Научная статья на тему 'Некоторые особенности партийно- политической системы республики Узбекистан'

Некоторые особенности партийно- политической системы республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
783
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности партийно- политической системы республики Узбекистан»

Н. Кулешова,

политолог

(ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова) НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Узбекистан, как и другие советские республики, после распада СССР пошел по пути экономического реформирования, начал политическое переустройство и сегодня выступает самостоятельным субъектом международной политики. Следует вспомнить, что в период существования СССР политические процессы в республиках во многом определялись Центром, однако именно этот период характеризуется интенсивным генезисом кланов в Узбекистане.

Взаимодействие между Центром и политической элитой Узбекистана в лице политических кланов строилось на основе взаимного обмена ресурсами и лояльностью со стороны узбекского населения, что способствовало стабильности в регионе и вполне устраивало Центр. Эксперты отмечают, что пик расцвета политических кланов республики пришелся на период «застоя». Для Узбекистана этого периода не характерно присутствие на политической арене сильных националистических настроений. Возникавшие сепаратизм и антирусские настроения эффективно подавлялись силовыми ведомствами, так как руководству республики было выгодно сохранять баланс сил, который служил гарантией сохранения их собственной власти.

Выбранная республикой после обретения независимости модель индустриализации «нешоковой терапии» позволила уже к 2000 г. достичь уровня ВВП 1991 г. [1]. При этом политическая система республики трансформировалась из коммунистической в автократическую, власть сконцентрировалась в руках президента и политических кланов.

Современная узбекская политическая система во многом является продолжением советской. По Конституции 1992 г. Узбекистан представляет собой президентскую республику. Вся власть, политические и законодательные инициативы сосредоточены в руках президента. Президент наделен личным иммунитетом от любого судебного преследования. Ни одна государственная инстанция не может отменить данного иммунитета. После оконча-

ния срока президентских полномочий глава государства обретает статус пожизненного члена второй палаты парламента - сената.

Президент назначает и отзывает глав (хокимов) 12 регионов республики. Нижний уровень политической власти представлен фигурой раиса - председателя комитета махаллы, который обычно состоит из пяти-шести аксакалов. Характерная черта современной политической системы Узбекистана - это активное присутствие в политической жизни страны особых групп лояльностей, которые включают в себя отдельные семьи, роды, махали и соседские общины. Важно отметить, что кланы принимали самое активное участие в политическом переустройстве страны, результатом которого стал авторитарный режим. Сегодня в Узбекистане создана политическая система, которая отвечает всем характеристикам авторитарного режима (с определенной степенью подотчетности институтов). Несмотря на то что оказались переняты многие советские практики, одной из основных черт остается важность так называемого неформального сектора. Необходимо отметить некоторые особенности данного процесса: формирование государственных институтов, отвечающих интересам кланов и личности президента, концентрация экономических ресурсов, контроль над силовыми ведомствами, усиление роли главы государства и некая независимость от клановых отношений.

Таким образом, с самого начала своего правления Каримов был поставлен в определённую зависимость от кланов. Важным условием сохранения его власти является сохранение баланса между региональными кланами, не допуская преобладания какого-либо одного из них, укрепление их позиций и доступ к ресурсам. Ислам Каримов привел к власти представителей клановых элит. В период прихода Каримова к власти самыми значительными кланами, интересы которых должен был учесть президент, считались ферганский, джизакский, самаркандский, кашкадарьинский и хорезмский кланы. Президент был вынужден заполнять государственные посты выходцами из перечисленных кланов. В формировании и структуре госаппарата решающую роль играет соперничество региональных фракций, получающих тем самым доступ к ресурсам общества. Важно отметить, что, несмотря на то что сам Каримов принадлежал к самаркандскому клану, он ограничил власть представителям этого клана. Каримов восстановил в правах ферганский и хорезмский кланы. Влиятельным выходцем из последнего клана был Мухамад Салих (Салой Мадаминов) - глава оппозиционной партии «Эрк» («Свобода»), который был вынужден

покинуть республику, так как являлся непримиримым оппонентом действующего президента.

В настоящее время в окружение президента входят, в основном, представители ташкентской элиты. Таким образом, можно констатировать важную роль кланового фактора в современных политических процессах узбекского государства.

Сегодня президент республики выступает гарантом сбалансированных взаимоотношений между политическими кланами, группами и отдельными лидерами. Однако, в случае его ухода с политической арены, борьба за власть может в будущем иметь непредсказуемый характер. Таким образом, потенциальная политическая нестабильность в Узбекистане может привести к росту активности радикальных экстремистов, что в свою очередь создаст нестабильность и определенную угрозу и в Центрально-Азиатском регионе, и для России.

Конституция Республики (главы У11-Х) гарантирует гражданам ряд демократических прав и свобод: слова, собраний, религиозных взглядов, владения собственностью, этническое и гендер-ное равенство. Конституция также гарантирует всем гражданам равенство избирательного права, свободы политических движений и объединений, при условии, что их деятельность не посягает на государственный строй республики, разжигание национальной, религиозной и другой розни и если она не направлена на дестабилизацию правопорядка в стране. Изменения в Конституцию Республики Узбекистан вносятся в порядке закона, принимаемого по итогам голосования, на котором за них должны проголосовать как минимум 2/3 от общего числа депутатов нижней и верхней палат парламента Олий Мажлис.

Принятые в 1996 г. Закон Республики Узбекистан «О политических партиях» и Закон 2004 г. «О финансировании политических партий» легитимизируют создание и действие добровольных объединений страны, они также направлены на совершенствование и повышение роли политических партий в жизни общества. Последний из указанных законов определил источники, основные принципы, доступность сведений о финансировании, целевое использование финансовых и иных средств; порядок государственного финансирования уставной деятельности и участия политических партий в выборах в Законодательную палату и другие представительные органы государственной власти, деятельности фракций в Олий Мажлисе и т.п.

В Республике Узбекистан в настоящее время юридически зарегистрированы и действуют пять политических партий - Народно-демократическая партия, Социал-демократическая партия «Адолат», Национально-демократическая партия «Миллий тикла-ныш», Национально-демократическая партия «Фидокорлар», Движение предпринимателей и деловых людей - Либерально-демократическая партия Узбекистана. Политические партии осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, Законом «О политических партиях» и другими законодательными актами. Представительство политических партий в Законодательной палате Олий Мажлиса, например, по итогам выборов в декабре 2004 г. - январе 2005 г., представлено следующим образом (см. табл.).

Таблица

Представительство партий

Партия Число мест Представительство (в %)

Движение предпринимателей и деловых людей - Либерально-демократическая партия 41 34,2

Народно-демократическая партия Узбекистана 28 23,3

Национально-демократическая партия «Фидокорлар» 18 15

Национально-демократическая партия «Миллий Тикланиш» 11 9,2

Социал-демократическая партия «Адолат» 10 8,3

Кандидаты, выдвинутые инициативными группами граждан 12 10

Ведущей партией Узбекистана (партией «власти») официально является Народно-демократическая партия Узбекистана (НаЦ Бешокгайк Рагйуа81), которая была зарегистрирована в ноябре 1991 г., трансформировавшись из Коммунистической партии республики. Партия декларирует, что она поддерживает приверженность к рыночной экономике и многопартийной системе и полностью поддерживает политический курс президента Каримова. Сохранив во многом кадровую и организационную структуру компартии, НДП является достаточно массовой партией (членов партии около 600 тыс. человек). Президент Каримов в июне 1996 г. вышел из рядов партии и покинул пост ее председателя. Однако этот тактический ход не означат полного прекращения контроля

над ней, тем более что избранные от этой партии депутаты заняли более половины мест в министерствах. Преемник главы государства на посту председателя партии, А. Джалолов, принял участие в выборах 1999-2000 гг. в качестве соперника Каримова на пост президента, получив поддержку лишь 4,2% голосов избирателей; почти все члены НДП отдали голоса за Ислама Каримова, что подтверждает сохранение за партией имиджа президентской партии.

Национально-демократическая партия «Фидокорлар» («Самоотверженные») существует с декабря 1998 г., создана в ответ на предложение Каримова создать новую партию «некоррумпированных, более молодых лидеров будущего». В результате выборов, состоявшихся в декабре 1999 г., партия получила 34 мандата в нижней палате Олий Мажлиса. Именно «Фидокорлар» сыграла решающую роль в расширении избирательской базы в поддержку президента на выборах президента в январе 2000 г. В апреле 2000 г. НДПФ и умеренно-консервативная партия «Прогресс Отечества» (Уа1аи Тап^уой), основанная в 1992 г., официально объявили о слиянии, оставив имя «Фидокорлар». В июле 2000 г. был первый съезд объединенной НДПФ. Численность партии составляет свыше 45 тыс. человек (2004). Ее члены - это в основном предприниматели, представители интеллигенции и молодежь.

Социал-демократическая партия «Адолат» («Справедливость») была образована в 1990 г. В феврале 1995 г. партия заявила, что поддерживает курс президента и отказывается от членов партии - исламских интеллектуалов, которые навязывали ей радикализм. Партия насчитывает в своих рядах около 60 тыс. человек (2006).

Еще одной партией, пользующейся популярностью в среде узбекской интеллигенции и разделяющей курс президента Каримова, является созданная в 1995 г. Демократическая партия «Национальное возрождение» («МПИу Т1к1аш8Ь Рагйа81»). В качестве своей основной цели она объявила политическую работу в интересах «национального прогресса и национального сознания», руководствуясь либеральными принципами, с учетом узбекской специфики. Партия добилась некоторых успехов на выборах 1999 г., обретя десять мандатов в нижней палате Олий Мажлиса (парламент). Однако добиться значительных результатов на выборах 2004 г. она уже не сумела.

По инициативе властей в 2003 г. была создана Либерально-демократическая партия (УзЛиДеП), которая рассматривается как движение предпринимателей и деловых людей. Она зарекомендо-

вала себя как партия, защищающая интересы собственников, предпринимателей и частного капитала. Партия стала широко известна, когда в феврале 2005 г. ей удалось возглавить Демократический блок в составе «Фидокорлар» и «Адолат» в нижней палате парламента.

Рассматривая партийно-политическую систему Узбекистана, следует обратить внимание и на роль оппозиции. Однако действующее законодательство весьма существенно ограничивает поле деятельности оппонентов. В республике существуют и оппозиционные незарегистрированные или запрещенные партии и общественно-политические движения. По мнению экспертов, оппозиция президента и правительства условно могла быть разделена на три группы: 1- национально-демократическая, которая выступает за создание демократического гражданского общества; 2 - клановая, основанная на межклановых противоречиях; 3 - исламская, которая ставит своей целью создание исламского государства. Обращает на себя внимание тот факт, что требования оппозиции включают и непременное учитывание национальной специфики.

Анализируя реальность Узбекистана, трудно не заметить еще одну особенность узбекской модели - решающую роль государства в экономических и политических реформах, в современном узбекском обществе. Сегодня мы констатируем, что Узбекистан представляет собой одно из самых тоталитарных государств региона, в республике создан жесткий режим автократического типа. Рассматривать авторитарный режим в Узбекистане следует, однако, в строго историческом контексте: мы не можем отрицать, что созданная система управления после приобретения независимости позволила осуществить модернизационные процессы в республике. Изжил ли себя авторитарный режим, позволит ли современный этап развития Узбекистана перейти на другой -демократический путь развития, покажет время. Представляется, что дальнейшее, более «высокотехнологичное» развитие общества невозможно в условиях авторитаризма.

Процесс развития новых независимых государств Центрально-Азиатского региона показал, что демократия не является универсальной формой организации общества и не может быть привнесена извне. Очевидно, что с провозглашением курса демократии, и даже с внедрением институциональных основ демократии, ее структурные элементы не возникают сами по себе. Процесс демократизации - это всегда длительный по времени процесс, который в условиях традиционного общества принимает характер полити-

ческой модернизации. Разделяя точку зрения, что демократию нельзя «импортировать», она - всегда продукт самобытной культуры народа и его исторического и духовного развития, и как справедливо заметил президент Узбекистана И. Каримов, «демократия не внедряется силой, она прививается, иногда долго. Настоящую демократию не власть учреждает, люди сами ее создают - своей культурой, пониманием общественных нужд» [2].

Литература

1. 10 лет СНГ (1991-2001). С. 11.

2. Пресс-бюллетень Президента Республики Узбекистан. - Ташкент, 1992. -№ 3. - С. 61.

3. Конституция Республики Узбекистан. - Ташкент: Узбекистан, 1998.

4. Шр://ша.ш/ги/

5. Шр://га881ап.еига81апе11.ог§/

«Казанская наука», Казань, 2014 г., № 3, с. 296-300.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.