Научная статья на тему 'Вопросы реализации маркетинговой поддержки производства и представления на рынках сельскохозяйственной продукции'

Вопросы реализации маркетинговой поддержки производства и представления на рынках сельскохозяйственной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВАЯ ПОДДЕРЖКА / MARKETING SUPPORT / СОГЛАШЕНИЯ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ / THE WORLD TRADE ORGANIZATION AGREEMENT ON AGRICULTURE / БИЗНЕС-ПРОЕКТЫ / BUSINESS PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костоглодов Д. Д., Потян К. В.

В статье исследуется вопрос актуальности и необходимости реализации процедур маркетинговой поддержки производства и представления на рынках российской сельскохозяйственной продукции в новых условиях. Рассматриваются меры ведения данной поддержки применительно к различным по размерам и объему «вклада» в производство сельскохозяйственной продукции хозяйствам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors in the article explore the relevance and necessity of the procedures marketing support for production and presentation in the Russian markets of agricultural products in the new market conditions. They consider the measures of doing this support in relation to the different sizes and amount of contribution to agricultural production farms.

Текст научной работы на тему «Вопросы реализации маркетинговой поддержки производства и представления на рынках сельскохозяйственной продукции»

Д. Д. Костоглодов, К. В. Потян

ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА РЫНКАХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Аннотация

В статье исследуется вопрос актуальности и необходимости реализации процедур маркетинговой поддержки производства и представления на рынках российской сельскохозяйственной продукции в новых условиях. Рассматриваются меры ведения данной поддержки применительно к различным по размерам и объему «вклада» в производство сельскохозяйственной продукции хозяйствам.

Ключевые слова

Маркетинговая поддержка, соглашения Всемирной торговой организации по сельскому хозяйству, бизнес-проекты.

D. D. Kostoglodov, K. V. Potyan

THE ISSUES OF MARKETING SUPPORT REALIZATION FOR THE PRODUCTION AND PRESENTATION IN THE MARKETS OF AGRICULTURAL PRODUCTS

Annotation

The authors in the article explore the relevance and necessity of the procedures marketing support for production and presentation in the Russian markets of agricultural products in the new market conditions. They consider the measures of doing this support in relation to the different sizes and amount of contribution to agricultural production farms.

Keywords

Marketing support, the World trade organization agreement on agriculture, business projects.

В современных условиях вопрос реализации маркетинговой поддержки производства и представления на рынках сельскохозяйственной продукции, который в расширительной трактовке включает в себя оказание специфических услуг по информационно-консультационному обеспечению рыночной информацией и привлечению средств в бизнес-процессы, приобретает особую важность из-за необходимости для сельхозтоваропроизводителей работать в ситуации, соответствующей мерам по поддержке сельскохозяйственной отрасли согласно условиям ВТО в рамках «зеленой корзины». В научной литературе отмечается тенден-

ция роста интереса к маркетингу в качестве инструмента повышения эффективности работы отечественного сельскохозяйственного сектора [3]. Вместе с тем в существующей хозяйственной практике проявляет себя устойчивый стереотип использования государственной поддержки в виде покрытия базовых потребностей хозяйств и слабой ориентации хозяйств всех форм на самостоятельное оперативное реагирование на рыночные изменения благодаря отслеживанию рыночных конъюнктур и вовлечению в новые бизнес-процессы по производству и реализации востребованной сельскохозяйственной продукции.

Ввиду произошедшего вступления России в ВТО изменились сами «правила игры» в плане осуществляемой поддержки представителей аграрной сферы [2, 7]. В связи с этим целесообразно рассмотреть основные вопросы маркетингового участия для развития сельскохозяйственной сферы в Российской Федерации, которые могут обеспечить ее рост и при этом не противоречат условиям ВТО по сельскому хозяйству, ограничивающим прямую финансовую поддержку государства. Это будет способствовать гармонизации отечественной сельскохозяйственной сферы с таковой в ВТО, обеспечивая конкурентоспособность российских сельскохозяй-

ственных товаропроизводителей на необходимом уровне.

На этой идеологической платформе можно сформулировать следующие постулаты: основным вектором развития в плане повышения эффективности сельскохозяйственной отрасли в настоящее время по аналогии с зарубежным опытом должно стать обеспечение развитой конкурентной среды, для чего и предоставляются равные конкурентные условия для всех участников сельскохозяйственного рынка на основе соглашений ВТО. Меры ВТО, включая таковые в рамках «янтарной», «голубой» и «зеленой корзины», представлены на рисунке 1.

Меры ВТО по сельскому хозяйству, определяющие ареал осуществления

маркетинговой поддержки

I *

Рисунок 1 — Структуризация ограничиваемых и неограничиваемых в рамках Соглашений ВТО мер, определяющих ареал осуществления маркетинговой поддержки сельскохозяйственной отрасли

Сообразно сложившимся реалиям можно сформулировать основную задачу развития сельскохозяйственной отрасли в плане перехода от применяемо-

го ранее прямого субсидирования к рыночным механизмам ее поддержки через посредство государственного маркетинга (рис. 2).

Рисунок 2 — Уровни проявления государственного маркетинга в сельскохозяйственной сфере (опосредующие дифференциацию процедур

маркетинговой поддержки)

Представленное ранжирование, вплоть до различных категорий хозяйств, позволяет соблюсти подход по дифференциации объема и наполнения маркетинговой поддержки различных сельхозорганизаций. Следует отметить, что вопросы финансовой поддержки в чистом виде в достаточной степени анализируются в научной литературе [6], тогда как другие аспекты оказания содействия деловой активности исследованы в значительно меньшей степени.

Таким образом, можно отметить, что обзор статистических данных позволяет заключить, что крупные хозяйства дают более 90 % товарного зерна, значительную долю мяса птицы и яиц,

обеспечивая в значительной степени продовольственную безопасность России. Это обстоятельство предопределяет ключевую актуальность осуществления маркетинговой поддержки в сфере привлечения средств и решений в сфере государственного маркетинга в отношении этой категории хозяйствующих субъектов [5]. Наиболее важным компонентом системы государственного участия в бизнес-проектах в аграрной сфере экономики можно считать выделение принципов и механизмов маркетинговой поддержки крупных сельхозтоваропроизводителей в современных условиях (рис. 3).

Меры должны не противоречить правилам ВТО по сельскому хозяйству

Рисунок 3 — Принципы и механизм реализации маркетинговой поддержки крупных сельхозтоваропроизводителей с государственным участием

Важно подчеркнуть, что формирование бизнес-проектов в рамках маркетинговой поддержки крупных сельхозпроизводителей должно не противоречить мерам «зеленой корзины» ВТО и включать в себя такие составляющие, как:

- формирование ряда благоприятных условий в экономической среде, способствующих оживлению бизнес-процессов (совершенствование налоговых режимов, развитие информационно-аналитических баз);

- государственное участие в реализации бизнес-проектов в рамках национальных программ, осуществляемое в форме капитальных вложений в экологические проекты, совершенствование общей дорожной инфраструктуры, портовых сооружений и терминалов

хранения, дублирование транспортных магистралей;

- иные формы поддержки и помощи в осуществлении бизнес-проектов (информационно-оценочная экспертиза, правовая помощь).

Применительно к средним и мелким товаропроизводителям также целесообразно предпринимать меры маркетинговой поддержки [4]. В частности, в сложившихся реалиях в анализируемой сфере перспективным представляется содействие агрегированию относительно небольших партий молока и молочной продукции качественными единицами техники, что повысит сохранность продукции, безопасность реализации и снизит накладные расходы мелких и средних хозяйств.

В качестве действенного варианта быстрейшего импортозамещения, например молочных продуктов, оправданной представляется практика организации сетей минизаводов по переработке молока в сметану, кефир, творог и т. д. под местными брендами по образцу ор-

ганизации таковых в Дании, Голландии, Бельгии, Франции, Литве, где эти мини-заводы позволяют заместить возможный импорт и привоз инорегиональной продукции в сельских регионах и небольших городах (рис. 4).

Рисунок 4 — Направление мер маркетинговой поддержки мелких и средних сельхотоваропроизводителей для формирования резерва

насыщения внутреннего рынка

Представленный вариант направлений маркетинговой поддержки важен в том плане, что мелкие и средние фермеры и успешные ЛПХ нуждаются в консультировании по вопросам рыночной и специальной информации (какие породы скота заводить, чем кормить, как проводить профилактику заболеваний, какие сорта кормовых культур выращивать и использовать и т. д.), а также в привлечении целевых инвестиций на развитие бизнеса. Личные подсобные хозяйства целесообразно кредитовать при их агрегировании, начиная с определенной численности. То же относится к созданию минизаводов, причем фермеры и агрегированные ЛПХ могут быть их акционерами. Наличие объективной рыночной информации, уменьшение накладных

расходов за счет агрегирования партион-ности доставок продукции на рынки и целевое кредитование повысят производство основных позиций молочной продукции, а также мяса птицы, баранины, козлятины, свинины, частично говядины.

Представляется также оправданным агрегирование на рыночных принципах отдельных успешных ЛПХ в группы удобной для работы численности: на один молоковоз продукции и т. д., а также организация кооперации между ними для совместной доставки продовольственных партий на рынки и организации цивилизованной торговли на них, что также относится и к организации мини-заводов. Следует подчеркнуть, что для нужд малых и средних сельхозтоваропроизводителей для поддержки регио-

нальных бизнес-проектов целесообразно формирование соответствующего алго-

ритма такой поддержки, предложенного в следующем варианте (рис. 5).

Рисунок 5 — Алгоритм маркетинговой поддержки региональных бизнес-проектов для малых и средних хозяйств сельскохозяйственной сферы

Помимо отмеченных важных аспектов маркетинговой поддержки следует оговориться, что немаловажной при организации поставок продукции на внешние рынки представляется такая, при которой на конкурентоспособности продукции сказывается снижение накладных расходов. Вопросы организации подобного рода структур рассматриваются в научных работах [1], но в другом аспекте. Так, непосредственное снижение части стоимости зерновых продуктов (ее затратной составляющей) и работа инфраструктуры, обеспечивающей поставки, в режиме наибольшей деловой работоспособности будут обусловливать рост конкурентоспособности поставляемых на

внешние рынки продуктов и рост прибыльности экспортных трансакций.

Первым этапом для достижения поставленных целей в рамках маркетинговой поддержки продвижения сельскохозяйственной продукции на внешние рынки представляется формирование маркетингового аналитического сельскохозяйственного центра, агрегирующего и оперативно обновляющего информацию о результатах хозяйственной деятельности сельскохозяйственных структур различных форм в регионе и оказывающего содействие в агрегировании усилий сельхозтоваропроизводителей по переработке продукции, а также содействие в привлечении средств на организацию процедур поставки ее на рынки (рис. 6).

Рисунок 6 — Маркетинговый аналитический сельскохозяйственный центр

в регионе

Вторым этапом в данном процессе является сопряжение работы данного маркетингового аналитического центра в регионе с центром маркетинговой поддержки выведения продукции на внешние рынки (первая структура является одной из обеспечительных составляющих деятельности второй) (рис. 7).

Представляется, что основой деятельности предлагаемого центра должны явиться согласование и рационализация деятельности всех инфраструктурных образований, увязанных при осуществлении поставок сельскохозяйственной продукции (в основном зерновой на настоящем этапе) на внешние рынки.

Рисунок 7 — Центр маркетинговой поддержки производства и выведения продукции на внешние рынки

Организация работы центра маркетинговой поддержки производства и выведения продукции на внешние рынки предполагает его сотрудничество с маркетинговым аналитическим сельскохозяйственным центром в регионе для обновления информации о состоянии рынков реализации сельскохозяйственной продукции на региональном и федеральном уровнях, о резервах продукции у сельхозпроизводителей, а также доведения до их сведения прогнозов о реализации определенных продуктов на зарубежных рынках.

Для привлечения большего числа сельхозорганизаций, взаимодействующих с указанным центром в рамках комплекса мероприятий по оказанию маркетинговой поддержки, центр может облегчать процедуру получения кредита на льготных условиях для конкретных сельхозтоваропроизводителей, задействованных в поставках продукции на внешние рынки. Кредитование сельхозпроизводителей неизменно сопряже-

но с высокими рисками невозврата кредитов из-за рискованного характера сельскохозяйственного производства, соответственно гарантии центра в отношении сельхоз структур, имеющих определенный объем сбыта производимой продукции, будут способствовать выбору кредитующей организации в отношении принятия решения предоставления кредита конкретному производителю сельхозпродукции на адаптированных под его реальные возможности условиях. Предполагаем, что в отличие от разрозненных сельхозпроизводителей данный центр имеет возможность в значительной степени разрешить указанные проблемы при помощи посредничества. Такое выстраивание работы центра маркетинговой поддержки в сфере организации поставки сельскохозяйственной продукции на внешние рынки позволяет охватить весь очерченный круг проблем в этой области, определяемых в настоящее время. Такая деятельность позволит повысить реаль-

ную связь сельхозпроизводителей с рыночными агентами и инфраструктурными подразделениями и будет способствовать четкому реагированию на изменение рыночных сигналов о коррекции конъюнктур деловых рынков.

Весь комплекс рекомендуемых мероприятий из арсенала маркетинговой поддержки производства и продвижения сельскохозяйственной продукции может позволить в среднесрочной перспективе достигнуть достаточной конкурентоспособности отрасли и способствовать обеспечению ее устойчивого функционирования в новых условиях ВТО.

Библиографический список

1. Бондаренко В. А. Маркетинговое сопровождение развития инфраструктуры внешнеэкономической деятельности: теория и методология : авто-реф. дисс. ... д-ра эконом. наук. — Ростов н/Д, 2012.

2. Кузьмин В. В. Кургузкина О. С., Мурзина М. Г. Влияние вступления России в ВТО на сельское хозяйство [Электронный ресурс] // Системное управление. — 2012. — № 4. — URL : http://sisupr.mrsu.ru/2012-4-APK/PDF/ Kuzmin.pdf.

3. Попова Е. А. Маркетинг как инструмент повышения эффективности агропромышленного комплекса России // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2010. — № 1 (30).

4. Потян К. В. Маркетинговое исследование адаптации к рыночным условиям хозяйствования представителей фермерских и личных подсобных хозяйств // Экономические науки. — 2011. — № 81.

5. Потян К. В. Маркетинг в поддержке сельскохозяйственной отрасли [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами. — 2012. — № 40. — URL : http://www.uecs.ru/ marketing/item/1243-2012-04-11-05-53-10.

6. Усенко Л. Н. Удалова З. В. Развитие методики экспресс-анализа финансового состояния в сельскохозяйственных организациях // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2010. — № 1 (30).

7. Фетюхина О. Маркетинг продукции АПК в «зеленой корзине ВТО» // Маркетинг в России и за рубежом. — 2006. — № 5.

Bibliographic list

1. Bondarenko V. A. Marketing Support of Infrastructure Development of Foreign Economic Activity: Theory and Methodology. — Rostov-on-Don, 2012.

2. Kuzmin V. V., Kurguzkin O. S., Murzina M. G. Impact of Russia's Accession to the WTO on Agriculture // System Management. — 2012. — № 4. — URL : http://sisupr.mrsu.ru/2012-4-APK/ PDF/Kuzmin.pdf.

3. Popova E. A. Marketing as a Tool of Increase of Efficiency of the Agro-industrial Complex of Russia // Vestnic of the Rostov State Economic University (RINH). — 2010. — № 1 (30).

4. Potyan C. V. Marketing Research of Adaptation to the Market Economy Representatives of Farms and Personal Subsidiary Plots // Economic Science. — 2011. — № 81.

5. Potyan C. V. Marketing in Support of the Agricultural Sector [Electronic resource] // Management of Economic Systems. — 2012. — № 40. — URL : http://www.uecs.ru/marketing/item/ 12432012-04-11-05-53-10.

6. Usenko L. N. Z. V. Udalova Development of Methods of Express-Analysis of a Financial Condition of Agricultural Organizations // Vestnic of the Rostov State economic University (RINH). — 2010. — № 1(30).

7. Fetuchina O. Marketing of Agricultural Products in the «Green Basket WTO» // Marketing in Russia and Abroad. — 2006. — № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.