Научная статья на тему 'Правовые основы представления и защиты экологических прав человека политическими партиями в узбекистане'

Правовые основы представления и защиты экологических прав человека политическими партиями в узбекистане Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
221
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ЗАЩИТА ПРАВ / УЗБЕКИСТАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Икрамов Равшан Актамович

В статье рассматриваются вопросы об экологических правах человека и гражданина, имеющих в современных условиях важнейшее значение, однако до сего времени не получивших специального закрепления в действующем законодательстве Республики Узбекистан и не конкретизированных в программных документах политических партий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы представления и защиты экологических прав человека политическими партиями в узбекистане»

йМ

Икрамов Равшан Актамович,

декан юридического факультета Национального университета Узбекистана (НУУз), кандидат юридических наук, доцент (г. Ташкент)

правовые основы представления и защиты экологических прав человека политическими партиями в узбекистане

В настоящее время политические партии Узбекистана выступают не только как звено, осуществляющее основные цели и задачи гражданского общества, но и как важная составляющая общественных объединений, призванных представлять интересы определенных слоев населения и защищать их. В этом плане им отводится наиболее важная роль по сравнению с другими институтами гражданского общества в области защиты прав и интересов человека и гражданина.

Президент Республики Узбекистан И. Каримов на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 12 ноября 2010 года в своем докладе, посвященном «Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране», подчеркивая объем работы, проделанной этими институтами, отметил: «Гражданские институты, негосударственные некоммерческие организации в настоящее время являются важным фактором защиты демократических ценностей, прав, свобод и законных интересов людей, создают условия для реализации гражданами своего потенциала, повышения их общественной, социально-экономической активности и правовой культуры, способствуют поддержанию баланса интересов в обществе» [1, с. 42].

Защита прав и свобод человека, его законных интересов, среди которых особое место занимают экологические права человека, является основной задачей деятельности политических партий в качестве важного института гражданского общества. В этом плане представление и защита политическими партиями экологических прав человека имеет свои особенности и правовую характеристику.

В законе Республики Узбекистан «Об охране природы» [2], принятом в 1992 году, содержится положение о том, что «граждане имеют право на благоприятную окружающую среду». Именно данное положение является основанием считать

наличие экологических прав человека в Узбекистане. Наряду с этим в законодательстве содержатся и другие положения, в которых в той или иной форме закреплены экологические права.

Следует подчеркнуть, что о существовании экологических прав человека первоначально, т.е. до их законодательного закрепления, говорилось в юридической литературе. Так, еще в 1990 году профессор В.В. Петров, говоря об экологических правах человека, выделял три разновидности таких прав:

1) право человека на благоприятную окружающую среду;

2) право защиты человеческого здоровья от отрицательных влияний окружающей среды;

3) право человека на участие в защите окружающей среды... [3, с. 12].

По мнению российского ученого профессора О.А.Дубовика, экологические права граждан - это совокупность прав индивида, то есть человека и гражданина, закрепленных в международных документах, Конституции РФ, специальных экологических и однородных с ним законодательных актах, возникающие в отношениях между ним и окружающей средой и обеспечивающиеся удовлетворением его основных потребностей в этой сфере [4, с. 195].

В этом плане профессор М.М. Бринчук экологические права человека описал как признанное и закрепленное право индивида, обеспечивающее удовлетворение разнообразных потребностей человека во взаимоотношениях с природой [5, с. 131].

В отличие от вышеназванных ученых профессор А.К. Голиченков выделяет три качества экологических прав человека:

1) представляет собой правовой институт;

2) элемент эколого-правовых отношений;

3) элемент правового статуса субъектов экологических правовых отношений [6, с. 28].

Разнобой в определении понятия экологических прав человека объясняется положениями

№ 3 (27) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан

международных документов относительно экологических прав человека.

Необходимо отметить, что отсутствие в настоящее время в законодательстве точного понятия «экологических прав человека» может давать пищу для появления спорных вопросов вокруг однозначного понимания этого термина. Значит, впредь могут возникать различные мнения о подобных правах и их составных элементах у ученых юристов-экологов.

Из вышеуказанного следует, что экологические права человека - это общее выражение, в подлинном смысле это понимается как группа прав, относящихся к использованию природных ресурсов в отношениях человека с окружающей средой.

Главной особенностью экологических прав человека является то, что они, в отличие от личных, политических, экономических и социальных прав, не систематизированы, а также не закреплены в Конституции или даже в других законах в виде «экологических прав».

Экологические права человека в разных формах отражены в законах Республики Узбекистан «Об охране природы», «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране и использовании животного мира», «О государственном санитарном надзоре», «О воде и водопользовании».

Согласно нормам этих законов, к различным видам экологических прав человека относятся:

1) право на благоприятную окружающую среду;

2) право на защиту своего здоровья от отрицательных воздействий окружающей среды;

3) право на взыскание ущерба, нанесенного здоровью человека или его имуществу;

4) право на предъявление иска о прекращении экологически вредной деятельности;

5) право на получение экологической информации;

6) право на вхождение в общественные объединения;

7) право на проведение экологической экспертизы;

8) право на осуществление общественного надзора.

Обеспечение и защита экологических прав человека осуществляется в основном уполномоченными на то государственными органами власти и управления. Кроме того, в осуществлении данной деятельности непосредственное участие принимают институты гражданского общества, к которым относятся и политические партии.

Однако в юридической литературе трудно найти специальные разработки относительно роли политических партий в представлении и

защите экологических прав человека. Поэтому изучение вопросов, касающихся такой деятельности, является весьма актуальным. Важным является не только сама сущность вопроса, но и выявление и анализ тех постулатов, на которых основывается экологическая деятельность политических партий. В этом плане особое значение имеет исследование правовых основ данной деятельности.

При рассмотрении вопроса представления и защиты экологических прав человека следует иметь в виду одно важное обстоятельство: эти общественные объединения не имеют непосредственного отношения к такой деятельности. Здесь их роль сводится в основном в принятии участия или оказании содействия в осуществлении такой деятельности.

Полномочия участия политических партий в осуществлении важных функций государства и общества ярко выражены в первой статье Закона «О политических партиях», где сказано: «Политической партией является добровольное объединение граждан Республики Узбекистан, образованное на основе общности взглядов, интересов и целей, стремящееся к осуществлению политической воли определенной части общества в формировании органов государственной власти и принимающее участие через своих представителей в управлении государственными и общественными делами.» [7].

Правила, касающиеся осуществления политическими партиями прав граждан, можно увидеть и в Законе Республики Узбекистан «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан». Согласно ст. 3 данного Закона, общественные объединения создаются в целях реализации и защиты гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод.

Наряду с этим, привлекает внимание, что в этом Законе указаны гражданские, политические, экономические, социальные и культурные виды прав и свобод человека, но вместе с тем в нем имеется пробел по поводу экологических прав граждан. Необходимость закрепления в данном Законе положения об экологическом праве человека вытекает из понятия общественного объединения.

Попробуем доказать свое мнение, основываясь на понятии общественного объединения, закрепленном в статье 1 Закона. Согласно данной статье, «общественным объединением является добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся для совместной реализации их прав, свобод и законных интересов в сфере поли-

8

тики, экономики, социального развития, науки, культуры, экологии и других областях жизни».

Из этого следует, что Закон признал существование интересов граждан в области экологии. А что касается экологических прав - допустил упущение. Но это не означает того, что общественные объединения не имеют отношения к экологическим правам человека. Экологические права человека наряду со всеми другими правами и свободами граждан, входят в «интересы» общественных объединений и политических партий.

Деятельность политических партий, относящаяся к экологическим правам человека, осуществляется, исходя из принципов их создания и деятельности, указанных в статье 3 данного Закона.

Среди них выделяется принцип «создание политических партий в целях осуществления прав и свобод граждан». На основе этого принципа можно считать, что политические партии имеют права осуществлять деятельность по представлению и защите любых прав и интересов граждан, в том числе экологических.

В качестве аргументации вышесказанного можно указать на положение Устава Народной демократической партии Узбекистана, где сказано, что основной целью НДП Узбекистана является обеспечение спокойного проживания, надежной защиты чести и достоинства, конституционных прав и человеческих свобод каждой семьи и человека труда, независимо от их национальности, религии, политических убеждений, социального положения и происхождения [8]. Точно такая же цель содержится в Уставе социально-демократической партии Узбекистана «Адолат» [9].

Участие в решении экологических проблем отражено в программах почти всех политических партий. Так, в Программе Движения предпринимателей и деловых людей - Либерально-демократической партии Узбекистана (далее - ЛиДеП Уз), принятой в 2004 году, закреплены следующие положения: «Партия ведет свою политику на основе создания всех необходимых обстоятельств в целях обеспечения безопасности человеческой жизни, в формировании духовно-физического здорового поколения и сохранения национального генофонда. Партия стремится создать экономическую систему заинтересованности защиты окружающей среды и разумного использования природных ресурсов пользователями природы, обеспечить вхождение республики в международные системы для решения экологических проблем» [10, с. 13].

В этой программе указаны правила и положения, относящиеся к правам и интересам челове-

ка, и необходимо отметить, что они заключают в себе проблемы экологических прав человека. Наряду с этим отмечено, что ЛиДеП Уз является сторонником гармоничного развития и создания практической системы осуществления интересов человека [10, с. 11].

Предвыборные программы играют особую роль среди документов, определяющих правовые основы деятельности политических партий. В этих документах политические партии более конкретно определяют свои функции в области экологических прав и экологических проблем. Вместе с тем, следует обращать внимание на задачи, указанные в предвыборных программах Социально-демократической партии Узбекистана «Адолат». Как отмечено в этом документе, «создание устойчивых экологических основ экономики и достижение беспрекословного выполнения их правовых норм, обновление производственных предприятий с вредным воздействием на окружающую среду, обеспечение применения экологически чистых технологий и безопасного сырья» входит в функции партии [11, с. 5].

Деятельность политических партий в области представления и защиты экологических прав человека осуществляется разными формами и методами. Однако, несмотря на наличие правовых предписаний, практика осуществления этих задач развивается слишком медленно. Причиной тому является то, что в Законе «О политических партиях» не указаны конкретные полномочия относительно защиты прав и интересов граждан.

Что входит в круг конкретных полномочий политических партий? Они указаны в статье 12 Закона «О политических партиях». Согласно этой статье, политические партии имеют право:

- свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои идеи, цели и решения;

- участвовать через своих представителей в выборных государственных органах в подготовке соответствующих решений;

- участвовать в установленном законом порядке в выборах Президента Республики Узбекистан, органов государственной власти;

- проводить собрания, конференции и другие мероприятия, связанные с деятельностью партии;

- в порядке, предусмотренном законодательством, учреждать средства массовой информации и пользоваться другими средствами массовой информации;

- вступать в союзы (блоки) с политическими партиями Республики Узбекистан, договорные отношения с ними и другими общественными объединениями.

№ 3 (27) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан

Политические партии могут иметь и иные права, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Узбекистан.

Из вышеуказанного следует, что такое полномочие как, например, представление и защита экологических прав человека, у политических партий отсутствует. Такое полномочие не предусмотрено и в Законе «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан».

Несмотря на это, можно полагать, что политические партии все же осуществляют деятельность по представлению и защите прав и свобод человека, в том числе экологических прав, исходя из возложенных на них задач. Такая деятельность существляется следующими формами и способами:

во первых, политические партии могут служить как бы механизмом усиления гарантий обеспечения государственными органами экологических прав человека;

во-вторых, широко пропагандировать правовые основы, требования и положения экологического правопорядка среди широких народных масс, призывать их к безоговорочному соблюдению законов в этой сфере, развивать правовую культуры населения;

во-третьих, «мобилизовать» свои усилия на участие в выборах в представительные органы государственной власти, участвовать при под-

готовке постановлений, принимаемых органами государственной власти и управления, а также общественными объединениями;

в-четвертых, распространять информацию через СМИ по вопросам прав человека, анализировать деятельность государственных и негосударственных органов, допустившие правонарушения и проводить обсуждения в прессе;

в-пятых, осуществлять общественный контроль над обеспечением экологических проблем человека.

Как подчеркнуто в программе Либерально-демократической партии Узбекистана, «партия является сторонником увеличения роли представительных органов в процессе построения государства и общества, создания эффективной системы установления общественного надзора над деятельностью исполнительной власти, в том числе военизированных объединений» [10, с. 6-7]. Следовательно, партия обращает большое внимание на использование широких возможностей общественного контроля.

Таким образом, в настоящее время партийное законодательство следует совершенствовать, исходя из указанной в Законе «О политических партиях» цели по реализации прав и свобод граждан с тем, чтобы в законах содержались конкретные положения об их полномочиях по представлению и защите прав и свобод человека, включая экологические права.

Список литературы

1. Каримов И. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. Доклад на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 12 ноября 2010 года. - Ташкент: «Узбекистан», 2010 г., с. 42.

2. Вестник Верховного Совета Республики Узбекистан, статья 38, № 1, 1993 года; Вестник Олий Мажлиса Республики Узбекистан, статья 118, № 6, 1995 года; статья 126, № 4-5, 1997 года; статья 20, № 1, 1999 года; статья 153, № 5-6, статья 217, № 7-8, 2000 года; статья 165, № 9, 2002 года; статья 149, № 9-10, 2003 года; статья 90, № 5, 2004 года; статья 18, № 1, 2005 года; Вестник палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, статья 536, № 10, 2006 года.

3. Петров В.В. Экологическое право и реальность // Вест. МГУ. Сер. 11. Право. 1990. № 3.

4. Дубовик О.Л. Экологическое право. Учебник, изд. 3. - М.: Проспект, 2010.

5. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). Учебник. - М.: Юрист, 1998.

6. Голиченков А.Г. Экологические права и обязанности в их новейшем понимании / Актуальные проблемы теории права и государства и экологического права. Сборник научных статьей. изд. 2. -М.: Юридический институт МГУПС, 2000.

7. Вестник Олий Мажлиса Республики Узбекистан, статья 36, № 2, 1997 года; статья 229, № 9, 1999 года; статья 18, № 1-2, статья 90, № 5, 2004 года; статья 18, № 1, 2005 года; Вестник палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, статья 163, № 4, 2007 года; статья 637,640, № 12, 2008 года.

8. Устав НДП Уз. Раздел 1. Часть 2. - Ташкент, 2005, ст. 1.

9. Устав СДП Уз. «Адолат» (Новая редакция), часть 2.1. - Ташкент, 2006, ст. 2.

10. Программа Движения предпринимателей - ЛиДеП Уз. - Ташкент, 2004.

11. Предвыборная программа СДП Уз «Адолат». - Ташкент, 2009.

Мацалада цазгргг замандагы зор мацыздылыгы бар, алайда, осы кунге детн Озбекстан Республикасыныц арнайы зацнамаларында бекттмеген жэне саяси партиялардыц жоспарлыц цужаттарында реттелмеген адам мен азаматтыц экологиялыц цуцыцтары туралы мэселелер царастырылган.

ТYйiн свздер: экологиялыц цуцыцтыр, саяси партиялар, цуцыц цоргау, Озбекстан.

В статье рассматриваются вопросы об экологических правах человека и гражданина, имеющих в современных условиях важнейшее значение, однако до сего времени не получивших специального закрепления в действующем законодательстве Республики Узбекистан и не конкретизированных в программных документах политических партий.

Ключевые слова: экологические права, политические партии, защита прав, Узбекистан.

The questions about the environmental rights of man and citizen, having in the present conditions of critical importance, but so far have not received a special fixing in the current legislation of the Republic of Uzbekistan, and are not specified in the program documents of political parties.

Key words:

Равшан Актамович Икрамов,

Эзбекстан Республикасыныц ¥лттьщ университет зац факультетшщ деканы, з.г.к., доцент (Ташкент

Эзбекстан РеспубликасындаFы саяси партиялардыц адамнын экологиялыц к^кыктарын екшдж етуi мен к;орFаудыц к^кыктык; негiздерi

Икрамов Равшан Актамович,

декан юридического факультета Национального университета Узбекистана (НУУз), к.ю.н., доцент (г. ташкент)

Правовые основы представления и защиты экологических прав человека политическими партиями в Узбекистане

Ikramov Ravschan Aktamovich,

Deсan of the Law Faculty of the National University of Uzbekistan (NUU), c.j.s., docent (Tashkent)

Legal basis of representation and protection of environmental rights by political parties in Uzbekistan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.