Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1900
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОСНОВЫ СТРАХОВОГО НАДЗОРА В РОССИИ / ОРГАН СТРАХОВОГО НАДЗОРА / INSURANCE / STATE REGULATION OF INSURANCE ACTIVITIES / BASES OF INSURANCE SUPERVISION IN RUSSIA / BODY OF INSURANCE SUPERVISION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грудцына Людмила Юрьевна, Кондратенко Мария Александровна

Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIS OF STATE SUPERVISION OF INSURANCE ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

State supervision of insurance activities is carried out in order to comply with the requirements of the legislation of the Russian Federation on insurance, effective development of insurance services, protection of the rights and interests of insurers, insurers, other interested persons and the state

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ГРУДЦЫНА Людмила Юрьевна, доктор юридических наук, профессор,

заместитель Председателя Президиума МГКА «Московская гильдия адвокатов и юристов», Почетный адвокат России, эксперт РАН, e-mail: ludmilagr@mail.ru

КОНДРАТЕНКО Мария Александровна, Финансово-экономический факультет Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации, e-mail: maria-1306@yandex.ru

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Ключевые слова: страхование, государственное регулирование страховой деятельности, основы страхового надзора в России, орган страхового надзора.

GRUDTSINA Ludmila Yurevna,

doctor of jurisprudence, professor, vice-chairman of Presidium of MGKA "Moscow guild of lawyers and lawyers", Honourable lawyer of Russia, expert of RAS,

KONDRATENKO Maria Aleksandrovna,

Financial and economic faculty of the Financial university at the Government of the Russian Federation

BASIS OF STATE SUPERVISION OF INSURANCE ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. State supervision of insurance activities is carried out in order to comply with the requirements of the legislation of the Russian Federation on insurance, effective development of insurance services, protection of the rights and interests of insurers, insurers, other interested persons and the state.

Key words: insurance, state regulation of insurance activities, bases of insurance supervision in Russia, body of insurance supervision.

Страхование представляет собой объективно обусловленный вид экономической и социальной деятельности. В этом качестве оно может существовать и функционировать без всякого регулирования или влияния со стороны государства, развиваясь под влиянием собственных экономических законов, носящих объективный характер. Но это было характерно для первого этапа формирования страхования в обществе, когда действовали в основном социальные нормы. С появлением государства и вместе с ним правовых норм возникает необходимость в регулировании этой важной сферы экономики со стороны государства [1].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых обязательств, которое проводится по нескольким направлениям:

а) прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;

б) законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка;

в) государственный надзор за страховой деятельностью;

г) защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма [5].

Прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов обусловливается необходимостью, во-первых, предоставления гарантий социальной защиты определенных групп населения и проведением обязательного государственного страхования за счет бюджетных средств; во-вторых, определением основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций, в том числе иностранных, в страховании экспортных кредитов; в-третьих, предоставлением дополнительных гарантий тем средствам страховщиков, которые размещаются в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом; в-четвертых, созданием целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан [10].

Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства [9].

Система государственного надзора за страховой деятельностью должна предполагать:

1) организацию основ страхового надзора в России, в первую очередь путем создания специальных органов по надзору за страховой деятельностью на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;

2) создание нормативных актов надзора за страховой деятельностью, выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела;

3) определение специальных требований к страховым организациям, установление лицензирования и сертификации страховой деятельности;

4) установление единых квалификационных требований к руководителям и специалистам страховых организаций, сюрвейерам, аварийным комиссарам и т.д. [6]

Направлениями государственного регулирования страховой деятельности являются:

1) установление правосубъектности субъектов страховой деятельности;

2) правовое регулирование страховых отношений;

3) государственный надзор за осуществлением страховой деятельности;

4) обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций;

5) пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на рынке страховых услуг;

6) обеспечение исполнения предписаний норм страхового законодательства [8].

Методами осуществления государственного регулирования страховой деятельности выступают те конкретные приемы и способы, посредством которых государство осуществляет это регулирование. Эти методы различаются в зависимости от цели государственного регулирования и его направления [9].

Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства [4].

Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляет Федеральная служба страхового надзора. Государственное регулирование страховой деятельности должно обеспечивать развитие национальной системы страхования и осуществлять контроль над страховым сектором экономики.

В связи с этим Министерством финансов Российской Федерации совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти должны приниматься меры к совершенствованию нормативно-методической базы регулирования страховой деятельности. В первую очередь необходимо иметь экономически обоснованные нормативы деятельности страховых организаций, соблюдение которых минимизирует риск дестабилизации их работы. Особенно это касается организаций, осуществляющих долгосрочные виды страхования [5].

Государственная поддержка страхования должна осуществляться с учетом значимости и приоритетности решаемых задач [7]. Она включает прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов, предполагающее:

- определение институциональных основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций, а также в страховании экспортных кредитов;

- обеспечение за счет бюджетных средств программ обязательного государственного стра-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

хования (в частности, страхования имущества унитарных и казенных предприятий, иных организаций бюджетной сферы при четкой регламентации действий страхователя, представляющего интересы государства);

- повышение роли государственных страховых компаний в реализации государственной политики в области страхования, определение порядка их участия в государственных программах страхования, предоставление им государственной поддержки;

- предоставление дополнительных гарантий при размещении средств страховщиков, аккумулируемых в рамках приоритетных видов страхования в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом, а также формирование целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан;

- законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка. Здесь предстоит конкретизировать условия допуска иностранных страховщиков на российский страховой рынок, регламентировать перестраховочную деятельность в целях предотвращения необоснованного оттока валютных средств за рубеж;

- совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью. Это предполагает создание нормативных и организационных основ страхового надзора в Российской Федерации, а также разработку процедур финансового оздоровления страховых организаций;

- определение специальных требований к страховым организациям, оказывающим услуги населению по долгосрочному страхованию жизни и пенсий; совершенствование условий лицензирования страховой деятельности, создание дифференцированной системы санкций, применяемых к страховым организациям за нарушение предъявляемых к ним требований, принципов добросовестной конкуренции;

- введение порядка, ограничивающего допуск к руководству страховой или брокерской организацией лиц, чьи действия привели финансово-кредитную организацию к банкротству [1].

Список литературы:

[1] Косаренко H.H. Государство и страхование: проблемы государственно-правового регулирования страхования в Российской Федерации: Монография. М., 2015.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

[2] Чернявский А.Г. Развитие судебной системы в период НЭПа / / Образование и право. 2018. № 1.

[3] Чернявский А.Г., Грудцына Л.Ю. Инвестиционная привлекательность государственных корпораций и обеспечение безопасности и защиты государственной тайны (в части финансовых и экономических показателей деятельности) // Образование и право. 2018. № 2.

[4] Чернявский А.Г., Грудцына Л.Ю. Формирование государственной школы права в Российской Империи. Москва, 2017.

[5] Чернявский А.Г., Куницын A.C., Воронцов А.Л. Антология российской естественно-правовой мысли. Т. 3. Российская естественно-правовая мысль первой четверти XX века. Москва, 2018. Том 3.

[6] Чернявский А.Г., Пашенцев Д.А., Грудцына Л.Ю. История образования и педагогической мысли. Т. 2. Теория. Москва, 2018. Том 2.

[7] Шестак В.А. Современные особенности привлечения к уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности // Российская юстиция. 2017. № 10. С. 24-27.

[8] Шестак В.А. О некоторых особенностях предъявления и поддержания гражданского иска в ходе судебного разбирательства по уголовным делам // Российская юстиция. 2017. № 2. С. 62-65.

[9] Шестак В.А. Поддержание военными прокурорами государственного обвинения по уголовным делам, рассматриваемым гарнизонными военными судами с участием присяжных заседателей // Российский следователь. 2017. № 16. С. 19-23.

[10] Шестак В.А. Отдельные вопросы судебной практики рассмотрения уголовных дел об уклонении от административного надзора и неоднократном несоблюдении установленных судом ограничений // Российский судья.

2017. № 11. С. 42-47.

Spisok literatury:

[1] Kosarenko N.N. Gosudarstvo i strax-ovanie: problemy' gosudarstvenno-pravovogo reg-ulirovaniya straxovaniya v Rossijskoj Federacii: Monografiya. M., 2015.

[2] Chernyavskij A.G. Razvitie sudebnoj sis-temy' v period NE'Pa // Obrazovanie i pravo.

2018. № 1.

[3] Chernyavskij A.G., Grudcy'na L.Yu. Investicionnaya privlekatel'nost' gosudarstven-ny'x korporacij i obespechenie bezopasnosti i zash-

hity' gosudarstvennoj tajny' (v chasti finansovy'x i e'konomicheskix pokazatelej deyatel'nosti) // Obrazovanie i pravo. 2018. № 2.

[4] Chernyavskij A.G., Grudcy'na L.Yu. Formirovanie gosudarstvennoj shkoly' prava v Rossijskoj Imperii. Moskva, 2017.

[5] Chernyavskij A.G., Kunicy'n A.S., Voroncov A.L. Antologiya rossijskoj estestven-no-pravovoj my'sli. T. 3. Rossijskaya estestven-no-pravovaya my'sl' pervoj chetverti XX veka. Moskva, 2018. Tom 3.

[6] Chernyavskij A.G., Pashencev D.A., Grudcy'na L.Yu. Istoriya obrazovaniya i pedagog-icheskoj my'sli. T. 2. Teoriya. Moskva, 2018. Tom 2.

[7] Shestak V.A. Sovremennye osobennosti privlecheniya k ugolovnoj otvetstvennosti za prestupleniya v sfere predprinimatel'skoj i inoj

ekonomicheskoj deyatel'nosti // Rossijskaya yus-ticiya. 2017. № 10. S. 24-27.

[8] Shestak V.A. O nekotoryh osobennostyah pred"yavleniya i podderzhaniya grazhdanskogo iska v hode sudebnogo razbiratel'stva po ugolov-nym delam // Rossijskaya yusticiya. 2017. № 2. S. 62-65.

[9] Shestak V.A. Podderzhanie voennymi prokurorami gosudarstvennogo obvineniya po ugolovnym delam, rassmatrivaemym garnizon-nymi voennymi sudami s uchastiem prisyazhnyh zasedatelej // Rossijskij sledovatel'. 2017. № 16. S. 19-23.

[10] Shestak V.A. Otdel'nye voprosy sudeb-noj praktiki rassmotreniya ugolovnyh del ob uklonenii ot administrativnogo nadzora i neod-nokratnom nesoblyudenii ustanovlennyh sudom ogranichenij // Rossijskij sud'ya. 2017. № 11. S. 42-47.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.