можно рассматривать и как разновидности группового проекта, который является наиболее важным для методики преподавания иностранных языков.
В методической литературе выделяются следующие этапы работы над проектами:
1. Определение темы проекта.
2. Определение проблемы и цели проекта.
3. Обсуждение структуры, составление примерного плана работы.
4. Презентация необходимого языкового материала и иредкоммуникативная тренировка.
5. Сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
6. Работа в группах.
7. Регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, преподаватель комментирует проделанную учащимися работу, корректирует ошибки в употреблении языковых единиц, проводит презентацию и отработку нового материала.
8. Анализ собранной информации, координация действий разных групп.
9. Подготовка презентации проекта, которая может быть представлена в виде выставки, видеофильма, радиопередачи, театрального представления и т. д. гл 5 !
10. Демонстрация результатов проекта (кульминационная точка работы над проектом).
11. Оценка проекта. Данный этап включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции, который может проводиться в традиционной форме теста, но и общую оценку проекта, которая касается содержания проекта, темы, конечного результата, участия отдельных учащихся в организации проекта, работы преподавателя и т. д.
Рассматривая возможности интеграции проектов в процесс обучения иностранному языку, можно выделить три основных подхода, когда он может:
- использоваться как одна из форм внеаудиторной работы;
- служить альтернативным способом организации учебного курса;
- интегрироваться в традиционную систему обучения языку.
Примерами проектов по иностранному языку, использующимися как форма внеаудиторной работы, могут служить всевозможные конкурсы, викторины, участие в мероприятиях, связанных с какими-либо событиями в жизни группы, учебного заведения, отчетных мероприятий на иностранном языке и т. п. Телекоммуникационные проекты, получающие все большее распространение в практике обучения иностранным языкам, как правило, выполняются во внеаудиторное время.
Проект как альтернативный способ организации учебного курса исключает традиционные принципы планирования и организации обучения языку. Достижению цели проекта подчиняются все действия, производимые учащимися и преподавателем: изучение необходимых лексических и грамматических единиц, поиск источников информации, отбор нужных сведений, оформление и представление результатов. Результаты проделанной работы могут быть наглядно представлены в виде стенда, брошюры, радиопрограммы, видеофильма, театрального представления - в зависимости от поставленной цели. Курс обучения, в основе которого лежит проектная работа, строится как цепочка проектов, связанных между собой тематически и реализующих принцип преемственности и постепенного усложнения языкового материала.
Проекты, интегрированные в традиционный учебный процесс, предполагают выполнение творческих и (или) исследовательских заданий в рамках изучаемого учебного курса. Наиболее типичным является использование мини-проек-та как одного из заданий аудиторного занятия или заключи-
тельного задания раздела учебника. Подобные проекты призваны выполнять функцию коммуникативных заданий на трансфер, в которых знания, полученные в процессе изучения раздела или курса, применяются для выполнения учебнокоммуникативных или реально-коммуникативных задач. Данный подход чаще всего применяется для организации работы в разноуровневых группах, особенно в учебных заведениях, где иностранный язык не является профилирующим и полный отказ от традиционных методов и технологий не является целесообразном.
Проекты, включенные в традиционные курсы, представляют собой наиболее органичный вариант интеграции проектной методики в учебный процесс, поскольку позволяют использовать материал учебного курса для организации самостоятельной работы учащихся. При этом важно, чтобы проекты не только были ориентированы на внешний наглядный результат, но и действительно реализовывали основные принципы метода проектов и органично решали задачи обучающего и творческого характера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зарубежный опыт в развитии гражданского общества в России: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. - Омск, 2000.
2. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Под ред. Е. С. Полат.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.
3. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2-3.
4. Hutchinson Т. Introduction to Project Work. - Oxford: Oxford University Press, 1991.
ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ БОКСЕРОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
В. Б. Антипин, аспирант, канд. пед. наук, доцент Е. Г. Бабушкин
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
Изучение состояния и поиск путей совершенствования спорта в системе дополнительного и профессионального образования неизменно выводят на ряд объективных и субъективных факторов, которые решающим образом определяют его развитие. С какой бы стороны и под каким бы углом зрения ни рассматривать реальности спорта, всякий раз оказывается, что уровень, качество, технология, ближайшие спортивные результаты и отдаленный эффект, другие процессуально-динамические характеристики прямо или опосредованно обусловлены господствующими в обществе социальными и индивидуальными, личностными потребностями, идеалами, установками, ценностями, ценностными ориентациями, ценностными приоритетами, которые как императив несут в себе соответствующее мотивационное наполнение. Они придают определенную интенцию, располагают побудительным потенциалом, энергетическим ресурсом и составляют ту фундаментальную питательную основу, на которой функционирует и развивается спорт. Таким образом, в своей совокупности являясь неотъемлемыми ценностно-мотивационными компонентами спорта, они служат постоянно действующими источниками, которые придают ему энергию и импульсы в развитии.
Спортивная мотивация, понимаемая как состояние личности, определяет активность субъекта в спортивной деятель-
ности, в стремлении и достижении высоких спортивных результатов.
Бокс, с его интенсивной тренировочной работой и психически трудным выступлением на соревнованиях, является гем самым полигоном спортивной деятельности, где мотивация прослеживается очень ярко и результаты спортсмена, в первую очередь, зависят от его мотивации. В этой связи изучение структуры спортивной мотивации, изучение особенностей ее проявления представляются актуальной проблемой спортивной психологии.
Мы полагаем, что в структуре мотивации спортивной деятельности у боксеров, различающихся квалификацией и достигнутыми спортивными результатами, имеются существенные различия, определяющие уровень спортивных достижений боксера.
Для проверки этого предположения все обследуемые боксеры были разделены на три группы (возраст обследуемых - 18-25 лет). В первую группу вошли боксеры (27 чел.), имеющие высокую спортивную квалификацию - мастера спорта и кандидаты в мастера спорта, добившиеся высоких результатов на соревнованиях. Вторую группу представили боксеры (17 чел.) первого спортивного разряда. Третью группу составили боксеры (18 чел.), имеющие низкую квалификацию - второй и третий спортивный разряды и не добившиеся высоких спортивных результатов.
При изучении мотивации спортивной деятельности выявлялись следующие ее составляющие:
1. Потребности боксеров при занятиях спортом. Для изучения потребностей боксеров нами была разработана специальная анкета. В ее основу была положена классификация потребностей А. Маслоу (5). Согласно классификации выделяется пять основных типов (групп) потребностей:
-физиологические (включают потребности спортсменов в еде (питании), воде, движении и отдыхе);
- в безопасности (включают потребности в защите от физических и психологических опасностей);
- в социальных связях (называемые также «в причастности», они включают чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки);
- в уважении (включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании, одобрении, авторитете);
- самоактуализации (включают потребности в реализации своих потенциальных возможностей и способностей, целей и росте личности).
2. Интерес к спорту. Определялся по методике, разработанной Е. Г. Бабушкиным (1).
Кроме того, в исследовании выявлялись следующие характеристики спортивной мотивации боксеров. Результаты изучения представлены в таблице.
1. Направленность спортивной мотивации па тренировочную и соревновательную деятельность определялась по методике Е. Г. Бабушкина (1). Данная методика позволяет установить соотношение тренировочной и соревновательной мотивации у спортсменов.
2. Направленность соревновательной мотивации боксеров на достижение успеха и на избегание неудачи. Для этого использовалась методика Г. Д. Бабушкина и др. (2).
Анализ средних показателей мотивации спортивной деятельности у боксеров с разным уровнем подготовленности и достигнутыми результатами показал следующее.
У боксеров первой группы (мастера спорта, кандидаты в мастера спорта) мотивация спортивной деятельности характеризуется следующим. Учитывая тот факт, что максимальная выраженность потребностей составляет 5 баллов, то в настоящем исследовании обнаружены достаточно высокие показатели спортивной мотивации в данной группе боксеров. Высокую степень выраженности имеют следующие потребности: физиологические (4,1 балла); в социальных связях (4,3 балла); в уважении (4,2 балла); самоактуализации (4,7 балла). Скорее всего, это и приводит их к достижению высоких результатов в спорте. Несколько меньшую степень выраженности у боксеров имеет потребность в безопасности (3,4 балла). По-видимому, они обладают навыками безопасности, и данная потребность для них неактуальна. Исследование у боксеров интереса к спорту показало, что у спортсменов высокой квалификации (первая группа) интерес к спорту характеризуется как устойчивый (31,0 балла), что можно считать вполне закономерным. В структуре направленности спортивной мотивации преобладает мотивация на соревновательную деятельность (8,2 балла) по сравнению с мотивацией на тренировочную деятельность (4,7 балла). В соревновательной мотивации у боксеров преобладает ориентация на достижение успеха (7,5 балла) над избеганием неудачи (2,8 балла). У отдельных боксеров мотивация на достижение успеха преобладает над мотивацией избегания неудачи более, чем в три раза.
Мотивация спортивной деятельности представителей второй группы (боксеры первого спортивного разряда) характеризуется следующим. Наибольшую степень выраженности имеют потребности боксеров в социальных связях (4,3 балла), в уважении (4,2 балла), самоактуализации (4,5 балла). Остальные потребности (физиологические, в безопасности) имеют меньшую степень выраженности. Иссле-
Таблица
Выраженность мотивации спортивной деятельности у боксеров различной квалификации, баллы
Группы боксеров
Показатели мотивации Первая (п = 27) Вторая (п = 17) Третья (п = 18)
Физиологические потребности 4,1 3,8 3,7
Потребности в безопасности 3,4 3,5 4,0
Потребности в социальных связях 4,3 4,3 4,2
Потребности в уважении 4,2 4,2 3,9
Потребности самоактуализации 4,7 4,5 3,9
Интерес к спорту 31,0 28,8 27,6
Спортивная мотивация: - на соревнование 8,2 7,6 5,9
- на тренировочную деятельность 4,7 6,1 7,2
Соревновательная мотивация: - на достижение успеха 7,5 7,1 5,6
- на избегание неудачи 2,8 3,9 5,8
дование у боксеров данной группы интереса к спорту показало, что он имеет недостаточно устойчивый характер (28,8 балла). В структуре спортивной мотивации у боксеров, как и в первой группе, преобладает мотивация на соревновательную деятельность (7,6 балла) по сравнению с мотивацией па тренировочную деятельность (6,1 балла). В соревновательной мотивации у боксеров преобладает ориентация на достижение успеха (7,1 балла) над избеганием неудачи (3,9 балла).
У представителей третьей группы (боксеры второго и третьего спортивных разрядов) мотивация спортивной деятельности носит следующий характер. Наибольшую степень выраженности имеют потребности боксеров в безопасности (4,0 балла) и в социальных связях (4,2 балла). 11есколько меньшую степень выраженности у боксеров имеют физиологические потребности (3,7 балла), потребности в уважении (3,9 балла), потребности самоактуализации (3,9 балла). Исследование у боксеров интереса к спорту свидетельствует о том, что у спортсменов низкой квалификации (третья группа) интерес к спорту характеризуется как недостаточно устойчивый (27,6 балла). В структуре спортивной мотивации у боксеров преобладает мотивация на тренировочную деятельность (7,2 балла) по сравнению с мотивацией па соревновательную деятельность (5,9 балла). В соревновательной мотивации у боксеров преобладает ориентация на избегание неудачи (5,8 балла) над достижением успеха (5,6 балла).
Таким образом, анализ результатов исследования позволяет заключить следующее:
1. По мере роста спортивных достижений и повышения спортивной квалификации боксера физиологические потребности становятся наиболее актуальными и являются одними из ключевых в сохранении здоровья, повышении работоспособности и достижении высоких спортивных результатов.
2. Потребность в безопасности у боксеров высокой квалификации имеет несколько меньшую степень выраженности (3,4; 3,5 балла), в то время как у спортсменов низкой квалификации она носит достаточно выраженный характер (4,0 балла). Это объясняется тем, что при большом стаже занятий боксом, а также соревновательном опыте влияние данной потребности на деятельность боксеров не имеет особого значения.
3. Потребность в социальных связях у спортсменов находится в относительно равном отношении (в первой и второй группах - 4,3 балла, в третьей группе она составляет 4,2 балла) и имеет высокую степень выраженности. Это говорит о важности общения для данной возрастной категории, благоприятных межличностных отношений в тренировочных группах между спортсменами, а также между спортсменами и тренером.
4. Потребности в уважении у боксеров первой и второй групп имеют одинаковую степень выраженности (4,2 балла). Несколько меньшую степень выраженности данная потребность имеет у боксеров третьей группы (3,9 балла).
5. По мере роста спортивных достижений и повышения спортивной квалификации боксера потребность в самоактуализации является доминирующей и носит ярко выраженный характер. Поэтому с полной уверенностью можно сказать, что уровень спортивных достижений в боксе в значительной степени обусловлен ориентацией спортсмена на удовлетворение потребности в самоактуализации. Эта ориентация служит побудительным основанием, составляющим ядро спортивной мотивации.
6. Результаты исследования интереса к спорту у боксеров свидетельствуют о том, что у спортсменов высокой квалификации (первая группа) интерес к спорту характеризуется как устойчивый (31,0 балла), в то время как у боксеров второй и третьей групп он носит недостаточно устойчивый характер (28,8; 27,6 балла). Это дает возможность полагать, что высокого уровня спортивного мастерства достигают в
основном спортсмены с устойчивым спортивным интересом. Е. П. Ильин (3) считает, что достигаемые в спорте результаты укрепляют интерес к нему. Повышенный интерес к боксу служит важным стимулом для систематических занятий этим видом спорта, повышения спортивного мастерства и роста результатов. Как показывает практика, занятия боксом у спортсменов различной квалификации длятся разное время. По данным Н. А. Худадова (4), что подтверждается и нашими исследованиями, средняя продолжительность занятий боксеров третьего разряда не превышает в среднем 1-2 года, боксеры второго разряда занимаются не более 2,5-3 лет, боксеры первого разряда тренируются и выступают на ринге в пределах 5-6 лет. Продолжительность занятий мастеров спорта в зависимости от их успехов на ринге, как правило, колеблется в среднем от 6 до 12 лет. Нет сомнений, что средняя продолжительность занятий боксом тесно связана с тем интересом, который испытывают к нему спортсмены.
7. В структуре направленности спортивной мотивации проявляется следующая тенденция. С повышением уровня спортивного мастерства повышается направленность на соревновательную деятельность и снижается направленность мотивации на тренировочный процесс. Так, если у спортсменов низкой квалификации (третья группа) в структуре спортивной мотивации преобладает направленность на тренировочный процесс, то у спортсменов высокой квалификации (первая группа) преобладает мотивация на соревновательную деятельность. Такую тенденцию можно считать закономерной, так как спортсмены высокой квалификации в совершенстве владеют техническими и тактическими приемами, и основным в их деятельности считаются соревнования.
8. В структуре соревновательной мотивации у боксеров прослеживается аналогичная структуре спортивной мотивации тенденция. С повышением уровня спортивного мастерства повышается направленность соревновательной мотивации на достижение успеха и снижается направленность мотивации на избегание неудачи. Так, в соревновательной мотивации у боксеров первой и второй групп преобладает ориентация на достижение успеха (7,5; 7,1 балла) над избеганием неудачи (2,8; 3,9 балла) соответственно. У спортсменов третьей группы преобладает мотивация на избегание неудачи (5,8 балла) по сравнению с мотивацией на достижение успеха (5,6 балла).
Таким образом, наши предположения о том, что в структуре мотивации спортивной деятельности у боксеров, различающихся квалификацией и достигнутыми спортивными результатами, имеются существенные отличия, определяющие уровень спортивных достижений, нашли свое подтверждение в настоящем исследовании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабушкин Г. Д., Бабушкин Е. Г. Формирование спортивной мотивации. - Омск: СибГАФК, 2000.
2. Бабушкин Г. Д., Рогов И. А. Психологический практикум по специализации «Теория и методика видов спорта»: Учебное пособие. - Омск: СибГАФК, 1996.
3. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. -М.: Просвещение, 1980.
4. Худадов Н. А. Психологическая подготовка боксера. - М.: ФиС, 1968.
5. Maslow А. Н. Motivation and Personality- N.-Y., 1954.