РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО СЕКТОРА УИС
Овсянникова Т.А. Сайфуллин Р.Р.
2.3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО СЕКТОРА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Овсянникова Татьяна Алексеевна, канд. экон. наук. Должность: ведущий научный сотрудник. Место работы: НИИ ФСИН России. Подразделение: НИЦ-1. E-mail: [email protected]
Сайфуллин Ранис Рауфович, канд. с.-х. наук. Должность: научный сотрудник. Место работы: НИИ ФСИН России. Подразделение: НИЦ-3. E-mail: [email protected]
Аннотация: Авторами рассмотрены вопросы распределения доходов, полученных от производственной деятельности в уголовно-исполнительной системе в контексте исторического развития. Рассмотрены основные нормативные акты, регулирующие распределение доходов от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания. Предложено авторское понимание по нормативам распределения прибыли.
Ключевые слова: места заключения, осужденные, чистая прибыль, доходы.
THE DISTRIBUTION OF PROFITS OF THE PRODUCTIVE
SECTOR OF THE PENAL SYSTEM (HISTORICAL ASPECT)
Ovsyannikova Tatiana Alekseevna, PhD in Economics. Position: leading researcher. Place of employment: National research Institute of the Federal penitentiary service of Russia. Department: SRC-1. E-mail: [email protected] Sayfullin Ranis Raufovich, PhD in Agriculture. Position: researcher. Place of employment: National research Institute of the Federal penitentiary service of Russia. Department: SRC-3. E-mail: [email protected]
Annotation: The authors consider the distribution of income derived from production activities in the penal system in the context of historical development. The main normative acts regulating distribution of income from production activity of the establishments executing punishments are considered. The author's understanding on standards of distribution of profit is offered. Keywords: places of detention, convicted, net profit, income.
Доходы и прибыль - исторические понятия с неисчерпаемой актуальностью.
Закон 1886 года «О занятиях арестантов работами и о распределении получаемых от сего доходов» был одним из первых документов в царской России для привлечения осужденных к труду и распределения доходов от их «занятий». Доходы расходовались на небольшое вознаграждение за «эксплуататорский труд» заключенных и в качестве прибавки к жалованию или поощрения лиц, относящихся к тюремной администрации.
В первые годы Советской власти государство разработало Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (далее - ИТК), где была раскрыта процедура распределения доходов осужденных к лишению свободы (далее - осужденные) от трудовой деятельности. В частности в статье 77 ИТК, утвержденного постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета РСФСР (далее - ВЦИК) от 16.10.1924 установлен следующий порядок: «Все работы в местах заключения, в целях их развития, организуются по
принципу хозяйственного расчета и освобождаются от всех общегосударственных и местных налогов и сборов». Статьей 79 ИТК было предусмотрено следующее (орфография сохранена): «Все поступающие от работ суммы принадлежат месту заключения, хранятся на его текущем счету и могут расходоваться только на: оборудование производства; приобретение материалов; заработную плату техническому персоналу; вознаграждение заключенным за работы с отчислением из него в доход государства в размере, устанавливаемом Главным управлением мест заключения Р.С.Ф.С.Р. по соглашению с Народным комиссариатом финансов Р.С.Ф.С.Р.» [1, с. 305].
Чистая прибыль, полученная от продукции, произведенной в процессе производственной деятельности заключенных исправительно-трудовых учреждений (далее - ИТУ), расходовалась в следующих пропорциях: 40% на расширение и создание новых производств в местах заключения; 12,5% на усиление питания осужденных; 15% в комитет помощи освобождаемым осужденным; 20% в пенитенциарный фонд Главного управления ИТУ (далее - ГУИТУ) мест заключения Р.С.Ф.С.Р.; 12,5% в фонд инспекции управления местами заключения для выдачи дополнительных премий сотрудникам, занятым руководством и организацией производства в исправительно-трудовых лагерях (далее - ИТЛ).
В августе 1933 года ВЦИК своим постановлением «Об утверждении ИТК РСФСР» отменил действие ИТК от 1924 года. В обновленном в 1933 году ИТК порядок и процентное распределение прибыли от производственной деятельности ИТУ стало регулироваться статьями раздела VII:
«138. Из чистого дохода от производственной деятельности, определяемого по годовым балансам управлений ИТУ края (области), автономной республики и автономной области, производятся следующие отчисления: на прирост оборотных средств и на капиталовложения иТу - в соответствии с утвержденным промфинпланом; 5% в фонд премиального вознаграждения работников ИТУ; 5% в фонд премирования ударников из числа лишенных свободы, а равно на улучшение мест лишения свободы и оказание помощи контингенту лиц, обслуживаемому системой ИТУ.
139. Остающаяся часть чистого дохода от производственной деятельности ИТУ и поступления от процентных удержаний из зарплаты лиц, исполняющих исправительно-трудовые работы (далее - ИТР) без лишения свободы, обращаются: на содержание ГУИТУ, управлений ИТУ краев (областей), автономных республик и автономных областей, на содержание мест лишения свободы и отделений ИТУ и другие расходы оперативного характера по системе ИТУ; на капиталовложения непроизводственного характера; 5% - на образование резерва ГУИТУ, который расходуется ГУИТУ по согласованию с Народным комиссариатом финансов РСФСР.
140. Остальные средства системы ИТУ расходуются в порядке утвержденных смет» [2, с. 45].
В распоряжение своих управлений, в установленные сроки, ИТУ перечисляли все поступления свыше назначенных для них оборотных средств, а также свыше сумм, необходимых для покрытия непроизводственных расходов, на основании утвержденных промфинпланов и смет.
Распорядителями средств конкретных ИТУ назначались начальник и лица, им на это уполномоченные.
Распорядителем полностью всех средств системы ИТУ РСФСР оставалось ГУИТУ. У главного управления было право при отпускании сумм на формирование годового и квартального роста собственных оборотных средств, оставлять в распоряжении управлений ИТУ краев, областей, автономных республик резерв в размерах не выше 10% распределяемой суммы.
Управления ИТУ краев, областей, республик обладали правом самостоятельности в своей производственно-хозяйственной деятельности в пределах допустимых сумм и в соответствии с утвержденными промфинпланами.
Порядок распоряжения средствами был един для всех ИТУ. Перечисления проводились согласно заранее утвержденным финансовым планам ИТУ. По истечении каждого календарного года составлялись отчеты.
В июне 1971 года вводится в действие новый ИТК РСФСР. Текст закона публикуется в Ведомостях Верховного Совета РСФСР 24.12.1970 года. Отметим, что в данном кодексе не была учтена процедура распределения прибыли, полученной от труда осужденных. Порядок и размеры удержаний из дохода осужденных регламентировались статьями 39, 40.
В данном виде ИТК действовал вплоть до принятия в действие Уголовно-исполнительный кодекса Российской Федерации (далее - УИК), утвержденного Федеральным законом от 08.01.1997 № 2-ФЗ.
Прибыль в местах лишения свободы в РСФСР распределялась на расширение производства в местах лишения свободы, помощь освобождаемым заключенным, на питание заключенных, вознаграждение сотрудникам, руководящим производством, капиталовложения производственного комплекса ИТУ, прирост оборотных средств, улучшение условий содержания в местах заключения, оказание помощи осужденным, капиталовложения непроизводственного характера и на различные цели.
Создавались фонды из прибыли, полученной от труда осужденных, которые использовались для материального поощрения особо отличившихся работников и осужденных ИТУ. Кроме этого были обязательны отчисления в пенитенциарный фонд ГУИТУ РСФСР, а также в фонд инспекции мест заключения. На доходы от труда осужденных содержался резерв ГУИТУ.
Приказом МВД России от 1992 года за номером 453 «Об утверждении нормативных актов в области социально - экономической деятельности органов внутренних дел» утверждалось Положение «... о централизованных фондах Главного управления исполнения наказаний и Главного управления лесных исправительно-трудовых учреждений МВД России».
ИТУ и лечебно-трудовые профилактории перечисляли 30 процентов от фактической прибыли в централизованные фонды ГУИТУ и главные управления лесных исправительно-трудовых учреждений (далее -ГУЛИТУ). В случае недостатка централизованным фондам средств для решения намеченных задач, территориальные органы управления ИТУ и ЛИТУ по согласованию с подведомственными предприятиями в пределах возможностей, увеличивали размеры отчислений, заданных ранее.
Одна треть поступивших средств перечислялась в распоряжение ГУИТУ и ГУЛИТУ МВД России, а две трети от перечисленной суммы оставались в распоряжении территориальных органов управления ИТУ и ЛИТУ.
Предприятия воспитательно-трудовых колоний, туберкулезные ИТК и учреждения сельскохозяйственной направленности могли освобождаться от взносов в перечисленные фонды. Вопрос об освобождении указанных предприятий от взносов в фонд территориальных органов управления решался ими на месте с учетом уровня рентабельности их производств.
Средства фондов распределялась по расходам на: оказание безвозмездной и временной финансовой помощи отдельным предприятиям и организациям исправительно-трудовой системы, пострадавшим от стихийных бедствий, пожаров, наводнений, других чрезвычайных происшествий, а также испытывающим временные финансовые затруднения; финансирование капитального строительства промышленных объектов, жилищных и социального назначения объектов, развитие производства сельскохозяйственной продукции; внедрение новой техники и технологии; оплату услуг посреднических организаций; погашение краткосрочных и долгосрочных ссуд; социальные нужды коллектива, материальное стимулирование и другие цели социального характера; содержание производственно-технических, финансовых и экономических служб аппарата территориального органа управления ИТУ и ЛИТУ и работников нормативно-исследовательских станций; прочие безотлагательные потребности ИТУ и воспитательно-трудовых учреждений и т.п.
Для получения средств из фондов необходимо было предоставить решение руководства ГУИТУ или руководства ГУЛИТУ МВД РСФСР.
В конце 90-х годов прошлого века под влиянием преобразований и ряда реформ, СССР, а затем и Россия пережили глубокий экономический кризис, который негативно отразился на производствах, в том числе на предприятиях, где трудились осужденные.
Свободные цены привели к всплеску инфляции, спаду и закрытию многих предприятий. Убыточность, кредиторская и дебиторская задолженности в результате разбалансирования платежей по закупкам, поставкам, выплатам заработной платы не позволял пополнять фонды управлений.
Вследствие чего приказом МВД РФ от 28.07.2004 № 469 указанный выше приказ признан утратившим силу.
Таким образом, на законодательном уровне, по сравнению с советскими годами, в истории современной России приоритет в распределении доходов, полученных от труда осужденных, немного сместился в сторону развития производства. Но по-прежнему прибыль от приносящей доход деятельности используется в качестве дополнительного источника, покрывающего так называемое «недофинансирование бюджетных нужд».
Основным законом, регулирующим порядок распределения доходов, полученных от труда осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) является гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ). Пункт 4 статьи 298 ГК РФ содержит следующие положения: «Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации».
Статьей 9 закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 1993 года установлен порядок распределения прибыли от производственной
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО СЕКТОРА УИС
Овсянникова Т.А. Сайфуллин Р.Р.
и хозяйственной деятельности учреждений, исполняющих наказания. После перечисления всех обязательных налогов в соответствующие бюджеты, доходы используются в первую очередь для улучшения бытовых условий осужденных, премиальные вознаграждения работникам производственной сферы. Кроме этого они используются для развития социальной сферы данных учреждений. Из чего следует, что прибыль от производственной деятельности учреждений исполняющих наказания не рассматривалась в качестве дополнительных внутренних источников финансирования модернизации и обновления производств, нелегко функционирующих в условиях рыночной экономики.
Любое производство не должно быть убыточным, но не всегда это получается. Если затраты равны себестоимости, то это означает, что затраты на производство едва возмещены. При реализации по себестоимости отсутствует и прибыль - источник производственного и социального развития. При превышении затрат над прибылью, предприятие несет естественные убытки - то есть налицо отрицательный финансовый результат. Как результат, предприятие оказывается в трудном финансовом положении, не исключающем риск дальнейшего банкротства. Получение прибыли не является самоцелью производства, а выступает необходимостью его поддержания и источником реинвестирования [3, с. 112]. Поэтому, несмотря на то, что прибыль не является основной целью деятельности производств УИС, доходы должны быть в наличии. Предполагаемый их размер определяют до начала производства продукции (товаров, работ, услуг).
В действующей редакции закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» указано, что доходы от приносящей доход деятельности учреждений, исполняющих наказания, и прибыль федеральных государственных унитарных предприятий УИС, после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты, расходуются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Для ведения своей собственной производственной деятельности учреждения, исполняющие наказания, могут распоряжаться выпускаемой продукцией, кроме продукции, которая выпускается по заказу для государственных нужд, и всей полученной прибылью (доходами), оставшейся после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды [4, с. 105].
Данное правовое закрепление порядка использования прибыли (доходов) учреждений УИС от приносящей доход деятельности расходится с положениями гК РФ. Статья 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации более точно раскрывает распределение прибыли. В нем указано, что доходы, полученные федеральными казенными учреждениями (далее - ФКУ), исполняющими наказания в виде лишения свободы от любой разрешенной и приносящей доход деятельности, в том числе остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года, образовавшиеся в связи с неиспользованием указанных доходов в отчетном году, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет и отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства. Средства направляются на финансовое обеспечение осуществления функций
указанных ФКУ сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации [5, с. 67].
В настоящее время вопросы, связанные с распределением превышения доходов над расходами, от привлечения осужденных к труду, осуществляется на уровне распоряжения Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России).
С одной стороны, внесение изменений в ведомственный нормативный правовой акт проще, чем закрепление отдельных положений на федеральном уровне. Но с другой стороны - распределение доходов на основании распоряжения ФСИН России меньше отвечает потребностям долгосрочного развития и устойчивого функционирования производства УИС.
Существующая конкуренция на рынке производства и сбыта товаров диктует нам необходимость пересмотра нормативов на развитие и обновление производства и технологий, а также на укрепление материальной и технической базы.
Учитывая вышеизложенное, нами предлагаются следующие изменения в распоряжение ФСИН России № 205-р от 2017 года. Считаем возможным распределение прибыли в следующих процентах: не менее 65 -на содержание и укрепление материальной и технической базы, внедрение нового оборудования, технологии, создание дополнительных рабочих мест для осужденных и на развитие производственного сектора УИС. Не более 15 - на социальные гарантии для работников УИС и улучшение условий их труда. Не более 15 - как дополнительные источники финансирования бюджетных нужд и не более 5 - на укрепление и развитие коммунального и топливно-энергетического хозяйства.
Список литературы:
1. Постановление ВЦИК от 16.10.1924 «Об утверждении Исправительно-трудового Кодекса Р.С.Ф.С.Р.». // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс» (дата обращения: 05.04.2018).
2. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 01.08.1933 «Об утверждении исправительно-трудового кодекса РСФСР» // Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 05.04.2018).
3. Аксенов А.А., Сайфуллин Р.Р., Кутаков Н.Н. Социально-трудовые отношения и инвестирование в производственный сектор уголовно-исполнительной системы // Социально-политические науки. - 2017. - № 4. -С. 111-113.
4. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.04.2018).
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации, утв. Федеральным Законом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017). // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.04.2018).
6. Трачук А.А. Организационно-правовые основы исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних лиц в довоенный период: 1917-1941 гг. // диссертация кандидата юридических наук: 12.00.01 // Ростов-на-Дону. - 2009. 306 с.
7. Романов Б.А. Понятия доходов в бухгалтерском и налоговом учете // Бизнес в законе. - 2009. - №3. - С. 67-70.
Рецензия
на научную статью «Распределение прибыли производственного сектора уголовно-исполнительной системы (исторический аспект)», подготовленную авторами ФКУ НИИ ФСИН России Овсянниковой Т.А., Сай-фуллиным Р.Р.
Статья «Распределение прибыли производственного сектора уголовно-исполнительной системы (исторический аспект)» посвящена решению проблем распределения прибыли в производственном секторе УИС. Авторами рассмотрены вопросы распределения доходов, полученных от производственной деятельности в уголовно-исполнительной системе в контексте исторического развития. Рассмотрены основные нормативные акты регулирующие распределение доходов от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания и прибыль предприятий учреждений, исполняющих наказания. Предложено авторское понимание по нормативам распределения прибыли.
Следует согласиться с авторами в том, что существующая конкуренция на рынке производства, и сбыта товаров диктует необходимость пересмотра нормативов на развитие и обновление производства и технологий, а также на укрепление материальной и технической базы УИС. Проблематика, раскрытая в рецензируемой статье, актуальна и своевременна. Содержание статьи соответствует заявленной теме, тема раскрыта подробно и полностью. Статья изложена грамотным научным языком. Стиль изложения и оформление материала соответствуют установленным требованиям.
Оригинальность текста, по результатам проверки в системе «Антиплагиат» составляет 80%, что отвечает предъявленным требованиям.
Вывод: статья «Распределение прибыли производственного сектора уголовно-исполнительной системы (исторический аспект)» может быть рекомендована к опубликованию.
Главный научный сотрудник НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России, доктор экономических наук, профессор М.Н. Козин
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста 80,25%.