Научная статья на тему 'Международное сотрудничество политических партий в зарубежных странах'

Международное сотрудничество политических партий в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1179
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / ЕВРОПАРТИЯ / ВЫБОРЫ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СНГ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЕАЭС / POLITICAL PARTY / EUROPEAN PARTY / ELECTIONS / INTERNATIONAL ACTIVITY / CIS / EUROPEAN UNION / EURASIAN ECONOMIC UNION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Какителашвили Михаил Михайлович

Целью работы является, во-первых, выявление истоков и этапов международного сотрудничества политических партий, во-вторых, определение места партий в современной системе международных правоотношений, в-третьих, обозначение проблемы в сфере международного сотрудничества политических партий и путей их решения. Методологией исследования являются общенаучные методы познания (диалектический, анализ, синтез, моделирование и пр.), а также исторический, сравнительно-правовой, формально-правовой и др. Процедура исследования включает анализ законодательства Европейского Союза и государств-участников СНГ, посвящённого международному сотрудничеству партий, и практики его применения. Рассмотрена историческая ретроспектива международного сотрудничества партий. Приведён анализ правоприменительной практики российских партий в сфере международного сотрудничества. По итогам исследования выделены этапы становления международного сотрудничества политических партий, высказаны предложения об участии партий в создании парламента ЕАЭС. В заключение статьи сформулированы предложения теоретического и практического характера, которые послужат основой для дальнейшей разработки института политических партий в рамках конституционного права. Статья адресована специалистам в области конституционного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL COOPERATION OF POLITICAL PARTIES

The research objective of the study is to identify the roots and stages of international cooperation of political parties, to locate them in the system of modern international legal relations, to reveal the problems in the sphere under study and suggest the ways for their solution. The research methods include general scientific methods (dialectic, analysis and synthesis, modeling, etc.) and also historical, comparative and legal, formal and legal methods. The procedure of the research is based on the analysis of the legislation of the European Union and the CIS states on international cooperation of political parties and practices of its enforcement. The retrospective analysis of the international cooperation of parties is provided as well as the analysis of law-enforcement practice of the Russian parties in the sphere of international cooperation. Based on the research the author distinguishes the stages of international cooperation of political parties, makes some suggestions concerning parties’ participation in Eurasian Economic Union formation. In conclusion the article formulates some theoretical and practical ideas that can serve for further development of the institute of political parties. The article is addressed to the experts in the field of party construction, international and integration law.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество политических партий в зарубежных странах»

УДК 342.8

DOI: 10.18384/2310-6794-2019-2-94-105

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Какителашвили М. М.

Университет прокуратуры Российской Федерации

117638, г. Москва, ул. Азовская, д. 2, корп. 1, Российская Федерация

Аннотация. Целью работы является, во-первых, выявление истоков и этапов международного сотрудничества политических партий, во-вторых, определение места партий в современной системе международных правоотношений, в-третьих, обозначение проблемы в сфере международного сотрудничества политических партий и путей их решения. Методологией исследования являются общенаучные методы познания (диалектический, анализ, синтез, моделирование и пр.), а также исторический, сравнительно-правовой, формально-правовой и др. Процедура исследования включает анализ законодательства Европейского Союза и государств-участников СНГ, посвящённого международному сотрудничеству партий, и практики его применения. Рассмотрена историческая ретроспектива международного сотрудничества партий. Приведён анализ правоприменительной практики российских партий в сфере международного сотрудничества. По итогам исследования выделены этапы становления международного сотрудничества политических партий, высказаны предложения об участии партий в создании парламента ЕАЭС. В заключение статьи сформулированы предложения теоретического и практического характера, которые послужат основой для дальнейшей разработки института политических партий в рамках конституционного права. Статья адресована специалистам в области конституционного права.

Ключевые слова: политическая партия, европартия, выборы, международная деятельность, СНГ, Европейский Союз, ЕАЭС.

INTERNATIONAL COOPERATION OF POLITICAL PARTIES

M. Kakitelashvili

University of Prosecutor's Office of Russian Federation 2-1, Azovskaya st., Moscow, 117638, Russian Federation

Abstract. The research objective of the study is to identify the roots and stages of international cooperation of political parties, to locate them in the system of modern international legal relations, to reveal the problems in the sphere under study and suggest the ways for their solution. The research methods include general scientific methods (dialectic, analysis and synthesis,

© CC BY Какителашвили М. М., 2019.

modeling, etc.) and also historical, comparative and legal, formal and legal methods. The procedure of the research is based on the analysis of the legislation of the European Union and the CIS states on international cooperation of political parties and practices of its enforcement. The retrospective analysis of the international cooperation of parties is provided as well as the analysis of law-enforcement practice of the Russian parties in the sphere of international cooperation. Based on the research the author distinguishes the stages of international cooperation of political parties, makes some suggestions concerning parties' participation in Eurasian Economic Union formation. In conclusion the article formulates some theoretical and practical ideas that can serve for further development of the institute of political parties. The article is addressed to the experts in the field of party construction, international and integration law.

Keywords: political party, European party, elections, international activity, CIS, European Union, Eurasian Economic Union.

Введение

Политические партии - главные действующие лица в системе современной демократии. Не будучи институтом государственной власти, политические партии функционально включены в систему властных отношений, являются связующим звеном между государством и гражданами, обеспечивающим целостность и устойчивость политической системы.

Зарубежный и отечественный опыт правоприменения свидетельствует о возрастании роли негосударственных субъектов как субъектов международных отношений, таких как: СМИ, неправительственные организации, политические партии [1].

Так, О. Г. Карпович традиционные (вестфальские) акторы международных отношений включает интернациональные политические партии (типа партии БААС1, Коминтерна и др.) [10].

Наметившиеся изменения в общественных отношениях ведут к неизбежной трансформации политических партий, изменению их родовых признаков, выявленных М. Дюверже [3].

Повышается роль политических партий в деятельности межпарламентских ассамблей. В связи с этим Парламентской ассамблеей Совета Европы2 и Европейской комиссией за демократию через право (Венецианской комиссией)3 принят целый ряд

Партия арабского социалистического возрождения - политическая партия, основанная в Сирии в 1947 г. Имеет отделения в Сирии, Ираке, Алжире, Бахрейне, Египте, Иордании, Кувейте, Ливане, Ливии, Мавритании, Палестине, Судане, Тунисе и Йемене.

2 Резолюция ПАСЕ от 17.04.2007 № 1546 «Кодекс поведения политических партий», Рекомендации ПАСЕ 1438 (2000) и Резолюцию ПАСЕ 1344 (2003) «Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе», Резолюция ПАСЕ 1308 (2002) «Об ограничениях деятельности политических партий в государствах-членах Совета Европы», Рекомендация 1516 (2001) «О финансировании политических партий» и Резолюцию 1264 (2001), Резолюцию 1320 (2003) и Рекомендацию 1595 (2003) «О своде рекомендуемых норм при проведении выборов» // Совет Европы: [сайт]. [2019]. URL: https://www.coe.int/t/r/ parliamentary_assembly/[Russian_documents]/ [2007]/%5BApr2007%5D/Res1546_rus.asp (дата обращения: 22.03.2019).

3 Руководящие принципы законодательного обеспечения деятельности политических партий (2006 г.), Руководящие принципы финансирования политических партий (2000 г.), Руководящие принципы в отноше-

рекомендаций и резолюций, в которых подчёркнута роль политических партий как неотъемлемой составляющей современных демократий и содержатся нормы, направленные на противодействие коррупции в политических партиях, недопущение распространения экстремизма, в том числе в международной деятельности партий и т. д.

Существует достаточно обширная политологическая литература, посвя-щённая вопросам международного сотрудничества политических партий. Однако приходится признать, что юридические исследования по данной проблематике практически отсутствуют.

Анализ законодательства и практики заключения международных соглашений политическими партиями в зарубежных странах не только будет полезен для совершенствования российского законодательства, но и послужит основой для дальнейшей интеграции (реинтеграции) государств на постсоветском пространстве.

Этапы становления международного сотрудничества политических партий

При анализе практических вопросов международной деятельности политических партий стоит обратиться к историческому опыту.

Родоначальниками международного межпартийного сотрудничества на основе сходства идеологических доктрин были европейские социал-демократические партии (Интернационал),

нии запрета деятельности и роспуска политических партий и аналогичных мер (1999 г.) и Свод рекомендуемых норм при проведении выборов (2002 г.) (не опубл.) КонсультантПлюс»: [сайт]. URL:

к которым впоследствии присоединились партии других континентов.

Среди межпартийных объединений наибольшим влиянием пользовались объединения левых сил - Социалистический интернационал и Коммунистический интернационал. Объединения правых партий (например, Либеральный интернационал) имели меньше членов, низкую интенсивность межпартийных связей и носили в большей степени совещательный характер.

Коммунистический интернационал (Коминтерн) - международная политическая общественная организация, объединявшая коммунистические партии различных стран в 1919-1943 гг., была создана в советской России по инициативе РКП(б) в марте 1919 г. представителями левых социалистов и коммунистов из 21 страны. Руководящим органом Коминтерна стал Исполнительный комитет.

Коминтерн был задуман как федерация равноправных политических организаций, состоящая из национальных секций [16].

Коминтерн 20-30-е гг. XX в. с правовой точки зрения представлял собой надгосударственную структуру, обладавшую самостоятельной правосубъектностью [13].

Однако в условиях отсутствия правовой регламентации деятельность Коминтерна строилась в соответствии с указаниями российской коммунистической партии, целью которой была мировая коммунистическая революция.

Взамен упразднённого Коминтерна в 1947 г. было создано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий с несколько иными функциями.

Как оказалось, с помощью межпартийного сотрудничества можно усилить политическое влияние на международные отношения.

Полагаем, что огромный опыт межпартийного сотрудничества Коминтерна стал прототипом современных интеграционных процессов и международного сотрудничества политических партий.

Дальнейшая активизация международного сотрудничества политических партий в Европе имела три этапа: свободная координация в период 19791993 гг., затем создание Европейских федераций партий и, наконец, объединение в европейские партии (европар-тии).

Правовым выражением институци-онализации межпартийного сотрудничества и объединения партий стал Европейский парламент (Европарла-мент) избираемый с 1979 г. на прямых выборах. В ст. 191 Договора об учреждении Европейского Сообщества подчеркивается: «Политические партии на европейском уровне являются важным фактором интеграции внутри Союза. Они содействуют формированию европейской идентичности и выражению политической воли граждан Союза»1.

Так, в 1973 г. «левые» партии формируют Конфедерацию социалистических партий Европейского сообщества, в 1976 г. христианские демократы создают Европейскую народную партию, а либеральные демократы - Федерацию либеральных и демократических партий.

1 Договор об учреждении Европейского Сообщества (Рим, 25.03.1957) // Европейское право: [сайт]. URL: http://www.eulaw.ru/ content/200 (дата обращения: 22.03.2019).

Следующий этап характеризуется образованием новых европейских партий, таких как антиглобалисткие, «ев-роскептики», «пиратские», «зелёные» и др. Подобные партии, объединённые общей идеей («нации без государств»), стали образовывать международные партийные объединения. Например, впервые была создана Европейская федерация «зелёных» партий, существовавшая в 1993-2004 гг. Европейская зеленая партия и национальные экологические партии Европы входят в состав всемирного объединения «Глобальные Зелёные» - партнёрства экологических партий и движений всего мира, основанного в 2001 г. На Первом Всемирном конгрессе «зелёных» была также принята «Глобальная хартия Зелёных» [2; 15].

Международная деятельность политических партий в Европейском Союзе и Содружестве Независимых Государств

В настоящее время международное сотрудничество партий является достаточно распространённым явлением в Европе, что обусловлено применяемой на выборах Европарламента избирательной системой. Так, на выборах, проводимых во всех странах по пропорциональной избирательной системе, выдвижение списков кандидатов осуществляется в основном политическими партиями и лишь в отдельных странах допускается участие независимых кандидатов.

Европартия должна отвечать следующим требованиям: наличие юридического лица в одном из государств-

членов Европейского Союза1; наличие представителей в выборных органах не менее четверти государств-участников Европейского Союза (любого уровня - европейского, национального, регионального) или получение не менее 3% голосов на последних выборах в Европарламент в четверти государств-участников Европейского Союза2; соблюдение основных принципов Европейского Союза, таких как свобода, демократия, права человека, верховенство закона3; принятие участия в выборах в Европарламент или заявление о таком желании4.

1 Declaration on Article 191 of the Treaty establishing the European Community [Электронный ресурс] // The Treaty of Nice, amending the Treaty on European Union, the Treaties establishing the European Communities and certain related Acts. Final Act and Declarations, Nice, 26.02.2001. URL: eur-lex.europa.eu (дата обращения: 22.03.2019).

2 Regulation (EC) № 2004/2003 of the European Parliament and of the Council of 04.11.2003 on the regulations governing political parties at European level and the rules regarding their funding, 2003 // Европейское законодательство: [сайт]. URL: eur-lex.europa.eu (дата обращения: 22.03.2019).

3 Decision of the Bureau of the European Parliament, of 29.03.2004 laying down the procedures for implementing Regulation (EC) № 2004/2003 of the European Parliament and of the Council on the Regulations governing political parties at European level and the rules regarding their funding (2004/C 155/01), 2004 // Европейское законодательство: [сайт]. [2019]. URL: eur-lex.europa.eu (дата обращения: 22.03.2019).

4 Regulation (EC) № 1524/2007 of the European Parliament and of the Council of 18.12.2007 amending Regulation (EC) № 2004/2003 on the regulations governing political parties at European level and the rules regarding their funding, 2007 // Европейское законодательство: [сайт]. URL: eur-lex.europa.eu (дата обращения: 22.03.2019).

Непосредственное взаимодействие между европартиями происходит в Европарламенте, где они формируют фракции. Для образования фракции необходимо минимум 25 членов Евро-парламента, которые представляют не менее одной пятой от общего числа государств-членов. Конференция председателей фракций утверждает состав комитетов, определяет повестку дня заседаний парламента и др. Фракции могут создавать межфракционные группы для неформального обмена мнениями.

Возможности независимых депутатов в Европарламенте существенно меньше по сравнению с возможностями их коллег из политических групп -это проявляется в распределении руководящих должностей, мест в комитетах, использовании финансовых средств Европарламента.

Правовое регулирование, направленное на поддержку партийного сотрудничества, повлияло на решение различных национальных партий сформировать свои европартии и претендовать на финансовые ресурсы из общего бюджета [5].

В настоящее время восьмой состав Европарламента (2014-2019 гг.) представлен 9 фракциями, в которые входят как европартии, так и национальные партии. Количество внефракционных депутатов составляет всего лишь около 2%.

Таким образом, правовое регулирование международного сотрудничества партий осуществляется на двух уровнях: национальном, где регламентируется законодательством стран-членов Европейского Союза, и общеевропейском. Существуют единые европейские

стандарты при проведении выборов1, стандарты регулирования правового положения политических партий2, затрагивающие, помимо прочего, и вопросы внутреннего устройства политической партии, порядка принятия решений, внутрипартийной демократии.

Принятые в государствах-участниках СНГ конституции стали основой правовых моделей деятельности политических партий, в которых признаётся особая роль партии как объединения граждан, носителя идей (политических программ), провозглашается политическое многообразие и многопартийность, содержится запрет на вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и на вмешательство партий в деятельность государственных органов и должностных лиц.

Общим для конституционного законодательства стран СНГ стало наделение политических партий особыми правами в избирательном процессе: на участие в формировании избирательных комиссий, организующих выборы; на выдвижение кандидатов на выборные должности, в том числе в парламент; на доступ партий к СМИ; на предоставление государственной финансовой поддержки на выборах; на оспаривание итогов выборов, а также

1 Свод рекомендуемых норм при проведении выборов // Руководящие принципы и пояснительный доклад (приняты Венецианской комиссией на 52-й сессии, Венеция, 18-19 октября 2002). CDL-AD (2002) 23.

2 Guidelines on Political Party Regulation by ODIHR/OSCE and Venice Commission (Adopted by the Venice Commission at its 84th Plenary Session, Venice, 15-16 October 2010).

на осуществление международной деятельности.

Опыт деятельности межпарламентских органов на постсоветском пространстве, таких как межпарламентские ассамблеи Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества, Организации Договора о коллективной безопасности, Ассамблеи Организации за демократию и экономическое развитие, а также Парламентского собрания Союза Белоруссии и России, позволил достичь высокого уровня взаимодействия национальных парламентов и политических партий.

Соответствующие нормы о международном сотрудничестве закреплены, например, в законах о партиях Азербайджана (ст. 11), Армении (ст. 29), Беларуси (ст. 33), Казахстана (ст. 20), Молдовы (ст. 1), Российской Федерации (ст. 26), Таджикистана (ст. 10) и Украины (ст. 12). Наиболее полно данное полномочие закреплено в гл. 7 «Международная деятельность партий» закона Республики Армения «О партиях». Предусматривается, что партия имеет право устанавливать и сохранять связи с политическими партиями, общественными объединениями иностранных государств, международными организациями, заключать соглашения о сотрудничестве и осуществлять мероприятия, которые не противоречат Конституции, международным договорам и законам. Партия имеет право быть членом международных союзов.

Отсутствие запрета на деятельность партий в сфере международного сотрудничества в законодательстве Кыргызстана, Туркменистана и Узбекистана, по-нашему мнению, дает

партиям основание для такого взаимодействия с политическими партиями иностранных государств.

В странах СНГ существует практика заключения международных соглашений между политическими партиями, но далеко не в таких масштабах, как в Европейском Союзе.

На сегодняшний день примером сотрудничества политических партий государств-участников СНГ является Союз коммунистических партий -Коммунистическая партия Советского Союза (СКП-КПСС) - федерация коммунистических партий на постсоветском пространстве, основанная в 1993 г. и считающая себя преемницей единой КПСС.

Одним из примеров поддержки евразийских интеграционных процессов стало подписание в 2013 г. Меморандума о создании Союза социалистических и социал-демократических партий Таможенного союза и евразийского пространства.

Партии активно заключают двусторонние соглашения о сотрудничестве. Так, например, политической партией «Единая Россия» заключены соглашения о сотрудничестве с ведущими парламентскими партиями государств-участников СНГ: Республиканской партией Армении, партией «Новый Азербайджан», «Нур Отан» (Казахстан), Партией Регионов (Украина), «Ар-Намыс» (Киргизии). В 2008 г. партия «Единая Россия» подписала соглашение о сотрудничестве с югоосе-тинской партией «Единство».

В порядке научной дискуссии предположим, что такая международная деятельность партий может стать основой для успешного формирования и функционирования наднациональных

органов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) [8].

Ст. 1 и 5 Договора о ЕАЭС, по мнению Ю. И. Скуратова, свидетельствуют о том, что государства-члены стремятся к осуществлению скоординированной и согласованной политики [17]. Отсутствие существенного элемента механизма осуществления такой скоординированной и согласованной политики Евразийского парламента обесценивает положения Договора.

Наднациональный парламент, состоящий из представителей политических партий, является важнейшим политическим и правовым гарантом осуществления и развития интеграционных процессов в ЕАЭС.

Вероятно, при создании Евразийского парламента многие проблемы, с которыми столкнулся Европарламент, станут актуальными и для российских партий.

Дальнейшее развитие интеграционных процессов в ЕАЭС связано с укреплением межпартийного сотрудничества и правовым регулированием такой деятельности.

Проблемы законодательства и правоприменительной практики в сфере международного сотрудничества

Применительно к правоотношениям в сфере международного сотрудничества политических партий выделим ряд проблем.

Во-первых, одним из существенных недостатков, тормозящим дальнейшее развитие международного сотрудничества политических партий на постсоветском пространстве, является отсутствие правового регулирования

V^iooy

такой деятельности на межгосударственном уровне в странах СНГ.

Так, например, Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ1 содержит лишь отрывочные положения о правовом статусе политических партий в избирательном процессе и не содержит норм о международном сотрудничестве партий.

Во-вторых, современные экономические, социокультурные проблемы как в Евросоюзе, так и в СНГ, породили рост популизма и радикализацию политических партий, представляющие угрозу правопорядку [4; 11; 18]. Радикальные наднациональные партии возбуждают социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, пропагандируют исключительность, превосходство или неполноценность человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, призывают к насильственному изменению основ государственного строя [12; 14].

Существующие правовые ограничения не всегда эффективны против экстремистских наднациональных партий. Одна и та же партия (её представительство) может быть запрещена в одной стране, но легально действовать в другой. Так, например, запрещенная во многих странах мира, в т. ч. в Германии и России, партия «Хизбут-Тахрир»2, действует в Великобрита-

1 Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ (не опубл.) КонсультантПлюс. [сайт]. URL:

2 «Хизбут-Тахрир» - международная панис-ламская политическая партия, основанная в 1953 г., решением Верховного Суда РФ от

нии, несмотря на подозрения в экстремизме.

В-третьих, новые международные объединения партий, не получая необходимой ресурсной поддержки от населения, ищут другие источники финансирования, и здесь все большее значение имеет материальная помощь транснациональных компаний [6]. Удорожание избирательных кампаний побуждает партии искать «спонсоров» среди экономических акторов международных отношений - ТНК, межбанковских объединений, - а то и просто зарубежных компаний (в большинстве стран последнее запрещено, но финансовые потоки трудно контролировать). Начинает формироваться привязанность отдельных наднациональных партий к определенным коммерческим (некоммерческим) организациям [7; 9].

Заключение

Подводя итоги изложенному, полагаем возможным высказать ряд выводов и предложений.

Во-первых, прототипом современного международного сотрудничества политических партий явился Коминтерн, который оказывал непосредственное влияние на международные правоотношения. Возможно выделить три стадии международного сотрудничества политических партий: двусторонние сотрудничество партий; создание партийных федераций (конфедераций); создание наднациональных партий. Соответственно правовое регулирование деятельности партий на первых двух стадиях осуществляет-

14.02.2003 № ГКПИ 03-116 была признана террористической организацией и запрещена в Российской Федерации.

V^ioiy

ся национальным законодательством, а на третьей - наднациональным правовым регулированием.

В-вторых, в современных условиях политические партии являются субъектами международных отношений, не будучи частью государства участвуют в его институтах (парламенте, правительстве и т. д.), выполняют и играют важную роль в процессе принятия его решений, что требует принципиально нового правового регулирования международной деятельности политических партий. Европейские наднациональные партии являются одними из ключевых факторов европейских интеграционных процессов.

В-третьих, полагаем целесообразным на уровне Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества, исходя из положительного опыта Евросоюза, в целях сближения национального законодательства разработать модельный закон о политических партиях, в котором необходимо предусмотреть: правовую регламентацию международной дея-

тельности партий и их союзов с идеологически близкими политическими партиями зарубежных стран, общие принципы регистраций политических партий, общие подходы к правовому статусу политических партий и их ответственности, а также единые критерии отнесения партий к экстремистским.

Следующим этапом развития международного сотрудничества политических партий в ЕАЭС должно стать принятие Евразийской экономической комиссией рекомендаций (резолюций), посвященных политическим партиям, в которых будут изложены принципы заключения международных договоров политических партий, статус наднациональных политических партий и ограничение на их создание, а также возможности их финансовой поддержки только со стороны граждан и государств-участников ЕАЭС. В дальнейшем, полагаем, целесообразным принятие Конвенции СНГ о партиях.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Галкин А. П. Политические партии в системе международных отношений // Вестник Волгоградского государственного университета. 2003. №. 3. С. 123-128.

2. Добрецов Д. Г. Обеспечение экологической безопасности // Мониторинг правоприменения. 2014. № 4 (13). С. 35-42.

3. Дюверже М. Политические партии. М.: Академический Проект, 2000. 538 с.

4. Егоров Е. Н. «Хизбут-Тахрир» на Западе: идеология и специфика деятельности // Ис-ламоведение. 2017. № 2 (32). С. 28-36.

5. Заславская Н. Г. Роль интеграционных процессов в формировании транснациональных партий // Управленческое консультирование. 2017. № 12. С. 55-63.

6. Какителашвили М. М. Конституционно-правовые проблемы финансирования политических партий и избирательных кампаний в Российской Федерации. М.: Галлея Принт, 2017. 264 с.

7. Какителашвили М. М. Проблемы государственного и частного финансирования политических партий в государствах-участниках СНГ // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2018. № 4. С. 70-90.

8. Какителашвили М. М. Парламент Евразийского экономического союза и роль политических партий в его формировании: постановка проблемы // Мониторинг правоприменения. 2017. № 2. С. 23-32.

9. Какителашвили М. М. Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, как инструмент «цветных революций» // Гражданское общество в России и за рубежом. 2016. № 4. С. 30-33.

10. Карпович О. Г. Мировая политика и негосударственные участники международных отношений // Мировая политика. 2017. № 3. С. 119-128.

11. Любимова А. О. Новая форма международной деятельности ультраправых // Мировая политика. 2017. № 2. С. 24-33.

12. Партии и движения политической альтернативы в современной Европе: сб. статей / отв. ред. В. Я. Швейцер. М., 2018. 140 с.

13. Пятницкий В. И. Осип Пятницкий и Коминтерн на весах истории. Минск: Харвест,

14. Ровинская Т. Л. Политические амбиции европейских «пиратов» // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 7. С. 72-84.

15. Ровинская Т. Л. Экологические партии в Европе: особенности эволюции // Партийно-политические системы и политические идеологии в странах Запада в начале XXI века: факторы эволюции и направления трансформации. М., 2016. С. 120-127.

16. Сидорова Г. Г. Организационно-правовые основы деятельности Народного комиссариата по иностранным делам (1917-1941 гг.): историко-правовой аспект : дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. 206 с.

17. Скуратов Ю. И. Евразийская парадигма России и некоторые проблемы интеграции на пространстве Содружества Независимых Государств (СНГ) // Государство и право. 2015. № 2. С. 89-95.

18. Яшлавский А. Э. Антииммигрантские партии Европы: фальстарт или второе дыхание? // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018.

1. Galkin A. P. [Political parties in the system of international relations]. In: Vestnik Volgo-gradskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Volgograd State University], 2003, no. 3, pp. 123-128.

2. Dobretsov D. G. [Environmental security]. In: Monitoringpravoprimeneniya [Law Enforcement Monitoring], 2014, no. 4 (13), pp. 35-42.

3. Duverger M. Politicheskie partii [Political Parties]. Moscow, Akademicheskii Proekt Publ., 2000. 538 p.

4. Yegorov E. N. [«Hizb-ut-Tahrir» in the West: ideology and specifics of activity]. In: Is-lamovedenie [Islamic Studies], 2017, no. 2 (32), pp. 28-36.

5. Zaslavskaya N. G. [The role of integration processes in the formation of transnational parties]. In: Upravlencheskoe konsultirovanie [Administrative Consultation], 2017, no. 12, pp. 55-63.

6. Kakitelashvili M. M. Konstitutsionno-pravovye problemy finansirovaniya politicheskikh partii i izbiratel'nykh kampanii v Rossiiskoi Federatsii [Constitutional and Legal Problems of Financing Political Parties and Election Campaigns in the Russian Federation]. Moscow, Galleya Print Publ., 2017. 264 p.

7. Kakitelashvili M. M. [Problems of public and private funding of political parties in the CIS states]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Yuris-

2004. 720 с.

Т. 11. № 3. С. 230-242.

REFERENCES

prudentsiya [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence], 2018, no. 4, pp. 70-90.

8. Kakitelashvili M. M. [The Parliament of the Eurasian Economic Union and the role of political parties in its formation: raising the issue]. In: Monitoring pravoprimeneniya [Law Enforcement Monitoring], 2017, no. 2, pp. 23-32.

9. Kakitelashvili M. M. [Non-commercial organisations performing the functions of a foreign agent as a tool of «color revolutions»]. In: Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii i za rubezhom[Civil Society in Russia and Abroad], 2016, no. 4, pp. 30-33.

10. Karpovich O. G. [World politics and non-state participants of international relations]. In: Mirovayapolitika [World Politics], 2017, no. 3, pp. 119-128.

11. Lyubimova A. O. [A new form of international activities of the far-right political parties]. In: Mirovaya politika [World Politics], 2017, no. 2, pp. 24-33.

12. Schweitzer V. J. Partii i dvizheniya politicheskoj alternativy v sovremennoj Evrope: sb. statej [Parties and Movements for a Political Alternative in Contemporary Europe: A Collection of Papers]. Moscow, 2018, no. 357. 140 c.

13. Pyatnitsky V. I. Osip Pyatnitskii i Komintern na vesakh istorii [Osip Pyatnitsky and the Comintern on the Scales of History]. Minsk, Kharvest Publ., 2004. 720 p.

14. Rovinskaya T. L. [Political ambitions of European «pirates»]. In: Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World Economy and International Relations], 2015, no. 7, pp. 72-84.

15. Rovinskaya T. L. [Ecological Parties in Europe: Peculiarities of Evolution]. In: Partiino-politicheskie sistemy i politicheskie ideologii v stranakh Zapada v nachale XXI veka: faktory evolyutsii i napravleniya transformatsii [Party-Political System and Political Ideology in the West in the Early 21st Century: Factors of Evolution and Directions of Transformation]. Moscow, 2016, pp. 120-127.

16. Sidorova G. G. Organizatsionno-pravovye osnovy deyatelnosti Narodnogo komissariata po inostrannym delam (1917-1941 gg.). Istoriko-pravovoi aspekt: dis. ... kand. yur. nauk [Organizational and Legal Bases of the Activities of the National Commissariat for Foreign Affairs (1917-1941). Historical and Legal Aspects: PhD Thesis in Law]. St. Petersburg, 2004. 206 p.

17. Skuratov Y. I. [The Eurasian paradigm of Russia and some problems of integration in the Commonwealth of Independent States (CIS)]. In: Gosudarstvo i pravo [State and Law], 2015, no. 2, pp. 89-95.

18. Yashlavsky A. E. [Anti-immigrant parties in Europe: a false start or a second chance?]. In: Kontury globalnykh transformatsii: politika, ekonomika, pravo [Contours of Global Transformations: Policy, Economy, Law], 2018,vol. 11, no. 3, pp. 230-242.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Какителашвили Михаил Михайлович - кандидат юридических наук, доцент кафедры международного сотрудничества в сфере прокурорской деятельности Университета прокуратуры Российской Федерации; e-mail: mmk2010@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Mikhail M. Kakitelashvili - PhD in Law, associate professor at the Department of International Cooperation in the Field of Prosecutorial Activity, University of

Prosecutor's Office of the Russian Federation; e-mail: mmk2010@yandex.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА

Какителашвили М. М. Международное сотрудничество политических партий в зарубежных странах // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2019. № 2. С. 94 - 105. Б01: 10.18384/2310-6794-2019-2-94-105

FOR CITATION

Kakitelashvili M. M. International Cooperation of Political Parties. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence, 2019, no. 2,pp. 94 - 105 DOI: 10.18384/2310-6794-2019-2-94-105

Vioy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.