нение планового показателя на 136,5 млн руб., или на 8,02 %, в 2013 г. недовыполнение данного показателя на 10 %.
По уровню дебиторской задолженности за трехлетний период наблюдается снижение на 105,7 млн руб., что является положительным моментом в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы. Сравнение плановых значений с фактическими также характеризует положительную динамику. По кредиторской задолженности наблюдается увеличение на 195,1 млн руб.
По показателю «среднесписочная численность осужденных, привлеченных к труду на оплачиваемых работах» в 2011 г. процент выполнения составляет 100,4 %, а в 2012 и 2013 г. наблюдается недовыполнение: в 2012 - на 9,5 %, в 2013 - на 5 %.
По итогам работы за 2013 г. запланированные мероприятия и утвержденные показатели про-
привлеченных к труду, и выполнения уста
Основными причинами невыполнения отдельных показателей программ являются недостаточная загрузка производственных мощностей, низкая квалификация осужденных и мотивация к труду, неэффективная организация производственного процесса, в некоторых территориальных органах -отсутствие работы по оптимизации технологического процесса производимой продукции с целью снижения накладных расходов и себестоимости товаров, выпускаемых исправительными учреждениями [3, с. 103; 4, с. 158].
Вместе с тем в настоящее время в УИС во исполнение требований ст. 108 УИК РФ осуществ-
граммы в полном объеме выполнены в трех территориальных органах ФСИН России, еще в одиннадцати территориальных органах они выполнены по 7 показателям из 8.
Анализ результатов реализации программ показал, что в остальных территориальных органах ФСИН России выполнено от 3 до 6 показателей.
В 25 территориальных органах ФСИН России не выполнены показатели по доходам от рыночных продаж товаров, работ и услуг, в 45 -по расходам, в 36 - по превышению доходов над расходами, в 25 - по уровню дебиторской задолженности, в 24 - по кредиторской задолженности, в 40 - по количеству привлеченных к труду на оплачиваемых работах осужденных, в 25 - по выполнению установленных норм выработки, в 10 - по среднедневной заработной плате осужденных.
тленных норм выработки за 2011-2013 гг.
ляют среднее профессиональное образование и профессиональное обучение осужденных 306 федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений ФСИН России.
Обучение проводится более чем по 200 наименованиям профессий, востребованных на рынках труда субъектов Российской Федерации, а также производстве исправительных учреждений.
Показатель «доля осужденных, освобожденных без профессии», установленный государственной программой Российской Федерации «Юстиция» на уровне 8,6 %, по итогам 2013/2014 учебного года составил 6,7 %.
Динамика показателей среднесписочной численности осужденных, привлеченных к труду на оплачиваемых работах,и выполнения установленных норм выработки за 2011-2013 гг.
65
159000
150900
15ВВ00
Среднесписочная 15В700
численность
осужденных, 15В600
привлеченных
к труду на 15В500
оплачиваемых
работах,чел 15В400
15В300
15В200
15В100
158947 63,98-1
1 554Л
| 1 57,0 И
ЬЬ,
64 63 - 62
61 Выполнение 60 установленных
59И
5В
■ 57
56
55
54
а норм выработки,
%
годы
* Среднесписочная численность осужденных, привлеченных к труду на оплачиваемых работах
■Выполнениеустановленных норм выработки
Анализ динамики показателей среднесписочной численности осужденных,
Согласно приказу ФСИН России от 14 ноября 2013 г. № 658 «Об утверждении формы статистической отчетности ФСИН-11 "Обеспечение экономической безопасности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы"» и Инструкции по ее заполнению и представлению разработаны показатели, определяющие уровень экономической безопасности учреждений и органов УИС. Основными из них являются:
- полученные лимиты бюджетных обязательств;
- фактические кассовые доходы;
- фактические кассовые расходы;
- утвержденный прогноз кассовых доходов;
- наличие просроченной кредиторской задолженности;
- объем производства товаров по видам производственной деятельности: металлообработка, деревообработка, швейное производство, сельскохозяйственное производство, продовольственные товары;
- объем закупленных товаров по видам деятельности: металлообработка, деревообработка, швейное производство, сельскохозяйственное производство, продовольственные товары.
Сводный отчет в разрезе территориальных органов ФСИН России по указанной форме статистической отчетности представляется во ФСИН России к 15 января года, следующего за отчетным. В связи с тем что информация по форме ФСИН-11 будет представлена впервые и включать в себя статистические данные за 2014 г., определить на данный момент критический уровень показателей экономической безопасности, включенных в вышеуказанную форму статистической отчетности, невозможно.
Вместе с тем предлагается расширить перечень основных показателей, характеризующих уровень экономической безопасности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, и определить их пороговые значения на основе практического опыта коммерческих предприятий и организаций.
1. Отношение прогнозируемого объема производства к величине его производственных мощно-
стей. Из опыта работы ряда отраслей промышленности следует, что рентабельную работу предприятиям обеспечивает объем производства, равный не менее 70 % величины производственной мощности. Если производственные мощности загружены менее чем на 70 %, то предприятия, как правило, находятся в кризисной ситуации и оказываются убыточными. Таким образом, величину 70 % можно считать пороговым значением экономической безопасности по этому показателю.
2. Доля инновационной продукции во всей продукции предприятия. По данному показателю пороговое значение может варьироваться в зависимости от того, к какой отрасли принадлежит производство. Например, по швейному и продовольственному производству пороговое значение показателя может составлять 10 %, по металлообработке - 5 %.
3. Износ основных фондов предприятия. Пороговое значение экономической безопасности производства по этому параметру также может быть различным по отраслям. Например, по металлообработке - 60 %, а по продовольственному и швейному производству - 50 %. Вместе с тем наиболее распространенным и приемлемым для всех производств будет пороговое значение по износу основных фондов - в 50 %.
4. Отношение численности трудоустроенных осужденных на объектах УИС к численности осужденных, подлежащих привлечению к труду. На основе результатов выполнения программ по итогам 2011-2013 гг. полагаем целесообразным установить уровень порогового значения экономической безопасности производства по данному показателю в размере 35 %.
Перечисленные показатели экономической безопасности с их рекомендуемыми пороговыми значениями позволят выявить наиболее серьезные угрозы экономической безопасности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и предпринять меры по уменьшению их негативного воздействия.
Список литературы
1. Экономическая безопасность России : учебник / под ред. В. К. Сенчагова. М., 2012. 815 с.
2. Смирнова И. Н., Щербаков А. В. Совершенствование организационного обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительное право. 2014. № 1. С. 14.
3. Бармашов В. И. Использование интеллектуального потенциала осужденных к лишению свободы в целях совершенствования их трудовой адаптации // Человек: преступление и наказание. 2014. № 1 (84). С. 103.
4. Юнусов С. А. Современные проблемы привлечения осужденных к труду в контексте реализации принципа справедливости в деятельности УИС // Человек : преступление и наказание. 2014. № 2. С. 158.
ELENA ANATOL'EVNA BURANOVA,
phd in economics, associate professor, deputy head of the department of economics and management
(Academy of the FPS of Russia) Е-mail: [email protected]; DENIS NIKOLAEVICH RUSANOV, senior engineer of the department of labor adaptation of convicts and external orders
(the FPS of Russia) Е-mail: [email protected].
MAIN INDICATORS OF ECONOMIC SECURITY OF THE PENAL SYSTEM OBJECT
Annotation: the article deals with indicators of economic security, which have three distinctive properties: quantitatively reflect economic security threats, have high sensitivity and variability, interact with each other in a fairly large extent.
Annually programs of income-generating activities are developed, which is scheduled to run eight indicators. Planned indicators programs must provide annual increase in the number of employed convicts implementation of production standards, wage growth, maximum capacity utilization, improved economic performance gainful employment and a reduction in accounts payable.
The article analyzes the results of the program on the basis of work for the period from 2011 to 2013. The following table is a comparison of the actual targets, and their changes over time. More clearly separate indicators are reflected in the chart.
On the results of 2013 the planned activities and the approved program indicators are fully complied in three regional offices of the Federal Penitentiary Service of Russia, and in eleven regional offices the Program is carried out in 7 of 8 indicators.
Analysis of the results of the program showed that in the rest of the territorial bodies of the FPS of Russia carried out from 3 to 6 indicators.
The main causes of failure of some indicators of the program are the lack of capacity utilization, low qualification of convicts and the motivation to work, inefficient organization of the production process, in some regional offices this is the lack of work on optimizing the process of production in order to reduce overhead costs and the cost of goods produced by correctional institutions.
It is proposed to expand the list of indicators of economic security on the following criteria:
- the ratio of the predicted output to the value of its production capacity;
- the share of innovative products in the production of enterprise;
- depreciation of fixed assets of the enterprise;
- the ratio of the number of employed convicts at the facilities of the penal system to the number of inmates to be held liable to work.
According to the planned indicators and threshold values the level of economic security of penal institutions can be characterized.
Key words: economy, economic security, economic security criteria, the threshold levels, accounts payable, the rate of production, production capacity, innovative products, depreciation of fixed assets.
References
1. Jekonomicheskaja bezopasnost' Rossii [The economic security of Russia. Edited by V. K. Senchagova]. Under the editorship of V. K. Senchagov. Moscow, 2012, 815 p.
2. Smirnova I. N., Shcherbakov A. V. Sovershenstvovanie organizacionnogo obespechenija bezopasnosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Improving the organizational security of the penal system]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2014, no. 1, p. 14.
3. Barmashov V. I. Ispol'zovanie intellektual'nogo potenciala osuzhdennyh k lisheniju svobody v celjah sovershenstvovanija ih trudovoj adaptacii [The use of the intellectual potential of the convicted persons to deprivation of liberty in order to improve their labour adaptation]. Chelovek : prestuplenie i nakazanie - Man : Crime and Punishment, 2014, no. 1, p. 103.
4. Yunusov S. A. Sovremennye problemy privlechenija osuzhdennyh k trudu v kontekste realizacii principa spravedlivosti v dejatel'nosti UIS [Current problems of involvement of convicted persons in labour in the context of realization of the principle of justice in the penal activity]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: Crime and Punishment, 2014, no. 2, p. 158.
УДК 331.101:343 .8 ИЛЬЯ НИКОЛАЕВИЧ ЧЕРНЫШОВ,
ББК 65.292.9-64 преподаватель кафедры экономики и менеджмента
Ч-49 Е-шаП: [email protected];
МИХАИЛ ИВАНОВИЧ КУПЦОВ,
кандидат физико-математических наук, доцент, начальник кафедры математики и информационных технологий управления
(Академия ФСИН России) Е-таП: [email protected].
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ ОСУЖДЕННЫХ В ПРОЦЕССЕ ТРУДА:
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
Реферат: анализ существующих тенденций развития производственного комплекса учреждений уголовно-исполнительной системы России указывает на близость стагнации. Упрощение трудовых функций, составляющих содержание труда осужденных, по причине низкой рабочей квалификации и изношенности производственных фондов вкупе с низким уровнем трудовой занятости контингента исправительных учреждений создают объективные затруднения реализации основных целей труда - исправление преступников и возмещение ими ущерба, причиненного потерпевшим лицам и государству. Кроме того, стабильно высокая финансовая нагрузка на работающих осужденных, проявляющаяся в форме удержаний из их заработной платы, нивелирует принцип материальной заинтересованности в результатах общественно полезного труда.
С целью изучения структуры социальных и экономических интересов современных осужденных в различных условиях отбывания наказания анализируются результаты анонимного социологического опроса 250 осужденных, занятых на производственных объектах исправительных учреждений, а также 74 сотрудников, проходящих службу в подразделениях уголовно-исполнительной системы. Респонденты высказывают свое мнение о сравнительной значимости материальных и моральных мотивов трудоустройства осужденных. Сопоставление ответов осужденных и сотрудников администрации исправительных учреждений указывает на низкую роль стандартных материальных мотивов в системе экономических интересов, что подтверждается результатами аналогичных исследований в других регионах России.
Отсутствие материальной заинтересованности осужденного в общественно полезном труде и его результатах позволяет сформировать мнение о том, что мотивационная структура работников в местах лишения свободы существенно деформирована в сравнении с мотивационной структурой свободного труженика. Заметны определенные сдвиги в сторону теневизации экономических отношений, что может проявляться в различных формах использования орудий труда и материально-технических ресурсов в личных целях осужденных в ущерб коллективным ценностям и общим целям исправительного учреждения.
В качестве итогового формулируется вывод о необходимости трансформации существующих отношений в сфере труда осужденных в направлении повышения их материальной заинтересованности в результатах общественно полезного труда.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, производство в уголовно-исполнительной системе, трудовая занятость осужденных, выработка осужденных, заработная плата осужденных, производственные отношения, экономические интересы, мотивация, материальное стимулирование, теневые экономические отношения.
Проблемы привлечения осужденных к производительному оплачиваемому труду не теряют своей актуальности на протяжении всего постсоветского двадцатилетия. Однако, несмотря на определенные усилия, предпринимаемые со стороны уголовно-исполнительной системы (УИС), прогнозировать окончательное их решение в обозримой перспективе вряд ли представляется возможным.
За годы либеральных экономических преобразований состояние «тюремного» производства
объективно оценивается как близкое к стагнации [10]. Несмотря на устойчивую положительную динамику выпуска товарной продукции производственными подразделениями исправительных учреждений (рис. 1), тенденции роста выручки (и, как следствие, выработки) в основном обусловливаются макроэкономическими факторами: ростом цен на сырье, повышением тарифов на энергоносители, что в конечном итоге увеличивает материалоемкость продукции.
Рис. 1. Динамика производства товарной продукции и производительности труда осужденных к лишению свободы в 2008-2012 гг. (официальная статистика ФСИН России, расчеты автора)
Однако оценка конкурентоспособности выпускаемой осужденными продукции, предназначенной к реализации как внутри ведомства, так и за его пределами, объективно указывает на существование серьезных проблем. Изделия, производимые осужденными, отличаются низкими параметрами технологичности и каче-
ства, невысокими потребительскими свойствами. Это ярко иллюстрирует негативная динамика фонда оплаты труда (ФОТ) за 2011-2012 гг., очищенного от инфляционной составляющей, которая регистрирует снижение зарплатоемкости производства в исправительных учреждениях (рис. 2).
Рис. 2. Динамика фонда заработной платы и реального фонда рабочего времени, отработанного осужденными к лишению свободы в 2008-2012 гг. (официальная статистика ФСИН России, расчеты автора)
При малой вариативности количества отработанных осужденными дней на производственных объектах исправительных учреждений представленная на графике динамика ФОТ напрямую указывает на снижение среднего разряда выполняемых работ, то есть фактически -на упрощение трудовых функций в процессе производства продукции [8].
Текущее состояние социально-трудовой сферы УИС, оцениваемое широким спектром технико-экономических показателей (вывод осужденных на оплачиваемые работы, количество отработанных человеко-дней, среднедневная заработная плата, процент выполнения нормированных заданий и пр.), несмотря на положительную динамику в сравнении с кризисным 2009 г., также остается на достаточно низком уровне (рис. 3).