проект
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения
участия лиц с инвалидностью в деятельности политических партий и выборах»
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1.В Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года «О выборах в Республике Казахстан»:
часть вторую пункта 4 статьи 89 изложить в следующей редакции:
«В партийном списке количество представителей трех категорий: женщин, лиц, не достигших двадцатидевятилетнего возраста, лиц с инвалидностью - должно составлять не менее тридцати процентов от общего числа включенных в него лиц. Участие лиц
с инвалидностью должно обеспечиваться доступной средой в порядке, утвержденном уполномоченным органом в области социальной защиты населения».
2. В Закон Республики Казахстан от 15 июля 2002 года «О политических партиях»:
пункт 2 статьи 15-1 изложить в следующей редакции:
«2. Политическая партия при утверждении партийных списков кандидатов в депутаты маслихата включает в них женщин, лиц, не достигших двадцатидевятилетнего возраста и лиц с инвалидностью, в количестве не менее тридцати процентов от общего числа кандидатов.».
3. В Закон Республики Казахстан от 13 апреля 2005 года «О социальной защите лиц с инвалидностью»:
1) статью 1 дополнить подпунктом 4-1) следующего содержания:
«4-1) доступная среда - совокупность мер, обеспечивающих лиц с инвалидностью наравне с другими к физическому окружению, к общественно-политической жизни,
включая участие в деятельности политических партий и выборах, к транспорту, к информации, связи, информационно-коммуникационным технологиям, а также к другим объектам, услугам и процессам;»;
2) подпункт 3) статьи 5 изложить в следующей редакции:
«3) доступности и равных прав лиц с инвалидностью, наряду с другими гражданами, на участие в выборах и деятельности политических партий, охрану здоровья, образование и свободный выбор рода деятельности, в том числе трудовой;»;
3) пункт 1 статьи 7 дополнить подпунктом 9-9) следующего содержания:
«9-9) разрабатывает и утверждает правила обеспечения доступной средой лиц с инвалидностью для их активного участия в общественно-политической жизни государства.»
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.»
литература
1. Амандыкова С.К., Ибраева Н.А. Демократизация и роль политических партий в избирательной системе Республики Казахстан //Вестник Карагандинского университета. Серия «Право». - № 2 (102). -2021. -С. 14-21; Байпаков М. Партийная система как элемент и модернизации Казахстан //Казахстан-Спектр. Научный журнал. - № 4 (92). - 2019. - С. и 104-117; Байпаков М., Коновалов С., Кучинская Политические партии и социально-эконо- И мическое развитие Казахстана: эффект отражения //Казахстан-Спектр. Научный жур- С нал. - № 1 (79). - 2017. - С. 20 -29; Басов Ф. А. Трансформация партийной системы Герма- Т нии //Мировая экономика и международные отношения. - № 2, том 65. - 2021. -С. 29-36; q Вершинин А. Институт первичных внутрипартийных выборов в России ив зарубежных А странах: особенности конституционно-правового регулирования //Сравнительное кон- g ституционное обозрение. -№ 2 (129). - 2019. -С. 33-50); Гуселетов Б.П. О трансформа- g ции института политических партий в эпоху глобализации на примере Европы //Мировая q экономика и международные отношения. - № 5, том 65. - 2021. - С. 28-38; Князева М. Л Политологический анализ роли российских политических партий в современных условиях // q Власть. - № 7. - 2010. - С. 31-34; Решетников О.М. Партии в законодательстве России // > Актуальные проблемы современной науки. - № 3. -20147. - С. 97-101; Степанченко В. Век- П тор трансформации политической системы России: феномен малопартийности //Власть. В - № 9. - 2009. - С. 21-23. о
2. Амандыкова С.К., Ибраева Н.А. Демократизация и роль политических партий в из- > бирательной системе Республики Казахстан //Вестник Карагандинского университета. Н Серия «Право». - № 2 (102). -2021. -С. 14-21. g
3. Сарпеков Р.К. Вопросы обеспечения публичности в законопроектной деятельности А и модернизации научной правовой экспертизы в сфере принятия в Республике Казахстан И законодательных поправок по вопросам совершенствования нормотворчества //Вестник g Института законодательства и правовой информации РК - № 1 (64). -2021. - С. 13-21.
4. Жунусова А.К. Причины недоверия казахстанских граждан к институту выборов на 4 основе мониторинга СМИ // Философия, мэдениеттану, саясаттану сериясы. №1 (71). 1 2020. 2
references
1. Amandykova S.K., Ibraeva N.A. Demokratizacija i rol'politicheskih partij v izbiratel'noj sisteme Respubliki Kazahstan //Vestnik Karagandinskogo universiteta. Serija «Pravo». - № 2 (102). -2021. -S. 14-21; Bajpakov M. Partijnaja sistema kak jelement modernizacii Kazahstan // Kazahstan-Spektr. Nauchnyj zhurnal. - № 4 (92). - 2019. - S. 104-117; Bajpakov M., Konovalov S., Kuchinskaja Politicheskie partii i social'no-jekonomicheskoe razvitie Kazahstana: jeffekt otrazhenija //Kazahstan-Spektr. Nauchnyj zhurnal. - № 1 (79). - 2017. - S. 20 -29; Basov F. A. Transformacijapartijnoj sistemy Germanii //Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija.
- № 2, tom 65. - 2021. -S. 29-36; Vershinin A. Institutpervichnyh vnutripartijnyh vyborov v Rossii iv zarubezhnyh stranah: osobennosti konstitucionno-pravovogo regulirovanija //Sravnitel'noe konstitucionnoe obozrenie. -№ 2 (129). - 2019. -S. 33-50); Guseletov B.P. O transformacii instituta politicheskih partij v jepohu globalizacii na primere Evropy //Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija. - № 5, tom 65. - 2021. - S. 28-38; Knjazeva M. Politologicheskij analiz roli rossijskih politicheskih partij v sovremennyh uslovijah //Vlast'. - № 7. - 2010. - S. 3134; Reshetnikov O.M. Partii v zakonodatel 'stve Rossii //Aktual'nye problemy sovremennoj nauki.
- № 3. -20147. - S. 97-101; Stepanchenko V. Vektor transformacii politicheskoj sistemy Rossii: fenomen malopartijnosti //Vlast'. - № 9. - 2009. - S. 21-23.
2. Amandykova S.K., Ibraeva N.A. Demokratizacija i rol'politicheskih partij v izbiratel'noj sisteme Respubliki Kazahstan //Vestnik Karagandinskogo universiteta. Serija «Pravo». - № 2 (102). -2021. -S. 14-21.
3. Sarpekov R.K. Voprosy obespechenija publichnosti v zakonoproektnoj dejatel'nosti i modernizacii nauchnoj pravovoj jekspertizy v sfere prinjatija v Respublike Kazahstan zakonodatel'nyhpopravokpo voprosam sovershenstvovanija normotvorchestva //Vestnik Instituta zakonodatel 'stva i pravovoj informacii RK - № 1 (64). -2021. - S. 13-21.
4. Zhunusova A.K. Prichiny nedoverija kazahstanskih grazhdan k institutu vyborov na osnove monitoringa SMI//Filosofija, madeniettanu, sajasattanu serijasy. №1 (71). 2020.
in in O IN
oi
CL
<
<
s
X