Вопросы регулирования социально-трудовых отношений в условиях введения частичной мобилизации в Российской Федерации
Issues of regulation of social and labor relations in the context of the introduction of partial
mobilization in the Russian Federation
Верещагина Марина Сергеевна
Студентка, Саратовская государственная юридическая академия
Россия, Саратов e-mail: [email protected]
Vereshchagina Marina Sergeevna
Student, Saratov State Law Academy Russia, Saratov e-mail: [email protected]
Научный руководитель Изварина Юлия Юрьевна
Старший преподаватель кафедры трудового права Саратовская государственная юридическая академия
Россия, Саратов e-mail: [email protected]
Scientific adviser Izvarina Yulia Yurievna
Senior Lecturer of the Department of Labor Law Saratov State Law Academy
Russia, Saratov e-mail: izvarinalaw@yandex. ru
Аннотация.
В данной статье рассматриваются вопросы модернизации трудовых отношений в связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» для эффективного ведения специальной военной операции на территории Украины и дальнейшей ее денацификации. Также в статье поднимаются вопросы сохранения за мобилизованными работниками их рабочих мест и применения в их отношении срочного трудового договора взамен на его ликвидацию. В статье затрагивается проблема реализации государством социальных выплат и пособий как военнослужащим, получившим травму или увечье в процессе выполнения специальных военных задач, так и членам их семей в результате потери кормильца. Также отмечаются недочеты трудового законодательства по вопросу частичной мобилизации, которые государству становится необходимым устранить для дальнейшего более эффективного регулирования трудовых отношений в Российской Федерации.
Annotation.
This article discusses the issues of modernization of labor relations in connection with the adoption of the Decree of the President of the Russian Federation dated September 21, 2022 No. 647 "On the announcement of partial mobilization in the Russian Federation" for the effective conduct of a special military operation on the territory of Ukraine and its further denazification. The article also raises the issues of retaining their jobs for the mobilized workers and applying a fixed-term employment contract in return for its liquidation. The article touches upon the problem of the implementation by the state of social payments and benefits to both servicemen who were injured or maimed in the course of performing special military tasks, and their family members as a result of the loss of a breadwinner. There are also shortcomings of labor legislation on the issue of partial mobilization, which the state becomes necessary to eliminate for further more effective regulation of labor relations in the Russian Federation.
Ключевые слова: частичная мобилизация, работник, работодатель, трудовой договор, социальные выплаты, специальная военная операция.
Key words: partial mobilization, employee, employer, employment contract, social benefits, special military operation.
21 сентября 2022 года был принят Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», в связи с чем большинство
трудоспособных граждан мужского пола были призваны на военную службу в Вооруженные Силы РФ для дальнейшей денацификации Украины. Данное решение Президента РФ вызвало волнение народных масс в области трудовых отношений, так как множество работников в связи с ведением специальной военной операции были мобилизованы со своих рабочих мест, а нехватка кадров на рабочих местах может значительно ухудшить как материальное положение семей, где мобилизованный может является единственным кормильцем, так положение большинства работодателей в связи с утечкой кадров и приостановлением работы на производствах. Однако законодатель предвидел возникновение таких споров и противоречий, именно поэтому совместно с введением частичной мобилизации россиян были прияты новейшие нормативные источники и внесены различного вида поправки в законодательство, которые значительно преобразовали регулирование трудовых отношений с данной категорией работников. Необходимым становится выяснить, какие новшества коснулись трудового законодательства Российской Федерации в связи с принятием Указа Президента РФ № 647, а также обозначить проблематику регулирования трудовых отношений после внесения различных поправок в законодательство и принятия новых нормативно-правовых актов касаемо мобилизованной категории работников.
Первоначально до принятия Указа Президента РФ не существовало определенных норм, регулирующих трудовые отношения между работодателем и работниками, призванными на выполнение специальной военной операции на территории Украины. В такой ситуации работодатели могли применить только всеми известные общие положения Трудового кодекса РФ. Так, в соответствии с п. 1, ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ: «при призыве работника на военную службу трудовые отношения прекращают свое действие по обстоятельства, не зависящим от воли сторон» . Имеется ввиду, что на момент издания Указа №2 647 работодатель имел полное право уволить такого работника согласно положениями приведенной выше статьи, при чем в такой ситуации второй не мог получить как выплату в размере двухнедельного среднего заработка, так и компенсацию за неиспользованные отпуска и выходные дни.
В связи с тем, что работники, призванные на специальную военную операцию, оказались социально незащищенной категорией населения, лишенной всех выплат и гарантий в рамках трудового законодательства, перед государством остро встал вопрос о сохранении за ними рабочих мест на производствах и организациях. Так, 22 сентября 2022 года было принято Постановление Правительства РФ №1677 «О внесении изменений в особенности правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2022 и 2023 годах». Согласно данному нормативному предписанию, работодателю запрещается увольнять работника в соответствии со ст. 83 Трудового кодекса РФ, теперь он может лишь временно приостановить выполнение им трудовых обязанностей до возвращения мобилизованного на свое рабочее место.
Однако Постановление Правительства №1677 фактически не раскрывает в своем содержании понятие «приостановление трудовой деятельности». Достаточно точно смысл данного словосочетания раскрывает статья 348.4 Трудового кодекса РФ, которая гласит, что стороны трудового договора приостанавливают осуществление своих прав и обязанностей при наличии обстоятельств, препятствующих их фактическому осуществлению. Данную стать также целесообразно применить и к трудовым отношениям с мобилизованными. В таком случае можно подвести итог, что работник освобождается от выполнения трудовых обязанностей, связанных с занимаемой им должностью на производстве или в организации, а работодатель, в свою очередь- от уплаты заработанной платы, выходных пособий и премий.
Как отмечалось нами выше, в период нахождения работника на специальной военной операции работодатель теперь не имеет законного права навсегда расторгнуть с ним трудовой договор и уволить его с предприятия, а может лишь временно приостановить действие трудового договора и выполнение трудовых
обязательств сторонами. Однако работодатель в такой ситуации наделен правом поставить на место мобилизованного другого работника, но только на основании срочного договора. Важным становится также сказать, что Постановление Правительства от 22.09.2022 г. №1677 также распространяет свою силу и на Указ Президента РФ от 21 сентября 2022 года. Так, если работодатель уволил мобилизованного работника до введения изменений в законодательстве, то он будет обязан отменить приказ об увольнении, иначе его действия будут считаться противозаконными.
Следует также отметить, что 29 декабря 2022 года был принят Указ Президента РФ №972 «О дополнительных социальных гарантиях лицам, направленным (командированным) на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, и членам их семей». Согласно данному закону лицам, отправленным на перечисленные территории для выполнения специальных военных задач, а также лицам, которые замещают государственные и муниципальные должности, государственным гражданским и муниципальным служащим, работникам, а также работникам организаций, принимавших участие в выполнении работ по обеспечению нормальной жизни людей и восстановлении зданий и сооружений на таких территориях, в том числе военнослужащим, получившим травму или увечье при выполнении задач военного назначения осуществляется государственная разовая выплата в размере 3 млн. рублей.
Также в случае гибели лица на территории вышеперечисленных республик, наступившей вследствие ранения, контузии или другого увечья при выполнении поставленных государством задач военного назначения, также выплачивается пособие в размере 5 млн. рублей в равных долях всем членам семьи погибшего. Становится целесообразным упомянуть и ст. 128 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой женам и детям военнослужащих, погибших при исполнении службы в Вооруженных Силах РФ или из-за заболевания, полученного при исполнении обязанностей по военной службе, работодатель обязан предоставить им отпуск до 14 календарных дней без сохранения заработной платы.
Важно также сказать о поправках, внесенных в Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которые касаются исчисления страхового стажа работника. Так, в период нахождения лица на специальной военной операции засчитывается в трудовой стаж в двойном размере, что позволяет ему выйти на пенсию намного раньше, если присутствуют все остальные условия ее назначения. Законодателем также было установлено, что пенсионные права работника, приобретенные им в период нахождения на специальной военной операции, будут засчитываться в индивидуальный пенсионный коэффициент, который равняется 3,6 за один полный календарный год военной службы.
Но несмотря на некоторые законодательные новшества, регулирование трудовых правоотношений в условиях частичной мобилизации остается весьма нестабильным и имеет свои недочеты. Наблюдается нестабильное положение на трудовом рынке, вследствие чего возникает острый дефицит кадровых работников. Из-за того, что на производствах и предприятиях присутствует нехватка рабочего персонала, на остальных работников возлагается колоссальная нагрузка, которая в большинстве своем приводит к переработкам. Такая ситуация может привести к нарушению трудового законодательства, в частности, ст. 99 ТК РФ, касающийся привлечения работников к сверхурочным работам без их согласия в связи с введением военного положения в государстве: так как в настоящее время в Российской Федерации не введено военное положение, то привлечение работника к сверхурочной работе по данному основанию можно будет считать незаконным. в-третьих, происходит многочисленное приостановление работы производств и организаций, из-за чего впоследствии могут пострадать оставшиеся рабочие.
Также существует проблема регулирования трудовой деятельности на рабочих местах. Сотрудник, получивший повестку, обязан в назначенное время явиться в военкомат, и, скорее всего, в такой ситуации он не сможет вовремя закончить свою работу, вследствие чего работодатель будет вынужден передать ее другому сотруднику с иной квалификацией или другому временному сотруднику, которые не смогут быстро адаптироваться на новом рабочем месте, что в дальнейшем может привести к замедлению работы организации или производства. Здесь же присутствует проблема нехватки рабочего персонала, из-за чего могут быть нарушены сроки сдачи проектов, что в дальнейшем приведет к закрытию производств и ударит по бюджету множества семей.
Нельзя не сказать о проблеме регулирования отпусков у работников, призванных на специальную военную операцию. Так, в соответствии с Федеральным законом от 26.02.1997 N 31-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» гражданам, находящимся на воинском учете в военных комиссариатах, строго запрещается покидать место своего фактического пребывания без согласия на то уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и военных комиссариатов. Здесь происходит нарушение трудовых прав работников на использование отпуска: если гражданин призван на специальную военную операцию тогда, когда у него отпуск, то он не может распорядиться правом, предоставленным ему трудовым законодательством РФ.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что законодательные нововведения предоставляют работникам, мобилизованным на специальную военную операцию, множество социально-трудовых гарантий и защищают их положения на рабочем месте. Важнейшими дополнениями является закрепление за мобилизованным работникам его рабочего места, приостановление трудового договора взамен на его ликвидацию, а также введение дополнительных выплат и гарантий таким работникам, и членам их семей, в том числе введение повышенного коэффициента при исчислении страхового стажа мобилизованного работника. Однако присутствуют недочеты, которые законодатель должен устранить для дальнейшего нормального функционирования системы труда. Необходимо будет провести следующие мероприятия: внести поправки в трудовое законодательство по вопросу привлечения к сверхурочным работам работников, не задействованных на военной операции на Украине; обязать мобилизованного работника до его явки в военкомат предоставить письменное разъяснение и рекомендации по выполняемой им трудовой деятельности для работников, замещающих его должность; увеличить кадровый резерв в организациях и на предприятиях для более эффективного выполнения рабочих планов с целью сохранения рабочих мест для многих граждан, нуждающихся в финансовом обеспечении; предоставить возможность; предоставить отсрочку отпуска и составить график их предоставления в период увольнительной по военной службе.
Список используемой литературы:
1.Постановление Правительства РФ от 22.09.2022 № 1677 [Текст]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 427295/ (дата обращения: 28.02.2023).
2.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc law 34683/ (дата обращения: 04.03.2023).
3.Указ Президента Российской Федерации от 29.12.2022 № 972 «О дополнительных социальных гарантиях лицам, направленным (командированным) на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, и членам их семей». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212290029 (дата обращения: 04.03.2023).
4.Федеральный закон от 04.11.2022 № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. 2022. № 251
5.Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»: федер. закон: принят Гос. Думой 24 января 1997 г.: одобр. Советом Федерации 13 февраля 1997 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 13454/ (дата обращения: 28.02.2023).