Научная статья на тему 'Парламент Евразийского экономического союза и роль политических партий в его формировании: постановка проблемы'

Парламент Евразийского экономического союза и роль политических партий в его формировании: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
426
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / POLITICAL PARTIES / ПАРЛАМЕНТ / PARLIAMENT / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION / ВЫБОРЫ / ELECTIONS / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ELECTORAL LAW / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ELECTION PROCESS / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CONSTITUTIONAL LAWS / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ / FINANCING OF ELECTIONS / LIABILITY BEFORE THE CONSTITUTIONAL LAW

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Какителашвили Михаил Михайлович

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) представляет собой новый тип интеграции постсоветских государств. Для дальнейшего развития интеграционных процессов необходимо развитие правовых институтов ЕАЭС, одним из которых является парламент. Задачей исследования является выявить общие правовые основы создания и деятельности политический партий в национальном законодательстве Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России, и выработать предложения по участию политических партий этих государств в выборах парламента ЕАЭС. Объектом исследования явились общественные отношения складывающиеся в сфере создания и деятельности политических партий, а предметом нормы права о политических партиях. Методологией исследования являются, общенаучные методы познания (диалектический, анализа и синтеза, моделирования и др.), а также социологический, исторический, сравнительно-правовой, формально-правовой и др. Статья содержит сравнительно-правовой анализ конституций, законов о выборах в парламенты и о политических партиях государств ЕАЭС. Выделяются общее и особенное в правовом регулировании деятельности политических партий в законодательстве государств ЕАЭС. Анализируются социально-культурные особенности становления партийных систем в государствах ЕАЭС, участие политических партий в выборах в национальные парламенты, а также основания их привлечения к конституционно-правовой ответственности. Делается вывод об общности правового статуса политических партий в государствах ЕАЭС, предлагаются общие критерии участия политических партий в выборах парламента ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARLIAMENT OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION AND THE ROLE OF POLITICAL PARTIES IN ITS FORMATION: STATING THE PROBLEM

The Eurasian Economic Union (EEU) is a new type of integration of post-Soviet states. For a further development of integration processes it is necessary to develop the legal institutions of the EEU, one of which is the Parliament. The objective of the study is to identify a common legal framework for the creation and activities of political parties in the national laws of Armenia, Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan and Russia, and to develop proposals for the participation of political parties of these states in the elections of the Parliament of the EEU. The object of the study was the social relations developing in sphere of creation and activities of political parties, and the subject of the study was the standards of law on political parties. The methodology of the research are general methods of cognition (the dialectic method, analysis & synthesis, modelling, etc.), as well as the sociological, historical, formal legal, comparative law method, etc. The paper contains a comparative law analysis of the constitutions, laws on elections to parliaments and on political parties of the states of the EEU. The general and particular features in the legal regulation of activities of political parties in the laws of the countries of the EEU are emphasised. Specific social and cultural features of the formation of parties systems in the countries of the EEU, participation of political parties in elections to national parliaments, as well as the grounds for holding them liable before the constitutional law are analysed. A conclusion is made about the generality of the legal status of political parties in the states of the EEU, and general criteria for the participation of political parties in the elections to the Parliament of the EEU are proposed.

Текст научной работы на тему «Парламент Евразийского экономического союза и роль политических партий в его формировании: постановка проблемы»

Парламент Евразийского экономического союза и роль политических партий в его формировании: постановка проблемы

Какителашвили М. М.1

Ключевые слова: политические партии, парламент, Евразийский экономический союз, выборы, избирательное право, избирательный процесс, конституция, конституционное законодательство, конституционно-правовая ответственность, финансирование выборов.

Аннотация. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) представляет собой новый тип интеграции постсоветских государств. Для дальнейшего развития интеграционных процессов необходимо развитие правовых институтов ЕАЭС, одним из которых является парламент.

Задачей исследования является выявить общие правовые основы создания и деятельности политический партий в национальном законодательстве Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России, и выработать предложения по участию политических партий этих государств в выборах парламента ЕАЭС.

Объектом исследования явились общественные отношения складывающиеся в сфере создания и деятельности политических партий, а предметом - нормы права о политических партиях.

Методологией исследования являются, общенаучные методы познания (диалектический, анализа и синтеза, моделирования и др.), а также социологический, исторический, сравнительно-правовой, формально-правовой и др.

Статья содержит сравнительно-правовой анализ конституций, законов о выборах в парламенты и о политических партиях государств ЕАЭС. Выделяются общее и особенное в правовом регулировании деятельности политических партий в законодательстве государств ЕАЭС. Анализируются социально-культурные особенности становления партийных систем в государствах ЕАЭС, участие политических партий в выборах в национальные парламенты, а также основания их привлечения к конституционно-правовой ответственности.

Делается вывод об общности правового статуса политических партий в государствах ЕАЭС, предлагаются общие критерии участия политических партий в выборах парламента ЕАЭС.

DOI: 10.21681/2226-0692-2017-4-23-31

Введение

И дея евразийской интеграции2 (реинтеграции на постсоветском пространстве) поддерживается жителями многих государств бывшего СССР3. Новый импульс интеграционным процессам придало создание Евразийского экономиче-

2 Идеология евразийства формировалась в последние 100 лет такими учеными-философами как Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Н.Н. Алексеев, Л.П. Красавин, Л.Н. Гумилев, Г.В. Вернадский и многими другими.

3 По данным ВЦИОМ, регулярно проводящего измерения основных показателей социальных настроений жителей стран постсоветского пространства. URL: https://wciom.ru/

ского союза4 (далее - ЕАЭС) с участием Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России. Основой для успешного функционирования наднациональных органов ЕАЭС - Евразийской экономической комиссии5 (исполнительный орган) и Суда

database/open_projects/ evraziyskiy_monitor (дата обращения:

22.11.2017).

4 Евразийский экономический союз - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. URL: http:// www.eaeunion.org/#about (дата обращения: 22.11.2017).

5 Евразийская экономическая комиссия - имеет статус наднационального органа управления и в своей деятель-

ности руководствуется интересами стран-участниц проекта

1 Какителашвили Михаил Михайлович, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного сотрудничества в сфере прокурорской деятельности Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Российская Федерация, г. Москва.

E-mail: [email protected]

Евразийского экономического союза6 явились не только общая история, но и схожестью правовых систем.

Научный интерес к изучению деятельности политических партий в России и других государствах - участниках ЕАЭС обусловлен перспективой создании парламента ЕАЭС [4, 12-29], основную роль в котором, как нам представляется, должны играть политические партии - выразители идей и социальных программ народов этих государств. В связи с этим назрела необходимость проанализировать конституционно-правовой статус политических партий и выявить правовые основы для их участия в формировании будущего парламента ЕАЭС.

До настоящего времени работы, посвященные вопросам деятельности политических партий в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), в основном носили фрагментарный характер [1; 11].

В настоящей статье предметом исследования явились конституции, законы о политических партиях государств - участников ЕАЭС, а также избирательное законодательство в части участия партий в выборах в парламенты этих стран.

Начальный период становления политических систем государств - участников СНГ характеризуется стремлением руководства этих государств дистанцироваться от советской модели. Это стремление выразилось, в частности, во: введении системы многопартийности; запрете вмешательства государственных органов и должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательства партий в деятельность государственных органов и должностных лиц, за исключением отдельных случаев, предусмотренных законом; введении системы избрания кандидатов на альтернативной основе и др. При этом каждое государство старалось создать собственную модель построения и функционирования политических партий. В какой-то степени на данный выбор

евразийской экономической интеграции в целом, не мотивируя свои решения интересом какого-либо из национальных правительств. Решения Комиссии обязательны для исполнения на территории стран-участниц ЕАЭС. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/Pages/about.aspx (дата обращения: 22.11.2017).

6 Суд Евразийского экономического союза был создан в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 как постоянно действующий судебный орган Союза. Статус, состав, компетенция, порядок функционирования и формирования Суда Союза определяются Статутом Суда Евразийского экономического союза (приложение № 2 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014). URL: http://courteurasian.org/page-22551 (дата обращения: 22.11.2017).

оказывали влияние модели политических партий стран Западной Европы [6].

Для целей нашего исследования представляется актуальным провести сравнительно-правовой анализ таких элементов правового статуса политических партий государств ЕАЭС как: конституционное регулирование политических партий; порядок создания партий и ограничения на их создание; финансирование партий; участие партий в выборах в парламенты; ответственность политических партий.

Конституционные основы многопартийности

Относительно сопоставления конституционного регулирования института политических партий в странах ЕАЭС необходимо отметить следующее.

Общим для рассматриваемых нами стран явилось закрепление на конституционном уровне положения политических партий7. Во всех конституциях государств - участников ЕАЭС признается особая роль партии как объединения граждан, носителя идей (политических программ), провозглашается политическое многообразие и многопартийность.

Общим для конституций государств ЕАЭС стал перечень конституционных ограничений на создание определенных политических партий. Так, например, в Конституции Республики Беларусь за-

7 См.: ст. 8, 46 Конституции Армении редакции (принята референдумом 5 июля 1995 года) (с учётом поправок, внесён-

ных законами Республики Армения от 27 ноября 2005 года и 06 декабря 2015 года). URL: http://www.parliament.am/parliament. php?id=constitution&lang=rus (дата обращения: 22.11.2017), ст. 4, 5 Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 года

№ 2875-XII (принята на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь) (в редакции решений республиканского референдума от 24 ноября 1996 года, 17 октября 2004 года). URL: http://www.pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/ (дата обращения: 22.11.2017), ст. 5 Конституции Казахстана (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (в редакции Законов Республики Казахстан от 07 октября 1998 года № 284-I, 21 мая 2007 года № 254-III, 02 февраля 2011 года № 403-IV,

10 марта 2017 года № 51-VI ЗРК). URL: http://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=1005029 (дата обращения: 22.11.2017), ст. 4 Конституции Республики Кыргызстана (принята референдумом 27 июня 2010 года) (в редакции закона от 20 декабря 2016 года № 218). URL: http://www.gov.kg/?page_id=263&lang=ru (дата обращения: 22.11.2017), ст. 13 Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учётом поправок, внесённых законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.

прещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды (ст. 5). Указанная формулировка нормы, с незначительными вариациями, содержится в конституциях Казахстана, Киргизии и России.

Отличие заключается лишь в наличии в Конституции Казахстана отдельного запрета на создание и деятельность общественных объединений, разжигающих сословную и родовую рознь, а в Конституции Киргизии - запрета на создание и деятельность партий, разжигающих межэтническую рознь (ч. 4 ст. 4), что обусловлено культурно-историческим развитием этих стран.

Другой характерной особенностью норм Конституции Казахстана является запрет на деятельность политических партий других государств или финансируемых ими.

Конституция Киргизии (ст. 5) содержит отдельный запрет на слияние государственных и муниципальных органов с политическими партиями, образование партийных организаций в органах власти, запрет состоять в партиях военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов и судей.

Нормы Конституции Армении не содержат конкретного перечня ограничений на создание партий, лишь устанавливают, что деятельность партий не может противоречить Конституции и законам, а образ действий - принципам демократии (ст. 7).

Развитие конституционных норм о многопартийности получило свое развитие в законодательстве этих стран.

Создание и регистрация политических партий

Во всех государствах ЕАЭС приняты специальные законы, регламентирующие создание, деятельность партий, их права и обязанности, а также взаимоотношения политических партий с государ-ством8.

8 См.: Конституционный закон Республики Армения от 30.12.2016 ЗР-224 «О партиях», Закон Республики Беларусь от 05.10.1994 № 3266-XII «О политических партиях (ред. от 04.06.2015), Закон Республики Казахстан от 15.07.2002 № 344-II «О политических партиях» (ред. от 16.11.2015), Закон Кыргызской Республики от 12.06.1999 № 50 «О политических партиях», Федеральный закон РФ от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О политических партиях». Информационно-правовая система «Законодательство стран СНГ». URL: http:// base.spinform.ru (дата обращения: 22.11.2017).

В соответствии с международными демократическими стандартами9, общими принципами деятельности партий для государств ЕАЭС является признание многопартийности, равенства политических партий, законности и транспаретности их деятельности, добровольности участия граждан в партиях.

Законодательные положения об ограничении на создание политических партий схожи для всех анализируемых нами стран. Выделим основные виды законодательно установленных запретов и ограничений на создание и деятельность политических партий в странах ЕАЭС запрещается:

> создание политических партий, деятельность которых направленна на узурпацию власти, на насильственное свержение власти, насильственное изменение основ конституционного строя;

> создание экстремистских политических партий, деятельность которых направлена на разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной и иной вражды;

> создание партий по признаку расовой, национальной, религиозной принадлежности;

> деятельность иностранных политических партий;

> деятельность партий в органах государственной власти и местного самоуправления;

> деятельность партий в учебных заведениях;

> деятельность партий, нарушающая законодательство.

Признавая исключительное право на создание политических партий за гражданами, законодательство стран ЕАЭС по-разному устанавливает необходимое число их членов и требования к их структурным подразделениям.

Конституционный закон Республики Армения № ЗР-224 от 30.12.2016 «О партиях» (далее - Закон Армении «О партиях»), вступивший в силу с 01.04.2017, был во многом разработан с учетом позиции Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) и экспертов Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ10. В ныне действующем Законе Республики Армения на момент государственной регистрации партия должна иметь не менее 800 членов11,

9 См, например: Руководящие принципы правового регулирования деятельности политических партий (Принято Венецианской комиссией на 84-м пленарном заседании (Венеция, 15-16 октября 2010 г.) URL: https://www.osce.org/ru/ odihr/81988?download=true (дата обращения: 22.11.2017).

10 Новостной портал Армении. URL: https://news.am/rus/ news/357472.html (дата обращения: 22.11.2017).

11 В раннее действовавшем законе предусматривалось, что не позднее, чем спустя шесть месяцев после государственной регистрации партия должна иметь не менее 2000 членов, при этом, в каждом регионе Республики Армения не менее 100

которые представляют город Ереван или не менее 1/3 регионов Республики Армения, или город Ереван и не менее 1/4 регионов Республики Армения, а также имеют территориальные подразделения в большинстве регионов (п. 2 ст. 9 Закона Армении «О партиях»). При относительно небольших требованиях к созданию партий, реальной поддержкой у избирателей пользуются всего несколько партий. Так, например, на парламентских выборах в апреле 2017 г. в Национальное Собрание Армении прошли представители только четырех партий12.

Схожие требования к политическим партиям содержатся в законе о партиях Республики Беларусь. Так, для создания и деятельности политической партии достаточно 1 тыс. учредителей (членов), при этом партия должна иметь Минскую городскую и областные организационные структуры в большинстве областей Республики Беларусь13. При требованиях закона об относительно не большой численности членов партий, в Белоруссии зарегистрировано 15 политических партий14.

Наиболее жесткие требования к численности политических партий предъявляются в Казахстане. Для государственной регистрации политической партии в ее составе должно быть не менее 40 тыс. членов партии, представляющих структурные подразделения партии во всех областях, городе республиканского значения и столице, численностью не менее 600 членов партии в каждой из них15. С учетом таких жестких требований, в досрочных выборах в парламент и маслихаты всех уровней в марте 2016 г. приняли участие 6 партий из 7 зарегистрированных.

Отсутствие полноценной партийной системы в Казахстане, по утверждению Ж.Х. Джунусовой, связано с тем, что дифференциация общества по политическим интересам лишь складывается. До 2007 г. практически отсутствовали и механизмы участия партий в осуществлении государственной власти. В то же время институционализация политических партий демонстрирует их эволюцию в сторону партий парламентского типа, проявляю-

членов и территориальные отделы во всех регионах Республики Армения, включая город Ереван, о чем в письменном виде уведомляется государственный уполномоченный орган.

12 Центральная избирательная комиссия Армении. URL: http://www.elections.am/parliamentary/ (дата обращения: 22.11.2017).

13 Ст. 10 Закона Республики Беларусь «О политических партиях» (далее - Закон Республики Беларусь «О партиях»).

14 Сайт Минюста Республики Беларусь URL: http:// minjust.gov.by/ru/registr/politpart/ (дата обращения: 22.11.2017).

15 П. 6 Ст. 10 Закона Республики Казахстан «О полити-

ческих партиях» (далее - Закон Республики Казахстан «О по-

литических партиях»).

щих активность преимущественно во время электорального процесса [7, 116].

Противоположный подход, устанавливающий минимальные требования к численности политической партии, возобладал в Киргизии. Так, в соответствии с законом Кыргызской Республики «О политических партиях» для инициативы создание партии достаточно 10 граждан. Политические партии имеют фиксированное и (или) нефиксированное членство (ст.ст. 5, 6). В таких условиях число партий в Киргизии достигло 22916.

По утверждению З.И. Галиевой, в Кыргызстане продолжается процесс необоснованного роста количества политических партий. Многие из них опираются преимущественно на сторонников, состоящих из одной или нескольких родственных групп. Фактически можно утверждать, что руководители таких партий, их филиалов на местах - это клановые лидеры местного уровня [3].

Учитывая изложенное, согласимся с позицией Ф.И. Долгих о том, что положения законодательства об обязательном наличии территориальных подразделений политических партий в большинстве регионов направлены на предотвращение формирования регионалистских партий [8].

В Российской Федерации после изменений, внесённых в 2012 г. в Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее - Федеральный закон «О политических партиях»), снижены требования к общей численности членов партии до 500 членов, исключены положения о минимальной численности членов ее региональных отделений, которые должны быть не менее чем в половине субъектов Российской Федерации (ст. 3). В то же время пока эти изменения не повлекли значительного роста количества политических партия партий, всего зарегистрирована 71 политическая партия17.

Российский ученый А.А. Керимов справедливо констатирует, что доминирование в политической системе одной политической партии приводит к установлению полного контроля над парламентом со стороны правительства. В таких условиях парламент лишается своей сущности и превращается в декоративный орган. Другая крайность для новых демократий и большинства развивающихся стран выражается в многообразии партий, которым не хватает дисциплины и единства, и, как правило, подобная неорганизованность дестабилизирует работу парламента, делает его неконструктивным и непредсказуемым [12, с.122].

16 Сайт Минюста Кыргызской Республики. URL: http:// minjust.gov.kg/ru/content/81 (дата обращения: 15.11.2017).

17 Сайт Минюста России. URL: http://minjust.ru/nko/ gosreg/partii/spisok (дата обращения: 22.11.2017).

Как нам представляется, оптимальное количество членов политической партии должно соотноситься с общим количеством зарегистрированных избирателей. Представляется вполне оправданным установление требований к количеству региональных отделений партии, что позволяет в определенной мере исключить создание национальных, регионалистских, религиозных, родовых или иных организаций, пропагандирующих сепаратистскую идеологию, направленную на ущемление прав и свобод граждан.

Финансирование политических партий

Одним из важнейших, по нашему мнению, вопросов правового статуса политических партий является соотношение государственных и частных начал в их финансировании.

В Армении18, Казахстане19 и России20 предусмотрено как прямое государственное финансирование политических партий, так и косвенное - посредством предоставления участвующим в выборах партиям теле-радио эфира, печатных площадей в периодических печатных изданиях, помещений для проведения агитационных мероприятий и т.п.

В Республике Беларусь финансирование политических партий, союзов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов не до-пускается21. В тоже время Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11.02.2000 № 370-3 (ред. от 04.06.2015) предусматривает предоставление кандидатам на выборные должности, в том числе выдвинутым политическими партиями, на безвозмездной основе помещений для проведения агитационных мероприятий (ст. 45), а также теле-радио эфира для агитационных целей (ст. 46).

В Киргизии деятельность политических партий финансируется за счет средств этих партий без выделения ассигнований из государственного бюджета, за исключением финансирования избирательных компаний в соответствии с законом о выборах депутатов22.

Исходя из выработанных нами ранее позиции [9], наиболее оптимальным вариантом поддержки политических партий является косвенное государственное финансирование партий путем предо-

18 Ст. 26 Закона Армении «О партиях».

19 Ст. 18-1 Закона Республики Казахстан «О политических партиях».

20 Ст. 33 Федерального закона «О политических партиях».

21 Ст. 24 Закона Республики Беларусь «О политических партиях».

22 Ст. 15 Закона Кыргызской Республики от 12.06.1999 №

50 «О политических партиях».

ставления доступа к СМИ, а также предоставления помещений и средств связи, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, на условиях, аналогичных условиям их предоставления государственным (муниципальным) учреждениям, как в ходе избирательной кампании, так и в межвыборный период.

Законодательство государств ЕАЭС допускает частное финансирования партий, посредством: членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц.

В целом законодательство стран ЕАЭС схоже и в части перечня ограничений на пожертвования политическим партиям. Политическим партиям государств ЕАЭС запрещается прямо либо косвенно получать денежные средства и иное имущество от:

> иностранных государств, иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;

> организаций, учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются иностранные государства, иностранные организации, международные организации, иностранные граждане и лица без гражданства;

> организаций, получавших в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования, иностранную безвозмездную помощь от иностранных государств, иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также от анонимных жертвователей;

> анонимных жертвователей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> граждан, не достигших восемнадцатилетнего возраста;

> юридических лиц, зарегистрированных в установленном порядке менее чем за один год до дня внесения пожертвования;

> религиозных организаций, а также юридических лиц, учрежденных религиозными организациями.

Несмотря на значительные затраты политических партий, в первую очередь в период избирательных кампаний все же предпочтительней, по нашему мнению, отказаться от финансирования партий юридическими лицами, в том числе в период избирательной кампании в парламент ЕАЭС.

Наличие у отдельных политических партий значительных финансовых ресурсов создает им существенные преимущества в избирательной кампании, предоставляет более широкие возможности для проведения агитации, что в конечном итоге может самым серьезным образом исказить сущность свободных выборов. Политические партии могут попасть в зависимость от пожертвований от крупных финансово-промышленных групп [10].

Участие политических партий в выборах

Необходимо отметить, что государствами, входящими в состав ЕАЭС, была подписана Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ (далее - Конвенция)23. В Конвенции отмечается, что при подлинных выборах существует реальный политический плюрализм, идеологическое многообразие и многопартийность, осуществляемые через функционирование политических партий, законная деятельность которых находится под юридической защитой государства (ст. 9).

На национальном уровне участие политических партий в выборах закреплено не только во всех специальных законах о партиях государств ЕАЭС, но и в избирательном законодательстве этих государств24.

Общим для избирательного законодательства государств ЕАЭС является наделение политических партий особыми правами в избирательном процессе, как то: участие в формировании избирательных комиссий, организующих выборы; право выдвижения кандидатов на выборные должности, в том числе в парламент; доступ партий к СМИ; предоставление государственной финансовой поддержки на выборах; оспаривание итогов выборов и др.

Существенным различием в законодательстве государств ЕАЭС является применяемая избирательная система на парламентских выборах, соответственно и роль партий в них различна [5].

Так, например, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума РФ) на протяжении шести созыва избиралась по мажоритарной, смешанной, пропорциональной избирательной системе. В декабре 2016 г. Государственная Дума РФ была избрана по смешанной избирательной системе. Соответственно и роль политических партий

23 Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (Заключена в г. Кишиневе 07.10.2002) // СЗ РФ. 2005. № 48. Ст. 4971.

24 См., например: Избирательный кодекс Республики Армения от 28.05.2016 № ЗР-54, Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11.02.2000 № 370-З (ред. от 04.06.2015), Конституционный закон Республики Казахстан от 28.09.1995 №2464 «О выборах в Республике Казахстан» (в ред. 15.06.2017), Конституционный закон Кыргызской Республики от 02.07.2011 № 68 (в ред. 05.06.2017) «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Информационно-правовая система «Законодательство стран СНГ». URL: http://base.spinform.ru (дата обращения: 22.11.2017).

в распределении депутатских мандатов депутатов Государственной Думы РФ постоянно менялась.

Иная избирательная система применяется в Беларуси. На протяжении всех созывов выборы Палаты представителей парламента Республики Беларусь проходили только по мажоритарной избирательной системе25. На выборах депутатов Палаты представителей 11.09.2016 только 16 депутатов представляли какие-либо партии, а 94 являлись беспартийными.

Национальное Собрание Республики Армения на протяжении пяти созывов избиралось по смешанной избирательной системе26. С принятием Избирательного кодекса Республики Армения от 28.05.2016 № ЗР-54 (в ред. 29.10.2016) выборы парламента будут проходить исключительно по пропорциональной избирательной системе (ст. 77), что значительно повышает роль партий в процессе формирования парламента.

Мажилис - нижняя палата Парламента Республики Казахстан - состоит из 107 депутатов: 98 депутатов Мажилиса избирается по партийным спискам27, 9 депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана.

Парламент Киргизской Республики состоит из 90 депутатов, избираемых на пятилетний срок по партийным спискам28.

Таким образом, избирательное законодательство России, Казахстана, Армении и Киргизии отдает приоритет политическим партиям в вопросе формирования парламента этих государств.

Несмотря на то, что законодательство Беларуси не выделяет особый статус партий в избирательной системе, их роль в избирательном процессе остается весомой. Так, например, в 2016 г. на выборах депутатов Палаты представителей Республики Беларусь 9 политическими партиями (из 15 зарегистрированных) было выдвинуто 298 зарегистрированных кандидатов. При этом, только 77 из числа зарегистрированных кандидатов выдвигались гражданами путем сбора подписей, 24 - трудовыми коллективами организаций29.

25 Палата представителей состоит из 110 депутатов, избираемых по одномандатным избирательным округам (ст. 15 Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11.02.2000 № 370-З в ред. от 04.06.2015).

26 Сайт Парламента Армении. URL: http://www. parliament.am/parliament.php?id=parliament&lang=rus (дата обращения: 22.11.2017).

27 Ст. 9 Конституционного закона Республики Казахстан от 28.09.1995 № 2464 «О выборах в Республике Казахстан» (в ред. 15.06.2017).

28 Ст. 70 Конституции Киргизской Республики.

29 Выборы в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва (сборник электоральной статистики). Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских

Пожалуй, наиболее верную характеристику партийной системе Беларуси дает профессор И.В. Котляров. Так, по его мнению, белорусские политические партии до сих пор не научились отражать и представлять на высшем политическом уровне запросы и интересы граждан, что объясняет их низкую поддержку избирателями [13]. Он, однако, отмечает, что, несмотря на многочисленные и существенные проблемы, уже трудно представить независимую Республику Беларусь без сильных политических партий, активно участвующих в жизнедеятельности белорусского общества [14].

Как нам представляется, избирательное законодательство Беларуси во многом повторяет опыт советской мажоритарной избирательной системы. Полагаем, что в современных условиях многопартийности роль политических партий несоизмеримо возросла, следовательно, появилась необходимость внедрения пропорциональной или смешанной избирательной системы.

Проведенный нами анализ показал, что в странах ЕАЭС не только сформирована правовая основа участия политических партий в избирательном процессе, но также уже сложилась успешная правоприменительная практика участия партий в выборах.

Для избрания будущего парламента ЕАЭС, по нашему мнению, необходимо применять исключительно пропорциональную избирательную систему.

Ответственность политических партий

Одним из наиболее важных элементов правового статуса политической партии является ее конституционно-правовая ответственность, которая может рассматриваться в двух аспектах: как ответственность субъекта публичной политики, участвующего в системе властеотношений, и как ответственность организации, объединяющей своих членов на основе общности взглядов и для реализации совместных действий политического характера [2].

Законодательство стран ЕАЭС в части привлечения к ответственности политических партий в целом весьма схоже. Так, общими для стран ЕАЭС мерами привлечения политических партий к ответственности являются: вынесение предупреждения; приостановление деятельности; ликвидация.

Общими основаниями для приостановления и прекращения деятельности (ликвидации) поли-

референдумов. Минск. 2016. С. 73. URL: http://rec.gov.by/sites/ default/files/pdf/Elections-PPNS6-Itogi.pdf (дата обращения: 22.11.2017).

тической партии по законодательству стран ЕАЭС является:

> создание структурных подразделений партий не по территориальному признаку, а также несоответствия количества территориальных отделений требованиям закона;

> вмешательство в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также в учебный процесс;

> неустранение в установленный решением суда срок нарушений закона;

> неоднократное непредставление политической партией в установленный срок в уполномоченный орган установленных сведений (в том числе финансовой отчетности);

> нарушения, которые при обнаружении на момент регистрации политической партии, не позволили бы ее зарегистрировать.

При этом только в законах о партиях России и Армении закреплено обязательность участия политических партий в выборах. Соответственно, систематическое неучастие партии в выборах является основанием для приостановления и прекращения деятельности партии в этих странах.

Основанием для приостановления и прекращениям деятельности партии во всех странах, за исключением Киргизии, является отсутствие необходимого количества членов партии.

Органом, осуществляющим контроль за деятельностью политических партий и правомочным выносить предупреждения партиям, во всех странах ЕАЭС является Министерство юстиции. В период выборов контроль за деятельностью партий осуществляется избирательными комиссиями.

По аналогии можно предположить, что контроль за деятельностью партий в период избирательной кампании по выборам в парламент ЕАЭС может быть возложено на Евразийскую экономическую комиссию, либо, что более предпочтительно, на сформированную избирательную комиссию ЕАЭС.

Общим для законодательства стран ЕАЭС является то, что решение о приостановлении и прекращении деятельности политических партий принимается судом. При этом в Армении деятельность партии прекращается по постановлению Конституционного суда (ст. 33 Закона Армении «О партиях»), а в России - Верховного Суда (ст. 41 Федерального закона «О политических партиях»).

Полагаем, что полномочиями по привлечению к ответственности политических партий, участвующих в выборах парламента ЕАЭС, может быть возложена на Суд Евразийского экономического союза.

Международное сотрудничество политических партий

Важным направлением деятельности политических партий в условиях формирования парламента ЕАЭС является международное сотрудничество.

Соответствующие нормы закреплены в законах о партиях Армении (ст. 29), Беларуси (ст. 33), Казахстана (ст. 20). Так, например, наиболее полно данное полномочие закреплено в главе 7 «Международная деятельность партий» Закона Республики Армения «О партиях». Предусматривается, что партия имеет право установить и сохранять связи с политическими партиями, общественными объединениями иностранных государств, международными организациями, заключать соглашения о сотрудничестве и осуществлять мероприятия, которые не противоречат Конституции, международным договорам и законам. Партия имеет право быть членом международных союзов (ст. 29).

Отсутствует запрет на деятельность партий в сфере международного сотрудничества и в законодательстве России и Киргизии, что, по-нашему мнению, дает партиям основания для такого взаимодействия с политическими партиями иностранных государств.

На сегодняшний день, примером сотрудничества политических партий государств - участников СНГ является Союз коммунистических партий - Коммунистическая партия Советского Союза (СКП-КПСС) - федерация коммунистических партий на постсоветском пространстве, основанная в 1993 году и считающая себя прямой преемницей единой КПСС30.

Указанные нормы о международном сотрудничестве, закрепленные в законах о партиях, могут лечь в основу соглашения государств ЕАЭС об уча-

стии политических партий в формировании парламента ЕАЭС.

Заключение

Подводя итог изложенному, полагаем возможным сделать ряд выводов.

Проведенный нами сравнительно-правовой анализ законодательства ЕАЭС показал, что в странах ЕАЭС имеется общая правовая основа для участия политических партий в формировании парламента ЕАЭС.

Общими критериями для участия политических партий в выборах парламента ЕАЭС должны стать:

> установление определенного количества членов политической партии, региональных отделений партии для участия в выборах ЕАЭС;

> финансирование партий, участвующих в выборах должно осуществляться посредствам косвенного государственного финансирования, а также пожертвований граждан.

Избрания парламента ЕАЭС, должно осуществляться по партийным спискам.

Наличие норм о международном сотрудничестве в национальном законодательстве государств - участников ЕАЭС, позволяет в дальнейшем при избрании парламента ЕАЭС образовывать политическим партиям союзы (блоки).

Для организации и проведения выборов предлагается образовать Центральную избирательную комиссию ЕАЭС.

Парламент ЕАЭС может быть возложено на Евразийскую экономическую комиссию, либо, что более предпочтительно, на сформированную избирательную комиссию ЕАЭС.

К компетенции Суда ЕАЭС должно быть отнесено разрешение споров, связанных с избранием депутатов парламента ЕАЭС.

Рецензент: Глотов Сергей Александрович, доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой конституционного и муниципального права, г. Москва. E-mail: [email protected]

30 Сайт СКП-КПСС. URL: http://skpkpss.ru/ (дата обращения: 22.11.2017).

Литература

1. Баранов А.В., Амбурцев Р.А., Раскин И.В. Трансформация электоральных систем государств-участников СНГ // В мире научных открытий. 2015. № 5.7 (65). С. 2682-2704.

2. Борисов И.Б, Заславский С.Е. Партии на будущих выборах. Новое законодательство. М.: Европа. 2005. С. 38.

3. Галиева З.И. Современный Кыргызстан: власть, политические партии и общество // International Journal of Professional Science. № 1. 2016. URL: http://scipro.ru/article/18-01-16 (дата обращения: 22.11.2017).

4. Глотов С.А., Григорьев И.А. Правовая система Евразийского Экономического Союза: постановка проблемы // Вестник Московского государственного областного университета. 2015. № 3. С. 12-29.

5. Глотов С.А., Какителашвили М.М., Фомиченко М.П. Избирательное право и избирательный процесс: учебное пособие. Москва, 2013.

6. Гуселетов Б.П. Проблема институционализации социал-демократических (социалистических) партий в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ: Дис. ... докт. полит. наук. Москва, 2013. 440 с.

7. Джунусова Ж.Х. Выборы как инструмент политического участия в Республике Казахстан / Политические партии и выборы: проблемы современности: сб. научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции 25 мая 2016 г./ Оренбург. 2016. С. 116.

8. Долгих Ф.И. Правовое регулирование создания политических партий в России и Казахстане и его влияние на формирование партийных систем // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 4 (113). С. 103.

9. Какителашвили М.М. Конституционно-правовые проблемы финансирования политических партий и избирательных кампаний в Российской Федерации /монография. М.: Галерея Принт., 2017. 264 с.

10. Какителашвили М.М. Прозрачность финансирования политических партий в сфере реализации международных актов по противодействию коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 11. С. 56-60.

11. Калачникова С.А. Общее и особенное в правовом регулировании процедуры выдвижения кандидатов и политических партий в странах СНГ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 3. С. 146-149.

12. Керимов А.А. Проблемы и перспективы развития политических партий / Политические партии и выборы: проблемы современности: сб. научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции 25 мая 2016 г. / Оренбург. 2016. С. 122.

13. Котляров И.В. Политические партии Беларуси как симулякры социального пространства (социологическое измерение) / Доклады Национальной академии наук Беларуси. 2014. Т. 58. № 4. С. 122.

14. Котляров И.В. Социологическая модель изучения политических партий // Социологический альманах. 2012. № 3. С. 221.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.