Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ'

ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
120
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудрявцева Ульяна Константиновна

Известно, что средства правового обеспечения целевого использования средств бюджета должны всегда проявлять свою продуктивность, но тем не менее при детальном обзоре ныне действующего законодательства, а также подзаконного нормативного регулирования выявляется существенный ряд недостатков, связанных напрямую как с некорректным отраслевым регулированием ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, так и с недостаточной степенью реализации ее системного характера. В этом и заключается актуальность данного исследования, а именно что данный принцип как системность приобретает все большую свою значимость в сфере регламентации правового обеспечения законности использования средств бюджета, и в том числе их нецелевого использования отмеченный законодателем. При анализе судебной практике можно встретить немало примеров грубого нарушения использования бюджетных средств, а именно их нецелевого использования. К таким примерам можно отнести, такие ситуации как-во-первых, оплата расходов, на обеспечение которых совершенно не предоставлены лимиты бюджетных обязательств; во-вторых, оплата расходов, не предусмотренных законом о федеральном бюджете; в-третьих, использование средств от приносящей доход деятельности и не перечисление их в доход бюджета. Представленный перечень примеров такого проявления далеко не весь, так как ситуации нецелевого использования бюджетных средств проявляются в различных и иных аспектах. В статье отмечается, что нецелевое использование бюджетных средств является одной из главных проблем современного российского бюджетного процесса, которая снижает эффективность и адресность расходов. Сделаны предложения по совершенствованию механизма ответственности при нецелевом использовании бюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF REGULATION OF LIABILITY FOR MISUSE OF BUDGETARY FUNDS

It is known that the means of legal support for the targeted use of budget funds should always be productive, but nevertheless, a detailed review of the current legislation, as well as by-laws, reveals a significant number of shortcomings that are directly related to incorrect sectoral regulation of responsibility for the misuse of budget funds. , and with an insufficient degree of implementation of its systemic nature. This is the relevance of this study, namely that this principle, as a system, is becoming increasingly important in the field of regulation of legal support for the legality of the use of budget funds, including their misuse, noted by the legislator, first of all, as a violation of Article 289 of the BC RF. The article notes that the misuse of budget funds is one of the main problems of the modern Russian budget process, which reduces the efficiency and targeting of expenditures. Proposals are made to improve the mechanism of responsibility for misuse of budgetary funds.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ»

Вопросы регулирования ответственности за нецелевое использование бюджетных

средств

Issues of regulation of liability for misuse of budgetary funds

Кудрявцева Ульяна Константиновна

Специалист

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Вятский государственный университет»

Россия, Киров e-mail: azovskaya00@gmail.com

Kudryavtseva Uliana Konstantinovna

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

« Vyatka State University» Russia, Kirov e-mail: azovskaya00@gmail.com

Аннотация.

Известно, что средства правового обеспечения целевого использования средств бюджета должны всегда проявлять свою продуктивность, но тем не менее при детальном обзоре ныне действующего законодательства, а также подзаконного нормативного регулирования выявляется существенный ряд недостатков, связанных напрямую как с некорректным отраслевым регулированием ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, так и с недостаточной степенью реализации ее системного характера. В этом и заключается актуальность данного исследования, а именно что данный принцип как системность приобретает все большую свою значимость в сфере регламентации правового обеспечения законности использования средств бюджета, и в том числе их нецелевого использования отмеченный законодателем. При анализе судебной практике можно встретить немало примеров грубого нарушения использования бюджетных средств, а именно их нецелевого использования. К таким примерам можно отнести, такие ситуации как-во-первых, оплата расходов, на обеспечение которых совершенно не предоставлены лимиты бюджетных обязательств; во-вторых, оплата расходов, не предусмотренных законом о федеральном бюджете; в-третьих, использование средств от приносящей доход деятельности и не перечисление их в доход бюджета. Представленный перечень примеров такого проявления далеко не весь, так как ситуации нецелевого использования бюджетных средств проявляются в различных и иных аспектах. В статье отмечается, что нецелевое использование бюджетных средств является одной из главных проблем современного российского бюджетного процесса, которая снижает эффективность и адресность расходов. Сделаны предложения по совершенствованию механизма ответственности при нецелевом использовании бюджетных средств.

Annotation.

It is known that the means of legal support for the targeted use of budget funds should always be productive, but nevertheless, a detailed review of the current legislation, as well as by-laws, reveals a significant number of shortcomings that are directly related to incorrect sectoral regulation of responsibility for the misuse of budget funds. , and with an insufficient degree of implementation of its systemic nature. This is the relevance of this study, namely that this principle, as a system, is becoming increasingly important in the field of regulation of legal support for the legality of the use of budget funds, including their misuse, noted by the legislator, first of all, as a violation of Article 289 of the BC RF. The article notes that the misuse of budget funds is one of the main problems of the modern Russian budget process, which reduces the efficiency and targeting of expenditures. Proposals are made to improve the mechanism of responsibility for misuse of budgetary funds.

Ключевые слова: нецелевое использование бюджетных средств, бюджетное законодательство, ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.

Key words: misuse of budget funds, budget legislation, liability for misuse of budget funds.

Бюджет Российской Федерации выступает важным инструментом регулирования и реструктуризации экономики и социальных отношений, перераспределения национального дохода, финансовых средств, поддержки позитивных и смягчения действия негативных процессов в различных сферах экономики. [4, с.442] Успешная реализация бюджетной политики государства невозможна без эффективного контроля за расходованием бюджетных средств, что обусловливает актуальность изучения механизма бюджетного контроля

и его совершенствование. Выделяемые государством из бюджета денежные средства автономным и бюджетным учреждениям могут быть потрачены только на определенные цели, которые не включают удовлетворение личных потребностей и любых других целей несоответствующих условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Они определяются по заранее составленному плану, а также находятся под строгим контролем надзорных органов. Направление этих денег на иные задачи является грубым правонарушением. Оно признается, как нецелевое использование бюджетных средств.

В настоящее время в соответствии со 306.4 Бюджетного кодекса РФ установлена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств: нецелевым использованием средств бюджета является направление бюджетных средств и оплата денежных обязательств на цели, которые в целом, или в той либо иной части, не соответствуют решению о бюджете, сводной ведомости, бюджетной росписи, смете, лимитам обязательств, договорам или иным соглашениям, равно как правовым актам, которые выступают в качестве основания предоставления бюджетные средств [1].

Отметим, что, устанавливая данную норму, законодатель допускает, что бюджетные средства, в определенных ситуациях, могут быть израсходованы на иные цели, нежели это предусмотрено действующим законодательством [3, с.43]. Следует, в связи с этим задаться вопросом, если есть нецелевое использование, то почему законодатель не приводит четкого и ясного понятия целевого использования, на что можно было бы ориентироваться, определяя наличие или отсутствие состава правонарушения. В приведенной нами статье законодатель упоминает о сметах, сводных ведомостях и пр., то есть дает нам отсылку к документам, которые, собственно, в рамках бюджетного процесса не используются, а точнее не упоминаются при установлении порядка формирования расходов бюджетов.

В начале порассуждаем о правомерности применения ст. 15.14 КоАП РФ [2] в отношении субсидий, предоставленных бюджетным (автономным) учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

Названной статьей предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. При этом в части применения данной статьи под нецелевым использованием бюджетных средств понимаются:

1) направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств;

2) направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В первом случае субъектами правонарушений могут выступать только участники бюджетного процесса, поскольку речь идет об использовании бюджетных средств.

Во втором случае к субъектам правонарушений могут быть отнесены и бюджетные (автономные) учреждения, не являющиеся участниками бюджетного процесса, но использующие средства субсидий, полученных из бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания либо на иные цели. Такие субсидии предоставляются на основании соглашений, заключенных с учредителями.

При списании средств субсидий с единого счета бюджета и зачислении на лицевые счета бюджетных (автономных) учреждений обозначенные средства переходят из разряда бюджетных средств в средства

учреждений. Несмотря на это, в случае выявления нецелевого использования средств субсидий, по мнению автора, к учреждению и его должностным лицам может быть применена административная ответственность, предусмотренная ст. 15.14 КоАП РФ [2].

Стоит отметить, что нормами данной статьи за нецелевое использование бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, предусмотрено наложение административного штрафа:

• на должностных лиц - в размере от 20 000 до 50 000 руб. (или дисквалификация на срок от одного года до трех лет);

• на юридических лиц - от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.

Расходы бюджетов производятся исходя из расходных обязательств, исполнение которых может иметь место в следующем финансовом году или в течение планового периода (ст. 65 БК РФ).

Отметим проблемные вопросы в рассматриваемой нами области.

1. Обращаясь к ст. 306.4 БК РФ, заметим, что неопределенным будет вопрос относительно того, должно или нет быть соблюдено соответствие цели использования средств бюджетов, расходным обязательствам, которые на себя принимает одна из сторон или кодам бюджетной классификации или должно иметь место соответствие и одному и второму. Тем самым неясно в целом, чему следует отдать приоритет, когда оценивается целевое и нецелевое использование бюджетных средств.

Таким образом, когда мы говорим о нецелевом использовании средств бюджета, то мы имеем ввиду оценочную категорию, так как она не конкретизирована четко в бюджетном и ином законодательстве, скорее имеет место противоречие положений бюджетного законодательства в этой части.

Рассматриваемая нами статья БК РФ прямо будет корреспондировать ст. 15.14 КоАП РФ [2], но и в этом случае законодатель пошел по пути описания состава правонарушения точно также, как и в ст. 306.4 БК РФ.

Проведя анализ положений БК РФ и КоАП РФ, необходимо обратить внимание на описание правонарушения, то есть на то, как именно законодатель представил объективную сторону состава. Исходя из нормы БК РФ будет логично считать, что нецелевое использование средств бюджета выступает в роли правонарушения только в том случае, если средства израсходованы на цели, иные, нежели это предусмотрено действующим законодательством. То есть должно иметь место несоответствие условиям предоставления таких средств, которые определяются бюджетом на соответствующий период, бюджетной росписью, и прочими документам, установленным БК РФ.

Так как наблюдается несоответствие между статьями 65 и 306.4 БК РФ, принимая во внимание, что понятие нецелевого использования средств бюджета, данное законодателем, является чересчур громоздким и излишним, будет правильно не приводить перечисления документов, так как это не оказывает влияние на содержание статьи, а указать исключительно на правовое основание, что будет и лаконично и позволит привлекать к ответственности за любое нецелевое использование бюджетных средств [5, с.154].

Таким образом, именно данный термин необходимо применять и в БК РФ и в КоАП РФ.

2. Конкретные санкции за нецелевое использование средств бюджета предусмотрены в КоАП РФ:

- административный штраф. Такой штраф может быть наложен на должностное лицо в сумме от 20 до 50 тысяч рублей;

- дисквалификация от 1 до 3 лет;

- для юридических лиц от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета и которые впоследствии израсходованы на иные нужды, нежели их целевое назначение.

Остается вопрос, почему законодатель для юридических лиц установил исключительно выплату средств

от 5 до 25% и не предусмотрел, к примеру, административное приостановление деятельности.

Целесообразнее было бы изымать в бесспорном порядке средства, использованные по не целевому назначению в счет государства, не обращая внимания на то, что сторона их получившая, вполне могла не знать и не быть уведомлена плательщиком, что они получены из бюджета и использованы не по назначению. Следует обратить внимание, что в ч. 3 ст. 306.4 БК РФ законодатель предусматривает возможность взыскания суммы средств в бесспорном порядке, представляется, что и в рамках КоАП РФ следует устанавливать необходимость взыскания таких сумм.

3. Отметим и проблемный аспект субъектного состава лиц, отвечающих за использование средств бюджета за рамками их целевого назначения. Как на потенциального нарушителя указано на должностных лиц, также это будут юридические лица. Однако представляется, что непосредственно получатель средств, юридическое лицо, должен отвечать исключительно посредством взыскания бюджетных средств.

Таким образом, привлечение к ответственности юридического лица будет не корректно, так как его следует привлекать к ответственности через взыскание бюджетных средств. Также следует обратить внимание, что, исходя из ст. 2.10 КоАП РФ в понятие юридического лица законодатель вложил такой же смысл, как и в рамках ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации. Принимая во внимание, что бюджетные средства получают, в том числе и органы государственной власти, которые обладают статусом юридического лица с целью участия в гражданском обороте, они не могут быть отнесены к субъектам административного правонарушения, которое мы рассматриваем.

Считаем нецелесообразным устанавливать в КоАП РФ за нецелевое использование средств бюджетов ответственность юридических лиц, и лишь посредством взыскания определенных процентов от израсходованных средств на иные цели, чем это было предусмотрено. Следует по принципу ч. 3 ст. 306.4 БК РФ установить в их отношении ответственность в виде взыскания суммы средств, использованных против целевого назначения.

Таким образом, могут быть сделаны следующие выводы.

1. Принимая во внимание сказанное, считаем правильном редакцию ч. 1 ст. 306.4 БК РФ изложить в таком виде: нецелевое использование бюджетных средств на цели, не предусмотренные расходными обязательствами и не определенные правовыми основаниями для получения, что влечет за собой взыскание суммы средств в бесспорном порядке.

2. Соответствующее понятие нецелевого использования средств бюджета целесообразно включить и в ст. 15.14 КоАП РФ. Представляется, что понятие, которое законодатель приводит сегодня, громоздкое, сложное для восприятия и противоречит положениям ст. 65 БК РФ.

3. Считаем целесообразным исключить административную ответственность юридических лиц, установив в их отношении бюджетно-правовую ответственность в виде бесспорного взыскания денежных средств, если деяние было совершено в целях, не соответствующих тем, которые предусмотрены ч. 1 ст. 306.4 БК РФ.

Список используемой литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.03.2022). // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.03.2022). // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1

3. Кулик С. В. К вопросу об ответственности за нецелевое использование бюджетных средств (уголовно-правовые и административно-правовые аспекты) / С. В. Кулик, А. П. Козлов // Современные проблемы противодействия коррупционным преступлениям : Материалы национальной научно-практической конференции, Красноярск, 20 января 2020 года. - Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2020. - С. 43-48.

4. Савельев И. И. Нецелевое использование бюджетных средств: понятие, сущность, ответственность /

И. И. Савельев // Социально-экономические, психолого-педагогические, философские и правовые аспекты развития общества: Сборник материалов всероссийского научно-практического круглого стола, Ставрополь, 27 мая 2016 года. - Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью "СЕКВОЙЯ", 2016. - С. 441-444.

5. Филатова И. В. Нецелевое использование бюджетных средств в современных условиях развития экономики / И. В. Филатова // Актуальные проблемы международного сотрудничества в борьбе с преступностью : Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, приуроченной к 70-летию принятия Генеральной Ассамблеей Организация Объединенных Наций Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Москва, 31 октября 2018 года / Под общей редакцией Д.Д. Шалягина. - Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2019. - С. 152157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.