Научная статья на тему 'Вопросы распределения прибыли, получаемой в результате привлечения осужденных к труду'

Вопросы распределения прибыли, получаемой в результате привлечения осужденных к труду Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
266
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБЫЛЬ / INCOME / ТРУД ОСУЖДЕННЫХ / LABOR CONVICTS / ПРИНОСЯЩАЯ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INCOME-GENERATING ACTIVITIES / НОРМАТИВ / NORM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Радченко Я.И., Овсянникова Т.А.

В статье рассмотрены вопросы распределения прибыли от приносящей доход деятельности с привлечением осужденных к труду на поддержание полноценного функционирования исправительных учреждений, расширение производства и создание дополнительных рабочих мест для осужденных. Рассмотрена нормативная правовая база СССР и России в части распределения прибыли от приносящей доход деятельности. Приведены результаты опроса сотрудников территориальных органов ФСИН России по пересмотру нормативов использования превышения доходов над расходами от приносящей доход деятельности, полученных в результате привлечения осужденных к труду учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы (распоряжение ФСИН России от 01.12.2011 № 204-р).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Радченко Я.И., Овсянникова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of distribution of the profit received from convicts'' labour

The paper deals with the distribution of profits from income-generating activities with the involvement of convicts into work to maintain full operation of correctional facilities, expansion of production and the creation of additional jobs for the convicts. The authors consider the legal and regulatory framework of the USSR and Russia in terms of the distribution of profits from income-generating activities. The results of the survey of employees of territorial bodies of the use of standards for the revision of the FPS of Russia surpluses profitable activities received from the work carried out by convicts in correctional institutions (the order of the FPS of Russia from 01.12.2011 number 204-p).

Текст научной работы на тему «Вопросы распределения прибыли, получаемой в результате привлечения осужденных к труду»

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

Я. И. РАДЧЕНКО* YA. I. RADCHENKO

старшии научный сотрудник НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России, майор внутренней службы

Т. А. ОВСЯННИКОВА T. A. OVSYANNIKOVA

ведущий научный сотрудник НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат экономических наук

Вопросы распределения прибыли, получаемой в результате привлечения осужденных к труду

Issues of distribution of the profit received from convicts' labour

#

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы распределения прибыли от приносящей доход деятельности с привлечением осужденных к труду на поддержание полноценного функционирования исправительных учреждений, расширение производства и создание дополнительных рабочих мест для осужденных. Рассмотрена нормативная правовая база СССР и России в части распределения прибыли от приносящей доход деятельности. Приведены результаты опроса сотрудников территориальных органов ФСИН России по пересмотру нормативов использования превышения доходов над расходами от приносящей доход деятельности, полученных в результате привлечения осужденных к труду учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы (распоряжение ФСИН России от 01.12.2011 № 204-р).

Ключевые слова: прибыль, труд осужденных, приносящая доход деятельность, норматив.

Abstract. The paper deals with the distribution of profits from income-generating activities with the involvement of convicts into work to maintain full operation of correctional facilities, expansion of production and the creation of additional jobs for the convicts. The authors consider the legal and regulatory framework of the USSR and Russia in terms of the distribution of profits from income-generating activities. The results of the survey of employees of territorial bodies of the use of standards for the revision of the FPS of Russia surpluses profitable activities received from the work carried out by convicts in correctional institutions (the order of the FPS of Russia from 01.12.2011 number 204-p).

Key words: income, labor convicts, income-generating activities, the norm.

#

Подразделениями уголовно-исполнительной системы (УИС), входящими в производственный сектор, осуществляется приносящая доход деятельность, связанная с выпуском продукции, оказанием услуг, выполнением работ. Однако традиционный подход к определению конечного результата приносящей доход деятельности - получение прибыли -к деятельности уголовно-исполнительной системы в полной мере не может быть применен.

* В настоящее время сотрудником не является.

В международных и российских правовых актах отмечается: основной целью организуемого в пенитенциарных учреждениях производства с привлечением осужденных к труду не может быть извлечение прибыли. Это вовсе не означает, что такая деятельность должна быть убыточной. То есть одной из задач производственных подразделений исправительных учреждений (ИУ) является обеспечение как минимум безубыточной работы, а как максимум - получение прибыли от приносящей доход деятельности [1].

17

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 11/2016

nomer_11_2016.indd 17

26.10.2016 16:50:10

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

Рациональное использование превышения доходов над расходами от приносящей доход деятельности с привлечением осужденных к труду позволяет своевременно обновлять и модернизировать учебно-производственное оборудование в ИУ внедрять современные технологии, создавать рабочие места для осужденных, что, в свою очередь, является определяющим условием создания в ИУ специальной профессионально-ориентированной обучающей среды, способствующей трудовой адаптации осужденных, приобретению ими необходимых трудовых навыков и профессий, востребованных на рынке труда [2].

Вопрос распределения доходов, полученных от труда осужденных к лишению свободы (далее - осужденных), берет свое начало в далеком прошлом. Исправительно-трудовой кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, утвержденный постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета 16.10.1924, регламентировал процентное распределение прибыли от труда осужденных:

«Ст. 79. Все поступающие от работ суммы принадлежат месту заключения, хранятся на его текущем счету и могут расходоваться только:

1) на оборудование производства,

2) приобретение материалов,

3) заработную плату техническому персоналу,

4) вознаграждение заключенным за работы с отчислением из него в доход государства в размере, устанавливаемом Главным управлением мест заключения РСФСР по соглашению с Народным комиссариатом финансов РСФСР.

Чистая прибыль, получаемая местом заключения от работ заключенных, распределяется следующим образом:

а) сорок процентов на расширение производства места заключения,

б) двенадцать с половиной процентов на улучшение пищи заключенных,

в) пятнадцать процентов в комитет помощи освобождаемым заключенным,

г) двадцать процентов в пенитенциарный фонд Главного управления мест заключения РСФСР,

д) двенадцать с половиной процентов в фонд инспекции мест заключения на выдачу премиального вознаграждения сотрудникам, занятым организацией и руководством производства» [3].

В настоящее время основным законом, регулирующим распределение доходов, полу-

ченных от труда осужденных в учреждениях УИС, является Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ), п. 10 ст. 241 которого гласит: «Доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации» [4].

Нормативы распределения превышения доходов над расходами от приносящей доход деятельности, полученных в результате привлечения осужденных к труду учреждениями, исполняющими наказание в виде лишения свободы, закреплены распоряжением ФСИН России от 01.12.2011 № 204-р:

- не менее 40 % полученного дохода должно направляться на содержание и укрепление материально-технической базы, модернизацию и развитие производства, создание дополнительных рабочих мест для осужденных;

- не более 20 % - на социальную защиту и улучшение условий труда работников уголовно-исполнительной системы;

- не менее 30 % - в качестве дополнительного источника финансирования бюджетных нужд, в том числе не менее 20 % - на реализацию мероприятий Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года;

- не менее 10 % - на укрепление и развитие энергетического хозяйства [5].

В настоящее время распределение превышения доходов над расходами от приносящей доход деятельности с привлечением осужденных к труду осуществляется на уровне распоряжения ФСИН России. Ранее распределение прибыли, полученной от работ заключенных, регулировалось Исправительно-трудовым кодексом РСФСР.

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 18

пошег_11_2016.1паа 18 ШЬ 26.10.2016 16:50:10

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний» в феврале 2015 года провело опрос сотрудников территориальных органов ФСИН России по пересмотру нормативов использования превышения доходов над расходами от приносящей доход деятельности, полученных в результате привлечения осужденных к труду учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы (распоряжение ФСИН России от 01.12.2011 № 204-р).

Анализ поступивших материалов показал, что оптимальное распределение полученной прибыли, связанной с трудом осужденных к лишению свободы, по мнению руководителей территориальных органов ФСИН России, должно быть следующим:

- на содержание и укрепление материально-технической базы, модернизацию и развитие производства, создание дополнительных рабочих мест для осужденных - 58,9 %;

- в качестве дополнительного источника финансирования бюджетных нужд - 19,3 %;

- на социальную защиту и улучшение условий труда работников уголовно-исполнительной системы - 15,8 %;

- на развитие энергетического хозяйства и прочие расходы - 6 %.

На вопрос о целесообразности направления всех полученных доходов на содержание и укрепление материально-технической базы, модернизацию и развитие производства, создание дополнительных рабочих мест для осужденных в условиях кризисных явлений в российской экономике и разаттестации производственного персонала ИУ 34 % опрошенных ответили утвердительно и 66 % - отрицательно. Вопрос предполагает перераспределение доходов на время кризисных явлений [6].

По мнению авторов статьи, в условиях кризисных явлений в российской экономике, вопреки мнению большинства опрошенных сотрудников территориальных органов ФСИН России, желательно всю прибыль направлять на поддержание конкурентоспособности и развитие производственного сектора УИС.

Таким образом, в условиях существования конкурентного рынка следует внимательно пересмотреть норматив по содержанию и

В качестве дополнительного

источника финансирования бюджетных нужд 19%

На развитие энергетического

хозяйства и прочие расходы

На социальную защиту и улучшение условий труда работников уголовно-исполнительной

На содержание и укрепление матрериально-технической базы, создание дополнительных рабочих мест для осужденных 59%

Средние значения распределения превышения доходов над расходами от приносящей доход деятельности с привлечением осужденных к труду

укреплению материально-технической базы и модернизации и развитию производства, о чем свидетельствуют результаты опроса руководителей территориальных органов ФСИН России. ^

1. Тарасова И. А., Макаревич З. Б. К вопросу о совершенствовании трудовой занятости осужденных к лишению свободы // Уголовно-исполнительная система в современном обществе и перспективы ее развития : выступления участников Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, ноябрь 2014 г.) : в 2 т. Т. 1. Рязань : Академия ФСИН России, 2014. С. 132-135.

2. Козин М. Н. Финансово-экономическая оценка полезности государственного поставщика товаров и услуг // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2013. № 1. С. 66-73.

3. Об утверждении Исправительно-Трудового Кодекса Р.С.Ф.С.Р. : Постановление ВЦИК от 16.10.1924 // СУ РСФСР 1924. № 86, ст. 870.

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. 03.08.1998. № 31, ст. 3823.

5. О нормативах и порядке использования превышения доходов над расходами от приносящей доход деятельности, полученных в результате привлечения осужденных к труду учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы : распор. ФСИН России от 01.12.2011 № 204-р. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. Радченко Я. И. Практика внедрения методики расчета стоимости производимых в уголовно-исполнительной системе товаров в территориальных органах ФСИН России // Уголовно-исполнительная система. 2014. № 3. С. 17-20.

19 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 11/2016

потег_11_2016.1Ма 19

26.10.2016 16:50:10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.