ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
НЕКОТОРЫЕ НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ МЕСТНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ
КАЗАХСТАН
Балгимбекова Гульнара Укибаевна
к.ю.н., доктор PhD кафедры конституционного и международного права НАО Карагандинского
университета им. Академика Е. А. Букетова Исабекова Венера Сабитовна м.ю.н., старший преподаватель кафедры конституционного и международного права НАО
Карагандинского университета им. Академика Е. А. Букетова
Аннотация. Статья посвящена развитию законодательства о выборах в Республике Казахстан. Обоснована роль выборов как института представительной демократии, выражающаяся в представлении мнения народа в законодательной ветви власти. В работе раскрывается участия политических партий в выборах в центральные представительные органы власти и на местах, анализируются новеллы казахстанского законодательства для формирования благоприятных условий в становлении многопартийности, вовлечения наиболее широких слоев населения в политическую деятельность и участия в выборах депутатов в Республике Казахстан.
Ключевые слова: политические партии, выборы, депутат, Парламент, Маслихат, кандидат, избирательное право, демократия, избирательная система.
Во Всеобщей декларации прав человека и гражданина провозглашено одно из важнейших прав человека и гражданина - право выражать свою волю посредствам выборов [1]. В конституционном праве отмечается, что институт выборов занимает центральное место в системе политических прав граждан. И это действительно так. Данный институт дает право гражданам демократического государства не только формировать органы власти, но и непосредственно участвовать в их работе, дает высшую легитимность всей структуре органов государственного управления, представляет собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, поскольку народ является единственным носителем суверенитета и источник государственной власти в Республике Казахстан, осуществляет государственную власть как непосредственно, так и через выборные политические органы на основании Конституции и законов Республики Казахстан[2].
Развиваясь, институт выборов дает возможность развития иным институтам гражданского общества. Он влияет на развитие политических партий, общественных организаций, средств массовой информации и на развитие самих политических деятелей.
Конституция Республики Казахстан в статье 3, закрепляет основы демократических выборов и раскрывает следующие положения: «народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам» [3]. Кроме того, правовой основой избирательной системы является Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года «О выборах в Республике Казахстан», регулирующий отношения, возникающие при подготовке и проведении выборов Президента, депутатов Сената и Мажилиса Парламента, маслихатов и членов иных органов местного самоуправления Республики Казахстан, а также устанавливает гарантии, обеспечивающие свободу волеизъявления граждан Республики [4].
Избирательное право в Республике Казахстан прошло длительные этапы становления и развития, глядя сквозь призму всех изменений и дополнений, вносимых в действующее законодательство, необходимо отметить, что на сегодняшний день совершенствование законодательства продолжается. Так, одними из значимых изменений, внесенных в Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» было изменение мажоритарной системы выборов депутатов Мажилиса Парламента и депутатов местных представительных органов на пропорциональную.
В политической науке существует 3 вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная, но до сих пор даже в самых развитых странах мира не выработано единого мнения по поводу того, какая избирательная система является наиболее справедливой, максимально полно учитывающей интересы и настроения электората. У каждой из них есть свои достоинства и недостатки. Поэтому в разных странах с учетом местных условий используют либо мажоритарную, либо пропорциональную, либо смешанную форму избрания депутатов законодательных и местных представительных органов.
В 90-х годах в Казахстане действовала мажоритарная избирательная система. В 1990 году в Верховном совете Казахстана было 360 депутатов, в 1994 году их число сократилось до 177. Из них 64 независимые, а 42 назначались президентом. Остальные входили в различные партии и объединения. В 1995 году число депутатов сократилось до 67.
В 1999-2007 годах в Казахстане функционировала смешанная избирательная система. В 1999 году
появилась смешанная избирательная система, в которой 67 депутатов избирались по одномандатным округам, а 10 человек по партийным спискам. В Мажилисе, избранном в 1999 году, было 23 представителя партии «Отан» (прежнее название «Nur Otan») из 77 депутатов, причем независимых кандидатов в нижней палате парламента этого созыва тоже было 23 человека.
После конституционной реформы 2007 года в Казахстане фактически функционирует мажоритарная избирательная система.
Конституционным законом Республики Казахстан от 29 июня 2018 года № 162-VI ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан» были внесены изменения в Конституционный закон «О выборах», а именно были упразднены окружные избирательные комиссии, председатели, заместители либо секретари территориальных комиссий теперь работают на постоянной основе, что существенно облегчает подготовку к выборным кампаниям участковых избирательных комиссий. Изменения также затронули и участковые комиссии. Количество их членов теперь варьируется в зависимости от количества избирателей на округе - от 5 до 11 человек в комиссии. Но при этом количество должно быть нечетным. Касательно составов избирательных комиссий теперь супруг (супруга) и близкие родственники кандидатов, а также лица, находящиеся у кандидатов в непосредственном подчинении, не могут состоять в избирательных комиссиях, обеспечивающих непосредственную организацию и проведение в избирательном округе выборов, в которых участвует данный кандидат, а также в состав избирательных комиссий не могут входить близкие родственники (родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки) или супруг (супруга) [4]. Все эти нововведения были утверждены в целях исключения коррупционной составляющей.
Но главным изменением было, что в целях устранения правовых пробелов в выборном законодательстве, Парламент внес следующее изменение - мажоритарная система выборов депутатов Мажилиса Парламента и депутатов маслихатов сменилась пропорциональной, то есть теперь депутаты будут избираться по партийным спискам. Также были упразднены окружные избирательные комиссии.
По мнению разработчика «пропорциональная система обеспечит полное представительство всех политических партий, позволит развивать партийное строительство, повышать роль партий в политической жизни страны и учитывать интересы народа» [5].
Если говорить о Казахстане, то полный переход на пропорциональную систему возможно решит две важные задачи. Уменьшит влияние таких явлений, как трайбализм и коррупция. В некоторых районах, в частности сельских округах, зачастую на выборах в маслихаты избиратели голосуют не за программы кандидатов, не за их личные достоинства, а с целью поддержать «своих» кандидатов. Теперь же, с изменением системы выборов, кандидатуры всех, кто хочет попасть в предвыборные списки, должны быть рассмотрены и утверждены на партийных конференциях и съездах. А это уже совершенно другое дело, поскольку за каждого включенного в такие списки, ответственность несет партия, которой нет смысла ставить под угрозу свою репутацию в глазах населения.
Переход на пропорциональную систему избрания в местные избирательные органы должен значительно активизировать партийную жизнь.
Чтобы стать влиятельной политической силой, нужно активно проявлять себя не только на республиканском уровне, но и на всех других, включая местный. Выборы в маслихаты по партийным спискам способны стать отличным стимулом, как для каждого гражданина, так и для страны в целом.
Изменения, внесенные в Конституционный закон «О выборах», исключают вероятность того, что в каком-либо маслихате (областном, городском, районном) будет представлена только одна партия. Да, в нем содержится норма, согласно которой для вхождения в местный представительный орган требуется заручиться поддержкой, самое меньшее, семи процентов избирателей, принявших участие в голосовании, но если этот порог преодолеет лишь одна партия, то занявшая второе место тоже получит, как минимум, одно место в данном маслихате. Иначе говоря, партийная альтернатива будет обеспечена.
Партии предложат выбор между различными альтернативами, смогут гарантировать определенную организованность в управлении государством, будут выступать как посредники между обществом и политической властью. В любом случае становление многопартийности выступает показателем действительного движения общества к демократии и правовому государству.
На этом изменения в законодательстве о выборах не заканчиваются. В мае 2020 года Парламентом Республики Казахстан был принят Конституционный закон «О внесении дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», который внес ряд новых поправок в действующее законодательство.
Так, в соответствии с новыми поправками внесены дополнения в статью 89 «Регистрация кандидатов в депутаты Мажилиса». В изменениях указывается, что к регистрации допускается только один список от одной политической партии с количеством включенных в него лиц, не превышающим установленного числа депутатских мандатов, распределяемых среди политических партий, на тридцать процентов. И добавляется: «В партийном списке количество лиц, не достигших двадцатидевятилетнего возраста, и женщин должно составлять не менее тридцати процентов от общего числа включенных в него лиц» [6].
Аналогично дополнению подверглась и статья 104 п.4 Конституционного закона «О выборах» по регистрации партийных списков кандидатов в депутаты маслихатов «к регистрации по территориальному
избирательному округу допускается только один список от одной политической партии, в котором количество женщин и лиц, не достигших двадцатидевятилетнего возраста, должно составлять не менее тридцати процентов от общего числа включенных в него лиц» [6].
Параллельно были внесены изменения и дополнения в закон «О политических партиях» в статью 10 «Государственная регистрация политической партии», был снижен порог для регистрации политической партии с 40 до 20 тысяч членов, данная поправка по нашему мнению, была обусловлена велением настоящего времени, для наиболее полного участия граждан в процессах разработки и принятия государственных решений, кроме того, поправки в нормативно - правовой акт в будущем облегчат создание политических партий, что в дальнейшем укрепит институт парламентской оппозиции в стране. Новеллой закона явилось статья 15-1 - «Особенности выдвижения от политической партии кандидатов в депутаты», статья регламентирует «Политическая партия при утверждении партийных списков кандидатов в депутаты обеспечивает присутствие в них лиц, не достигших двадцатидевятилетнего возраста, и женщин не менее тридцати процентов от общего числа кандидатов» [7].
В процессе каждой избирательной кампании выявляются вопросы и проблемы, которые требуют законодательного разрешения, чем объясняются постоянно вносимые изменения и дополнения в блок выборных законов. На сегодняшний день все изменения, вносимые в Конституционный закон «О выборах», своевременны, соответствуют международным тенденциям и характеризуют нашу Республику как современное демократическое государство.
В перспективе дальнейшее укрепление партийной системы и расширение партийного представительства в парламенте на наш взгляд активизирует демократизацию политических процессов в Казахстане.
Признание в Конституции идеологического и политического плюрализма должно стать основой дальнейшей консолидации политических партий, что, в свою очередь, приведет к формированию партийной системы как совокупности отношений между легально действующими политическими партиями. Партии предложат выбор между различными альтернативами, смогут гарантировать определенную организованность в управлении государством, будут выступать как посредники между обществом и политической властью. В любом случае становление многопартийности выступает показателем действительного движения общества к демократии и правовому государству.
Список литературы:
1.Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org
2.Балгимбекова Г.У., Исабекова В.С. Modern trends in the developmend of citizenship Вестник // Вестн. КарГУ им. академика Е.А.Букетова. Сер. Право. — 2017. — № 3(87). — С. 14-21.
3.Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года.// Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., N 4, ст. 217 с изм. и доп. от 23.03.2019 г.
4.Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года// Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г.с изм. и доп. от 25.05.2020.
5.МухамеджановЭ. Б. Избирательное право Республики Казахстан: Теоретико-правовые вопросы [Текст]: монография / Э.Б.Мухамеджанов. - Алматы : Жеп Жаргы, 2001. - 176 с.
6.Конституционный закон Республики Казахстан от 25 мая 2020 года № 335-VT ЗРК «О внесении дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан»// «Казахстанская правда» от 26.05.2020 г., № 100 (29227)
7.Закон Республики Казахстан от 15 июля 2002 года N 344 «О политических партиях» // «Юридическая газета» от 24 июля 2002 года N 29 с из.и доп. от 25.05.2020 г.
СПЕЦИФИКА МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН В ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ В РФ
Сизова Олеся Сергеевна
Студентка 4 курса Юридического института им. М.М. Сперанского ВлГУ Научный руководитель - О.Е. Савельева,
доцент кафедры финансового права и таможенной Юридического института им. М.М. Сперанского ВлГУ 600005, Россия г. Владимир, ул. Студенческая, д. 8.
SPECIFICS OF STATE SUPPORT MEASURES FOR CITIZENS DURING THE SPREAD OF CORONAVIRUS INFECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Sizova Olesya Sergeevna
4th year student of the Law Institute M. M. Speransky VlSU