Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ'

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
64
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОПЬЯНЕНИЯ / THE ALCOHOL INTOXICATION MEDICAL TESTING / МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / PROVISIONS PROCEDURE MEASURES OF CASES CONCERNING ADMINISTRATIVE OFFENSES / КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / CODE OF ADMINISTRATIVE OFFENCES OF THE RUSSIAN FEDERATION / ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / PROCEEDINGS IN CASES CONCERNING ADMINISTRATIVE OFFENSES / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE LIABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов А. Ю.

научная статья посвящена проблемам применения медицинского освидетельствования состояния опьянения в производстве по делам об административных правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF PERFECTION OF LEGAL REGULATION OF THE DRUNKEN STATE MEDICAL EXAMINATION IN THE ADMINISTRATIVE OFFENCES PROCEEDINGS

this article is devoted to the problems of application of the drunken state medical examination in the administrative offences proceedings.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

X

со

о;

□Е Саратовской государственной академии права

с

заметить и некоторую нелогичность в ее структуре, например «причинение тяжкого вреда здоровью ... выразившегося в неизгладимом обезображении лица», повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего. Возникает вопрос — насколько же неосторожным в такой ситуации должен быть виновный?

В свете вышеизложенного предлагается «разделить» существующую ст. 111 на две самостоятельных нормы, одна из которых регулировала бы ответственность за нанесение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни, а вторая — за причинение менее тяжкого вреда. Статьи целесообразно изложить в следующей редакции:

Статья 111.1. Умышленное причинение тяжких телесных повреждений, опасных для жизни человека.

1. Умышленное причинение тяжких телесных повреждений, опасных для жизни человека в момент причинения, — наказывается... <...>

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего, — наказываются...

Статья 111.2. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью путем противоза-¡5$ конного лишения потерпевшего зрения, слуха или какого-либо органа, а § также прерывание беременности при отсутствии признаков преступления, указанного в статье 105 настоящего Кодекса, а равно умышленные действия, ^ направленные на причинение неизгладимого обезображивания лицу по-< терпевшего, либо утрату им общей трудоспособности не менее чем на одну :: треть либо полную утрату профессиональной трудоспособности, — ^ наказываются...

к

т А.Ю. Соколов,

о

кандидат юридических наук, доцент

А YSockolov@mail. ги

66

Вопросы совершенствования правового регулирования медицинского освидетельствования £ на состояние опьянения в производстве по делам

сч об административных правонарушениях

со

Аннотация: научная статья посвящена проблемам применения медицинского освидетельствования на состояние опьянения в производстве по делам об административных правонарушениях.

Ключевые слова: медицинское освидетельствование на состояние опьянения; меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; производство по делам об административных правонаруше-ныях, административная ответственность.

Summary: this article is devoted to the problems of application of the drunken state medical examination in the administrative offences proceedings.

Key words: the alcohol intoxication medical testing; provisions procedure measures of cases concerning administrative offenses; Code of administrative offences of the Russian Federation; proceedings in cases concerning administrative offenses; administrative liability. а о

дним из правовых средств выявления состояния опьянения н С

лиц, в отношении которых осуществляется производство по делу об адми- ® §

° ф

нистративном правонарушении, выступает медицинское освидетельствование, проводимое в медицинских организациях, имеющих соответствующую лицензию. Реализация данной меры принуждения, выражающейся в одностороннем вмешательстве властного субъекта в свободное проявление воли § g деликвента, существенно затрагивает конституционные права и свободы р § граждан. Характер и пределы такого воздействия предопределяют детальное i р законодательное регулирование процедуры медицинского освидетельствова- § О ния с целью обеспечения эффективной защиты прав лиц, в отношении ко- Т § торых ведется производство по делам об административных правонарушени- $ 3 ях. Наличие ряда проблем применения медицинского освидетельствования о у позволяет высказываться о необходимости совершенствования действующе го административно-деликтного законодательства в этой сфере.

§ е

I 5 е Т

и §

о

п л

а

Во-первых, Кодекс Российской Федерации об административных право- о |

а

нарушениях рассматривает медицинское освидетельствование на состояние опьянения в качестве меры обеспечения производства по делам об админи- 1 д стративных правонарушениях лишь в случаях его применения в отношении С Л лиц, управляющих транспортным средством соответствующего вида: судами а К морского, внутреннего водного транспорта, в том числе маломерными (ст. В ° 11.9 КоАП РФ «Управление судном судоводителем или иным лицом, нахо- Ы 0 дящимися в состоянии опьянения»); и автомототранспортными средствами П 1 (ст. 12.8 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, на- 0 | ходящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным ° ь средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения»). у В

Вместе с тем принудительное воздействие со стороны субъекта власти, | § обусловленное необходимостью выявления состояния опьянения, предусмо- 1 Я трено КоАП РФ также и в иных случаях. К ним относятся:

- управление в состоянии опьянения воздушным судном; передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения; допуск к управлению воздушным судном или его обслуживанию лица, не имеющего на то права или находящегося в состоянии опьянения, либо ^ обслуживание воздушного судна лицом, не имеющим на то права или на- ^ ходящимся в состоянии опьянения (ч. 7, 8 ст. 11.5 КоАП РФ «Нарушение ? правил безопасности эксплуатации воздушных судов»); §

- нарушение Правил дорожного движения в состоянии опьянения лицами, ® управляющими транспортным средством, не подлежащим государственной регистрации (мопедом, велосипедом, гужевым транспортом (ч. 3 ст. 12.29 КоАП РФ «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения»);

67

- появление в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ «Появление в общественных местах в состоянии опьянения»; ст. 20.22 КоАП РФ «Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах»);

- совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.8 КоАП РФ «Нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему»1;

- выявление состояния опьянения в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность (п. 6 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ);

- необходимость исчисления срока административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, высчитываемого с момента вытрезвления задержанного (ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ).

Пределы принудительного воздействия в рассмотренных случаях идентичны пределам вмешательства в права и свободы граждан при проведении медицинского освидетельствования в отношении лиц, управляющих водными

I судами и автомототранспортными средствами. Применение мер администра-^ тивного принуждения при проведении медицинского освидетельствования ^ всегда затрагивает ряд конституционных прав и свобод граждан, таких как

< право на охрану личного достоинства, свободу и личную неприкосновен-§ ность, неприкосновенность частной жизни и личной тайны, недопустимость

сбора, использования и распространения информации о частной жизни лица ^ без его согласия (ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 24 Конституции РФ2).

< Такое разделение тождественных мер административного принуждения :: представляется необоснованным. На наш взгляд, законодателю следует понимать медицинское освидетельствование на состояние опьянения как меру

о обеспечения производства по делам об административных правонарушениях к независимо от категории дела, вызвавшего необходимость установления сот стояния опьянения.

т Во-вторых, наименование рассматриваемой меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не соответствует частной цели ее применения.

В действующем административно-деликтном законодательстве отсутствует определение освидетельствования на состояние опьянения как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. £ Слово «свидетельствовать» в русском языке означает: 1) удостоверять в ка° 1 Диспозиция состава данного правонарушения напрямую не упоминает о состоянии опьянения, ^ а является отсылочной. Запрет на ношение, транспортирование и использование оружия, а также снаряжение патронов в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического и иного), под воздействием лекарственных препаратов, ставящих под угрозу безопасность владельца оружия и окружающих его людей, закреплен в Правилах безопасного обращения с огнестрельным оружием самообороны Приложения № 53 к Инструкции по работе органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему (утв. Приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814»). См.: БНА. 1999. № 32.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 4, ст. 445.

68

о

яе

е т 1 Й

о

п л

а

|

сл и §

честве свидетеля; 2) подтверждать, доказывать; 3) удостоверять подлинность чего-либо; 4) осматривать с целью определения чего-либо1.

Из этого следует, что законодатель понимает под данным термином деятельность по определению наличия или отсутствия алкогольного опьянения у фи- § го зического лица, управлявшего транспортным средством соответствующего вида.

Под алкогольным опьянением (Ebrietas а1ко^Нса) в медицине понимается симптомокомплекс, включающий клинически идентифицируемые поведенческие, психологические, психические, вегетативные, соматоневрологические составляющие, ассоциируемые с экспозиционным («острым», «транзиторным») психотропно-эйфорическим действием алкоголя (этанола, этилового спирта) и его дозозависимыми токсическими эффектами2.

В соответствии с клинической классификацией алкогольного опьянения, ш | принятой в отечественной наркологии3, в зависимости от степени интокси- р 1 кации, выделяются три степени тяжести алкогольного опьянения — легкая, | р средняя и тяжелая. Субклиническая форма легкой степени алкогольного о 0 опьянения, которая во многих странах не исключает вождение транспортных в о средств и идентифицируется как «отсутствие влияния на психику и поведе- ® р ние», наблюдается при концентрации алкоголя в крови 0,3—0,7 %. ° у

Таким образом, состояние лица, при котором концентрация алкоголя в крови менее 0,3 %, не рассматривается в наркологии как алкогольное опьянение. Устранение максимального порога содержания алкоголя в крови лиц, управляющих транспортным средством4, осуществленное вследствие изменений, внесенных в КоАП РФ5 и Правила6, свидетельствует о направ- | 11 ленности медицинского освидетельствования не на выявление состояния Т 1 опьянения, а на количественное определение алкоголя. В связи с этим мы Т о поддерживаем позицию отдельных авторов о необходимости замены поня- В 0 тия «состояние алкогольного опьянения»7, используемого при определении 1 о объекта освидетельствования. Однако вместо термина «нетрезвое состояние» р ° представляется более уместным и отражающим характер производимых 03 е действий использование термина «наличие алкоголя в организме».

1 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1973. С. 647. Ш „

2 См., например: Сосин И.К. Клинико-диагностические критерии и оказание медицинской | § помощи при алкогольном опьянении // Медицина неотложных состояний. 2006. № 5. С. 28—29. я 1

3 См., например: Клиническая и лабораторная диагностика алкогольного опьянения. Мето- 1 1 дические рекомендации / Кононенко В.И. и др. Харьков, 1984.

4 В соответствии с Примечанием к ст. 27.12 КоАП РФ под состоянием опьянения понималось наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,15 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.

5 См.: О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О безопасности дорожного ^ движения» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов д Российской Федерации» : федеральный закон от 23 июля 2010 г. № 169-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 30, ст. 4000. ^

6 См.: О внесении изменений в Правила освидетельствования лица, которое управляет транс- § портным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, о направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов : постановление Правительства РФ от 10 февраля 2011 г. № 64 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7, ст. 993.

7 См.: Зеренин А.Г., Мостовой С.М. Новое в проведении медицинского освидетельствования для выявления состояния опьянения // Вопросы наркологии. 2010. № 6. С. 56.

р т

69

В-третьих, действующее административно-деликтное законодательство, в зависимости от категории дела и освидетельствуемых субъектов, закрепляет два различных порядка проведения медицинского освидетельствования, регулируемых различными нормативными правовыми актами.

Первая процедура применяется по делам об административных правонарушениях, связанных с управлением в состоянии опьянения транспортным средством соответствующего вида, и установлена Приказом Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения»1; Правилами освидетельствования лица на состояние опьянения и Правилами определения наличия наркотических средств, утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 4752. Вторая процедура используется при медицинском освидетельствовании иных категорий физических лиц и закреплена «Временной инструкцией о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения», утв. приказом Минздрава СССР от 1 сентября 1988 г.

№ 06-14/33-143, а также методическими указаниями «Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения», утв. приказом заместителя министра здравоохранения СССР | от 2 сентября 1988 г. № 06-14/33-144.

^ Указанные процедуры предусматривают различные процессуальные к основания применения, основания вынесения заключения о состоянии ¡5$ опьянения, итоговые акты, отражающие результаты медицинского осви-§ детельствования на состояние опьянения и лабораторных исследований,

формулировки заключений, отражаемых в итоговом акте. ^ Существование в действующем законодательстве параллельных процедур < применения медицинского освидетельствования к различным субъектам ^ представляется неоправданным. Рассмотренные положения свидетельствуют ^ о необходимости унификации процедуры применения медицинского осви-° детельствования на состояние опьянения для всех субъектов, в отношении к которых осуществляется производство по делам об административных т правонарушениях. т 1 См.: БНА. 2003. № 48.

□Е 2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 27, ст. 3280.

с 3 Документ опубликован не был. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс». 4 Документ опубликован не был. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».

70

о

сч

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.