Научная статья на тему 'Вопросы, решаемые экспертом при производстве трасологической экспертизы по делам о дорожно-транспортных происшествиях'

Вопросы, решаемые экспертом при производстве трасологической экспертизы по делам о дорожно-транспортных происшествиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
189
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
уголовное судопроизводство / место происшествия / транспортное средство / следы / экспертиза / заключение / criminal proceedings / scene of the incident / vehicle / traces / examination / conclusion

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Магомед Рамазанович Сутакуев

В статье рассматривается порядок проведения автотехнической трасологической экспертизы по следам, обнаруженным на месте происшествия по делам о дорожно-транспортных происшествиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Магомед Рамазанович Сутакуев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues resolved by an expert in the production of traceological expertise in cases of road traffic accidents

The article deals with the procedure for conducting an auto-technical traceological examination on the traces found at the scene of an accident in cases of road traffic accidents.

Текст научной работы на тему «Вопросы, решаемые экспертом при производстве трасологической экспертизы по делам о дорожно-транспортных происшествиях»

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 89 — 90. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):89 — 90.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья

УДК 343.13 NIION: 2007-0062-1/22-020

doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-89-90 MOSURED: 77/27-004-2022-01-220

Вопросы, решаемые экспертом при производстве трасологической экспертизы по делам о дорожно-транспортных происшествиях

Магомед Рамазанович Сутакуев

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, sutakuyev@bk.ru

Аннотация. В статье рассматривается порядок проведения автотехнической трасологической экспертизы по следам, обнаруженным на месте происшествия по делам о дорожно-транспортных происшествиях.

Ключевые слова: уголовное судопроизводство, место происшествия, транспортное средство, следы, экспертиза, заключение

Для цитирования: Сутакуев М.Р. Вопросы, решаемые экспертом при производстве трасологической экспертизы по делам о дорожно-транспортных происшествиях // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 89 — 90. 10.24411/2073-3305-2022-1-89-90.

PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES

Original article

Issues resolved by an expert in the production of traceological expertise

in cases of road traffic accidents

Magomed R. Sutakuev

Dagestan State University, Makhachkala, Russia, sutakuyev@bk.ru

Abstract. The article deals with the procedure for conducting an auto-technical traceological examination on the traces found at the scene of an accident in cases of road traffic accidents.

Keywords: criminal proceedings, scene of the incident, vehicle, traces, examination, conclusion For citation: Sutakuev M.R. Issues resolved by an expert in the production of traceological expertise in cases of road traffic accidents // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1): 89-90. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-89-90.

Транспортная трасология изучает большое многообразие следов, различающихся по объектам, их оставившим, механизму образования и, конечно, месту нахождения. Следы могут быть образованы любым видом транспорта: колесным безрельсовым, гусеничным, двигающимся по рельсам, водным и т.д. По механизму образования следы могут быть от колес, гусениц, лыж, саней (для безрельсового транспорта), от выступающих частей транспортного средства (для любого вида транспорта), от частиц, отделяющихся от транспортного средства

© Сутакуев М.Р., 2022

(частицы горюче-смазочных материалов, груза, загрязнений) [2].

Следами в широком смысле являются и отделившиеся детали, и части транспортного средства. Объектами, воспринимающими следы транспортных средств, являются: дорожное покрытие, другие транспортные средства, одежда и тело человека, объекты окружающей обстановки и т.п.

Основные вопросы, на которые должен ответить эксперт-автотрасолог, делятся на несколько подразделов.

1. Выяснение механизма столкновения транспортных средств (ТС).

2022 / № 1 Education. Science. Scientific personnel

89

Юридические науки

Вопросы:

■ каков механизм столкновения ТС?

■ какова последовательность возникновения повреждений (следов) при столкновении или ударе о преграду?

■ каков угол взаимного расположения ТС в момент их первоначального контакта?

■ где, относительно границ проезжей части, находится место столкновения (место наезда)?

■ в каком направлении двигалось транспортное средство в момент наезда?

■ находилось в движении или было неподвижно ТС в момент столкновения с ним другого ТС?

■ имело ли место столкновение представленных на исследование ТС, исходя из характера и локализации повреждений на данных ТС?

2. Определение модели автомобиля и его отождествление по отделившимся частям и деталям.

Вопросы к эксперту:

■ каков тип фарного рассеивателя по осколкам фарного стекла, представленного на исследование в пакете Ы?

■ каков тип автомобиля, на который устанавливается данный фарный рассеиватель?

■ не составляли ли осколки фарного стекла из пакета N единое целое с осколками из пакета Ы?

Необходимо помнить, что вопросы, связанные с определением «идентификация», относятся к компетенции экспертов, владеющих специальностью «Исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств», т.е. являющихся экспертами в традиционной (общей) трасологии [1].

Анализ экспертной практики показывает, что следы на ТС, появляющиеся в результате ДТП, играют существенную роль при расследовании преступлений.

В настоящее время у дознавателей, следователей и даже экспертов часто возникают труд-

ности в выявлении, распознавании и фиксации таких следов. Следы на ТС сохраняют информационную значимость более продолжительное время, чем следы на проезжей части. Сохранение ТС со всеми следами является задачей следствия (суда) [3].

Задача эксперта — полный, квалифицированный, последовательный и внимательный осмотр ТС в целях обнаружения и фиксации всех следов, а в необходимых случаях — их реконструкция для последующего установления механизма ДТП. Результаты экспертного исследования являются основным источником доказательственной информации, позволяющей решить задачу о механизме ДТП. Поэтому так важно совершенствовать имеющиеся и разрабатывать новые методы для обеспечения полного и всестороннего исследования следов на ТС.

Список источников

1. Домке Э.Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий. 2-е изд. М.: Академия, 2015.

2. Криминалистика: учебник / под общ. ред. О.В. Челышевой. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017.

3. Суворов Ю.Б. Судебная дорожно-транспортная экспертиза, учебно-экспертная оценка действий водителей и других лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, на участках ДТП: учеб. пособие. М.: Экзамен, 2003.

References

1. Domke E.R. Investigation and examination of road accidents. 2nd ed. M.: Academy, 2015.

2. Criminalistics: textbook / ed. ed. O.V. Chely-sheva. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017.

3. Suvorov Yu.B. Judicial road transport expertise, educational and expert assessment of the actions of drivers and other persons responsible for ensuring road safety at accident sites: textbook. allowance. M.: Exam, 2003.

Информация об авторе

М.Р. Сутакуев — магистрант 3-го года заочной формы обучения кафедры уголовного процесса и криминалистики.

Information about the author

M.R. Sutakuev — 3rd year undergraduate student of correspondence course Department of Criminal Procedure and Forensic Science.

Статья поступила в редакцию 20.12.2021; одобрена после рецензирования 20.01.2022; принята к публикации 20.02.2022.

The article was submitted 20.1 2.2021; approved after reviewing 20.01.2022; accepted for publication 20.02.2022.

90

Образование. Наука. Научные кадры 2022 / № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.