Научная статья на тему 'Вопросы словообразования в Кыргызском и Южно-Сибирских языках'

Вопросы словообразования в Кыргызском и Южно-Сибирских языках Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
958
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮРКСКИЕ ЯЗЫКИ / КЫРГЫЗСКИЙ ЯЗЫК / ЮЖНО-СИВИРСКИЕ ЯЗЫКИ / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фатих Челик

Словообразование в Тюркских языках, в большинстве случаев, осуществляется при помощи производных окончаний. Слова образованные при помощи составных окончаний обозначают значения которые ранее использовались в этом языке. Производные слова образуются при помощи одного или нескольких словообразовательных аффиксов. При образовании нового слова, его корень не меняется. Новые слова в Тюркских языках в основном образуются при помощи активных словообразовательных аффиксов. Слова, образованные согласно правилам словообразования, используются так же как и раньше и не теряют своего смысла. Слова образующиеся при помощи окончаний образуются путём присоединения окончаний к корню или к основе слова. Вопросы словообразования в Кыргызском и Южно-Сибирских языках были глубоко исследованы многими лингвистами-тюркологами. В данной работе рассматриваются их исследования и результаты их исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы словообразования в Кыргызском и Южно-Сибирских языках»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12/2015 ISSN 2410-700Х_

времени исследуемые языки подвергались влиянию соседних языков и формировались в зависимости от этого. Наряду со временем и общественным прогрессом развивались и изменялись языки, появлялись новые слова и новые значения тех или иных слов. Продуктивность аффикса -даш в древнетюркском и современных тюркских языках, функциональность рассматриваемого аффикса в тюркских языках, а также их фонетические сходства и различия имеют большое значение в определении близости и отдаленности тюркских языков друг к другу.

Список использованной литературы:

1. Абдувалиев И., Кыргыз тили - Бишкек: 2003, 213 б.

2. Азыркы кыргыз адабий тили.- Бишкек, 2009, 927 б.

3. Баскаков, Н. А. Инкжекова-Греку, А. И. Хакасско-Русский словарь.- Москва, 1953

4. Баскаков. Н.А. Северные диалекты алтайского (ойротского) языка.- Москва: Б-сыз, 1972

5. Давлетов, С. Кудайбергенов, С. Азыркы кыргыз тили. Морфология. -Ф: 1980.

6. ДТС - Древнетюркский словарь, Л. Наука, 1969.

7. Жусупакматов, У. Отношение киргизкого языка к сибирским тюркским языкам.- Фрунзе: 1983

8. Кононов Н.А. Грамматика языка тюркских рунических памятников (VII-IX вв.)_М.: Наука, 1980

9. Кыргыз тилинин сeздYГY. - Бишкек: Avrasya Press, 2010.

10.0рузбаева, Б. О. Кыргыз тилиндеги сез жасоочу аффикстер. - Фрунзе: Б-сыз, 1958. 11.Орузбаева, Б. О. Словообразование в киргизском языке. -Ф: 1964. 12.Орузбаева, Б.О. Сез курамы.- Б: 2000.

13. Русско-тувинский словарь / Под редакцией А. А. Пальмбаха. М., 1953.

14. Русско-хакасский словарь / Под редакцией Д. И. Чанкова. М., 1961.

15.Севортян, Э.В. Аффиксы именного словообразования в азербайжанском языке. -М:1966

16.Тенишев Э.Р. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Морфология М.: Наука, 1988

17.Caferoglu, A. Türk Dili Tarihi I,istanbul 1958

18.£engel Kasap H., Kirgiz Türk?esi Grameri [Текст] / H.£engel Kasap. - Ankara, 2005, 424

© Фатих Челик, 2015

УДК 811.11-112

Фатих Челик

Преподаватель Кыргызско-Турецкого университета «Манас» ВОПРОСЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСКОМ И ЮЖНО-СИБИРСКИХ ЯЗЫКАХ

Аннотация

Словообразование в Тюркских языках, в большинстве случаев, осуществляется при помощи производных окончаний. Слова образованные при помощи составных окончаний обозначают значения которые ранее использовались в этом языке. Производные слова образуются при помощи одного или нескольких словообразовательных аффиксов. При образовании нового слова, его корень не меняется. Новые слова в Тюркских языках в основном образуются при помощи активных словообразовательных аффиксов. Слова, образованные согласно правилам словообразования, используются так же как и раньше и не теряют своего смысла. Слова образующиеся при помощи окончаний образуются путём присоединения окончаний к корню или к основе слова.

Вопросы словообразования в Кыргызском и Южно-Сибирских языках были глубоко исследованы многими лингвистами-тюркологами. В данной работе рассматриваются их исследования и результаты их исследований.

Ключевые слова

Тюркские языки, Кыргызский язык, Южно-Сивирские языки, словообразование;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12/2015 ISSN 2410-700Х_

1. Исследование словообразования в Кыргызском языке

Классификация слов в Кыргызском языке на части речи началась с появлением первых работ по грамматике в 1930—40-х гг.. Основателем этого был великий учёный Касым Тыныстанов. Он разбил части речи на две большие группы: «слова выражающие и называющие предмет, вещь, признаки предмета или вещи, количество предмета называются именными словами»; «Слова выражающие действие и время действия сушествительного и выражающее действие над именным словом называются глаголом». Более того он разделяет «виды именных слов» на - коренные именые слова (китеп, такта); составные именные слова (койчу, баскыч), - словоизменительные именные слова (малда, малчыда). Он выделят 4 группы коренных именых слов: 1) односоставный корень или односоставное слово (ат, китеп, кагаз); 2) двусоставный корень или двусоставное слово (бала-бакыра, жылт-оюулт, тору ала, барыш-келиш) 3) парная основа или парное слово (жолбашчы, жел боо); 4) сокращённый корень или сокращённое слово (БАК — Борбордук Аткаруу Комитети). Наряду с этим он выделяет «группу именных слов» подразделяя из на существительные, прилагательные, числительные, местоимения [2, с 40].

К.Тыныстанов, также, в своём труде "Морфология Кыргызского языка" [1934] рассматривает вопросы кыргызской морфологии, и детально излагает о составных именных словах [19, с 33]. Он называет окончания образующие именные слова словообразовательными именными словами, и даёт им следующее определение: "Слова образованные с помощью словообразовательных аффиксов из именных слов, или с помощью словообразовательных аффиксов из корневых глаголов (общие глаголы, составные глаголы и односоставные глаголы) называются составными именными словами. Например: кой - койчу, кой - койлуу, кер - кeргYч, кер

- керерман" [19, с 33]. К. Тыныстанов расматривает 2 вида словообразовательных аффиксов: а) частные словообразовательные аффиксы и б) общие словообразовательные аффиксы. Определение: "Среди словообразовательных аффиксов имеются окончания присоединяющиеся к определённым, отдельно взятым, группам именных слов. Словообразовательные аффиксы, данного типа, называются частными словообразовательными аффиксами. А также имеются словообразовательные аффиксы присоединяющиеся ко всем именным словам. Такие аффиксы называются общими аффиксами" [19, с 33]. Приведём примеры существительных образованных при помощи частных словообразовательных аффиксов: -чы означает профессию, вид деятельности. Например: жылкы - жылкычы, трактыр - трактырчы, примеры с общими словообразовательными аффиксами: -чыл означает талант, способность. Например: тууган - тууганчыл, жала

- жалачыл, улут - улутчул, бай - байчыл [19, с 34].

Более того К.Тыныстанов рассматривает строение и возникновение аффиксов образующие именные слова следующим образов: а) производная существительного; б) производная прилагательного; в) производная числительного; г) производная местоимения; и д) производная глагола [19, с 33-39].

Б.О. Орузбаева глубоко изучив вопросы словообразования в Кыргызском языке, выявила пути образования новых слов [14, с 5-66]. Орузбаева Б.О. в своём труде "Словообразование" объясняет пути образования каждого окончания, их связь и приводит примеры аффиксов.

В работе "Основы сравнительной грамматики Кыргызского и Турецкого языков"/ "Кыргыз-ТYрк салыштырма грамматикасынын негиздери" часто встречаемый вопрос словообразования - "сез жасоо", обозначается термином "сез жасам", что также означает словообразование; подробно рассказывается о сходствах словообразования в кыргызском и турецком языках на двух языках. В работе представлена общая информация о словообразовании, были рассмотрены основные понятия словообразования, значение словообразования, словообразовательный аффикс, таблица словообразования, гнездо словообразования, тип словообразования, пути словообразования, а также морфологические и синтаксические пути словообразования. Например: окончание образующее существительное от именного слова -чы: av-ci мерген-чи, balikgi балык-чы, tarihgi тарых-чы [18, с 292-367].

Автор работы "Грамматика Кыргызского языка" Хюля Касапоглу Ченгел, в своём труде также изучает словообразовательные аффиксы. Работа написана на турецком языке [20, с 105-159].

Термин словообразовательный в Кыргызском языке был введён К.Тыныстановым, и получил дальнейшее развитие в работах А Т.Садыкова [2, с 1997].

В труде Давлетова С., Кудайбергенова С. "Современный Кыргызский язык: морфология" [1980]

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12/2015 ISSN 2410-700Х_

словообразовательный аффикс даётся как словообразовательное окончание, и классифицируется на 3 группы: активные окончания, пассивные окончания, неактивные окончания. Активные окончания способны образовывать слова из разных слов, таким образом порождают множество производных слов. Например: окончание существительного -чы: талчы, окуучу, айдоочу и др.; окончание глагола -ла: ойло-, ыйла, -бийле-и др.; Пассивные окончания образуют слова, количетво которых ограничено. Например: -мер: ишмер, свздвр и др., -дар: кабардар, карыздар и др.; Неактивные окончания не образуют слова на данном временном интервале в котором существует язык, а если даже и образуют слова, то они неполноценны. Так как их расчленение от формы слова требует усилий, в большинстве случаев они расчленяются на основе историчекого временного интервала и фактов. Например: окончания -кел, -дач, -кыс, -тык, -шык образуют исключительно по одному слову: эткел, кыртач, тацкыс, жантык, кыйшык ж.б. [6, с 13-14]

Ещё один труд написанный на Турецком языке принадлежит Татьяне Нуриахметовой - "Kirgiz Türk^esinde isim Yapma." В своём труде она рассматривает словообразовательные аффиксы в Кыргызском языке. [25, с 1-400].

2. Изучение вопросов словообразования в Южно-Сибирских языках

Вопросами словообразования в Алтайском языке занимался Н.А.Баскаков. В его труде представлены окончания образующие существительные: 1) от именных слов посредством аффикса -чак/чек (б0ру "волк", б0ру-чек "волчонок7), -аш/еш (аяк "чашка", аяг-аш "охотник") -лык/лик (бай "богач", "богатство", байлык -"богатство"), 2) от глаголов посредством аффикса -л /ыргал -"радость"), -ын/-ин, -н (jyy "собирать",/уун - "собрание") [5, с 186].

Наряду с этим Н.А.Баскаков в своей работе "Северные диалекты алтайского /ойротского/языка. Диалект кумандинцев" [1972] обращается к вопросам словообразования, и выделяет основные и значимые окончания активно использующиеся в языке[5, с 43].

Одним из первых кто изучал морфологию тувинского языка является лингвист-этнолог М.А.Кастрен, который синхронизировал и систематизировал сравнительное изучение морфологии [1849]. Он также изучал фонетику и морфологию койбалского и карагасского языков [1857]. Изучением Тувинского языка занимался ещё один выдающийся учёный В.И.Рассадин. В своём труде под названием "Морфология тофаларского языка в сравнительном освещении" [1978] он даёт подробный анализ морфологии как раздела языка.

Экрем Арыкоглу в своём труде "Türk Leh^eleri Grameri" [2009] рассматривает словообразовательные аффиксы в тувинском языке. Он подразделяет словообразовательные аффиксы на следующие виды: а) окончания образующие существительное от существительного; б) окончания образующие существительное от глагола; в) окончания образующие глагол от существительного; г) окончания образующие глагол от глагола [23, с 1165-1176].

Ф.Г.Исхаков, в свою очередь, в своём труде "Тувинский язык" [1957] изучает закон сингармонизма, и гласные и согласные звуки в тувинском языке [Исхаков 1957: 9-116]. В дальнейшем, Ф.Г. Исхаков вместе с А.А.Польмбахом обратились к вопросам словообразования в совместном труде "Грамматика тувинского языка. Фонетика и морфология" [1961]. Работа представляет собой подробную информацию о словообразовательных окончаниях в целом, но не дана классификация окончаний согласно их типам образования [10, с 150].

К.Х.Оргу в своём труде "Тыва Дыл" (лексика, фонетика, морфология) [1960] рассматривает вопросы словообразования, и выделяет следующие 8 аффиксов при помощи которых образуются именные слова: -чы, -ыг, -лыг, -ыг, -та, -тыр, -ымал, -дурук [13, с 50]. Работа была написана на тувинском языке, и примеры и все определения также даны на тувинском языке. Более того, К.Давид Харрисон написал свою диссертационную работу "Topics in the puonology and morphology of tuvan" на английском языке, в которой рассматривались вопросы грамматики тувинского языка [2000].

Тюркологи занимаются глубоким изучением вопросов образования составных имён существительных в Хакасском языке. Так например, подробная информация о словообразовательных аффиксах в хакасском языке даётся в трудах Д.Ф. Патачаковой "Аффиксы словообразования имен существительных" [1987], Н.А.Баскакова "Грамматика хакасского языка" [1975], Н.П.Дыренковой "Грамматика хакасского языка" [2007].

Полная информация о словообразовательных аффиксах в хакасском языке предоставлена в труде Н.А.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12/2015 ISSN 2410-700Х_

Баскакова и А.И. Инкижекова-Грекула. В своей книге "Хакасский язык" [1953] учёные подробно рассмотрели вопросы словообразования, называя словообразовательные окончания именных слов аффиксами, и в работе представили анализ каждого аффикса. В данном труде, также приводятся примеры на словообразовательные окончания именных слов [4, с 403-416].

Д.Ф.Патачакова в своём труде "Аффиксы словообразования имён существительных" [1987] рассматривает словообразовательные аффиксы образующие имена существительные, не расчленяя их от основы. И приводит примеры образования слов, группируя из по семантическому значению [16, с 123-138].

Н.П. Дыренкова в своей работе "Грамматика хакасского языка. Формология и морфология" [1948] рассматривает 2 вида окончаний образующих именные слова: а) окончания образующие существительные от глаголов и б) окончания образующие существительные от существительных [7, с 15-19]. Н.А.Баскаков, в свою очередь, в своём труде "Грамматика хакасского языка" [1975] разделяет словообразовательные аффиксы на производных и непроизводных. Он относит к производным окончаниям: -чы/ -Hi, -ыг/чг, -г/-г, -bic/-ic, -ымМм, и к непроизводным окончаниям: -дес, -ба, -дырых, -ма, -ын, -ыр [3, с 50-53]. Заключение:

Изучением вопросов словообразования, упомянутых выше, занимались следующие учёные-тюркологи Кыргызского и Южно-сибирских тюркских языков: Э. Тенишев "Древне-кыргызский язык" [1997], Мукамбаев Ж., Осмонкулов А. "Кыргыз тилинин морфемалык сeздYГY" [1978], К. Тыныстанов "Кыргыз тилинин морфологиясы" [2006], Татяна Нуриахметова "Кыргыз тилинде атоочтун жасалышы" [2012], Фиген ^нер Делик "Алтай тYркчeсY" [2007], Мехмет блмез "Tuvacanin Sözvarligi" [2007], Ф.Г. Исхаков, А.А. Пальмбах. "Грамматика тувинского языка" [1961], Ф.Г. Исхаков "Тувинский язык" [1957], К.Г. Оргу "Тыва дыл" [1960], Экрем Арыкоглу "Tuva Türk^esi" [2007], Н.А. Баскаков "Грамматика хакасского языка" [1975], Патачакова Д.Ф. "Аффиксы словообразования имён существительных хакасского языка" [1982], Экрем Арыкоглу "Hakas Türk^esi" [2007], Н.П. Дыренкова "Грамматика хакасского языка" [1948], Д.Ф. Патачакова "Хакас тш" [1962], Патачакова Д.Ф. "Лексикология и словообразование хакасского языка" [1987] и др..

Таким образом, вопросы словообразования в Кыргызсом и Южно-Сибирском языках были глубоко исследованы каждый по отдельности, но и путём сравнительного анализа. В частности, словообразовательные именные слова в Кыргызском, Алтайском, Тувинском и Хакасском языках, рассматривались каждый по отдельности. Однако, следует отметить тот факт, что новизна работы заключается в сопоставительном изучении словообразовательных именных слов в вышеупомянутых языках.

Список использованной литературы:

1. А. Вон Габаин, Эски ТYркченин Грамери, чев. Мехмет Акалын, Анкара, 1995

2. Абдулвалиев, И., Садыков Т. Азыркы кыргыз тили морфология, Бишкек: Айбек фирмасы, 1997 - 296 б.

3. Баскаков Н. А. Историко-типологическая характеристика структуры тюркских языков: Словосочетание и предложение / Институт языкознания АН СССР. М., Наука, 1975.

4. Баскаков Н.А., Инкижекова-Грекул А.И. Хакасско-русский словарь, М.: ГИИНС, 1953.

5. Баскаков, Н.А. Северные Диялекти Алтайского (ойротского) Языка, Москов, 1972.

6. Давлетов С., Кудайбергенов С., Азыркы кыргыз тили. Морфология -Ф: 1980

7. Дыренкова, Н.П. "Грамматика хакасского языка. Формология и морфология", Москва: 1948

8. Е.Тенишев, Древне-Кыргызский Язык, Бишкек, 1997

9. Жусупакматов, У. Отнашениэ Киргизкого языка к Сибирским ТYркским языкам, Фрунзе, 1983

10.Исхаков, Г. Палмбах, А. А. Граматика Тувинсикого Язык, Москова, 1961

11.Исхаков, Ф. Г. Хакасский Язык, Абакан, 1957

12.Мукамбаэв, Кыргыз Тилинин Диалектологиялык СeздYГY, Бикек, 2009

13. Оргу К.Х. "Тыва Дыл" (лексика, фонетика, морфология), 1960 14.Орузбаева, Б. О. Кыргыз тилиндеги сез жасоочу аффикстер. - Фрунзе, 1958. 15.Орузбаэва, Б. О. Сез курамы, Бишкек: Мектеп, 2000, - 356 б.

16. Патачакова, Д. ФЛексикология и словообразование хакасского языка, Хакасия, 1987.

17. Патачакова, Ф. Хакас Тили, Абака, 1962

18. Садыков, Т., Сагынбаева. Б. Кыргыз &турк салыштырма грамматикасынын негиздери, Бишкек, 2010. - 479 б.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12/2015 ISSN 2410-700Х_

19.Тыныстанов, К. Кыргыз тилинин морфологийасы Бишкек: Бийиктик, 1934, 112 б.

20.£engel Kasap H., Kirgiz Türkfesi Grameri [Текст] / H.£engel Kasap. - Ankara, 2005, 424

21.Arikoglu E., Klara Kuular, Tuva Türkfesi Sözlügü [Текст] / E.Arikoglu. - Ankara: 2003, 118 б.

22.Arikoglu E., Örnekli Hakasfa-Türkfe Sözlük [Текст] / E.Arikoglu. - Ankara: 2005

23.Arikoglu E., Türk Lehfeleri Grameri, TDK, Ankara,2009

24.Batmanov i.A., Eski ve Bugünkü Yenisey Dili (fev. Sarigül K., Aydemir i.) [Текст] / i.A. Batmanov, Z.B.Aragafi, G.F. Babu§kin. - Bi§kek: Avrasya yay, 2006

25.Tatyana Nuriahmetova, Kirgiz Türkfesinde isim Yapma Kirgizistan-Türkiye Manas Üniv. SBE Doktora Tezi. Bi§kek, 2012

© Фатих Челик, 2015

УДК 808.41; ББК 76.01

Шелестюк Елена Владимировна

д. филол. наук, профессор ЧелГУ, г. Челябинск, РФ

E-mail: [email protected]

ЯЗЫК И АККУЛЬТУРАЦИЯ Аннотация

Обязательное углубленное изучение одного или двух иностранных языков возводит в норму формирование двуязычной или многоязычной языковой личности с надстройкой в виде одного или двух иностранных европейских лингвокультур. Углубленное усвоение лингвокультурного материала носителей иностранного языка предполагает не просто формирование культурной компетенции, но аккультурацию, которая, в свою очередь, неразрывно связана с феноменом формирования вторичной лингвокультурной идентичности человека. Этому способствует усвоение фоновой содержательной информации языковых учебников, включающей тематико-фактологическую, собственно культурную и лингвокультурную, концептуальную, метафизическую и дидактико-идеологическую виды информации.

Ключевые слова

Двуязычная (многоязычная) личность, культурная идентичность, вторичная культурная идентификация,

аккультурация, фоновая информация, культурная информация, лингвокультурная информация.

LANGUAGE AND ACCULTURATION

In-depth study of one or two foreign languages presupposes the formation of a bilingual or multilingual language person with a superstructure in the form of one or two foreign European linguocultures. It involves not just the formation of cultural competence, but acculturation, which, in turn, is inextricably linked with the phenomenon of double (sometimes more) cultural identity. This is achieved through the absorption of background information of language textbooks, including thematic and factual, cultural and linguistic-cultural, conceptual, metaphysical and didactic-ideological kinds of information.

Keywords

Bilingual (multilingual) identity, cultural identity, secondary cultural identity, acculturation, background

information, cultural information.

Главным тезисом современной методологии изучения иностранных языков является мысль о том, что невозможно изучать какой-либо иностранный язык в изоляции от его культурного содержания, что культурная информация не менее важна для понимания народа, формирования представления о его картине

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.