УДК 343.823
ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА ЕМЕЛЬЯНОВА,
Санкт-Петербургская академия Следственного комитета, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, е-mail: [email protected]
ПРАВОВАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ
Реферат: рассматривается вопрос правового регулирования труда осужденных, обращается внимание на то, что с юридической точки зрения правовые основы трудовой деятельности осужденных есть система условий, предопределяющих социальную значимость труда осужденных. В формировании основных тенденций правового регулирования, повлиявших на содержание труда осужденных в России, выделяется несколько этапов и дается характеристика каждому из них. Особо подчеркивается постепенный переход от устрашения и содержания элементов кары в труде осужденных к осознанию социального значения их трудовой деятельности. Указывается, что общественные отношения в области труда осужденных регулируются нормами многих отраслей права (трудового, уголовного, гражданского и др.), но основную нагрузку по правовому регулированию организации труда осужденных несет уголовно-исполнительное законодательство. Краткий анализ современного законодательства в сфере труда осужденных позволяет прийти к выводу о том, что в настоящее время возрастает необходимость совершенствования нормативной основы, обеспечивающей надлежащее содержание труда лиц, наказанных за уголовные преступления лишением свободы.
Ключевые слова: уголовно-исполнительное законодательство, правовое регулирование, исполнение наказаний, содержание труда осужденных.
ELENA VLADIMIROVNA EMELYANOVA, St. Petersburg academy of the investigative committee of the Russian Federation, St. Petersburg, the Russian Federation, е-mail: [email protected]
THE LEGAL CONDITIONALITY OF CONVICTS ' LABOUR
Abstract: the article considers the issue of legal regulation of convicts ' labour. The author draws attention to the fact that from a legal point of view, the legal basis of employment of convicts is the system of conditions that determine the social significance of convicts ' labour. The formation of the main trends of legal regulation, influenced the content of convicts labor in Russia, contains several stages and their characteristic. The author emphasizes a gradual transition from deterrence and contents of the elements of punishment in the labor of convicts to the realization of social value of their work. The author indicates that nowadays public relations in the field of convict's labour is regulated by the norms of different branches of law (labor, criminal, civil, etc.), but the main burden on the legal regulation of organisation of convict's work is under the penal legislation jurisdiction. A brief analysis of the current legislation in the sphere of convict's work allows the author to come to the conclusion that currently there is a growing need of improving the regulatory framework, ensuring proper maintenance of convict's labour.
Keywords: penal legislation, regulation, enforcement of sentences, the content of the convicts ' labour.
Доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР Н. А. Стручков - не только признанный специалист в теории уголовно-исполнительного (исправительно-трудового) права, но и авторитетный ученый, чьи работы в области исполнения наказаний до сих пор являются актуальными для развития отечественной пенитенциарной системы. В свое время, определяя место и роль исправительно-трудовых учреждений (ИТУ) [сегодня - исправительные учреждения (ИУ)] в системе государственных органов, ученый подчеркивал, что ИТУ, обеспечивая исполнение наказания, осуществляют социально-педагогическую функцию и хозяйственно-экономическую деятельность, что повышает роль исправительно-трудового права, расширяет его предмет и самостоятельность [12, с. 58]. Это обстоятельство не противоречит тому, что те или иные вопросы в сфере исполнения наказаний регулируются нормами различных отраслей права (уголовного, трудового, гражданского, семейного и др.).
Обусловленности как способу официального формирования содержания труда осужденных в правовом государстве непременно предшествует и юридически соответствует правовая основа. Она обеспечивается определенной системой юридических средств, именуемых механизмом административно-правового регулирования [1].
© Емельянова Е. В., 2017 © Emelyanova E. V., 2017
С позиций теории управления механизм правового регулирования представляет собой систему ориентиров, гарантий и полномочий, в пределах которой формируется взаимосвязь условий, предсказуемо влияющих на содержание труда осужденных.
С юридической точки зрения правовые основы трудовой деятельности осужденных есть система условий, предопределяющих социальную значимость труда осужденных. Только системный подход к этой проблеме позволяет уяснить историческую роль права в области труда осужденных; механизм правовой обусловленности содержания труда осужденных; роль правотворчества в управлении процессом трудового воспитания осужденных.
В своем развитии уголовно-исполнительное (пенитенциарное, исправительно-трудовое) законодательство в области труда осужденных прошло длительный, сложный путь, связанный с изменениями в политической и социально-экономической жизни страны. Обратившись к истории, можно выделить несколько этапов формирования основных тенденций правового регулирования, повлиявших на организацию труда осужденных в России [7, с. 77-98].
Первый этап - дореволюционный. Карательная политика самодержавия, ее цели и содержание со всей очевидностью проявились не только в системе наказаний, но и в организации и условиях их исполнения. Труд на крепостных и каторжных работах был первой попыткой обусловить изоляцией от общества преодоление осужденным собственного паразитизма. Отличительным признаком государственной карательной политики государства долгое время было устрашение. Первым шагом к осмыслению социального значения труда осужденных стало проявление соразмерности в применении кары и возмездия по отношению к преступникам. Одним из первых нормативных актов, повлиявших на содержание труда в местах лишения свободы, является Закон от 6 января 1886 г. «О занятиях арестантов работами и о распределении получаемых от сего доходов». В основе указанного документа - обязательность труда для различных категорий заключенных, некоторое денежное вознаграждение за произведенную работу, а также материальная заинтересованность тюремной администрации в работе [6, с. 388]. В дальнейшем условия арестантского труда уточнялись в различного рода циркулярах Главного тюремного управления (ГТУ) (циркуляры от 25 апреля 1886 г. № 13; 3 марта и 14 декабря 1888 г. № 6 и 21; 25 июня 1889 г. № 16 и др.).
Второй этап начался после Октябрьской революции 1917 г. и продолжался до 1929 г. В это время были приняты первые наиболее прогрессивные
нормативные правовые акты в области исполнения наказаний, в том числе в сфере организации труда осужденных. Среди прочих следует отметить постановление Народного комиссариата юстиции (НКЮ) РСФСР от 24 января 1918 г. «О тюремных рабочих командах», в соответствии с которым при тюрьмах образовывались «рабочие команды для производства необходимых государству работ...». Временная инструкция «О лишении свободы как меры наказания и о порядке отбывания такового» от 23 июля 1918 г. впервые установила обязательность общественно полезного труда в местах лишения свободы [8, с. 16]. Таким образом, пусть и вынужденно совмещение идеи исправления с идеей пользы для общества сформировало смысл, предопределивший и современное содержание труда лиц, лишенных свободы за совершенные преступления. В 1920 г. НКЮ РСФСР утвердил Положение об общих местах заключения РСФСР, в котором была выделена особая глава «Труд заключенных». Дальнейшее развитие исправительно-трудового права в стране получило свое выражении в принятии первого кодифицированного акта - Исправительно-трудового кодекса РСФСР от 16 октября 1924 г. [10]. Это был прогрессивный для своего времени документ, многие положения которого сохранили свою актуальность и сегодня. ИТК РСФСР 1974 г. установил обязательность труда для всех способных к нему заключенных. По замыслу закона занятие заключенных работами имеет воспитательно-исправительное значение и ставит своей целью приучить их к труду, обучив какой-либо профессии, и дать им возможность по выходе из мест заключения жить трудовой жизнью. На наш взгляд, главным следствием этого этапа стало осознание на государственном уровне необходимости беречь рабочую силу, способную приносить реальную экономическую пользу в политически приемлемых условиях. Тогда же впервые проявилась связь юридической науки и практики исполнения наказаний. Сегодня это можно расценивать как веское доказательство объективного доминирования идеи исправительного содержания труда осужденных.
Третий этап (1930-1940 гг.) характеризуется выдвижением на первый план не законов, а подзаконных нормативных актов. Постановление Совета народных комиссаров (СНК) СССР от 7 апреля 1930 г. «Об утверждении Положения об исправительно-трудовых лагерях» имело негативные последствия в истории не только пенитенциарной системы, но и всего Советского государства. Принятие этого документа было обусловлено ходом ожесточенной внутрипартийной борьбы, утверждением командно-бюрократических методов управления государством, в том числе с использованием механизма необосно-
ванных репрессий во всех сферах общественно-политической жизни страны. Труд, по закону являющийся основным средством исправления и перевоспитания заключенных, в реальной жизни исправительно-трудовых лагерей превратился в источник рабской силы для решения производственно-хозяйственных и политических задач.
Четвертый этап охватывает достаточно большой промежуток времени (1950-1980 гг.) и занимает особое место в истории советской исправительно-трудовой системы. В это время были приняты конкретные и содержательные меры по восстановлению и укреплению законности, развитию демократических начал в деятельности мест лишения свободы, созданию материально-бытовой и производственной базы. Только исправительно-трудовые колонии с хорошо развитым производством могли успешно выполнить задачу повышения производительности и качества труда. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в ст. 1 Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1971 г. было указано: задачей Кодекса является обеспечение исполнения уголовного наказания с тем, чтобы оно не только являлось карой за совершенное преступление, но и исправляло и перевоспитывало осужденных в духе честного отношения к труду [5]. С 1970 по 1982 год основные промышленно-производственные фонды предприятий исправительно-трудовых учреждений возросли более чем в два раза, а выпуск продукции по кооперации с другими предприятиями - более чем в три раза [9, с. 4]. Необходимо особо подчеркнуть, что именно в этот период экономика мест лишения свободы развивалась на основании достижений теории управления, экономической теории, научной организации труда и других наук. Доказывая состоятельность научной идеи обусловленности содержания труда осужденных, практика исполнения наказаний осуществляла обратную связь с юридической наукой, обеспечивающей для нее адекватную организационно-правовую основу.
Пятый этап начался в 1990-е годы и продолжается в настоящее время. Переход к рыночной экономике, построение правового государства потребовали кардинального пересмотра политики и принятия ряда нормативных актов.
На современном этапе система законодательства, регулирующего организацию труда осужденных в местах лишения свободы России, может быть условно представлена международным, федеральным и региональным уровнями.
В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, принимая на себя обязательства последовательной реализации в законодательстве и практике общепризнанных международных норм, составляющих юридическую основу мирового сообщества, преж-
де всего положений, касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правовую основу привлечения осужденных к труду на международном уровне составляют: Конвенция № 29 Международной организации труда (МОТ) «Относительно принудительного или обязательного труда», Всеобщая декларация прав человека [2], Конвенция о защите прав человека и основных свобод [11], Минимальные стандартные правила ООН в отношении обращения с заключенными (Правила Манделы) [13], принятые Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 2015 г. (пр. 96-102), согласно которым заключенные должны иметь возможность работать и (или) принимать активное участие в своей реабилитации, а организация и методы работы в заведении должны максимально приближаться к тем, которые приняты за их стенами, чтобы заключенные таким образом приближались к условиям труда на свободе, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблей ООН 16 декабря 1966 г. (ст. 8), Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1990 г. [14], Европейские пенитенциарные правила, принятые Комитетом министров Совета Европы 12 февраля 2006 г. [15], а также другие, не менее известные основополагающие нормативные акты:
1. Российская правовая основа привлечения осужденных к труду - Конституция Российской Федерации, в ст. 37 которой закреплено положение о свободе труда: каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать тот или иной род деятельности; запрещается принудительный труд, при этом следует иметь в виду, что в соответствии с нормами международного права не считается принудительным трудом: а) работа или служба, выполняемая на основании вступления в законную силу приговора суда; б) военная служба; в) работа в условиях чрезвычайных обстоятельств.
2. Федеральные законы, нормы которых так или иначе регулируют общественные отношения в области организации труда осужденных: Уголовно-исполнительный, Трудовой, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский, Налоговый, Бюджетный кодексы Российской Федерации, а также Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральный закон от 6 июня 2007 г. № 91-ФЗ «О внесении изменений в статьи
103 и 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации ,,Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"»; Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (предоставление преимуществ учреждениям уголовно-исполнительной системы в целях увеличения трудовой занятости осужденных), Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и др.
Основную нагрузку по правовому регулированию организации труда осужденных несет уголовно-исполнительное законодательство, но оно всех вопросов, касающихся труда осужденных, не исчерпывает. В частности, кроме УИК РФ, учет рабочего стажа осужденных осуществляется в соответствии с указанием от 2 ноября 1992 г. № 1-94-У «О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж», подготовленным Минсоцзащиты России. Существенную роль в регулировании процесса организации труда осужденных играет Трудовой кодекс Российской Федерации (гл. 16, разд. 4, гл. 33-36 разд. 10). Важное значение для регулирования процесса организации труда имеют законы от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», распространяющиеся на осужденных, достигших пенсионного возраста.
3. Принятые в соответствии с федеральными законами нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. К этой группе документов относятся: распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 октября 2007 г. № 1499-р «Об утверждении перечня основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» и др.
4. Ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие в той
или иной степени вопросы, связанные с привлечением осужденных к труду. Это наставления, инструкции, положения, утвержденные приказами Минюста России, например, от 30 декабря 2005 г. № 262 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» [3], от 13 января 2006 г. № 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» [4], от 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений»; приказами, распоряжениями Федеральной службы исполнения наказаний, например, распоряжение ФСИН России от 30 сентября 2015 г. № 128-р «О Плане мероприятий («дорожной карте») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов Федеральной службы исполнения наказаний» [16] и др.
Региональный уровень представлен приказами территориальных органов УИС (УФСИН, ГУФСИН, ОФСИН России), изданными в пределах их компетенции, касающимися производственного сектора учреждений, исполняющих наказания. Данные нормативные акты должны обязательно подвергаться правовой экспертизе на предмет соответствия законодательству Российской Федерации.
Характерной особенностью правового регулирования труда осужденных в современных условиях является то, что оно отражает основные черты правового регулирования труда свободных граждан.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время ФСИН России принимает непосредственное участие в подготовке и юридическом сопровождении многих нормативных правовых актов, затрагивающих деятельность УИС, в том числе в области труда осужденных. Внимание к совершенствованию нормативной основы, обеспечивающей надлежащее содержание труда лиц, наказанных за уголовные преступления лишением свободы, возрастает. Вместе с тем должного отражения в законодательстве пока не получило соотношение политической и юридической обусловленности содержания труда осужденных. До сих пор нет и нормативно закрепленной обязанности государства по созданию материальных и финансовых условий, обеспечивающих содержание труда осужденных, соответствующее современным ожиданиям общества. При этом ведомственная и региональная нормативные базы, обусловливающие содержание труда осужденных, объективно представляют со-
бой оптимизацию федерального значения испол- зации и ведомственной мобильности организаци-нения наказаний, местных особенностей его реали- онно-управленческих ресурсов.
Список литературы
1. Бабаев В. К. Общая теория права : курс лекций. М., 1990. 544 с.; Алексеев С. С. Теория права. Харьков, 1994. 220 с.; Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М., 1999.
2. Российская газета. 1999. Вып. 22-23.
3. Бюллетень Министерства юстиции Рос. Федерации. 2006. № 3.
4. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 7.
5. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1970. № 51. Ст. 1220.
6. Гернет М. Н. История царской тюрьмы : в 5 т. 3-е изд. М., 1960-1963. Т. 3. 430 с.
7. Емельянова Е. В. Теоретические, организационные и правовые основы труда осужденных в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010.
8. Зубков А. И. Теоретические вопросы правового регулирования труда осужденных в советских исправительно-трудовых учреждениях. Томск, 1974. 172 с.
9. Исправительно-трудовые учреждения. 1982. № 20. С. 4.
10. Об утверждении Исправительно-трудового кодекса РСФСР : постановление ВЦИК, принятое на 2-й сессии ВцИк XI созыва 16 окт. 1924 г. // Собр. узаконений РСФСР. 1924. № 86. Ст. 870.
11. Собрание законодательства Рос. Федерации. 2001. № 2. Ст. 163.
12. Стручков Н. А. Исправительно-трудовые учреждения в системе органов Советского государства. Актуальные проблемы научной организации исправления и перевоспитания осужденных : материалы Всесоюз. науч.-практ. конф. (г. Рязань, 18-20 сент. 1973 г.). Рязань, 1974. С. 58.
13. URL : http://www.un.org/ru/events/mandeladay/rules.shtml.
14. Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы : приняты 14 дек. 1990 г. Генер. Ассамблеей ООН // СПС «КонсультантПлюс».
15. URL : http://www.prison.org/law/eur_pr.shtml.
16. URL : httpV/фсин.рф.
References
1. Babayev V. K. The General theory of law : lectures. M., 1990. 544 р.; Alekseev S. S. Theory of law. Kharkov, 1994. 220 р.; Matuzov N. I., Malko A. V. Theory of state and law. Moscow, 1999. 544 р.
2. Rоssiiskaya gaseta. 1999. Vol. 22-23.
3. Bjulleten' M-VA justice Grew. Federation. 2006, no. 3.
4. Bjulleten' standard. acts Feder. bodies will perform. power. 2006, no. 7.
5. Statements Of Leaders. Soviet of the RSFSR. 1970, no. 51, art. 1220.
6. Gernet M. N. The history of the Royal prison in 5 t. Ed. third. Moscow, 1960-1963. Vol. 3. 430 р.
7. Emelyanova E. V. The theoretical, organizational and legal framework of the labour of convicts in the conditions of reforming of criminal Executive system : dis. ... doc. the faculty of law. Sciences. Moscow, 2010,pp.77-98.
8. Zubkov A. I. Theoretical questions of legal regulation of convicts ' labour in Soviet corrective labour institutions. Tomsk, 1974. 172 р.
9. The labor Agency. 1982, no. 20. Р. 4.
10. Approval of the Corrective labour code : decree of the Central Executive Committee, adopted at the 2nd session of the XI Central Executive Committee of convocation 16 Oct. 1924 // Coll. legalisations of RSFSR. 1924, no. 86, art. 870.
11. Coll. the legislation Grew. Federation. 2001, no. 2. P. 163.
12. Struchkov N. A. Ispravitel'no-trudovye uchrezhdenija v sisteme organov Sovetskogo gosudarstva. Aktu-al'nye problemy nauchnoj organizacii ispravlenija i perevospitanija osuzhdennyh : materials all-Union scientific-practical conference, held September 18-20, 1973, in the city of Ryazan. Ryazan, 1974, р. 58.
13. URL : http://www.un.org/ru/events/mandeladay/rules.shtml.
14. Rules of the United Nations for the protection of juveniles deprived of their liberty : adopted 14 Dec. 1990 Generation the Assembly of the UNPO ATP // «ConsultantPlus».
15. URL : http://www.prison.org/law/eur_pr.shtml.
16. URL : httpV/фсин.рф.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Емельянова Елена Владимировна - доктор юридических наук, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры гражданско-правовых, гуманитарных и социально-экономических дисциплин Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, е-шаЛ: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Емельянова, Е. В. Правовая обусловленность содержания труда осужденных / Е. В. Емельянова // Уголовно-исполнительное право. - 2017. - Т. 25(1-4), № 2. -С.158-163.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Emelyanova Elena V. - doctor of legal sciences, candidate of economic sciences, associate professor, professor department of civil, humanitarian and socio-economic disciplines of the St. Petersburg Academy of the Investigative committee of the Russian Federation, St. Petersburg, the Russian Federation, е-mail: [email protected].
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Emelyanova E. V. Pravovaja obuslovlennost' so-derzhanija truda osuzhdennyh [The legal conditionally of convicts' labour]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2017, vol. 25, no. 2, pp. 158-163.