Научная статья на тему 'Вопросы проведения системного аудита инвестиционной программы содействия социально- экономическому развитию Республики Южная Осетия'

Вопросы проведения системного аудита инвестиционной программы содействия социально- экономическому развитию Республики Южная Осетия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / STATE INVESTMENT / СИСТЕМНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / SYSTEM EFFICIENCY / СИСТЕМНЫЙ АУДИТ / SYSTEM AUDIT / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / STRATEGY DEVELOPMENT / ДОСТИЖЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ / THE ACHIEVEMENT OF STRATEGIC OBJECTIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кумаритова Т. В., Букулов В. В., Дзагоева М. Р.

В условиях государственного стратегического планирования социально-экономического и инвестиционного развития РЮО вопросы финансового контроля становятся более актуальными. Инвестиционное развитие РЮО является наиболее приоритетным направлением финансовой помощи РФ на сегодняшний день. Приоритетность данного направления требует новых прогрессивных и системных подходов для обеспечения достижения ее целей. В статье рассматриваются вопросы проведения системного аудита инвестиционной программы РЮО как нового вида финансового контроля крупных национальных проектов и программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Under state strategic planning of socio-economic and investment development of the RSOthe tasks of the financialcontrol become more relevant. The investment development of the RSO is the most important financial assistance of the Russian Federation nowadays. Thepriority of the given direction requires the new progressive and systematic approaches to ensure the achievement of its objectives. The system audit of the investment program of the RSO as a new kind of financial control of major national projects and programs is discussedin this article.

Текст научной работы на тему «Вопросы проведения системного аудита инвестиционной программы содействия социально- экономическому развитию Республики Южная Осетия»

Т. В. Кумаритова, В. В. Букулов, М. Р. Дзагоева

ВОПРОСЫ ПРОВЕДЕНИЯ СИСТЕМНОГО АУДИТА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

Аннотация

В условиях государственного стратегического планирования социально-экономического и инвестиционного развития РЮО вопросы финансового контроля становятся более актуальными. Инвестиционное развитие РЮО является наиболее приоритетным направлением финансовой помощи РФ на сегодняшний день. Приоритетность данного направления требует новых прогрессивных и системных подходов для обеспечения достижения ее целей. В статье рассматриваются вопросы проведения системного аудита инвестиционной программы РЮО как нового вида финансового контроля крупных национальных проектов и программ.

Ключевые слова

Государственные инвестиции, системная эффективность, системный аудит, стратегия развития, достижение стратегических целей.

T. V. Kumaritova, V. V. Bukulov, M. R. Dzagoeva

THE TASKS OF THE SYSTEM AUDIT OF THE INVESTMENT PROGRAM FOR PROMOTING SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF SOUTH OSSETIA

Annotation

Under state strategic planning of socio-economic and investment development of the RSOthe tasks of the financialcontrol become more relevant. The investment development of the RSO is the most important financial assistance of the Russian Federation nowadays. Thepriority of the given direction requires the new progressive and systematic approaches to ensure the achievement of its objectives. The system audit of the investment program of the RSO as a new kind of financial control of major national projects and programs is discussedin this article.

Keywords

The state investment, the system efficiency, the system audit, the strategy development, the achievement of strategic objectives.

Государственные инвестиции должны способствовать достижению стратегии социально-экономического развития Республики Южная Осетия (РЮО). Поэтому несмотря на качество текущего финансового контроля, посредством системного аудита требуется определить наиболее важные инвестиционные тенденции, оценивая их влия-

ние на достижение стратегических целей. Системный аудит направлен, прежде всего, на проверку системной эффективности. Системной эффективностью инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию РЮО (инвестиционная программа) является ее соответствие, в первую очередь, конституционным целям развития

и безопасности. Системный аудит является важной частью деятельности по созданию специальных условий органами государственного финансового контроля для эффективного достижения конституционных целей государственного управления. Системный аудит оптимизирует контрольные процедуры и мероприятия за счет возможности использования выводов предыдущего этапа контроля в последующем планировании программы контроля, методично и последовательно выявляя все проблемные области объекта контроля.

Системный аудит инвестиционной программы включает в себя следующие элементы:

• оценку стратегической позиции инвестиционной программы;

• проверку эффективного использования ресурсов инвестиционной программы;

• определение законности и целевого использования ресурсов инвестиционной программы.

Системный аудит инвестиционной программы в части оценки стратегической позиции проходит в 4 этапа:

1) аудит внешних условий эффективного достижения стратегических целей инвестиционной программы;

2) аудит внутренних условий эффективного достижения стратегических целей инвестиционной программы;

3) выявление условий возникновения стратегических разрывов;

4) отчет и рекомендации по созданию благоприятных условий, способные обеспечить нивелирование стратегических разрывов и достижение стратегических целей инвестиционной программы.

Начальным этапом первого уровня системного аудита является анализ влияния внешних условий на достижение стратегических целей инвестиционной программы. На начальном этапе системного аудита анализируются условия стратегического развития ключевого иг-

рока, обладающего наиболее сильным влиянием на формирование и реализацию стратегии инвестиционной программы (ключевой игрок), а также стратегические действия других участников инвестиционной программы. Предметом системного аудита инвестиционной программы на данном этапе является выявление отклонений фактических внешних условий реализации стратегии инвестиционной программы от проектных внешних условий. Вопросами системного аудита внешних условий эффективного достижения стратегических целей инвестиционной программы являются:

• стратегические действия ключевого игрока;

• отражение стратегических действий ключевого игрока в инвестиционной программе;

• степень и характер влияния на инвестиционную программу ключевого игрока;

• классификация других участников инвестиционного процесса, характеристика их стратегических действий;

• главные направления стратегии других участников инвестиционного процесса;

• степень влияния на инвестиционную программу других участников инвестиционного процесса;

• классификация источников финансовых и других ресурсов, необходимых для достижения стратегических целей инвестиционной программы;

• главные направления стратегий источников финансовых и других ресурсов, необходимых для достижения стратегических целей инвестиционной программы;

• степень влияния на инвестиционную программу внешних источников финансовых и других ресурсов, необходимых для достижения ее стратегических целей;

• систематизация внешних ключевых факторов стратегического успеха инвестиционной программы.

Системный аудит внешних условий эффективного достижения стратегических целей инвестиционной программы определяет правильность спроектированной инвестиционной деятельности, вскрывает отклонения от принятых параметров стратегического инвестиционного развития и определяет их причины, а также будущие угрозы и возможности.

Внешняя среда является важным источником финансовых и других ресурсов инвестиционной программы. В силу их нестабильности и ограниченности существует вероятность срыва получения нужных ресурсов, которая будет влиять на реализацию инвестиционной программы. Поэтому важно определять и оценивать внутренний потенциал и внутренние источники ресурсов. Вопросами системного аудита внутренних условий эффективного достижения стратегических целей инвестиционной программы являются:

• соответствие условий внутренней среды инвестиционной программы условиям ее внешней среды;

• приемлемый уровень исполнения стратегии, основные препятствия достижения стратегических целей инвестиционной программы изнутри;

• учет слабых и сильных сторон инвестиционной программы ее внутренних возможностей и угроз;

• понимание и поддержка стратегии инвестиционной программы на всех уровнях его исполнения, информированность исполнителей инвестиционной программы об ее стратегии, осознание своего места в нем и их вовлеченность в ее реализацию;

• эффективность организационной структуры инвестиционной программы и ее стиля управления;

• достаточность внутренних ресурсов стратегии инвестиционной программы.

Системный аудит на данном этапе выявляет информированность исполни-

телей о стратегии инвестиционной программы, положительное или отрицательное ее восприятие, степень согласования организационной структуры и кадровой политики стратегическим целям. Результаты аудита внешних и внутренних условий эффективного достижения стратегических целей инвестиционной программы предназначены для того, чтобы дать возможность разобраться в факторах и условиях достижения успеха, а также требуемой проекции, способной достигать желаемого результата. Оценивая текущую ситуацию и стратегические цели инвестиционной программы, можно понять, каким образом следует согласовать деятельность различных ее частей, чтобы минимизировать стратегические разрывы. После изучения и анализа внутренних и внешних условий устойчивого инвестиционного развития на третьем этапе устанавливаются стратегические разрывы и условия, приводящие к ним.

Стратегический разрыв — это разрыв между желаемым и фактическим состоянием дел. В прогнозировании и планировании, особенно в долгосрочной перспективе в условиях неопределенного будущего независимо от качества управления, стратегических разрывов избежать невозможно. Это всегда будет нести угрозу будущим стратегическим успехам. Поэтому выявление стратегических разрывов, правильное понимание причин их возникновения и поиск резервов их ликвидации являются основными задачами системного аудита. Для решения этих задач требуется выявление возможностей и угроз стратегии инвестиционной программы, определение сильных и слабых ее сторон, своевременное принятие решений по реализации возможностей и нивелированию нежелательных событий. Подобный подход способствует выявлению условий, которые будут способствовать эффективной реализации стратегии инвестиционной программы или

которые, наоборот, будут препятствовать ее реализации.

По результатам системного аудита на первом уровне необходимо определять, каким образом можно повлиять на внешнюю среду, какие выгоды от этого можно получить, и уже после этого даются рекомендации для принятия решений. На основании полученной информации может предлагаться новая стратегия инвестиционной программы, которая наилучшим образом может отвечать интересам стратегического развития. На основании полученной информации можно строить вероятные сценарии поведения, так как, оценивая текущие операции и стратегические цели инвестиционной программы, можно понять, куда инвестировать ресурсы и каким образом согласовать деятельность различных ее подразделений, чтобы получить новые преимущества и возможности. На основании полученной информации можно также понять, как нейтрализовать внешние угрозы и минимизировать внутренние слабости. В случае выявления факта недостижимости стратегических целей инвестиционной программы даются рекомендации о прекращении финансирования либо коррекции целей в соответствии с новыми реалиями и обстоятельствами. Отчет должен содержать информацию о целесообразности проведения дальнейших контрольных мероприятий для раскрытия полного круга причин стратегических разрывов.

Вторым уровнем проведения системного аудита является аудит условий эффективного распоряжения ресурсами инвестиционной программы, который приобретает актуальность после отрицательных выводов системного аудита эффективного достижения ее стратегических целей. Для формулирования предмета аудита инвестиционной программы на данном этапе необходим анализ причин недостижения ее стратегических целей, так как причиной отри-

цательных результатов могут быть как некачественное исполнение стратегического плана инвестиционного развития РЮО, так и наличие недостижимых по объективным причинам ее стратегических целей. Условиями эффективного распоряжения ресурсами инвестиционной программы являются:

• наличие достижимых стратегических целей инвестиционной программы;

• возможности экономного, продуктивного и результативного распоряжения ресурсами инвестиционной программы;

• эффективная организационно-управленческая система распоряжения ресурсами инвестиционной программы;

• установленные в нормативных актах ответственности за результаты распоряжения ресурсами инвестиционной программы;

• возможности определения и измерения эффективности распоряжения ресурсами инвестиционной программы, в том числе социальных эффектов и косвенных результатов от ее реализации;

• законодательно утвержденные критерии, индикаторы, стандарты и показатели эффективного распоряжения ресурсами инвестиционной программы;

• наличие инструментов и процедур определения эффективного распоряжения ресурсами инвестиционной программы;

• действенная система внутреннего аудита, обеспечивающая условия эффективного распоряжения ресурсами инвестиционной программы.

Программа проведения аудита условий эффективного распоряжения ресурсами инвестиционной программы должна содержать предмет, цели и способы проведения с учетом того, что вопросы, связанные с эффективностью, разнообразны и имеют достаточно сложные причинно-следственные связи. При определении предмета аудита эф-

фективного распоряжения ресурсами инвестиционной программы необходимо также учитывать его значимость для достижения стратегических целей инвестиционной программы.

Эффективность распоряжения ресурсами инвестиционной программы определяется соотношением достигнутых результатов с затратами на их достижение. Эффективность инвестиционной программы заключается в экономном, продуктивном и результативном распоряжении ее ресурсами. Экономное распоряжение ресурсами инвестиционной программы означает осуществление затрат в минимально возможном количестве по наиболее низкой стоимости без ущерба для достижения плановых результатов и ожидаемых социально-экономических эффектов. Продуктивность распоряжения ресурсами инвестиционной программы показывает достижение наиболее высоких результатов при плановом использовании ресурсов. Результативностью распоряжения ресурсами инвестиционной программы является достижение стратегических и тактических ее целей, получение планового социально-экономического эффекта от него и решения поставленных задач.

В результате сравнения фактических и нормативных показателей готовится заключение об эффективном распоряжении ресурсами инвестиционной программы. В случае если аудитом установлено достаточно эффективное распоряжение ресурсами инвестиционной программы, то риск нецелевого использования ее финансовых средств минимален. В таком случае можно предполагать, что в реализации инвестиционной программы, скорее всего, нет серьезных недостатков, и поэтому не требует дальнейшего аудита условий законного и целевого распоряжения ее ресурсами. В случае установления несоответствия фактических показателей установленным стандартам и критериям проверка

продолжается в той мере, в какой это необходимо для выявления конкретных причин неэффективного распоряжения ресурсами инвестиционной программы. Выводы о неэффективном распоряжении ресурсами инвестиционной программы открывают путь для проведения аудита условий законного и целевого распоряжения ее ресурсами.

В рамках системного аудита с высокой степенью эффективности определяются заведомо проблемные области исполнения финансового законодательства. Аудит условий законного и целевого распоряжения ресурсами инвестиционной программы выявляет нарушения нормативных правовых актов, которые привели к неэффективному распоряжению ее ресурсами и стратегическим разрывам в нем. Условиями целевого и законного распоряжения ресурсами инвестиционной программы являются:

- ведение полного бухгалтерского учета и достоверной бюджетно-финансовой отчетности инвестиционной программы;

- соответствие порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и бюджетно-финансовой отчетности объектов инвестиций условиям эффективного достижения стратегических целей инвестиционной программы и эффективного распоряжения ее ресурсами;

- эффективная система внутреннего аудита условий законного и целевого распоряжения ресурсами инвестиционной программы.

Системный аудит завершается обобщением и оценкой результатов аудита условий целевого и законного распоряжения ресурсами инвестиционной программы, их влияния на эффективное распоряжение ее ресурсами и на достижение ее стратегических целей. Аудитор оценивает полученные доказательства на предмет достаточности и значимости для эффективного распоряжения ресурсами инвестиционной программы и достижения ее стратегических

целей. Отчет о результатах аудита условий целевого и законного распоряжения ресурсами инвестиционной программы должен содержать:

- информацию о неэффективном распоряжении ресурсами инвестиционной программы по причине нецелевого и незаконного распоряжения ее ресурсами;

- информацию о недостижении стратегических целей инвестиционной программы по причине нецелевого и незаконного распоряжения ее ресурсами;

- определение методик и нормативов целевого и законного распоряжения ресурсами инвестиционной программы, способствующих наиболее эффективному распоряжению ее ресурсами и достижению ее стратегических целей;

- определение учетной политики, способствующей наиболее эффективному распоряжению ресурсами инвестиционной программы и достижению ее стратегических целей.

Системный аудит решает задачи согласованности, взаимосвязанности и оптимизации всего комплекса мероприятий финансового контроля инвестиционной программы, поэтапно используя аудит условий эффективного достижения стратегических целей, аудит условий эффективного распоряжения ресурсами и аудит условий целевого и законного распоряжения ресурсами, тем самым выявляя весь комплекс нарушений, отклонений и их причинно-следственных связей.

Таким образом, за счет системного подхода к аудиту инвестиционной программы выявляется весь комплекс проблем по ее реализации в оптимально короткие сроки, рационально используется рабочее время аудиторов и в конечном итоге достигается наибольший эффект от контрольных мероприятий.

Библиографический список

1. Букулов, В. В., Дзагоева, М. Р. Финансовый контроль в Республике Южная Осетия в условиях перехода к

системе государственного стратегического планирования социально-экономического развития // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) . — 2013. — № 1-2 (41-42) . — С. 132-138.

2. Букулов, В. В., Дзагоева, М. Р. Методологические аспекты достижения контролируемости объекта стратегического аудита в Республике Южная Осетия // Устойчивое развитие горных территорий. — 2013. — № 4. — С. 83-88.

3. Джабиева, А. А., Дзагоева, М. Р. Бюджет и бюджетная политика в условиях модернизации экономики // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова.

— 2012. — № 2. — С. 402-406.

4. О стратегическом планировании в РЮО : [Закон от 13.12.2011].

5. Кузенков, А. Л. Стратегический мониторинг в системе государственных программ и проектов // Доклад аналитического центра при Правительстве Российской Федерации» на 2011г.

6. Платов, В., Золотарева, С., Платова, О. Технология стратегического планирования и управления. — М. : Дело АНХ, 2012.

7. Попов, В. Н., Касьянов, В. С., Савченко, И. П. Системный анализ в менеджменте : электронный учебник. — М. : КноРус, 2010.

8. Столяров, Н. С. Финансовый контроль в системе стратегического управления социально-экономическим развитием России (теория и практика).

— М., 2006.

Bibliographic list

1. Bukulov, V. V., Dzagoevа, M. R. The financial соп1хо1 in the Republic of South Ossetia in the transition to the system of state strategic planning of socioeconomic development // Vestnik of RSUE (RINH). — 2013. — № 1-2 (41-42). — P. 132-138.

2. Bukulov, V. V., Dzagoeva, M. R. The methodological aspects of achieving strategic audit of the controlled object in the Republic of South Ossetia // Sustainable development of mountain territories. — 2013. — № 4. — P. 83-88.

3. Dzhabieva, A. A., Dzagoeva, M. R. Budget and Fiscal Policy in the modernization of the economy // Herald North Osse-tian State University of C. L. Khetagurova. — 2012. — № 2. — P. 402-406.

4. The strategic planning in South Ossetia : [Law of 13.12.2011].

5. Kuzenkov, A. L. The strategic monitoring of the system state programs

and projects // Report of the Analytical Center under the Government of the Russian Federation in 2011.

6. Platov, V., Zolotareva, S., Platov, O. The technology of the strategic planning and management. — M. : Case ANE, 2012.

7. Popov, V. N., Kasyanov, V. S., Savchenko, I. P. The system analysis in management: electronic textbook. — M. : KnoRus, 2010.

8. Stolyarov, N. S. The financial control in the strategic management of socioeconomic development of Russia (theory and practice). — M., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.