Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 33 (287).
Политические науки. Востоковедение. Вып. 13. С. 75-77.
О. Н. Саъдуллаева
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПАРТИЙНЫХ ИЗДАНИЙ В УЗБЕКИСТАНЕ
В статье рассматривается история возникновения партийной прессы и изменившиеся социально-политические факторы, позволившие ей функционировать в условиях независимости в Узбекистане.
Ключевые слова: политические партии, многопартийность, средства массовой информации, партийная пресса.
15 февраля 1991 года Олий Кенгаш [Парламент] Республики Узбекистан принял Закон «Об общественных организациях республики Узбекистан». Данный закон явился фундаментом для освобождения от единовластной идеологии и перехода к политическому плюрализму. Президент страны Ислам Каримов 29 августа 1991 года выступил с докладом на совместном Пленуме Центрального Комитета бывшей Компартии Узбекистана и Центральной Ревизионной комиссии, в котором открыто заявил о том, что «компартия Узбекистана полностью прекращает всякие связи с ЦК КПСС и выходит из всех структур КПСС, отзывает своих представителей из ее центральных орга-нов»1. На внеочередном XXIII съезде компартии Узбекистана было объявлено о ликвидации Узбекской коммунистический партии (14 сентября 1991 года).
Принятие первой Конституции независимой страны (8 декабря 1992 года) сыграло большую роль в формировании институтов гражданского общества в Узбекистане. В статье 34 Конституции Республики были закреплены следующие права: «Граждане Республики Узбекистан имеют право объединяться в профессиональные союзы, политические партии и другие общественные объединения, участвовать в массовых движениях». Глава Конституции «Общественные организации», создающая правовые и политические условия для возникновения и развития институтов гражданского общества, состоит из 7 статей. А в статье 60 Основного Закона правовой статус политических партий определён следующим образом: «Политические партии выражают политическую волю различных социальных слоев и групп и через своих избранных демократическим путем представителей участвуют в формировании государственной власти. Политические партии обязаны в установлен-
ном порядке представлять Олий Мажлису или уполномоченному им органу публичные отчеты об источниках финансирования своей деятельности».
Главной особенностью данного переходного периода явилось то, что он имел большое значение для получения партиями политического опыта. В 1994, 1999, 2004 годах партии активно участвовали в выборах в Парламент и местные Кенгаши народных депутатов. Именно это активное время стало временем возникновения и развития политических изданий.
Целесообразным будет выделение двух периодов в деятельности политических партий и реформ, проводимых в этом направлении в годы независимости. Первый этап - 1991-2000 годы. На этом этапе в независимом Узбекистане был создан фундамент политической системы. В этот период была ликвидирована однопартийная система и сделан шаг в сторону гражданского общества, основанного на многопартийности, которая начала формироваться в этот период. Была создана правовая основа. обеспечивающая деятельность политических партий, социальных, общественных организации и движений. Для осуществления целей и задач политических партий были приняты такие законы Республики Узбекистан, как «О политических партиях» (1996), «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» (1993), «О выборах в областные, районные и городские кенгаши народных депутатов» (1994), «О гарантиях избирательных прав граждан» (1994), «О негосударственных некоммерческих организациях» (1999).
В 1999 году на парламентских выборах впервые кандидаты политических партий выступили со своими платформами. «На этом этапе принцип многопартийности был внедрен в деятельность Олий Мажлиса и Кенгашев народных депутатов, узаконена деятельность
партийных фракций и групп. Посредством фракции партии могли оказывать влияние на разработку законов, таким образом было обеспечено участие их в государственном управлении»2.
Задача второго этапа (2001-2011 годы) заключалась в дальнейшей либерализации политической и экономической жизни страны, процессов государственного и общественного строительства - это были самые важные задачи, включающие в себя все приоритетные направления. «На этом этапе в отличие от прежних было уделено большое внимание вопросам коренного усиления роли и влияния институтов политических партий и гражданского общества на принятие самых важных решений, имеющих государственное значение»2.
На этом этапе были приняты такие конституционные законы, как «Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти» (2002), «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» (2002), «О законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» (2002), «Об обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и усилении роли политических партий в процессе модернизации страны» (2007), а также такие законы, как «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан (новая редакция)» (2003), «О финансировании политических партий» (2004), «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций» (2007), «О внесении изменений в статьи Конституции Республики Узбекистан» (ст. 89 п. 15, ст. 2 п. 93, ст. 102 ч. 2)» (2007), «О внесении изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства
о выборах» (2008).
Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов в своем докладе на совместном заседании Законодательной Палаты и Сената Олий Мажлиса (28 января 2005 года) в качестве самого важного направления либерализации политической сферы общества выдвинул задачу коренного усиления роли и влияния политических партий и гражданских институтов при принятии самых важных решений государственного значения. 28 января 2010 года в своем докладе на совместном заседании Законодательной Палаты и Сената Олий Мажлиса Президент непосредственно упомянул прессу и поставил перед ней ряд задач. 12 ноября 2010 года Президент в своем докладе
«О дальнейшем углублении демократических реформ нашей стране и концепции развития гражданского общества» на совместном заседании Законодательной Палаты и Сената Олий Мажлиса предложил целый ряд законодательных инициатив, направленных на повышение роли политических партий.
С течением времени роль и значимость политических партий в социально-политической жизни Узбекистана растет. Растет внимание к их мнению при принятии политических решений. Поэтапное осуществление реформ политических партий, создание соответствующих правовых основ обеспечило им возможность ведения активной деятельности. Одним словом, принятая правовая основа создала широкие возможности для развития и укрепления политических партий, ведущих свою деятельность в стране.
Одним из социальных, общественных институтов гражданского общества являются средства массовой информации (СМИ), в деятельности которых нашло своё отражение все вышесказанное. В стране сформировалась национальная пресса, были созданы правовые основы СМИ, учреждены частные массовые информационные средства, сформирован рынок либеральной, свободной прессы и начала возникать первичная конкурентная среда. В частности, одно из самих важных изменений - это возникновение изданий политических партий.
Возникает вопрос: в чем заключается необходимость создания партийной прессы?
Во-первых, после ликвидации однопартийной системы и перехода к многопартийной системе новоорганизованные партии почувствовали необходимость пропаганды своих идей. Возникла необходимость наибыстрейшего освобождения от влияния коммунистических идей, объединения людей вокруг идеи независимости и национальной идеологии в период, когда в обществе появился идеологический вакуум. Для более быстрого восприятия людьми идей партий, возникла потребность в учреждении партийных газет.
Во-вторых, для государства, переходящего от тоталитарного общества к демократическому, было необходимо оживление партийной деятельности. А в этом партийная пресса должна была стать самым близким помощником, т. е. партийные издания должны были стать местом для ведения споров, призывать к активному непосредственному участию читателей в социально-политических процессах, оживить пар-
тийную деятельность и тем самым ускорить процессы демократических изменений.
В-третьих, в условиях многопартийности в межпартийной борьбе организация партийных изданий стала бы эффективным средством этой борьбы.
Здесь возникает еще один вопрос. Почему было необходимо организовать именно партийные издания? Почему именно на этом этапе возникла эта задача? Нельзя ли было их отражать в общенациональных изданиях? Какая разница между общенациональной и партийной прессой?
Если смотреть с теоретической и аналитической стороны, борьба взаимных интересов в демократическом обществе - это чаще всего социальный процесс, протекающий с участием средств массовой информации, что считается положительным явлением, обеспечивающим развитие общества. На практике при координировании взаимных противоречий различных жизненных интересов, в процессах согласования, уравновешивания чувствуется роль и место СМИ. В такой ситуации средства массовой информации неполитического направления должны оставаться объективными, потому что поддержка той или иной стороны приводит СМИ к односторонности их деятельности.
В Конституции Республики Узбекистан записано, что никакая идеология не может быть закреплена в качестве государственной идеологии (ст. 12). Тем более что в советский период средства массовой информации безоговорочно использовались только для пропаганды коммунистической идеологии.
После достижения независимости национальные средства массовой информации начали приобретать демократические особенности, т. е. ни в одном из СМИ идеология ни одной политической партии не была использована в качестве приоритетной идеологии, возник плюрализм мнений и идей. Правительство Узбекистана в целях обеспечения равенства между партиями создало в СМИ равные возможности, время и место для пропаганды своих целей и идей для всех партий в период выборов. Для ведения широкой и постоянной пропаганды своих идей политическими партиями были организованы партийные издания, которые освещают цели своих партий с точки зрения своей партийной идеологии, в то время как общенациональная пресса освещает данные процессы объективно.
В Узбекистане в качестве первой политической партии 1 ноября 1991 года была учреж-
дена Народная демократическая партия Узбекистана (НДП Уз). Ею были учреждены газеты «Узбекистан овози» и «Голос Узбекистана», а также журнал «Мулокот», который выходил до 2005 года. Партия «Ватан тараккиёти» была организована 24 мая 1992 года, ее партийное издание называется «Ватан». Социально-демократическая партия Узбекистана «Адолат» была учреждена на Курултае 18 февраля 1995 года, вслед за этим начала издаваться её социально-политическая газета «Адолат». Газета демократической партии «Миллий тикланиш» под тем же названием начала издаваться 3 июня 1995 года, а газета «Фидокор» национальной демократической партий «Фидокор» вышла в свет в декабре 1998 года. 14 апреля 2000 года партия «Ватан тараккиёти» объединилась с партией «Миллий итикланиш», в результате деятельность газеты «Ватан» была прекращена. Движение предпринимателей и бизнесменов - либерально демократическая партия Узбекистана (УзЛиДеП) возникла 21 ноября 2003 года, её издание называется «XXI аср».
В настоящее время в Узбекистане ведут свою деятельность 4 партии - народно-демократическая партия Узбекистана, социальнодемократическая партия «Адолат», демократическая партия «Миллий тикланиш» и либерально-демократическая партия Узбекистана (УзЛиДеП) и выпускаются следующие партийные издания - газеты соответственно «Узбеки-стон овози» и «Голос Узбекистана», «Адолат», «Миллий тикланиш», «XXI аср».
Все вышесказанное доказывает, что деятельность политических партий в Узбекистане, как и политическая жизнь страны в целом, прошла свое эволюционное развитие и достигла политической зрелости. Издания политических партий, несомненно, вносят свой вклад в формирование идей плюрализма, повышение политической активности населения, в результате чего развиваются демократические процессы.
Примечания
1 Каримов, И. А. Узбекистан на пороге достижения независимости. Ташкент : Узбекистан, 2011. С. 336.
2 Норматов, Н. Сиёсий партиялар мамлакатни модернизациялаш жараёнида / Н. Норматов, Р. Хакимов, Д. А. Огай, К. Хамидова. Ташкент : Fафур Fулом, 2009. С. 4-5.