Научная статья на тему 'Вопросы социализации юных спортсменов, занимающихся в спортивной секции волейбола'

Вопросы социализации юных спортсменов, занимающихся в спортивной секции волейбола Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
227
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОЛЕЙБОЛ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕСТИРОВАНИЕ / SOCIALIZATION / VOLLEYBALL / HEALTHY LIFESTYLE / TRAINING PROCESS / TESTING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Диев Олег Геннадьевич, Мамаев Алексей Владимирович

В данной статье рассмотрены вопросы социализации детей при занятиях физической культурой и спортом, в частности волейболом. Физкультура и спорт дают возможность развивать и формировать различные качества такие как здоровый образ жизни, инициативность, самостоятельность, уважение к старшим и сверстникам, умение общаться в коллективе, взаимовыручка, уверенность, лидерские качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Диев Олег Геннадьевич, Мамаев Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF SOCIALIZATION OF YOUNG ATHLETES INVOLVED IN THE SPORTS SECTION OF VOLLEYBALL

This article discusses the issues of socialization of children in physical education and sports, in particular volleyball. Physical education and sports provide an opportunity to develop and form various qualities such as a healthy lifestyle, initiative, independence, respect for elders and peers, the ability to communicate in a team, mutual assistance, confidence, leadership qualities.

Текст научной работы на тему «Вопросы социализации юных спортсменов, занимающихся в спортивной секции волейбола»

ВОПРОСЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ ВОЛЕЙБОЛА

Диев Олег Геннадьевич, к.т.н., доцент, педагог-организатор Мамаев Алексей Владимирович,

педагог дополнительного образования Россия, МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»

В данной статье рассмотрены вопросы социализации детей при занятиях физической культурой и спортом, в частности волейболом. Физкультура и спорт дают возможность развивать и формировать различные качества такие как здоровый образ жизни, инициативность, самостоятельность, уважение к старшим и сверстникам, умение общаться в коллективе, взаимовыручка, уверенность, лидерские качества.

Ключевые слова: Социализация, волейбол, здоровый образ, тренировочный процесс, тестирование.

Физкультура и спорт оказывают широкое воздействие на все основные сферы жизнедеятельности общества, проникает на все уровни современного социума. Они является одним из факторов социализации личности.

В процессе привлечения детей к физической культуре и спорту, в частности занятиям в волейбол часто сталкиваются с тем, что они недостаточно социализированы. Они недостаточно комфортно чувствуют себя в различных социальных сферах.

Для них представляет трудность общение со сверстниками и с людьми более старшего поколения.

В данном исследовании мы рассматривали вопросы социализации детей, занимающихся в секции волейболам.

Физкультура и спорт формируют первоначальное представление человека о жизни, обществе, окружающей среде, мире, помогают раскрывать непознанные возможности человеческого организма и духа, способствует всестороннему развитию личности.

Такие важные общепризнанные общественные ценности современного общества, как равенство шансов на успех, достижение цели, стремление быть первым в победе не только над соперником, но и самим собой, широко прослеживаются на тренировках, при участии в спортивных соревнованиях, таким образом они начинают усваиваться подростком, как свои личностные.

Иными словами, многие социальные ситуации с которыми может столкнуться подросток в жизни, встречаются в спортивной деятельности. Это позволяет ему нарабатывать для себя опыт, выстраивать личную систему ценностей и установок.

Надо отметить, что приходя в спортивную секцию, подростки попадает в новую социальную сферу, где они общаются с тренерами, судьями, спортивными коллективами.

Это все новые субъекты социализации подростка, то есть конкретные люди, которые являются ответственными за воспитание, образование, обучение спортивным навыкам и техническим приемам, культурным нормам и образцам поведения.

Юные спортсмены, совершенствуясь в спортивном мастерстве, вступают в новую фазу социальных отношений.

При формирования спортивного характера большую роль играют новый круг общения, победы и неудачи в соревнованиях. Процесс подготовки юных волейболистов помогает подготовиться и выстоять в сложных жизненных ситуациях.

В процессе обучения в спортивных секциях и во время тренировок большое значение имеют взаимоотношения педагогов, психологов, тренеров и членов команды, основанные на доверии, сотрудничестве и поддержке.

На социализацию детей, занимающихся волейболом влияют:

- тренировки в составе команды;

- выезды на соревнования в другие города и страны;

- победы в соревнованиях;

- получение призов, дипломов, материальных поощрений;

- летние сборы в спортивных оздоровительных лагерях;

- просмотр видео и мультимедиа материалов (соревнований, тренировок) по волейболу;

- использование в процессе тренировок и подготовке к соревнованиям современных гаджетов

- использование компьютерных программ и приложений, например, таких как, Data Volley и др.

Все эти мероприятия помогают спортсмену активно интегрироваться в общественную жизнь, усваивать образцы и нормы поведения, формировать социальные установки.

Они положительно влияют на социализацию и общение юных спортсменов, вырабатывают ответственность перед коллегами по команде, перед тренером, клубом.

Обучающийся приобретает нормы поведения в команде, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни в обществе.

При исследовании процесса социализации детей при занятии волейболом нами использовались различные методы исследований.

Методы исследования, используемые в работе:

- наблюдение;

- анкетирование, опрос;

- социологический;

- мониторинг;

- тестирование;

- статистический.

В рамках наблюдения и опроса нами проводятся мониторинг в виде встречи с родителями, учителями школ, где занимаются подростки, с целью выявления их социализации в обществе и учебных заведениях.

Охватываются такие понятия как успеваемость в школе, самооценка, активность в общественной жизни, поведение, взаимоотношение с родителями, сверстниками и окружающими.

Нами разработаны тесты по истории волейбола, знаниям правил игры, психофизиологическому состоянию, а также техники и тактики волейбола.

На рисунке 1 показан образец психофизиологического теста, выведен результат, с помощью которого спортсмен тестируется по контрольным точкам тренировочного процесса.

Рисунок 1 - Результат прохождения психофизиологического теста

Данный тест позволяет выявить у юных спортсменов устойчивость к стресс-факторам соревнований, волевую активность, самоконтроль с учетом специфики командного, коллективного характера игры в волейбол.

Все полученные данные по исследованию социализации детей обрабатываются с помощью статистических методов для дальнейшего анализа, корректировки процесса обучения и выдачи соответствующих рекомендаций.

Для совершенствования тренировочного процесса нами разработаны ряд программ для ЭВМ.

Программа автоматизированного расчета «Калькулятор расчета веса по росту и возрасту» позволяет вычислить свой оптимальный вес на ЭВМ, свидетельство о регистрации программы для ЭВМ Яи 2014611582.

Функции данной программы позволяют наиболее точно рассчитать идеальный вес, определить индекс массы тела и соотношение веса и роста.

Программа «Калькулятор расчета суточного расхода энергии хронометражно-табличным способом» свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2014617547.

Программа представляет собой автоматизированный расчет суточного расхода энергии по хронометражно-табличному методу, выполняется следующие функции: определение собственного суточного расхода энергии хронометражно-табличным методом; расчет энергии с учетом основного обмена при различных видах деятельности.

Метод включает хронометраж отдельных видов деятельности человека за сутки и расчет энергозатрат с помощью специальных таблиц, как по отдельным видам деятельности, так и за сутки в целом.

Проведенные исследования показали, что для мотивации занятий волейболом, повышения роли физической культуры в социализации детей необходимо кроме функционально-методического направления учитывать и личностно-ориентированные особенности.

Необходимо создавать оптимальный психологический климат на тренировках, повысить уровень мотивации, учитывая ситуационные и личностные факторы.

Таким образом, поведенное нами исследования показали, что занятия волейболом имеет все возможности решать задачу социализации личности, так как именно занятия спортом в наибольшей степени дают возможность развивать и формировать такие качества как инициативность, самостоятельность, уверенность, лидерские качества, положительно влияет на общение с одноклассниками, умение мирно разрешить конфликтную ситуацию, вести здоровый образ жизни.

Считаем, что данная статья будет полезна как для начинающих тренеров по волейболу, так и для юных спортсменов, занимающихся волейболом.

ISSUES OF SOCIALIZATION OF YOUNG ATHLETES INVOLVED IN THE SPORTS SECTION OF VOLLEYBALL

Diev Oleg Gennadievich, candidate of technical Sciences, associate Professor, teacher-organizer

Mamaev, Alexey Vladimirovich, teacher of additional education

Russia, MBU DO " Palace of pioneers and schoolchildren of Kursk»

This article discusses the issues of socialization of children in physical education and sports, in particular volleyball. Physical education and sports provide an opportunity to develop and form various qualities such as a healthy lifestyle, initiative, independence, respect for elders and peers, the ability to communicate in a team, mutual assistance, confidence, leadership qualities.

Keywords: Socialization, volleyball, healthy lifestyle, training process, testing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.