Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / INSURANCE / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / STATE REGULATION OF INSURANCE ACTIVITIES / ОСНОВЫ СТРАХОВОГО НАДЗОРА В РОССИИ / BASES OF INSURANCE SUPERVISION IN RUSSIA / ОРГАН СТРАХОВОГО НАДЗОРА / BODY OF INSURANCE SUPERVISION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батяева Альбина Рамазановна, Грудцына Людмила Юрьевна

Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL BASIS OF STATE SUPERVISION OF INSURANCE ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

State supervision of insurance activities is carried out in order to comply with the requirements of the legislation of the Russian Federation on insurance, effective development of insurance services, protection of the rights and interests of insurers, insurers, other interested persons and the state

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

О^ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ^о

БАТЯЕВА Альбина Рамазановна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Юридического института

Российского университета дружбы народов, e-mail: d212.203.29@mail.ru ГРУДЦЫНА Людмила Юрьевна, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела образовательного права и контроля Центра образовательного права ФГБНУ «Институт управления образованием»

Российской академии образования e-mail: ludmilagr@mail.ru

12.00.04 - финансовое право; налоговое право; бюджетное право

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УДК - 347.73 ББК - 67.402

Аннотация. Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Ключевые слова: страхование, государственное регулирование страховой деятельности, основы страхового надзора в России, орган страхового надзора.

BATYAEVA Albina Ramazanovna,

candidate of law, associate Professor administrative and financial law of the Law Institute

Peoples 'friendship University of Russia GRUDTSYNA Lyudmila Yurevna, doctor of law, Professor, chief researcher of the Department of educational law and control Center of educational law of the Institute of education management

of the Russian Academy of education

ADMINISTRATIVE AND LEGAL BASIS OF STATE SUPERVISION OF INSURANCE ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. State supervision of insurance activities is carried out in order to comply with the requirements of the legislation of the Russian Federation on insurance, effective development of insurance services, protection of the rights and interests of insurers, insurers, other interested persons and the

Key words: insurance, state regulation of insurance activities, bases of insurance supervision in Russia, body of insurance supervision.

Рынок страхования в России прошел путь от хаотичного страхования рисков невозврата кредитов в страховых кооперативах в начале 1990-х гг. до разработанных на уровне международных стандартов качественных страховых программ в настоящее время.

Страхование представляет собой объективно обусловленный вид экономической и социальной деятельности. В этом качестве оно может существовать и функционировать без всякого регулирования или влияния со стороны государства, развиваясь под влиянием соб-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

ственных экономических законов, носящих объективный характер. Но это было характерно для первого этапа формирования страхования в обществе, когда действовали в основном социальные нормы. С появлением государства и вместе с ним правовых норм возникает необходимость в регулировании этой важной сферы экономики со стороны государства [1].

Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых обязательств, которое проводится по нескольким направлениям:

а) прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;

б) законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка;

в) государственный надзор за страховой деятельностью;

г) защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма

[5].

Прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов обусловливается необходимостью, во-первых, предоставления гарантий социальной защиты определенных групп населения и проведением обязательного государственного страхования за счет бюджетных средств; во-вторых, определением основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций, в том числе иностранных, в страховании экспортных кредитов; в-третьих, предоставлением дополнительных гарантий тем средствам страховщиков, которые размещаются в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом; в-четвертых, созданием целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.

Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Система государственного надзора за страховой деятельностью должна предполагать:

1) организацию основ страхового надзора в России, в первую очередь путем создания специальных органов по надзору за страховой деятельностью на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;

2) создание нормативных актов надзора за страховой деятельностью, выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела;

3) определение специальных требований к страховым организациям, установление лицензирования и сертификации страховой деятельности;

4) установление единых квалификационных тре-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

бований к руководителям и специалистам страховых организаций, сюрвейерам, аварийным комиссарам и т.д. [6]

Направлениями государственного регулирования страховой деятельности являются:

1) установление правосубъектности субъектов страховой деятельности;

2) правовое регулирование страховых отношений;

3) государственный надзор за осуществлением страховой деятельности;

4) обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций;

5) пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на рынке страховых услуг;

6) обеспечение исполнения предписаний норм страхового законодательства.

Методами осуществления государственного регулирования страховой деятельности выступают те конкретные приемы и способы, посредством которых государство осуществляет это регулирование. Эти методы различаются в зависимости от цели государственного регулирования и его направления.

Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства [4].

Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляет Федеральная служба страхового надзора. Государственное регулирование страховой деятельности должно обеспечивать развитие национальной системы страхования и осуществлять контроль над страховым сектором экономики.

В связи с этим Министерством финансов Российской Федерации совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти должны приниматься меры к совершенствованию нормативно-методической базы регулирования страховой деятельности. В первую очередь необходимо иметь экономически обоснованные нормативы деятельности страховых организаций, соблюдение которых минимизирует риск дестабилизации их работы. Особенно это касается организаций, осуществляющих долгосрочные виды страхования [5].

Государственная поддержка страхования должна осуществляться с учетом значимости и приоритетности решаемых задач. Она включает прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов, предполагающее:

- определение институциональных основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций, а также в страховании экспортных кредитов;

- обеспечение за счет бюджетных средств программ обязательного государственного страхования (в

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

частности, страхования имущества унитарных и казенных предприятий, иных организаций бюджетной сферы при четкой регламентации действий страхователя, представляющего интересы государства);

- повышение роли государственных страховых компаний в реализации государственной политики в области страхования, определение порядка их участия в государственных программах страхования, предоставление им государственной поддержки;

- предоставление дополнительных гарантий при размещении средств страховщиков, аккумулируемых в рамках приоритетных видов страхования в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом, а также формирование целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан;

- законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка. Здесь предстоит конкретизировать условия допуска иностранных страховщиков на российский страховой рынок, регламентировать перестраховочную деятельность в целях предотвращения необоснованного оттока валютных средств за рубеж;

- совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью. Это предполагает создание нормативных и организационных основ страхового надзора в Российской Федерации, а также разработку процедур финансового оздоровления страховых организаций;

- определение специальных требований к страховым организациям, оказывающим услуги населению по долгосрочному страхованию жизни и пенсий; совершенствование условий лицензирования страховой деятельности, создание дифференцированной системы санкций, применяемых к страховым организациям за нарушение предъявляемых к ним требований, принципов добросовестной конкуренции;

- введение порядка, ограничивающего допуск к руководству страховой или брокерской организацией лиц, чьи действия привели финансово-кредитную организацию к банкротству [1].

В соответствии с законодательством основными функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью являются:

а) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

б) ведение Единого государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также Реестра страховых брокеров;

в) контроль над обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

г) установление правил формирования и размеще-

ния страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности.

Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается Министерством по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Государственный страховой надзор осуществляется в целях соблюдения субъектами страхового дела страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений этого законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела [3, с. 9-18].

Страховой надзор основывается на принципах законности, гласности и организационного единства [2, с. 192-196].

Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами. Нормативные правовые акты, принимаемые органом страхового надзора, разъяснения органом страхового надзора положений страхового законодательства, Единый государственный реестр субъектов страхового дела, Реестр объединений субъектов страхового дела, информация о приостановлении или об ограничении действия лицензии, об отзыве лицензии (исключении сведений о субъектах страхового дела из Единого государственного реестра субъектов страхового дела) и другая информация по вопросам страхового надзора подлежат опубликованию в печатном органе, определенном органом страхового надзора [1].

Страховой надзор включает в себя:

1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение Единого государственного реестра субъектов страхового дела, Реестра объединений субъектов страхового дела;

2) контроль над соблюдением страхового законодательства, в том числе, путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела и достоверности представляемой ими отчетности, а также над обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности; выдачу в течение 30 дней в установленных случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

3) разработку и утверждение нормативных и методических документов по вопросам деятельности субъектов страхового дела;

4) обеспечение в установленном порядке реализации единой государственной политики в сфере страхового дела [7, с. 47-53].

Для обеспечения выполнения указанных функций органа страхового надзора на субъектов страхового дела возлагаются определенные обязанности. Так, эти субъекты обязаны:

- представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;

- соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства;

- представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).

Список литературы:

[1] Косаренко Н.Н. Государство и страхование: проблемы государственно-правового регулирования страхования в Российской Федерации: Монография. М., 2015.

[2] Чернявский А.Г. Развитие судебной системы в период НЭПа // Образование и право. 2018. № 1.

[3] Чернявский А.Г., Грудцына Л.Ю. Инвестиционная привлекательность государственных корпораций и обеспечение безопасности и защиты государственной тайны (в части финансовых и экономических показателей деятельности) // Образование и право. 2018. № 2.

[4] Чернявский А.Г., Грудцына Л.Ю. Формирование государственной школы права в Российской Империи. Москва, 2017.

[5] Чернявский А.Г., Куницын А.С., Воронцов А.Л. Антология российской естественно-правовой мысли. Т. 3. Российская естественно-правовая мысль первой четверти XX века. Москва, 2018. Том 3.

[6] Чернявский А.Г., Пашенцев Д.А., Грудцына Л.Ю. История образования и педагогической мысли. Т.

2. Теория. Москва, 2018. Том 2.

[7] Чернявский А.Г., Червяков Н.Н. Первоосновы права и поиск новых познавательных парадигм // Вестник Академии права и управления. 2018. № 1 (50).

Spisok literatury:

[1] Kosarenko N.N. Gosudarstvo i straxovanie: problemy' gosudarstvenno-pravovogo regulirovaniya straxovaniya v Rossijskoj Federacii: Monografiya. M., 2015.

[2] Chernyavskij A.G. Razvitie sudebnoj sistemy' v period NE'Pa // Obrazovanie i pravo. 2018. № 1.

[3] Chernyavskij A.G., Grudcy'na L.Yu. Investicionnaya privlekatel'nost' gosudarstvenny'x korporacij i obespechenie bezopasnosti i zashhity' gosudarstvennoj tajny' (v chasti finansovy'x i e'konomicheskix pokazatelej deyatel'nosti) // Obrazovanie i pravo. 2018. № 2.

[4] Chernyavskij A.G., Grudcy'na L.Yu. Formirovanie gosudarstvennoj shkoly' prava v Rossijskoj Imperii. Moskva, 2017.

[5] Chernyavskij A.G., Kunicy'n A.S., Voroncov A.L. Antologiya rossijskoj estestvenno-pravovoj my'sli. T.

3. Rossijskaya estestvenno-pravovaya my'sl' pervoj chetverti XX veka. Moskva, 2018. Tom 3.

[6] Chernyavskij A.G., Pashencev D.A., Grudcy'na L.Yu. Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoj my'sli. T. 2. Teoriya. Moskva, 2018. Tom 2.

[7] Chernyavskij A.G., Chervyakov N.N. Pervoosnovy' prava i poisk novy'x poznavatel'ny'x paradigm // Vestnik Akademii prava i upravleniya. 2018. № 1 (50).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.