Научная статья на тему 'Методика формирования спортивной мотивации посредством удовлетворения потребностей юных боксеров на этапе начальной спортивной специализации'

Методика формирования спортивной мотивации посредством удовлетворения потребностей юных боксеров на этапе начальной спортивной специализации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1370
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бабушкин Е. Г., Антипин В. Б.

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы в свете управления формированием спортивной мотивации. Дается описание методики формирования мотивации спортивной деятельности у юных боксеров на этапе начальной спортивной специализации, в основу которой легли результаты исследования их актуальных потребностей при занятиях спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodology forming the sportive motivation of young boxers by means

This work considers the problems of formation of professional motivation. The methodology forming the sportive motivation of young boxers was developed by means of satisfaction of needs at the initial stage of their professional specialization.

Текст научной работы на тему «Методика формирования спортивной мотивации посредством удовлетворения потребностей юных боксеров на этапе начальной спортивной специализации»

УДК 796.8

Е. Г. БАБУШКИН В. Б. АНТИПИН

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г.Омск

Омский государственный технический университет

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЮНЫХ БОКСЕРОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы в свете управления формированием спортивной мотивации. Дается описание методики формирования мотивации спортивной деятельности у юных боксеров на этапе начальной спортивной специализации, в основу которой легли результаты исследования их актуальных потребностей при занятиях спортом.

Введение. Бокс принадлежит к популярным видам

спорта. Этим объясняется значительное число подростков и молодежи, стремящихся поступить в спортивные секции по боксу. Однако данные учетной документации и анкетного опроса специалистов свидетельствуют о значительном отсеве из секций бокса на ранних этапах подготовки. Так, число прекративших тренироваться на 1 -м году составляет 80%, на 2-м и 3-м годах - 60%.

О тмечены факты ухода из секций перспективных спортсменов, имёющих отличные текущие спортивные результаты. Основной причиной подобного явления оказалось отсутс твие мотивации в занятиях боксом.

Анализ научно-методической литературы (К.В. Градополов, 1965; H.A. Худадов, 1968; Г.И. Никитин, 1996; В.Н. Остьянов, 2001; В.А. Синьков, 2004; В.F.. Котешев, 1992; A.A. Атилов, 2003, и др.) и педагогического опыта показал, что в настоящее время учебно-тренировочНый процесс в боксе протекает при недостаточном учете особенностей мотивации спортсменов, а также потребностей, которые они испытывают при занятиях боксом.

Следует отметить, что этой проблеме посвящен ряд работ (H.A. Худадов, 1968; Г.И. Никитин, 1996; Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин, 2000). Однако в перечисленных авторских публикациях, кроме Г.Д. Бабушкина и Е.Г. Бабушкина (2000), отражена констатация спортивной мотивации - приводятся результаты ее исследований. При этом мало внимания уделяется управлению формированием спортивной мотивации на начальном этапе занятий. Не выявлены системообразующие факторы, которые обусловливают формирование мотивации в занятиях спортом.

Как доказано многочисленными исследованиями (И.А. Джидарьян, 1974; А.Г. Здравомыслов, 1986; А.Н. Леонтьев, 1965, 1971; Д.Б. Эльконин, 1974, идр.), активность человека находится в прямой зависимости от потребностей. При этом отмечается, что начальным звеном и источником мотивации является потребность, а остальные компоненты мотивации возникают после возникновения потребности субъекта (В.И. Ковалев, 1981).

В этой связи мы полагаем, что весьма важным фактором при формировании спортивной мотивации у юных боксеров является изучение и удовлетворение их актуальных потребностей.

При выборе направления средств и методов формирования спортивной мотивации у юных боксеров мы опирались на следующие известные в теории физического воспитания, общей и спортивной психологии положения, а также на полученные нами результаты:

1) всякое человеческое поведение в каждый момент времени определяется суммой одновременно актуальных мотивов, связанных со стремлением личности к удовлетворению своих потребностей;

2) потребности являются основными движущими силами поведения человека, определяющими его активность, интересы;

3) удовлетворение потребностей занимающихся спортом оказывает положительное влияние на формирование и укрепление их спортивной мотивации;

4) мотивация спортивной деятельности включает две составляющие — мотивацию тренировочной деятельности и соревновательную мотивацию;

5) на начальных этапах овладения деятельностью наиболее эффективной считается процессуальная мотивация.

Для изучения потребностей спортсменов при занятиях боксом нами была разработана анкета. В основу анкеты была положена классификация потребностей А. Маслоу (1954).

Результаты исследования потребностей боксеров легли в основу разработки методики формирования спортивной мотивации.

Таким образом, основное направление при формировании спортивной мотивации у юных боксеров сводится к удовлетворению исследованных нами потребностей:

1) физиологических;

2) в безопасности;

3) в социальных связях;

Таблица 1

Симптомы утомления после разных нагрузок (модифицированная таблица по Зотову и Иванову)

Симптомы угомления Легкое Сильное Очень сильное

Окраска кожи Слабое покраснение Сильное покраснение Очень сильное покраснение или необычайная бледность

Потоотделение Легкое или среднее Сильное выше пояса Очень сильное, в том числе ниже пояса

Движения Уверенное выполнение, соответствующее достигнутому уровню интенсивности Увеличение числа ошибок, снижение точности, появление неуверенности Сильное нарушение координации,вялое выполнение движений, стабильная неточность, явное проявление ошибок

Сосредоточенность Нормальная, корригирующие указания выполняются, нет явлений нервозности, полное внимание во время показа упражнений Невнимательность при объяснениях, пониженная восприимчивость при отработке технических и тактических навыков, снижена способность к дифференциации Значительно сниженная сосредоточенность, большая нервозность, рассеянность, очень замедленная реакция

Общее самочувствие Никаких жалоб, выполняются все нагрузочные задания Слабость в мышцах, значительно затрудненное дыхание, нарастающее бессилие, явно пониженная работоспособность Свинцовая тяжесть в мышцах и суставах, головокружение, тошнота или рвота, жжение в груди

Готовность к достижениям Стойкое желание продолжать тренировку Пониженная активность, стремление к более длительным перерывам, но есть готовность продолжать тренировку Желание полного покоя и прекращения тренировки

Настроение Приподнятое, радостное, оживленное Несколько «приглушенное», но радостное, если результаты тренировки соответствуют ожидавшимся, радость по поводу предстоящей тренировки Возникновение сомнений в ценности и смысле тренировки, боязнь новой тренировки

Мимика Спокойная Напряженная Искаженная

Дыхание Учащенное (до 20-26 за 1 мин) Учащенное (38 - 46 за 1 мин), поверхностное Очень учащенное (более 50-60 за 1 мин), через рот, переходящее в отдельные вздохи, сменяющиеся беспорядочным дыханием

4) в уважении;

5) в самоактуализации.

1. Физиологические потребности (в них мы включили потребности спортсменов в движении, отдыхе, рациональном питании, воде).

Потребности в движении. Особое внимание при удовлетворении потребности в движении во время учебно-тренировочных занятий с юными боксерами необходимо уделять нормированию физических нагрузок.

Нормирование физических нагрузок, определение оптимальных их величин должно быть основано на результатах комплексного изучения реакции организма спортсмена на дозированную физическую нагрузку (Я.С. Вайнбаум, 2003).

Тренировочная нагрузка в боксе характеризуется объемом и интенсивностью ее выполнения. Они должны быть оптимальными и увеличиваться по мере развития тренированности. Объем можно определить либо в раундах и минутах, т.е. временем, затраченным на выполнение работы, либо количеством выполненных упражнений. Интенсивность может определяться различными способами.

Одним из возможных средств, позволяющих оценить допустимость объема, характера и интенсивности физических нагрузок юных боксеров, может быть оценка внешних признаков утомления (табл. 1) (В.А. Синьков, 2004). Данная оценка дает возможность определить индивидуальное состояние каждого спортсмена, исходя из признаков утомления после физической нагрузки.

На начальном этапе учебно-тренировочных занятий рекомендуется так дозировать объем, характер и

интенсивность физических нагрузок, чтобы утомление юных спортсменов не превышало легкой степени.

Продолжительность раундов специальных упражнений юного боксера не должна превышать 2 минут (К.В. Градополов, 1965). Дозировка упражнений по времени еще не определяет собой общей нагрузки, так как интенсивность их может быть различной.

Абсолютные величины нагрузок зависят от квалификации и состояния спортсмена.

Потребность в отдыхе. Другой немаловажной потребностью, на удовлетворение которой стоит обратить особое внимание, считается потребность в отдыхе, которая особенно явно определяется при первых занятиях спортом и является одной из основных причин ухода из секций бокса юных спортсменов.

Для удовлетворения потребности в отдыхе необходимо четко дозировать объем и интенсивность нагрузок с интервалами отдыха как между отдельными тренировочными занятиями, так и между упражнениями в процессе тренировки. В занятиях с новичками перерывы между упражнениями должны быть больше и уменьшаться по мере роста тренированности.

При планировании тренировки необходимо также предусмотреть и восстановительные мероприятия, позволяющие предупредить избыточное утомление спортсмена (специальные дыхательные упражнения, баня, массаж, гидропроцедуры, активный отдых и т.д.).

После соревнований, каждого тренировочного занятия и в процессе занятия необходим достаточный отдых. Отдых между тренировочными занятиями не должен быть слишком длительным, чтобы не препятствовать закреплению положительных сдви-

гов, достигнутых на предшествующих тренировках. Продолжительность оптимальных интервалов отдыха между тренировочными занятиями может быть различной, однако не должна превышать 48 час (С В Хрущев, 1982).

Важно отметить, что в подготовительном периоде в занятиях с новичками и спортсменами низшего разряда целесообразно проводить не более 3 тренировок в неделю продолжительностью 1,5 - 2 ч, в соревновательном периоде - не более 4 тренировок длительностью 2 - 2,5 ч (А.П. Лаптев, 1990).

Потребность в рациональном питании. Еще одна из основных физиологических потребностей, на которую стоит обратить внимание, - потребность в рациональном питании. Как показывают наши исследования, на этапе начальной спортивной специализации данная потребность выражена незначительно, однако с возрастом и повышением спортивной квалификации боксера она становится наиболее актуальной и является одной из важнейших в сохранении здоровья, повышении работоспособности и достижении высоких спортивных результатов.

Основное требование к питанию боксера — соответствие количества и качества пищи потребностям организма. Количественная сторона питания определяется запросами в энергии. При этом энергетическая стоимость пищевого рациона боксера определяется и в зависимости от решаемых им задач удержания, снижения или увеличения массы тела. В первом случае она должна быть равна энергозатратам, во втором — ниже, в третьем — выше их. Для контроля за количественной полноценностью питания боксера необходимо сравнивать две величины — суточный расход энергии и калорийность пищи. Суточный расход энергии определяется, как правило, хронометражно-табличным методом. Калорийность пищи вычисляется по меню-раскладке.

Качественная полноценность пищевого рациона достигается прежде всего правильным соо тношением основных питательных веществ: белков, жиров, углеводов.

Специфика спортивной деятельности и особенности обмена веществ обусловливают повышенную потребность организма юных спортсменов в витаминах. Таким образом, пища боксерадолжна содержать достаточное количество витаминов, особенно витамина С и витаминов группы В, потребность в которых возрастает от усиленной спортивной работы, также в суточном рационе боксера должно быть достаточное количество продуктов, богатых фосфором и кальцием (К.В. Градополов, 1965; В.А. Синьков, 2004).

Функциональное состояние организма боксера, уровень его умственной и физической работоспособности во многом зависят не только от общей калорийности дневного рациона, но и от рационального распорядка приема пищи в течение суток. Для спортсменов предпочтителенчетырехразовый (завтрак, второй завтрак или полдник, обеди ужин) прием пищи. Оптимально следующее примерное распределение калоража суточного рациона: завтрак - 25 -30%, второй завтрак или полдник - 15%, обед - 30 -35%, ужин - 25 - 30%. Причем завтраки должны иметь углеводную ориентацию, обеды — белковую.

Режим питания согласуется с планом тренировок. Время приема пищи должно быть постоянным. Спортивные занятия должны начинаться не менее чем через 2 ч после приема пищи, соревнования - через 3,5 ч. После окончания тренировочных занятий пищу следует принимать спустя 30 - 40 мин. Перерывы между приемами пищи не должны превышать 6ч(Я.С.Вайнбаум, 2003).

11отребность в воде. Потребность боксера в питьевой воде зависит в основном от внешних метеорологических условий, длительности и интенсивности работы, индивидуальных особенностей (возраста, стажа занятий). У спортсменов нет универсальной схемы питьевого режима. Наиболее оптимальным питьевым режимом считается такой, когда ее выпивают в достаточном объеме, небольшими порциями, с соблюдением определенного временного режима в течение тренировки, в соответствии с внешними условиями и характером физической нагрузки (Я.С. Вайнбаум и др., 2003).

2. Потребности в безопасности (включают потребности в защи те от физических и психологических опасностей со стороны спортсменов, тренера). Для удовлетворения потребности в безопасности предлагаются следующие направления:

1) добиться, чтобы спортсмены доверяли и постоянно оказывали помощь друг дру1у во время упражнений в парах или тренировочных боев;

2) создать условия, способствующие отсутствию тревоги, беспокойства, неуверенности перед выполнением деятельности, перед возможными ошибками, неуспехом;

3) не допускать в вольных боях грубого обмена ударами или сильных ударов;

4) обеспечить психическую и техническую подготовленность юных боксеров к соревнованиям;

5) заявлять боксера для участия в соревнованиях лишь после того, как он достигнет необходимого уровня тренированности;

6) обеспечить психологическую поддержку перед выступлением в соревнованиях, в секундировании и т.д.

3. Потребности в социальных связях (включают чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки). Для удовлетворения потребностей в социальных связях представляется возможным использовать следующие способы:

1) учитывая важность общения для подросткового возраста, необходимо формировать благоггриятные межличностные отношения в тренировочных группах междуспортсменами и между спортсменами и 1ренером;

2) не разрушать возникшие неформальные группы, если они не наносят реального ущерба организации и управлению учебно-тренировочным процессом, атак-же способствовать слиянию их с другими членами группы с целью создания единого, сплоченного спортивного коллектива со своими традициями, уставом;

3) обеспечивать положительный эмоциональный фон на тренировках и соревнованиях (межличностная поддержка со стороны тренера, товарищей по группе);

4) предотвращать возникновение у юных боксеров неблагоприятных психических состояний;

5) создавать условия для социальной активности членов группы вне ее рамок (принимать участие в спортивных и культурно-массовых мероприятиях, экскурсиях, туристических походах).

4. Потребности в уважении (включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании, одобрении, авторитете). Для удовлетворения потребности в уважении рекомендуется следующее:

1) относиться к спортсмену как к равноправному союзнику в достижении спортивного мастерства;

2) обеспечивать положительную обратную связь с достигнутыми спортивными результатами (использовать систему поощрений, стимулирования);

3) делегировать спортсменам дополнительные права и полномочия в принятии важных и ответственных решений, а также привлекать их к выработке этих решений;

4) обеспечивать спортсменов знаниями, которые позволяют повышать уровень их компетентности в данной деятельности;

5) развивать у юных спортсменов результативность деятельности как качество личности;

6) учитывать интересы и предложения спортсменов при организации учебно-тренировочных занятий;

7) создавать ситуации свободного выбора (предоставлять занимающимся возможность выбора в процессе тренировок);

8) давать возможность исполнять лидерские функции тем спортсменам, которые испытывают в этом необходимость.

5. Потребности самоактуализации (включают потребности в реализации своих потенциальных возможностей, способностей и целей и росте как личности). Для удовлетворения потребности в самоактуализации предлагаются следующие направления:

1) творчески проводить занятия, ставя каждый раз разные задачи, избегая стандарта и однообразия;

2) обеспечивать спортсменов знаниями, которые позволили бы им полностью использовать свой потенциал в данной деятельности;

3) давать спортсменам сложные и важные упражнения и задания, требующие от них полной самоотдачи;

4) поощрять и развивать у спортсменов творческие способности во время учебно-тренировочных занятий;

5) ставить перед спортсменами реально достижимые цели и обучать самостоятельной их постановке, правильно соразмеряя цели со своими возможностями;

6) формировать у юных спортсменов личностный смысл при занятиях боксом через осознание значимости этих занятий в личной жизни;

7) отводить время (в занятиях или отдельно) для личного совершенствования спортсменов;

8) оказывать помощь юным боксерам в выявлении их сильных и слабых сторон, а также в проведении ими самоанализа;

9) вместе со спортсменами определить конкретные действия, чтобы со временем добиться поставленных целей, т.е. наметить ближайшую перспективу поведения.

Выводы

1. Данный подход в решении проблемы управления спортивной мотивацией юных боксеров через удовлетворение их актуальных потребностей позволяет укреплять у них уверенность, коллективизм, чувство собственного достоинства, положительное отношение к учебно-тренировочным занятиям и тренеру, готовность к дальнейшему совершенствованию в спорте, а также сохранить значительную часть контингента.

2. Поскольку с развитием спортсмена как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самоактуализации никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

Практические рекомендации

1. При удовлетворении физиологических потребностей юных боксеров важное значение имеет правильно составленный суточный режим. В суточном режиме юного спортсмена, прежде всего, необходимо предусмотреть: правильное чередование учебных и тренировочных занятий; регулярное питание; длительный и полноценный сон. Все это должно происходить в строго определенное время.

2. Необходимым условием для контроля физиологических потребностей является ведение спортсменом дневника самоконтроля. Самоконтроль позволяет боксеру учитывать влияние тренировки на его физическое состояние и спортивные результаты и

тем самым помогает строить ее правильно. Данные самоконтроля помогают тренеру оценивать физическое состояние юного боксера.

3. На этапе начальной спортивной специализации, особенно в группах начальной подготовки первого года обучения, мотивация спортивной деятельности боксеров должна быть направлена преимущественно на тренировочный процесс, а участие в соревнованиях должно носить сугубо добровольный характер с учетом достигнутого спортсменом необходимого уровня тренированности (психической и технической подготовленности).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Важным моментом при управлении процессом формирования спортивной мотивации является учет индивидуально-психологических особенностей занимающихся, их интересов, склонностей, способностей, увлечений. В этом и заключается индивидуальный подход при работе с юными спортсменами.

Библиографический список

1. Атилов А. А. Современный бокс / А. А. Атилов. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 640 с.

2. Бабушкин Г. Д. Формирование спортивной мотивации / Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин. - Омск: [Б. И.), 2000. - 179 с.

3. Вайнбаум Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Я. С. Вайнбаум, В. И. Коваль, Т. А. Родионова. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.

4. Градополов К. В. Тренировка боксера : пособие для боксеров и тренеров/К. В. Градополов. - М.: Физкультура и спорт, 1965. - 338 с.

5. Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности. — М.: Наука, 1974. - С. 148,

6. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. — М.: Политиздат, 1986. — 223 с.

7. Ковалев В. И. К проблеме мотивов // Психологический журнал. - 1981. - 1.Т. 2. - С. 126-132.

8. Котешев В. Е. Подготовка боксеров в ходе многолетнего тренировочного процесса: учеб. пособие / В. Е. Котешев. — Краснодар: [Б. И.), 1992. - 152 с.

9. Лаптев А. П. Гигиена: учеб. для ин-тов и техн. физ. культ. / А. П. Лаптев, С. А. Полиевский. — М.: Физкультура и спорт, 1990. - 368 с.

10. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции / А. Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 1971. - 39 с.

11. Никитин Г. И. Роль значимости мотивов студентов, занимающихся боксом // Физическая культура и олимпийское движение Урала/Тезисы докл. науч.-практ. конф. - Ижевск: УГУ, 1996. - С. 120-122.

12. Остьянов В. Н.Бокс (обучение и тренировка) / В. Н.Ость-янов, И. И. Гайдамак. — Киев: Олимпийская литература, 2001.

13. Синьков В. А. Бокс : первые шаги / В. А. Синьков, М. В. Шпорт. — Ростов н/Д : «Феникс», 2004. — 250 с.

14. Хрущев С. В. Тренеру о юном спортсмене / С. В. Хрущев, М. М. Круглый. - М: Физкультура и спорт, 1982. - 157 с.

15. Худадов Н. А. Психологическая подготовка боксера / Н. А. Худадов. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - 159 с.

16. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника /Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1974. - 123 с.

17. Maslow А.Н. Motivation and Personality - N. Y„ - 1954.

БАБУШКИН Е.Г., канд.пед.наук, доцент кафедры физического воспитания.

АНТИПИН В.Б., аспирант кафедры психологии.

Дата поступления статьи в редакцию: 13.11.2006 г. © Бабушкин Е.Г., Антипин В.Б.

УДК 796.015.572-053.2 р „ БЕЗМАТЕрНЫХ

Н. Г. БЕЗМАТЕРНЫХ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г.Омск

КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЁРНЫХ УСТРОЙСТВ НА ЗАНЯТИЯХ СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКОЙ С ДЕТЬМИ 7-9 ЛЕТ_

В статье рассматриваются вопросы комплексного применения специальных упражнений с использованием тренажерных устройств для совершенствования технической подготовленности детей 7-9 лет на занятиях спортивной аэробикой. Основное внимание уделено обучению основным соревновательным упражнениям в каждой группе сложности, предусмотренным правилами соревнований по спортивной аэробике.

Актуальность. По мнению многих ведущих специалистов, совершенствование подготовки спортивных резервов в спорте связано с поиском новых нетрадиционных средств и методов обучения. Этого требуют стремительный рост спортивного мастерства спортсменов всех стран и высокая конкурентная борьба в споре за золотые медали на чемпионатах мира.

Отличительной особенностью спортивной аэробики является ранняя специализация. В этой связи особенности обучения юных спортсменов на этапе отбора и начальной подготовки, во время которого закладывается фундамент будущих успехов в спорте, заслуживают особого внимания научных и практических работников. Л.И. Богданова (1988), С.А. Бик-булатова, Г.Г. Ключникова (2000) и другие отмечают, что спортивная аэробика — молодой, интенсивно развивающийся вид спорта, соревновательные упражнения которого содержат элементы акробатики, спортивной и художественной гимнастики. Однако их выполнение отличается рядом особенностей, которые обусловлены требованиями правил соревнований (2001 -2004,2005-2008 гт.).

Как подчеркивают Д.Д. Донской, В.М. Зациорс-кий (1979), при освоении соревновательных элементов целесообразно применять специальные упражнения, соответствующие соревновательным по величине амплитуды, скорости и мышечным напряжениям. По мнению Е.А. Земскова (1991), В.К. Петрова (1991) и других, современные тенденции повышения эффективности педагогического процесса в спорте связаны с внедрением в учебно-тренировочный процесс технических средств обучения.

Тренажёры являются современными средствами материально-технического обеспечения учебно-тренировочного процесса. Они заняли прочное место в современной спортивной практике (В.И. Киселев, 1974; С.П. Евсеев, 1987;А.А. Цомая, 1991; Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин, 2004).

Проявление высокой точности движений во время выполнения упражнений привело к необходимости обратить внимание на совершенствование точности с помощью самых разнообразных тренажёров, вспомогательных снарядов, тренировочных устройств и приспособлений. Без этого невозможно реализовать современные методики обучения двигательным действиям на этапе начальной подготовки.

Именно поэтому на занятиях с детьми 7-9 лет мы использовали упражнения с применением модернизированных нами тренажерных устройств.

К сожалению, в современной научно-методической литературе недостаточно глубоко освещены вопросы обучения соревновательным упражнениям спортивной аэробики с учетом особенностей их выполнения.

Проблема: совершенствование начальной технической подготовки в спортивной аэробике.

Объект: процесс технической подготовки детей 7-9 лет в спортивной аэробике.

Предмет: методика применения специальных упражнений с использованием тренажерных устройств на этапе отбора и начальной подготовки в спортивной аэробике.

Гипотеза: мы предполагаем, что применение в тренировочном процессе на этапе отбора и начальной подготовки разработанных нами специальных упражнений с применением тренажерных устройств позволит сократить сроки освоения и повысить качество соревновательных упражнений детей 7-9 лет в спортивной аэробике.

Теоретическая значимость: в теории и методике спортивной аэробики дополнен раздел методики обучения упражнениям на основе применения специальных упражнений и технических средств на этапе начальной подготовки и сведениями об уровнях технической, физической и функциональной подготовленности детей 7-9 лет.

Практическая значимость: применение специальных упражнений с использованием модернизированных нами тренажерных устройств позволяет достоверно повысить уровни функциональной и технической подготовленности детей 7-9 лет на занятиях спортивной аэробикой.

Цель работы: совершенствование методики начальной технической подготовки на основе разработки специальных упражнений с использованием тренажерных устройств.

Задачи исследования:

1. Определить содержание соревновательных элементов и типичные ошибки при их исполнении в композициях спортсменов различного возраста в спортивной аэробике.

2. Разработать комплексы специальных упражнений с применением технических средств для детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.