Научная статья на тему 'Ян Амос Коменский: "Спорить с Природой - напрасное дело"'

Ян Амос Коменский: "Спорить с Природой - напрасное дело" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
696
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ / JAN AMOS KOMENSKY / НАУЧНАЯ ПЕДАГОГИКА / SCIENTIFIC PEDAGOGIC / ПАНСОФИЧЕСКАЯ ШКОЛА / PAN-SOPHISTIC SCHOOL / ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИКИ / PEDAGOGIC PRINCIPLES / КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / CLASS-LESSON SYSTEM OF TEACHING / ДИДАКТИКА / DIDACTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коменский Ян Амос

В марте 2012 года исполнится 420 лет со дня рождения отца-основателя научной педагогики, гуманиста, писателя, общественного деятеля Яна Амоса Коменского. Медаль Яна Амоса Коменского одна из самых престижных наград ЮНЕСКО предназначена для поощрения выдающихся достижений в области педагогических исследований и инноваций, исключительной личной преданности образованию и идеалам ЮНЕСКО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Jan Amos Komensky: "To Argue with Nature is Wasted Effort"

In March 2012 we will celebrate the 420th anniversary of the founding father of scientific pedagogic, humanist, writer, public figure Jan Amos Komensky. The medal of Jan Amos Komensky is one of the most prestigious UNESCO awards to encourage outstanding achievements in the area of pedagogic researches and innovations as well as examples of exclusive personal loyalty to education and UNESCO ideals.

Текст научной работы на тему «Ян Амос Коменский: "Спорить с Природой - напрасное дело"»

Часть ix. Персона

В марте 2012 года исполнится 420 лет со дня рождения отца-основателя научной педагогики, гуманиста, писателя, общественного деятеля Яна Амоса Коменского. Медаль Яна Амоса Коменского — одна из самых престижных наград ЮНЕСКО — предназначена для поощрения выдающихся достижений в области педагогических исследований и инноваций, исключительной личной преданности образованию и идеалам ЮНЕСКО.

Ян Амос Коменский: «Спорить с Природой — напрасное дело»

Ян Амос Коменский (чеш. Jan Amos Komensky, лат. Comenius; 28 марта 1592, Нивница, Южная Моравия — 15 ноября 1670, Амстердам) родился в семье члена общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-1610 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, 1ейдельбергском университете, где приступил к созданию энциклопедии «Театр всех вещей» (1614-1627) и полного словаря чешского языка (16121656). В 1627-м Коменский начал труд по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, окончил свою «Дидактику» на чешском (1632), а затем переработал ее и перевел на латынь, назвав «Великой дидактикой» (1633-1638), написал учебники «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633) и первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских ученых. Научное обоснование ее принципов, учебный план, распорядок дня были изложены им в сочинении «Пансофическая школа» (1651).

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки были органической частью учебных текстов. Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором дал план реформы общества. Полностью труд издали в Праге только в 1966-м. Итог своей долгой жизни Коменский подвел в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

По своим философским взглядам Коменский был близок к материалистическому сенсуализму, который представлялся ему философией простого народа. Признавая три источника познания — чувства, разум и веру, Коменский главное значение придавал органам чувств. В развитии познания он различал три ступени — эмпирическую, научную и практическую. Он считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма. Вместе с тем в определении цели воспитания у Коменского отчетливо чувствуется влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни.

Исходя из познаваемости мира Коменский считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом, делая вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по мнению Коменского, он должен подчиняться общим ее законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип при-родосообразности воспитания предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.

Отец педагогики

Источники формирования мировоззрения Коменского — античная философия, Ф. Бэкон, Ф. Рабле. Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного

года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что воспитание нужно осуществлять в школе с помощью общешкольного плана, классно-урочной организации, учебы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса. Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодежи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убежден в том, что разум человека способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причем под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.).

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. В его единую школьную систему входили: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение Священного писания, знакомство с важнейшими ремеслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными

«семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодежи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский в «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподает» сама жизнь. В большинстве работ Коменского содержатся высказывания об учителе, а в «Пампедии» ему посвящена особая глава. Учитель, по Комен-скому, должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль детей, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.

Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.

Великая дидактика

Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике — «Дидактика», то есть общая теория обучения.

Глава 16. Общие требования обучения и учения, то есть как учить и учиться.

• Образования человека надо начинать в весну жизни, то есть в детстве.

• Утренние часы для занятий наиболее удобны.

• Все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста — так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте.

• Подготовка материала: книг и др. учебных пособий — заранее.

• Развивать ум ранее языка.

• Реальные учебные предметы предпосылать формальным.

• Примеры предпосылать правилам.

• Любой язык, любые науки должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложились общие понятия их как целого.

• Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы — так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь.

• Время должно быть распределено с величайшей точностью — так, чтобы на каждый год, месяц, день и час приходилось своя особая работа.

Глава 17. Основы легкости обучения и учения

• Образование юношества должно начинаться рано.

• У одного и того же ученика по одному и тому же предмету должен быть только один учитель.

• По воле воспитателя прежде всего должны быть приведены в гармонию нравы.

• Всеми возможными способами нужно утверждать в детях горячее стремление к знанию и учению.

• Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий.

• Каждая наука должна быть заключена в самые сжатые, но точные правила.

• Каждое правило нужно излагать немногими, но самыми ясными словами.

• Каждое правило должно сопровождаться многочисленными примерами, чтобы стало очевидно, как разнообразно его применение.

9 правил искусства обучения наукам

• Всему, что должно знать, нужно обучать.

• Все, чему обучаешь, нужно преподносить учащимся, как вещь действительно существующую и приносящую определенную пользу.

• Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными путями.

• Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и происходит, то есть путем изучения причинных связей.

• Все, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям.

• Части вещи должно рассмотреть все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями.

• Все нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимание в каждый данный момент только на чем-либо одном.

• На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.

• Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы понимание всего было отчетливым.

16 правил искусства развивать нравственность

• Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.

• Прежде всего основные, или, как их называют, кардинальные добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.

• Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинное различие вещей и их достоинство.

• Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, сне и бодрственном состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании.

• Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева.

• Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность.

• Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде.

• Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений.

• Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьезным или занимательным делом.

• Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель — готовность услужить другим и охоту к этому.

• Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.

• Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное.

• Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей.

• Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.

• Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них.

• И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зоркими, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина.

Афоризмы

• Спорить с Природой - напрасное дело.

• Добродетель взращивается посредством дел, но не посредством болтовни.

• Без примера ничему не выучишься.

• Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле.

• Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

• Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.

• Книги - это инструмент насаждения мудрости.

• Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.

• Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.

• Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.

• Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.

• Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.

• Тот, кто мало знает, малому может и учить.

• Ничто притворное не может быть продолжительным.

• Читать и не понимать - то же, что совсем не читать.

• Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, еще ревностнее - лучшее и всего ревностнее - наилучшее.

• Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, «мастерскими людей».

Ключевые слова:Ян Амос Коменский, научная педагогика, пансофическая школа, принципы педагогики, классно-урочная система обучения, дидактика Key words: Jan Amos Komensky, scientific pedagogic, Pan-Sophistic School, pedagogic principles, class-lesson system of teaching, didactics

PERSONA

In March 2012 we will celebrate the 420th anniversary of the founding father of scientific pedagogic, humanist, writer, public figure Jan Amos Komensky. The medal of Jan Amos Komensky is one of the most prestigious UNESCO awards to encourage outstanding achievements in the area of pedagogic researches and innovations as well as examples of exclusive personal loyalty to education and UNESCO ideals.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.