Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО (1592—1670) (К 300-летию выхода в свет трудов)'

ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО (1592—1670) (К 300-летию выхода в свет трудов) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО (1592—1670) (К 300-летию выхода в свет трудов)»

ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО (1592—1670)

К 300-летию выхода в свет трудов

Проф. Д. С. Буяновский Из Ивановского педагогического института

Вопросы школьной гигиены в большей или меньшей степени отражены в трудах многих выдающихся педагогов прошлого.

Как правило, в этих произведениях гигиенические мероприятия выдвигаются как важнейшая часть всей учебно-воспитательной работы.

В деле внедрения гигиенических идей в педагогику исключительное значение имеют труды Яна Амоса Коменского (1592—1670). Я. А. Ко-менский родился в небольшом городке Нивнице в Чехии. Среднее образование он получил в Прерове. После окончания школы учился в Гер-борнском, а затем в Гейдельбергском университетах. Уже в молодости Я. А. Коменский обнаружил блестящие способности и исключительную работоспособность. Не ему не пришлось работать в спокойной обстановке. В первой половине XVII в. Чехия переживала грозные дни. Чехи подвергались жестоким притеснениям. Горячий патриот и верный сын чешского народа Я- А. Коменский вместе со многими соотечественниками должен был покинуть родину. До конца жизни он скитался на чужбине.

Несмотря на неблагоприятные условия Я. А. Коменский много и плодотворно работал. Его заслуги в области педагогики исключительно велики. Еще при жизни сочинения Я. А. Коменского доставили ему мировую известность.

Мировоззрение Я. А. Коменского противоречиво. В его трудах сильно чувствуется влияние религиозной идеологии. Но когда Я. А. Коменский касался вопросов организации новой школы, он придерживался передовых взглядов, исходил из интересов демократических слоев общества и гневно критиковал систему схоластической школы.

Я. А. Коменскому была чужда национальная обособленность. Он хотел свои труды «сделать достоянием всего мира».

Исторической заслугой Я. А. Коменского является то,- что он наметил стройную систему обучения, выдвинул идею всеобщего начального обучения детей обоего пола, был сторонником единой школьной системы. Я. А. Коменский разработал также новые принципы организации школьной работы (планирование, классно-урочная система) и наметил новые дидактические принципы.

Значительный интерес представляют высказывания Я- А. Коменского по вопросам школьной гигиены. При старой системе обучения в одиночку, против которой боролся Я. А. Коменский, не выдвигались вопросы щкольной гигиены. Борьба Я. А. Коменского за классно-урочную систему занятий и связанную с этой системой организацию режима школьников, естественно, выдвигала и вопросы школьной гигиены.

В своих произведениях Я- А. Коменский высказывался по всем основным вопросам школьной гигиены. Он уделял внимание санитарному благоустройству школьного двора, школьных помещений, личной гигиене детей и подростков, режиму дня учащихся, физическому развитию и спорту.

В наши дни понятно, что каждая школа должна иметь благоустроенный, озелененный земельный участок, расположенный вдали от шумных улиц с большим движением. В XVII в. это понимали немногие. Я- А. Коменский в «Великой дидактике» правильно указывает: «Школа должна находиться в спокойной местности, удаленной от шума и развле-

чений». Там же он пишет: «К школе должны примыкать не только площадки для прогулок и игр (так как у детей этого отнимать нельзя, о чем будет сказано ниже в своем месте), но также неббльшой сад, в который иногда следует пускать учеников и предоставлять возможность наслаждаться зрелищем деревьев, цветов и трав».

Чистота и порядок в школьных помещениях имеют большое воспитательное и гигиеническое значение. В «Великой дидактике» Я. А. Ко-менский пишет: «Школа должна быть приятным местом, доставляя глазам привлекательное зрелище изнутри и снаружи. Внутри она должна быть светлой, чистой, украшенной картинами: портретами знаменитых людей, географическими картами, памятниками исторических событий, некоторыми эмблемами». О воспитательном значении чистоты и порядка Я. А. Коменский говорит также и в «Законах хорошо организованной школы»: «В классных комнатах все должно быть опрятно, где возможно, даже изящно, чтобы ученики всюду, куда они не обратятся, имели возможность воспитать в себе любовь к чистоте, и затем впоследствии содержать подобным же образом свои собственные жилища».

Основное требование гигиены — поддержание тела в чистоте. «В уходе за телом все должны соблюдать чистоту», — указывает Я. А. Коменский («Законы хорошо организованной школы»), В «Правилах поведения, собранных для юношества» (1653) он снова указывает: «Встав с постели, причеши волосы, вымой лицо и руки чистой водой, выполощи рот и прилично оденься». Там же Я. А. Коменский пишет: «Какие бы у тебя, однако, ни были волосы, пусть они всегда будут причесаны и чисты, свободны от грязи, перхоти и вшей». И дальше: «Никогда не выходи в общество иначе, как вымывшись, причесавшись и прилично одевшись». После обеда «вымой руки, выполощи рот и вычисти зубы, чтобы выглядеть опрятным». Об этом Я. А. Коменский пишет также и в «Законах хорошо организованной школы».-«Встав, каждый должен сделать свою постель, затем, в течение полчаса привести в опрятный вид свое тело, причесаться, вымыться».

Одежда и обувь при носке довольно сильно загрязняются. Необходимо ежедневно чистить одежду и обувь и воспитывать у детей соответствующие навыки. Я- А. Коменский говорит по этому поводу: «Шляпа, платье, обувь и пояс должны быть чисты, не запачканы грязью и пылью или еще чем-либо худшим» («Правила поведения, собранные для юношества»), «В одежде нужно требовать всевозможной чистоты, чтобы они не волочили одежды по земле, не пачкали и не пятнали ее умышленно» («Материнская школа»).

При организации режима дня учащихся учитывают не только школьный режим, но и режим дня школьника вне школы. В соответствии с возрастом устанавливают круглосуточный режим, при котором учитывается работа в школе, дома, сон, отдых и питание. Я. А. Коменский так высказывается по этому вопросу: «Мудрое распределение времени есть основа для деятельности» («Законы хорошо организованной школы»). По Я. А. Коменскому: «Естественный день имеет 24 часа, если разделить их применительно к жизненным потребностям на 3 части, то 8 часов придется на сон, столько же часов на посторонние дела (т. е. на уход за здоровьем, принятие пищи, на одевание и раздевание, на разумный отдых, на беседу с друзьями и пр.). Наконец, остается еще 8 часов на серьезные работы» («Великая дидактика»).

Я. А. Коменский не учитывает анатомо-физиологических особенностей школьников разного возраста. Для всех школьников предлагается одинаковый режим. В настоящее время существует дифференцированный подход к школьникам разных возрастов. Нагрузка детей, отдых и сон должны соответствовать их возрасту. Но это не умаляет заслуг Я. А. Ко-менского, правильно указывавшего на необходимость увязывать все этапы круглосуточного режима: труд, отдых сон и питалие.

Правильное чередование труда и отдыха оказывает могучее влияние на эффективность труда и предупреждает утомление школьников. Я. А. Коменский хоро1но понимает, какое большое значение имеет чередование труда и отдыха, и в своих произведениях уделяет этому вопросу много внимания. Так. в «Пансофической школе» он пишет: «Недолговечно то, что не чередуется с отдыхом (а мы хотим развивать способности так, чтобы они были долговечны), то необходимо, чтобы за работой следовал отдых — промежуток покоя». На значение перерывов во время работы Я. А. Коменский указывает и в другом месте «Пансофической школы»: «Ежедневные занятия в течение 6 часов ни в коем случае не должны продолжаться беспрерывно, — между ними должны быть промежутки для отдыха». В осноеном труде Я. А. Коменского «Великая дидактика» также имеются указания на значение чередования труда и отдыха: «Правильное устройство школ, — говорит он, — в значительной степени будет зависеть от надлежащего распределения труда и покоя, или занятий досуга и отдыха». В этом же произведении он пишет: «Среди дневных трудов необходимо давать себе известный отдых в виде бесед, игр, шуток, музыки и тому подобных развлечений».

Особое значение имеет пребывание детей на свежем воздухе. Чем больше времени ребенок проводит на воздухе, тем крепче его организм. Я. А. Коменский пишет по этому поводу в «Пансофической школе»: «Полезно также выйти из дому и гулять на дворе или в саду».

Физическая культура, спорт, гимнастика, подвижные игры и т. п. являются важнейшими факторами, содействующими укреплению здоровья школьников. Я. А. Коменский понимал, какое значение имеет правильное использование времени, свободного от занятий. В «Правилах поведения, собранных для юношества» он писал: «Во время, назначенное для отдыха от работ, освежай себя игрой, которая доставляет тебе силу, а духу — оживление, таковы: игры в обручи, в шары, в кегли, в мяч, беганье, прыганье».

Как правило, все дети должны заниматься физкультурой. Однако возможны исключения. Вопрос о возможности занятий физическими упражнениями и спортом решает школьный врач. На это указывает и Я- А. Коменский. В «Материнской школе» он пишет: «Игры необходимо проводить благоразумно, чтобы от них не произошло вреда, а была польза. Токовы телесные, гигиенические упражнения, сопровождаемые движением, например беганье, прыганье до известного пункта, умеренная борьба, игра в мяч, в шары, кегли, жмурки и др.».

Из изложенного видно, что Я. А. Коменский хорошо понимал, какое значение для учебно-воспитательной работы имеет воспитание у детей гигиенических навыков и в своих произведениях много внимания уделял гигиеническим вопросам. Современники справедливо считали Я. А. Коменского наставником мира (ргаесерк>г типсЯ). В эпоху жестокости и человеконенавистничества далеко был слышен голос Я. А. / Коменского, призывавшего правильно воспитывать подрастающее поколение для поддержания мира между всеми народами.

В Советском Союзе мы далеко шагнули в деле воспитания детей и подростков. В СССР школьная гигиена не только получила большое развитие, но и практически применяется во всех школах. Мы намного превзошли самые смелые мечгы и пожелания Я. А. Коменского, но мы воздаем ему должное. В Советском Союзе сочинения Я. А. Коменского— великого сына чешского народа — пользуются широкой известностью и признанием.

Поступила 4/Н 1956 г.

-¿г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.