Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ'

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ / ФИНАНСОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ЭНДАУМЕНТ / ВЕНЧУРНЫЙ ФОНД / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / BUDGETING SYSTEM / FINANCIAL INDEPENDENCE OF HIGHER EDUCATION / ENDOWMENT / VENTURE FUND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грудцына Людмила Юрьевна, Валитов Рафаэль Ханяфиевич

Высшее учебное заведение, как и любая другая сложная система, имеет ряд подсистем. От слаженного действия таких подсистем зависит нормальное состояние и стабильное развитие учреждения высшего профессионального образования. В настоящей статье мы рассмотрим наиболее актуальные в аспекте экономических отношений вопросы эволюции образовательных отношений и изменения правового статуса субъектов образовательных отношений, практической реализации инструментария управления финансовыми ресурсами учреждений высшего профессионального образования, принимая во внимание взаимосвязанность этой стороны деятельности такого рода организаций с их остальными подсистемами (экономической, социальной, научно-педагогической и др.). Цель состоит в формировании интегральной модели управления финансовыми ресурсами образовательного учреждения, в которой выделяются отдельные элементы, в том числе инструменты финансового менеджмента, показываются их сильные и слабые стороны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грудцына Людмила Юрьевна, Валитов Рафаэль Ханяфиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL RELATIONS AND TRANSFORMATION OF CONTROL SYSTEMS OF FINANCIAL RESOURCES

Higher education institution, like any other complex system, has a number of subsystems. From the coordinated action of such subsystems depends on the normal state and stable development of institutions of higher education. In this article we will consider the most relevant issues in the aspect of economic relations, the evolution of educational relations and changes in the legal status of subjects of educational relations, the practical implementation of financial resources management tools institutions of higher education, taking into account the interconnectedness of this side of the activities of this kind of organizations with their other subsystems (economic, social, scientific and pedagogical, etc.). The aim is to form an integrated model of financial resources management of the educational institution, which highlights the individual elements, including financial management tools, their strengths and weaknesses

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ»

ГРУДЦЫНА Людмила Юрьевна,

доктор юридических наук, профессор, заместитель Председателя Президиума МГКА «Московская гильдия адвокатов и юристов», Почетный адвокат России, эксперт РАН, e-mail: ludmilagr@mail.ru

ВАЛИТОВ Рафаэль Ханяфиевич,

факультет социологии и политологии Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации, e-mail: raf_sar96@mail.ru

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ

Аннотация. Высшее учебное заведение, как и любая другая сложная система, имеет ряд подсистем. От слаженного действия таких подсистем зависит нормальное состояние и стабильное развитие учреждения высшего профессионального образования. В настоящей статье мы рассмотрим наиболее актуальные в аспекте экономических отношений вопросы эволюции образовательных отношений и изменения правового статуса субъектов образовательных отношений, практической реализации инструментария управления финансовыми ресурсами учреждений высшего профессионального образования, принимая во внимание взаимосвязанность этой стороны деятельности такого рода организаций с их остальными подсистемами (экономической, социальной, научно-педагогической и др.). Цель состоит в формировании интегральной модели управления финансовыми ресурсами образовательного учреждения, в которой выделяются отдельные элементы, в том числе инструменты финансового менеджмента, показываются их сильные и слабые стороны.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, система бюджетирования, финансовая самостоятельность высшей школы, эндаумент, венчурный фонд.

GRUDTSINA Ludmila Yurevna,

doctor of jurisprudence, professor, vice-chairman of Presidium of MGKA "Moscow guild of lawyers and lawyers",

Honourable lawyer of Russia, expert of RAS

VALITOV Raphael Hanyafiyevich,

faculty of sociology and political science of the Financial university at the Government of the Russian Federation

ISSUES OF DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL RELATIONS AND TRANSFORMATION OF CONTROL SYSTEMS OF FINANCIAL RESOURCES

Annotation. Higher education institution, like any other complex system, has a number of subsystems. From the coordinated action of such subsystems depends on the normal state and stable development of institutions of higher education. In this article we will consider the most relevant issues in the aspect of economic relations, the evolution of educational relations and changes in the legal status of subjects of educational relations, the practical implementation of financial resources management tools institutions of higher education, taking into account the interconnected-ness of this side of the activities of this kind of organizations with their other subsystems (economic, social, scientific and pedagogical, etc.). The aim is to form an integrated model of financial resources management of the educational institution, which highlights the individual elements, including financial management tools, their strengths and weaknesses.

Key words: higher professional education, budgeting system, financial independence of higher education, endowment, venture fund.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

Эволюция образовательного потенциала России должна привести к ситуации, когда отечественная рабочая сила на 2/3 будет состоять из выпускников учреждений высшего профессионального образования [3, с. 31]. В этом ключе такая подсистема, как финансы учреждения высшего профессионального образования, должна рассматриваться как финансы некоммерческой организации, имеющей особое значение для развития общества. Следует указать, что во многом схожие с высказываемым нами положением позиции имеют исследователи, сферой научных интересов которых являются финансы учреждений высшего профессионального образования. По мнению, например, O.A. Макарчевой: «В сфере образования создаются такие важные коллективные блага, как образовательные услуги, преобладающая масса которых предоставляется населению бесплатно или на льготных условиях. Поэтому здесь сложился особый характер взаимодействия между производителями услуг и непосредственными потребителями, интересы которых не влияют должным образом на качество работы учреждений образования» [5, с. 135].

Таким образом, высшая школа, с одной стороны, представляет собой общественно значимую систему, требующую обеспечения своего последовательного и стабильного развития, однако в то же время, с другой стороны, современные требования, предъявляемые к учреждениям высшего профессионального образования во все большей степени усложняющейся внешней средой, не позволяют организациям такого рода придерживаться консервативной стратегии. Как вполне резонно заметили А.И. Нареж-ный и В.Н. Кирой, «новый университет» представляет собой «новые для российской системы высшего образования социальные институты, способные обеспечить конкурентоспособность России на мировых рынках труда и знаний, отработку механизмов воспроизводства качественных интеллектуальных ресурсов, независимость и национальную безопасность страны» [4, с. 61].

Итак, очевидно наличие объективной возможности определения финансов учреждения высшего профессионального образования как финансов особой некоммерческой организации (учреждения), исключая рассмотрение их в качестве финансов коммерческой организации и в то же время допуская возможность заимствования отдельных институтов и механизмов из коммерческого финансового менеджмента. Поскольку финансовый менеджмент в учреждениях высшего профессионального образования

является управлением в неприбыльной сфере, очевидна обоснованность мнения авторов, справедливо утверждающих, что свобода экономической деятельности учреждений высшего профессионального образования должна носить свои, объективно определенные назначением данного вида организаций пределы [6]. Благодаря этому обстоятельству, в учреждениях высшего профессионального образования затруднительно использование целого ряда инструментов традиционного финансового метода, таких, как, например, финансовый рычаг, управление оборотным капиталом, участие в деятельности финансового рынка. По нашему мнению, финансовая сфера учреждения высшего профессионального образования с большой долей адекватности может быть описана такими категориями, как распределение и мобилизация средств, поиск источников средств и самофинансирование [9].

Очевидно, что особая значимость высшей школы детерминирует необходимость ее государственной поддержки. Рассматривая систему управления финансами учреждения высшего профессионального образования, можем сказать, что, с одной стороны, именно этим обстоятельством детерминируется состав инструментария управления финансами учреждения высшего профессионального образования, а также особенности его использования [8]. Достижение общественно значимых целей и есть тот критерий, по которому отличается управление финансами учреждений высшего профессионального образования как некоммерческих организаций от управления финансами коммерческих организаций. В данном ключе в настоящей работе нами будут рассмотрены используемые в управлении финансами учреждений высшего профессионального образования инструменты: фонды целевого капитала (эндаумент-фонды, являющиеся в чистом виде элементом некоммерческой природы учреждения высшего профессионального образования) и система бюджетирования в учреждении высшего профессионального образования (представляющая собой заимствованный элемент, широко распространенный в хозяйственной практике коммерческих организаций) [10].

С другой стороны, государство стремится по мере возможности обеспечить финансовую самостоятельность высшей школы, что закономерно сказывается на составе инструментов управления финансами субъектов данной сферы [2]. В связи с этим усиливается роль внутренних источников развития финансовой сферы учреждений высшего профессионального образования. Грамотно построенная и отлаженная система

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

управления финансами конкретного учреждения высшего профессионального образования позволяет решить целый ряд задач, важность значения которых не вызывает сомнения. Так, например, в этом качестве может быть рассмотрена необходимость привлечения дополнительных средств на улучшение качества образования, повышение оплаты труда научно-педагогических кадров, формирование фонда научных исследований и др.

Безусловно, решение учреждением высшего профессионального образования задач своей деятельности, вытекающих из его устава и складывающейся ситуации во внешней среде, возможно только при наличии соответствующих источников финансирования [8].

Видится, что целесообразно привести классификацию источников финансирования, возникающих из самостоятельной деятельности учреждения высшего профессионального образования, в которой, в свою очередь, можно выделить основную и прочую деятельность [1, с. 166169].

Основная деятельность:

- реализация одной или нескольких образовательных программ, содержание, воспитание обучающихся (воспитанников);

- проведение научно-исследовательских работ;

- деятельность по обеспечению и обслуживанию образовательного и научно-исследовательского процесса.

Прочая деятельность - иная разрешенная образовательным учреждениям деятельность, приносящая доходы и не относящаяся к указанным видам основной деятельности [7].

Доходы от основной деятельности.

Образовательные услуги:

- обучение российских и иностранных студентов;

- подготовка аспирантов и докторантов;

- обучение по второй (и последующим) специальностям;

- обучение на подготовительных курсах;

- тестирование школьников и абитуриентов;

- консультирование по учебным дисциплинам;

- репетиторство;

- обучение на курсах по отдельным дисциплинам;

- переподготовка и повышение квалификации;

- углубленное изучение отдельных дисциплин сверх учебных программ;

- дополнительное образование, включая кружки, секции, клубы, коллективы, и др.;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

- обучение по индивидуальным планам, в том числе в специально созданных условиях;

- прочие образовательные услуги.

Список литературы:

[1] Беляков С.А. Лекции по экономике образования. М.: ГУ-ВШЭ, 2002.

[2] Захаров Ю.А., Курбатова М.В., Долга-нов В.С., Морозова Е.А. Новые финансовые инструменты в высшем образовании / / Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 1.

[3] Исаков Н.В., Тюткало А.П. Интеграция профессионального образования и общественного производства: микроэкономический уровень / / Высшее профессиональное образование: международный, федеральный и региональный аспекты: Материалы международной научно-практической конференции, город Минеральные Воды, 24-25 мая 2007 г. Московский гуманитарно-экономический институт, Северо-Кавказский филиал. М.: МГЭИ, 2007.

[4] Кирой В.Н., Нарежный А.И. Южный федеральный университет: концепция и перспективы. // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 5 (45).

[5] Макарчева О.А. Источники финансирования учреждений высшего профессионального образования в России: Дисс. ... канд. экон. наук. Саратов, 1998.

[6] Насонкин В.В. Гражданско-правовое регулирование экономической деятельности высших учебных заведений // Федеральный центр образовательного законодательства, http ://www.lexed.ru/pravo/notes/nasonkin_01. html, март, 2004.

[7] Шестак В.А. Современные особенности привлечения к уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности // Российская юстиция. 2017. № 10. С. 24-27.

[8] Шестак В.А. О некоторых особенностях предъявления и поддержания гражданского иска в ходе судебного разбирательства по уголовным делам // Российская юстиция. 2017. № 2. С. 62-65.

[9] Шестак В.А. Поддержание военными прокурорами государственного обвинения по уголовным делам, рассматриваемым гарнизонными военными судами с участием присяжных заседателей // Российский следователь. 2017. № 16. С. 19-23.

[10] Шестак В.А. Отдельные вопросы судебной практики рассмотрения уголовных дел об уклонении от административного надзора и неоднократном несоблюдении установленных

судом ограничений // Российский судья. 2017. № 11. С. 42-47.

Spisok literatury:

[1] Belyakov S.A. Lekcii po ekonomike obrazovaniya. M.: GU-VSHE, 2002.

[2] Zaharov YuA., Kurbatova M.V., Dolganov V.S., Morozova E.A. Novye finansovye instrumenty v vysshem obrazovanii // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2004. № 1.

[3] Isakov N.V., Tyutkalo A.P. Integraciya professional'nogo obrazovaniyai obshchestvennogo proizvodstva: mikroekonomicheskij uroven // Vysshee professional'noe obrazovanie: mezhdunarodnyj, federal'nyj i regional'nyj aspekty: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, gorod Mineral'nye Vody, 24-25 maya 2007 g. Moskovskij gumanitarno-ekonomicheskij institut, Severo-Kavkazskij filial. M.: MGEI, 2007.

[4] Kiroj V.N., Narezhnyj A.I. YUzhnyj federal'nyj universitet: koncepciya i perspektivy. // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2006. № 5 (45).

[5] Makarcheva O.A. Istochniki finansirovaniya uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovaniya v Rossii: Diss. ... kand.ekon. nauk. Saratov, 1998.

[6] Nasonkin V.V. Grazhdansko-pravovoe regulirovanie ekonomicheskoj deyatel'nosti vysshih uchebnyh zavedenij // Federal'nyj centr obrazovatel'nogo zakonodatel'stva, http://www. lexed.ru/pravo/notes / nasonkin_01.html, mart, 2004.

[7] Shestak V.A. Sovremennye osobennosti privlecheniya k ugolovnoj otvetstvennosti za prestupleniya v sfere predprinimatel'skoj i inoj ekonomicheskoj deyatel'nosti // Rossijskaya yusticiya. 2017. № 10. S. 24-27.

[8] Shestak V.A. O nekotoryh osobennostyah pred»yavleniya i podderzhaniya grazhdanskogo iska v hode sudebnogo razbiratel'stva po ugolovnym delam // Rossijskaya yusticiya. 2017. № 2. S. 62-65.

[9] Shestak V.A. Podderzhanie voennymi prokurorami gosudarstvennogo obvineniya po ugolovnym delam, rassmatrivaemym garnizonnymi voennymi sudami s uchastiem prisyazhnyh zasedatelej // Rossijskij sledovatel'. 2017. № 16. S. 19-23.

[10] Shestak V.A. Otdel'nye voprosy sudebnoj praktiki rassmotreniya ugolovnyh del ob uklonenii ot administrativnogo nadzora i neodnokratnom nesoblyudenii ustanovlennyh sudom ogranichenij // Rossijskij sud'ya. 2017. № 11. S. 42-47.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.