Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИЙ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ'

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИЙ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1148
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / СУВЕРЕНИТЕТ / НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЗАКОН / CONSTITUTION / STATE / HUMAN RIGHTS / SOVEREIGNTY / NATIONAL ECONOMY / LAW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дроздова Анастасия Дмитриевна, Шайхутдинов Эльдар Еркинович

Существенные преобразования экономической и политической системы общества на различных этапах развития с объективной необходимостью вызывали потребность в принятии новых конституционных актов. Так, принятие каждой конституции отражало существенные изменения в социально-экономической структуре общества и соответствующие им государственно-правовые преобразования. История развития конституций в полной мере отражает развитие всего общества и государства, их периодизацию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF DEVELOPMENT OF CONSTITUTIONS IN THE RUSSIAN STATE

Significant transformations of economic and political system of society at various stages of development with objective need caused the need for adoption of new constitutional acts. So, adoption of each constitution reflected significant changes in social and economic structure of society and state and legal transformations corresponding to them. The history of development of constitutions fully reflects development of all society and state, their periodization

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИЙ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ»

ДРОЗДОВА Анастасия Дмитриевна,

бакалавр факультета "Менеджмент: предпринимательство" Московского финансово-промышленного Университета,

e-mail: an.drozdova111@yandex.ru

ШАЙХУТДИНОВ Эльдар Еркинович,

студент Финансового университета при Правительстве

Российской Федерации, e-mail: mail@law-books.ru

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИЙ В РОССИЙСКОМ

ГОСУДАРСТВЕ

Аннотация. Существенные преобразования экономической и политической системы общества на различных этапах развития с объективной необходимостью вызывали потребность в принятии новых конституционных актов. Так, принятие каждой конституции отражало существенные изменения в социально-экономической структуре общества и соответствующие им государственно-правовые преобразования. История развития конституций в полной мере отражает развитие всего общества и государства, их периодизацию.

Ключевые слова: конституция, государство, права человека, суверенитет, народное хозяйство, закон.

DROZDOVA Anastasia Dmitriyevna,

bachelor of faculty "Management: business" Moscow financial and industrial University

SHAYKHUTDINOV Eldar Erkinovich,

student of Financial University under the Government

of the Russian Federation

HISTORY OF DEVELOPMENT OF CONSTITUTIONS IN THE RUSSIAN STATE

Annotation. Significant transformations of economic and political system of society at various stages of development with objective need caused the need for adoption of new constitutional acts. So, adoption of each constitution reflected significant changes in social and economic structure of society and state and legal transformations corresponding to them. The history of development of constitutions fully reflects development of all society and state, their periodization.

Keywords: constitution, state, human rights, sovereignty, national economy, law.

В истории России насчитывается несколько периодов, в которые были приняты конституции РСФСР, СССР и РФ, каждый из которых знаменовал существенные изменения в жизни общества, отражал установление новых концепций.

1. Конституция РСФСР 1918 г.

Главную основу Конституции РСФСР 1918 г. составила "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" от 13 января 1918 г., принятая III Всероссийским Съездом Советов Рабочих и Солдатских Депутатов. В Декларации законодательно подтверждались завоевания

трудящихся в первый период существования Советской власти и провозгла-шались основные принципы и задачи Советского государства. Были сформулированы основы национальной политики Советской власти и впервые законодательно закреплена одна из форм на-циональ-но-государственного устройства - социалистическая феде-рация.

2. Конституция СССР 1924 г.

С образованием в декабре 1922 г. Союза ССР возникла есте-ственная необходимость в принятии общесоюзной Конституции, ко-торая послужила бы законодательной основой для раз-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

вития и укрепления единого союзного Советского многонационального госу-дарства. Конституция СССР 1924 г., ознаменовавшая новую восходящую ступень в развитии Советского государства, офор-мила добровольное объединение республик в единое го-сударство [9, 10]. Основу ее составили Декларация об образовании Союза ССР и Договор об образовании Союза ССР. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза. Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами. Конституция СССР была первой конституцией единого союзного Советского государства [11].

3. Конституция РСФСР 1925 г.

Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 г. XII Всероссийским съездом Советов. В значительной мере новый текст Конституции похож на текст Конституции 1918 г. Но есть определенные новшества в структуре и содержании. В ст. 1 Конституции РСФСР 1925 г. говорится, что она исходит из названной Декларации трудящегося и эксплуатируемого народа" от 13 января 1918 г. и из основных начал Конституции 1918 г. и имеет своей задачей гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и осуществления коммунизма

[7].

Конституция 1925 г. четко говорит о том, что вся земля, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи составляют "собственность рабоче-крестьянского государства" на основах, определяемых особыми законами Союза ССР и верховными органами РСФСР (ст. 15).

В Конституции РСФСР 1925 г. подробно сказано о компетенции Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК). Кроме того, к исключительному ведению съезда она отнесла установление, дополнение и изменение Конституции РФ, окончательное утверждение конституций автономных республик [5, 6]. Остальные правомочия были отнесены к ведению и съезда, и ВЦИКа, в том числе: общее руководство всей политикой и народным хозяйством РСФСР, установление плана народного хозяйства на территории РСФСР и бюджета РСФСР, налогов, сборов и неналоговых доходов, заключение внешних и внутренних займов РСФСР, утверждение кодексов РСФСР и др. [4]

4. Конституция СССР 1936 г.

Преобразование экономики и усиле-ние централизации в системе управления привели к формированию новой модели общества, к почти полному "огосударствлению" на-родного хозяйства. Произошедшие изменения в экономическом, со-циально-политическом и национально-государственном развитии Со-ветского Союза с середины 20-х годов потребовали изменения и на законодательном уровне [8].

5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов утвердил но-вую Конституцию СССР. Она зафиксировала характерные черты сформировавшейся в стране административно-командной системы.

В Основном Законе были отражены перемены в национально-государственном устройстве СССР, появление новых союзных и авто-номных республик и областей. До принятия Конституции в составе СССР было 7 республик (к числу первых учредителей Союза -РСФСР, Украине, Белоруссии и ЗСФСР - добавились Узбекистан, Туркмения и Таджикистан). Теперь круг союзных республик, составляющих СССР, был расширен до 11 - за счет прямого вхождения в него, по новой Конституции, Казахстана и Киргизии, являвшихся до этого момента автономными республиками в РСФСР, а также Азербайджана, Армении и Грузии, составлявших Закавказскую федерацию, прекратившую с этого времени свое существование. Подтверждалась добровольность государственного объединения советских социалистических республик.

5. Конституция РСФСР 1937 г.

Конституция РСФСР была утверждена 21 января 1937 г. Чрезвычайным XVII Всероссийским съездом Советов и имела ряд особенностей по структуре и содержанию в сравнении с Конституцией СССР 1936 г. Так, в ней подробнее определялись вопросы ведения РСФСР, были более развернутыми главы о компетенции высших органов государственной власти и органов государственного управления РСФСР. Несколько большей по объему, в сравнении с Конституцией СССР, была глава о высших органах государственной власти автономных советских социалистических республик; появились новые главы - об органах государственного управления автономных республик, органах государственной власти автономных областей; глава о местных органах государственной власти.

Конституционная система СССР и РСФСР, принятая в 1936-1937 гг., просуществовала почти 40 лет. В ходе последующего развития

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

страны с учетом результатов политического, государственного и хозяйственного строительства в Конституцию СССР, а соответственно и в Конституцию РСФСР, конституции других союзных, а также автономных республик, вносились изменения. В основном они отражали следующее:

- изменения в структуре государства (расширение числа союзных республик в СССР);

- расширение прав субъектов Федерации (например, предоставление союзным республикам права внешних сношений, права иметь войсковые формирования; передача им от СССР права решать вопросы административно-территориального устройства; расширение прав республик в управлении народным хозяйством с передачей из союзного в республиканское ведение многих предприятий, создание в связи с этим новых союзно-республиканских министерств и др.);

- совершенствование системы, уточнение наименования и компетенции государственных органов (например, переименование 15 марта 1946 г. Правительства СССР, правительств республик из СНК в Советы Министров);

- принятие в стране мер по преодолению последствий произвола и беззакония, а также режима личной власти (культа личности) после 1953 г.;

- расширение гарантий ряда конституционных социально-экономических прав граждан (на труд, отдых, образование, пенсионное обеспечение и др.) [2, 3].

6. Конституция СССР 1977 г.

В октябре 1977 г. на внеочередной сес-сии Верховного Совета СССР была принята новая Конституция СССР.

В ее основу была положена концепция "разви-того социализма", характеристика которого содержалась в преамбуле до-кумента: "В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни, трудящиеся все шире пользуются плодами великих революционных завоеваний. Впервые в Конституции СССР 1977 г. было введено понятие "народ", который принял и провозгласил Конституцию. В связи с этим главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа.

Закреплялась утвержденная прежними конституциями политическая основа государства - Советы. Отныне они стали называться

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

Советами народных депутатов (СНД). Ядром политической системы общества "развитого социализма" называлась Коммунистическая партия (КПСС), за которой закреплялась роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики. Подтверждалась основа экономической системы - социалистическая собственность на средства производства в двух ее формах: государственной и кооперативно-колхозной. Отдельные разделы Конституции СССР были посвящены вопросам социального развития и внешней политики.

7. Конституция РСФСР 1978 г.

Последующее развитие конституционной системы СССР осуществлялось в связи с принятием в 1978 г. новой Конституции РСФСР.

Конституция РСФСР 1978 г. по своей структуре и содержанию соответствовала Конституции СССР 1977 г. Имело место принципиальное единство в закреплении основ общественного строя и политики, статуса личности, национально-государственного устройства, системы, принципов организации и деятельности государственных органов, символов республик.

Однако Конституция РСФСР содержала ряд особенностей при сопоставлении с Конституцией СССР:

- в ней не воспроизведена полностью преамбула союзной Конституции;

- в некоторые разделы добавлен ряд норм, которые сформулированы с учетом специфики республики и ее места в СССР. Например, в ст. 4 Конституции РСФСР на государственные и общественные организации, должностных лиц в рамках республики возлагается обязанность соблюдать Конституцию СССР и Конституцию республики, а также союзные и республиканские законы;

- вместо двух глав "Внешняя политика" и "Защита социалистического Отечества" в Конституции РСФСР одна глава "Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества", т.к. у республики не было какой-то обособленной внешней политики, она участвовала в осуществлении внешней политики СССР. Поэтому большинство положений ст. 28-30 Конституции СССР о сущности, направлениях и принципах внешней политики Союза ССР не воспроизводится в республиканских конституциях.

- подробно определена компетенция республики, ее суверенные права. Поскольку в состав РСФСР входили 16 автономных республик, 5

автономных областей и 10 автономных округов, в Конституцию были включены, помимо главы о самой РСФСР, две главы о статусе соответственно автономных советских социалистических республиках и автономных областей, автономных округов.

- в регламентации деятельности государственных органов Конституция РСФСР во многом следовала союзной Конституции, однако и здесь имелись свои особенности. Например, был установлен твердый численный состав Верховного Совета РСФСР - 975 депутатов. Довольно полно определена компетенция Верховного Совета, Президиума Верховного Совета и Совета Министров республики. В Конституции СССР -одна глава о местных органах государственной власти и управления, в республиканской Конституции - две главы: "Местные Советы народных депутатов" и "Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов".

- Конституция РСФСР включала раздел о государственном плане и государственном бюджете, состоявший из двух глав. Подобного раздела в Конституции СССР нет (в Конституции РСФСР 1937 г. была глава IX о бюджете РСФСР) [1? 2].

Конституция РСФСР стала основой совершенствования республиканского законодательства. В соответствии с нею были разработаны и приняты в 1978 г. также конституции автономных республик, входивших в РСФСР. Глубокие перемены общественного строя после 1985 г. в СССР и Российской Федерации, связанные с проведением обновления экономических основ, политического устройства и духовной жизни общества, особенно после провала августовского путча 1991 г., распад СССР не могли не отразиться на содержании Конституции 1978 г. Она неоднократно и существенно менялась. С учетом поправок 1989-1992 гг. Конституция РФ приобрела принципиально новые черты: отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения КПСС, признание идеологии плюрализма, концепции разделения властей.

8. Конституция РФ 1993 г.

12 декабря 1993 г. всенарод-ным голосованием была принята Конституция РФ, которая действует и по настоящее время.

Конституцию РФ в отличие от всех предыдущих отличает крайне сложная процедура внесения изменений, что является дополнительной гарантией установленных ею прав и свобод [1].

Кроме того, Конституция РФ 1993 г. отличается от всех российских конституций совет-

ского времени в первую очередь тем, что является основным законом самостоятельного, действительно суверенного государства. При всей значимости принципа суверенитета он не рассматривается ныне в отличие от прошлого как неограниченный и абсолютный, а находится в определенных отношениях с другими основополагающими, общепризнанными принципами международного и конституционного права. В сфере внутренних отношений он не должен вступать в противоречие с правами человека и гражданина в том виде, как они провозглашены международным правом и конституционно закреплены. Во внешних отношениях суверенитет ограничен рядом общепризнанных принципов международного права, как, например, запретом развязывания войны, обязательствами, взятыми на себя государством как членом международных и региональных (например, ООН, Совет Европы) надгосударственных организаций.

Библиографический список:

[1] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000 г.

[2] Алпатов Ю.М. Правовое регулирование межмуниципального сотрудничества муниципальных образований Москвы и Санкт-Петербурга // Российский юридический журнал. 2008. № 3. С. 34-41.

[3] Алпатов Ю.М. Развитие законодательства о городском самоуправлении в России (советский и современный период) // История государства и права. 2008. № 9. С. 24-27.

[4] Миронов В.О. Государственно-правовые отношения России и Белоруссии в 1917-1922 гг. // Государство и право. 2004. № 12. С. 70-76.

[5] Миронов В.О. Оценка результативности предупреждения преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях // Российский криминологический взгляд. 2010. № 2. С. 377380.

[6] Миронов В.О. Прокурорские гарантии реализации прав и свобод человека в России // Актуальные вопросы образования и науки. 2012. № 3-4. С. 26-29.

[7] Миронов В.О. Чехословацкая Федерация: историко-правовые аспекты // Актуальные вопросы образования и науки. 2011. № 1-2. С. 27-31.

[8] Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. - М., 2000., С. 340.

[9] Шестак В.А. О некоторых особенностях предъявления и поддержания гражданского иска в ходе судебного разбирательства по уго-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

ловным делам // Российская юстиция. 2017. № 2. С. 62-65.

[10] Шестак В.А. Поддержание военными прокурорами государственного обвинения по уголовным делам, рассматриваемым гарнизонными военными судами с участием присяжных заседателей // Российский следователь. 2017. № 16. С. 19-23.

[11] Шестак В.А. Современные особенности привлечения к уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности // Российская юстиция. 2017. № 10. С. 24-27.

Bibliograficheskij spisok:

[1] Avak'yan S.A. Konstituciya Rossii: priroda, evolyuciya, sovremennost'. M., 2000 g.

[2] Alpatov Yu.M. Pravovoe regulirovanie mezhmunicipal'nogo sotrudnichestva munici-pal'nyh obrazovanij Moskvy i Sankt-Peterburga / / Rossijskij yuridicheskij zhurnal. 2008. № 3. S. 34-41.

[3] Alpatov Yu.M. Razvitie zakonodatel'stva o gorodskom samoupravlenii v Rossii (sovetskij i sovremennyj period) // Istoriya gosudarstva i prava. 2008. № 9. S. 24-27.

[4] Mironov V.O. Gosudarstvenno-pravovye otnosheniya Rossii i Belorussii v 1917-1922 gg. // Gosudarstvo i pravo. 2004. № 12. S. 70-76.

[5] Mironov V.O. Ocenka rezul'tativnosti preduprezhdeniya prestuplenij, sovershaemyh v

ispravitel'nyh uchrezhdeniyah // Rossijskij krim-inologicheskij vzglyad. 2010. № 2. S. 377-380.

[6] Mironov V.O. Prokurorskie garantii real-izacii prav i svobod cheloveka v Rossii // Aktu-al'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2012. № 3-4. S. 26-29.

[7] Mironov V.O. Chekhoslovackaya Feder-aciya: istoriko-pravovye aspekty // Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2011. № 1-2. S. 27-31.

[8] Orlov A.S., Georgiev V.A., Georgieva N.G., Sivohina T.A. Istoriya Rossii s drevnejshih vremen do nashih dnej: Uchebnik. - M., 2000., S. 340.

[9] Shestak V.A. O nekotoryh osobennostyah pred"yavleniya i podderzhaniya grazhdanskogo iska v hode sudebnogo razbiratel'stva po ugolov-nym delam // Rossijskaya yusticiya. 2017. № 2. S. 62-65.

[10] Shestak V.A. Podderzhanie voennymi prokurorami gosudarstvennogo obvineniya po ugolovnym delam, rassmatrivaemym garnizon-nymi voennymi sudami s uchastiem prisyazhnyh zasedatelej // Rossijskij sledovatel'. 2017. № 16. S. 19-23.

[11] Shestak V.A. Sovremennye osobennosti privlecheniya k ugolovnoj otvetstvennosti za prestupleniya v sfere predprinimatel'skoj i inoj ekonomicheskoj deyatel'nosti // Rossijskaya yusticiya. 2017. № 10. S. 24-27.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.