Научная статья на тему 'Формирование спортивной мотивации'

Формирование спортивной мотивации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4917
1205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / ПСИХОРЕГУЛЯЦИЯ / СПОРТСМЕН / ATHLETIC MOTIVATION / NEEDS / PSYCHOREGULATION / ATHLETE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабушкин Евгений Геннадьевич

В статье рассматривается влияние мотивации на спортивный результат. Представлены методики изучения и способы формирования спортивной мотивации на различных этапах подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of sports motivation

The article examines the impact of motivation on athletic performance. Techniques of study and methods of forming the sports motivation in various stages of readiness are studied.

Текст научной работы на тему «Формирование спортивной мотивации»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

УДК 796:001.92

Е. Г. БАБУШКИН

Омский государственный институт сервиса

ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ

В статье рассматривается влияние мотивации на спортивный результат. Представлены методики изучения и способы формирования спортивной мотивации на различных этапах подготовленности.

Ключевые слова: спортивная мотивация, потребности, психорегуляция, спортсмен.

В процессе формирования личности происходит взаимодействие выполняемой субъектом деятельности и мотивации, детерминирующей эту деятельность. Благодаря развитию мотивации происходит более качественное усвоение деятельности. С другой стороны, совершенствование выполняемой деятельности и достигаемые в ней результаты усиливают мотивацию человека. При этом отмечается, что развитие мотивации, появление новых мотивационных образований выходят как бы за пределы выполняемой субъектом деятельности, опережают ее. В этом сложном процессе мотивация выступает как активный момент процесса развития личности в деятельности. Помимо этого процесса в развитии личности действует и другой процесс — изменение содержательной и динамической сторон мотивации под влиянием изменения условий, форм выполняемой деятельности. В этом мы усматриваем воспитание спортсменов в процессе длительных занятий спортом. Активным началом здесь выступает организованная тренером спортивная деятельность, постепенно выводящая субъекта (спортсмена) за пределы имеющихся потребностей, интересов и формирование новых [1].

I. Формирование спортивной мотивации на этапе начальной подготовки. На данном этапе предлагаются два направления при формировании мотивации: использование мотивационных тренингов и удовлетворение актуальных потребностей.

В формировании мотивации широкое распространение получили мотивационные тренинги, используемые в различных сферах деятельности человека: тренинг причинных схем, тренинг личностной причинности, тренинг внутренней мотивации, тренинг мотивации достижения [2].

1. Тренинг причинных схем. Программы тренинга причинных схем заключаются в следующем. Восприятие спортсменом причин события (успех или неудача) является важной и существенной детерминантой его последующих действий. Любые изменения этого восприятия причин (изменения причинных схем) приведут к изменению, перестройке поведения в будущем.

Позитивное действие на мотивацию оказывает такая причинная схема, при которой неуспех объясняется недостатками собственных усилий. В этой связи программы тренинга причинных схем ориентированы: 1) на перестройку объяснения спортсменами причин неуспеха; 2) на такое изменение объяснений причин неуспеха, при котором любые внешние факторы и внутренний фактор (низкие способности) заменяются на внутренний фактор — «недостаточность усилий». Именно эта причинная схема «неуспех-недостаточность усилий» является

наилучшей для сохранения и формирования мотивации в ситуациях неуспеха.

Программы тренинга мотивации путем изменения причинных схем отдают предпочтение «усилию» как наиболее оптимальной причине, которую можно устранить самому спортсмену. Можно считать, что это единственная причина, которая находится под волевым контролем спортсменов, и, следовательно, она образует единственную причинную схему, не формирующую у спортсменов неуверенность в себе, в своих возможностях улучшить собственные результаты [3].

2. Тренинг личностной причинности. Сущность этого тренинга мотивации основывается на следующем исходном положении: первичное стремление человека — быть эффективной причиной происходящего. Развитие мотивации рассматривается в этом случае как развитие ощущения того, что сам человек является причиной своего поведения и всех его последствий [4].

Если к человеку относятся как к «источнику», он начинает смотреть на себя как на причину своих действий, становится в большей степени «источником», чем был им до начала тренинга. Изменение самовосприятия отражается на мотивации и на поведении. Поведение становится конструктивным, компетентным, стабильным и т.п.

Тренинг личностной причинности предполагает оказание помощи занимающимся в следующем:

— в постановке перед собой целей реально достижимых: правильно соразмерять цели со своими возможностями;

— выяснить свои сильные и слабые стороны, заняться самоанализом;

— определить конкретные действия, которые можно сделать в настоящее время, чтобы со временем добиться поставленных перед собой целей, т. е. наметить для себя ближайшую перспективу поведения;

— научиться понимать, действительно ли поведение приближает к цели, обладают ли их действия желаемыми последствиями.

Такое содержание тренинга личностной причинности направлено на развитие у занимающихся способностей к целеобразованию, планированию своего поведения и самоанализу. При организации этого тренинга очень важно учитывать выраженность у занимающихся качества интернальности-экстер-нальности.

3. Тренинг внутренней мотивации. Мотив считается внутренним, если человек получает удовлетворение непосредственно от самого поведения, от самой деятельности. Внутренний мотив никогда не существует до и вне самой деятельности. Он всегда

возникает в самой деятельности, является непосредственным результатом, продуктом взаимодействия человека и его окружения и всегда представлен в непосредственных личностных переживаниях.

Рассмотрим природу и специфику субъективных состояний, составляющих внутреннюю мотивацию.

1) Концентрированность внимания, мыслей, чувств на занятиях спортом, исключающая появление посторонних мыслей, чувств, отвлекающих от деятельности.

2) Ощущение полной (физической и интеллектуальной) включенности в спортивную деятельность, в то, что в данный момент делаешь.

3) Ощущение того, что четко знаешь последовательность своей деятельности, ясное осознание ее целей и задач, полное выполнение требований деятельности.

4) Осознание правильности выполнения того, что делаешь.

5) Отсутствие тревоги, беспокойства, неуверенности перед выполнением деятельности, перед возможными ошибками, неуспехом.

6) Утрата обычного чувства четкого осознания себя, своего окружения — «растворение» в своем деле.

7) Ощущение замедления субъективного времени.

Характерно, что эти характеристики субъективного состояния внутренней мотивации наблюдаются у лиц различного возраста и в различных видах деятельности. Данное состояние называется «ощущением потока». Подобное ощущение потока возникает в тех случаях, когда в деятельности человека сбалансированы «надо» и «могу», когда приведено в гармонию то, что должно быть сделано (требования деятельности), и то, что человек может сделать (наличие определённых способностей). При наличии в восприятии человека баланса этих двух параметров деятельности создаются необходимые условия возникновения и развития внутренней мотивации.

4. Тренинг мотивации достижения. Мотив достижения начинает складываться еще в детском возрасте из двух противоположных мотивационных тенденций — стремления к успеху и избегания неудачи. Формирование мотивации достижения у начинающих заниматься будет осуществляться при соблюдении следующего:

— формирование синдрома достижения, т. е. преобладания стремления к успеху над стремлением избегания неудачи;

— самоанализ результатов своей деятельности;

— выработка оптимальной тактики целеобразо-вания в занятиях физической культурой и спортом;

— межличностная поддержка со стороны преподавателя, товарищей по группе.

Формирование спортивной мотивации посредством. удовлетворения актуальных потребностей. Основное направление при формировании спортивной мотивации сводится к удовлетворению следующих потребностей: физиологических; в

безопасности; в социальных связях; уважения; самоактуализации [5].

1) Физиологические потребности (обладают гомеостатической и организмической природой). В них включаются потребности занимающихся в движении, отдыхе, активном отдыхе (как разновидности отдыха), рациональном питании, воде.

2) Потребности в безопасности (включают потребности в защите от физических и психологических опасностей). Для удовлетворения потребности в безопасности предлагаются следующие направления:

— добиться, чтобы занимающиеся доверяли и постоянно оказывали помощь друг другу во время упражнений;

— создать условия, способствующие отсутствию тревоги, беспокойства, неуверенности перед началом деятельности, перед возможными ошибками, неуспехом;

— не допускать проявления грубой силы на занятиях;

— обеспечить психическую и техническую подготовленность к выполнению сложных упражнений, к соревнованиям.

3) Потребности в социальных связях (еще называемые потребностями в причастности, включают чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки).

Характерным для подросткового возраста является то, что юные спортсмены «идут на коллектив», для них очень важно пребывание в коллективе, где бы с ними считались. Учитывая известное в психологии положительное влияние коллектива и благоприятных межличностных взаимоотношений на укрепление мотивации к занятиям физической культурой и спортом у занимающихся, следует уделять значительное внимание этому аспекту.

4) Потребности в уважении (включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании, одобрении, авторитете). Для удовлетворения потребности в уважении рекомендуется следующее:

— обеспечивать положительную обратную связь с достигнутыми результатами. Это создает позитивный эмоциональный фон, на котором более успешно развивается последующая деятельность;

— обеспечивать учащихся знаниями, которые позволяют повышать уровень их компетентности в данной деятельности;

— оказывать помощь занимающимся в ощущении собственной компетентности. Важно, чтобы оценка носила информационно-конструктивный характер, а не контроля как такового;

— развивать результативность деятельности как качество личности;

— использовать систему поощрений за качество усвоения учебного материала, за трудолюбие, за участие в соревнованиях, за волю к победе, за лучшую технику, за честность и т. д.;

— учитывать интересы и предложения занимающихся при организации учебно-тренировочных занятий;

— давать возможность исполнять лидерские функции тем учащимся, которые испытывают в этом необходимость.

5) Потребности самоактуализации (включают потребности в реализации своих потенциальных возможностей и способностей, целей и росте как личности, а также в понимании и осмыслении). Для удовлетворения потребности в самоактуализации предлагаются следующие направления:

— творчески проводить занятия, ставя каждый раз разные задачи, избегая стандарта и однообразия;

— обеспечивать занимающихся знаниями, которые позволили бы им полностью использовать свой потенциал в данной деятельности;

— поощрять и развивать творческие способности во время учебно-тренировочных занятий;

— ставить реально достижимые цели и обучать самостоятельной их постановке: правильно соразмерять цели со своими возможностями;

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

— формировать личностный смысл в занятиях физической культурой и спортом через осознание значимости этих занятий в личной жизни;

— отводить время (во время или после занятий) для личного совершенствования;

— оказывать помощь занимающимся в выявлении их сильных и слабых сторон, а также в проведении ими самоанализа.

Таким образом, данный подход в решении проблемы управления спортивной мотивацией через удовлетворение актуальных потребностей позволяет укреплять у занимающихся уверенность, коллективизм, чувство собственного достоинства, положительное отношение к учебно-тренировочным занятиям (повышает интерес к их содержанию) и преподавателю, готовность к дальнейшему совершенствованию.

II. Формирование спортивной мотивации на этапе углубленной спортивной специализации. На этом этапе у спортсменов характерным является стремление к достижению спортивных результатов, которые оказывают существенное влияние на сохранение спортивной мотивации.

Основные направления в формировании спортивной мотивации сводятся к следующему:

— систематический анализ соревновательной деятельности спортсменов с поиском причин успехов и неудач и обоснование путей предотвращения неудачных выступлений;

— развитие у спортсменов результативности (как качества личности) спортивной (тренировочной и соревновательной) деятельности;

— формирование у спортсменов адекватной самооценки и планирование на основе этого соревновательных целей;

— формирование у спортсменов оптимального соотношения тренировочной и соревновательной мотивации;

— обеспечение положительного эмоционального фона на тренировках и соревнованиях;

— формирование благоприятных межличностных отношений в тренировочных группах между спортсменами, и между спортсменами и тренером;

— обеспечение благоприятного педагогического сотрудничества тренера со спортсменами [6].

III. Активизация спортивной мотивации у высококвалифицированных спортсменов. Одной из причин ослабления спортивной мотивации у спортсменов высокой квалификации является не довос-становление работоспособности после тренировочных занятий и соревнований, а это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на психоэмоциональное состояние спортсмена, на достижение планируемых спортивных результатов и на отношение к дальнейшим тренировкам и к спорту в целом [7].

Активизация спортивной мотивации возможна при использовании психорегулирующей тренировки (расслабление, успокоение) и восстановительного массажа.

Психорегулирующая тренировка, проводимая в сочетании с массажем, достаточно сильное средство воздействия, которое может помочь оказать влияние на сохранение мотивации спортивной деятельности у спортсменов высокой квалификации.

Активизация спортивной мотивации предусматривает восстановление работоспособности спортсменов после тренировочных занятий и заключается в следующем. После занятия с каждым спортсменом в отдельности проводится сеанс в течение 40 минут. Во время сеанса восстановитель-

ного массажа спортсмен прослушивает формулы психорегулирующей тренировки (40 формул) — вариант расслабление, успокоение (по А. В. Алексееву, 1985), озвученные магнитофоном. Массажное воздействие оказывается на наиболее крупные рефлексогенные зоны спины, пояснично-крестцовой области, мышцы рук, бедер и голеней. Методика массажа соответствует классическому методу спортивного массажа. После прослушивания формул на расслабление (успокоение) спортсмен прослушивает мобилизующие формулы (20 формул).

Использование психорегулирующей тренировки (вариант расслабление, успокоение) в сочетании с массажем предусматривает ускорение процессов восстановления специальной работоспособности и оптимизации психического состояния спортсменов после тренировочных занятий. При сопряжённом применении двух средств восстановления (массаж и психорегулирующая тренировка) их воздействие (одновременное) будет намного эффективнее, чем при раздельном их применении.

Выводы. Таким образом, мотивация представляется как многокомпонентное личностное образование, возникновение и формирование которого обусловлено внешними воздействиями и личностными особенностями субъекта. Мотивация спортивной деятельности выступает значимым фактором взаимосвязи субъекта с деятельностью и фактором достижения высоких результатов в ней. В свою очередь, достижение субъектом определённых результатов способствует укреплению спортивной мотивации.

Библиографический список

1. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом : учеб. пособие / Е. Г. Бабушкин — Омск : Омский гос. ин-т сервиса, 2011. — 82 с.

2. Бабушкин, Е. Г. Формирование спортивной мотивации у боксеров на этапе начальной подготовки : дис. ... канд. пед. наук / Е. Г. Бабушкин. — Омск, 2000. — 150 с.

3. Бабушкин, Г. Д. Формирование спортивной мотивации : моногр. / Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин. — Омск, 2000. — 179 с.

4. De Charms, R. Motivation enhancement in education settings / R. De Charms // Research on motivation in education. — V.1. - N.Y., 1984. - P. 275-310.

5. Антипин, В. Б. Формирование спортивной мотивации юных боксеров посредством удовлетворения актуальных потребностей : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. Б. Антипин. — Омск, 2007. — 20 с.

6. Шумилин, А. П. Формирование мотивации результативности соревновательной деятельности юных дзюдоистов : дис. ... канд. пед. наук / А. П. Шумилин. — Красноярск, 2003. — 153 с.

7. Бабушкин, Г. Д. Проблема активизации мотивации человека / Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин, С. Ю. Мочалов // Психопедагогика в правоохранительных органах. — Омск : Изд-во Омской академии МВД России, 2006. — № 1 (25). — С. 127— 129.

БАБУШКИН Евгений Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой физического воспитания.

Адрес для переписки: Evgen.bab@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.11.2013 г.

© Е. Г. Бабушкин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.