Инвестиционный потенциал
УДК 332.05
КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
И.З. ТОГУЗОВА, кандидат экономических наук Е-mail: [email protected] Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Владикавказский филиал
Произошедшие за последние годы кардинальные преобразования в экономике России повлекли существенные изменения в части теоретических, методических и методологических подходов к организации финансирования инвестиционной деятельности как на макроуровне, так и на областном уровне. В современных условиях динамичность процессов в экономике обусловливает необходимость использования новых принципов в определении набора показателей, характеризующих финансовые возможности региона.
В статье отражены подходы к оценке финансового потенциала региона с использованием системы интегральных показателей, представлены основные методики интегрирования показателей, выявлены их достоинства и недостатки, а также обоснована эффективность применения разных методов при оценке инвестиционного потенциала региона.
Представлена качественная и количественная характеристика инвестиционного потенциала Республики Северная Осетия — Алания. Систематизированы показатели, оценивающие инвестиционный потенциал с позиции способностей региона продуцировать собственные финансовые, инвестиционные ресурсы, привлекать и аккумулировать внешние ресурсы, трансформировать ресурсы и сбережения в инвестиции. Показатели денежно-кредитной сферы проанализированы как ключевые, дающие оценку кредитному потенциалу экономики.
Целью исследования было изучение инвестиционного потенциала экономики региона, позволяюще-
го определить степень достижимости и обоснованности стратегических и тактических задач региона и его хозяйствующих субъектов.
С помощью эконометрических методов проанализированы качественные и количественные аспекты оценки инвестиционного потенциала региона, определены направления его увеличения.
В качестве показателей формирования инвестиционного потенциала выделены параметры состояния финансового и денежного рынка Республики Северная Осетия — Алания. Проанализированы состояние финансовой инфраструктуры, данные об объеме кредитов, депозитов и прочих размещенных средств в рублях по кредитным организациям, зарегистрированным в республике, средневзвешенные процентные ставки кредитных организаций по кредитным и депозитным операциям.
Сделан вывод о том, что управление финансово-инвестиционным потенциалом должно основываться на его наращивании за счет организации многоканальной системы финансирования, формирования институтов финансово-инвестиционной инфраструктуры, активизации рынка финансовых ресурсов региона.
Ключевые слова: инвестиционная деятельность, динамика, инвестиционный потенциал, инвестиции, инвестиционная привлекательность, инвестиционная емкость
Одной из основных задач, стоящих сейчас перед государством, территориальными комплексами, отраслями и хозяйствующими субъектами, является формирование новой системы управления, ключевыми элементами которой выступают планирование и прогнозирование. При этом, чтобы регулирующее воздействие государства и других субъектов управления были продуктивными, необходимо точное знание состояния экономики страны, ее отраслей, отдельных территориальных комплексов. Акцент при решении поставленных задач должен быть смещен в сторону возможностей и способностей отраслей, предприятий, хозяйствующих субъектов, различных секторов экономики страны производить товары и услуги, удовлетворяя и учитывая при этом интересы всех участников формируемой социально-экономической системы.
Целью исследования является изучение инвестиционного потенциала экономики региона, позволяющего определить степень достижимости и обоснованности стратегических и тактических задач, стоящих перед регионом и его хозяйствующими субъектами. Это связано также с тем, что в современных условиях одной из главных проблем регионов и хозяйствующих субъектов, государства в целом является поиск источников финансирования инвестиционной деятельности. Ограниченность ресурсов может привести к необходимости пересмотра отобранных для реализации программ и проектов или методов влияния на составляющие потенциала.
Инвестиционный потенциал отражает возможности, позволяющие аккумулировать необходимый и достаточный объем инвестиционных ресурсов для осуществления инвестиционной деятельности, направленной на формирование экономики. Понятие «инвестиционный потенциал» многогранно и включает в себя как физическую способность хозяйствующих субъектов, территориальных органов власти и государства вкладывать средства в экономику и возможность привлечения свободных денежных средств (сбережений в качестве потенциальных инвестиций), так и понятие «инвестиционная емкость», подразумевающее возможность и готовность субъекта хозяйствования воспринять инвестиционные средства.
С формированием и максимально полным использованием инвестиционного потенциала связана и проблема устойчивого развития социально-экономических систем. В современных условиях ее решение основывается на комплексном подходе,
включающем в себя всесторонний и полный учет количественных и качественных факторов, влияющих на протекание социально-экономических процессов. В связи с этим рассмотрение понятия «инвестиционный потенциал» в отрыве от финансовых, научно-технических, интеллектуальных и других возможностей представляется, на взгляд авторов, нецелесообразным. Поэтому в экономической литературе все чаще встречаются понятия «финансово-инвестиционный потенциал», «инновационно-инвестиционный потенциал», а не «инвестиционный потенциал» как таковой. Кроме того, стираются грани между экономическим, инвестиционным и финансовым потенциалами.
При исследовании инвестиционного потенциала в качестве самостоятельной экономической категории необходимо различать его формирование и использование как отдельные аспекты инвестиционного механизма территориального комплекса.
Способности продуцировать собственные финансовые, инвестиционные ресурсы, привлекать и аккумулировать внешние ресурсы, трансформировать ресурсы и сбережения в инвестиции лежат в основе формирования инвестиционного потенциала социально-экономических систем. И оценка перечисленных способностей и возможностей должна быть базисом при разработке социально-экономических стратегий государства, отдельных территорий и хозяйственных комплексов. В связи с этим разработка системы показателей, характеризующих и позволяющих дать количественную и качественную характеристику инвестиционного потенциала региона, представляется основой принятия инвестиционных решений (табл. 1).
Необходимо отметить, что возможности разных регионов РФ по формированию инвестиционного потенциала различаются. Это связано с разными природно-климатическими условиями, обеспеченностью полезными ископаемыми, сложившимися структурой экономики и системой разделения труда, уровнем развития производства, инфраструктурной обустроенностью и другими факторами.
По некоторым параметрам инвестиционный потенциал Республики Северная Осетия — Алания значительно отстает (трудовой, инфраструктурный, туристический) от потенциала других республик СКФО, а по природно-ресурсному — превосходит (табл. 2).
Данные, представленные в табл. 2, свидетельствуют о неразвитости инвестиционной инфра-
структуры, низком качестве трудовых ресурсов (квалифицированных работников в разных сферах деятельности), нехватке финансовых ресурсов для решения тех или иных задач, о проблемах туристического кластера республики.
Авторами также были проанализированы основные социально-экономические показатели Республики Северная Осетия — Алания, позволяющие как с количественной, так и с качественной стороны оценить его инвестиционный потенциал (табл. 3).
Таблица 1
Система показателей для расчета инвестиционного потенциала региона
Система показателей Характеристика
Показатели, характеризующие способность продуцировать собственные финансовые, инвестиционные ресурсы Уровень жизни населения. Уровень безработицы. Рост производства. Состояние окружающей среды. Рост ВРП. Качество рабочей силы. Наличие и стоимость рабочей силы. ВРП на душу населения. Объем природных ресурсов на душу населения. Среднемесячная заработная плата. Денежные доходы в расчете на душу населения. Оценка запасов основных природных ресурсов. Степень развития малого предпринимательства в исследуемом регионе. Объем промышленного производства и темп его изменения. Экспорт продукции из региона за рубеж. Физические возможности человека. Величина местных налогов и сборов. Дивиденды от доли региона в уставном капитале предприятий и организаций. Резервы развития региона путем эффективного использования его географического положения, климатических и ландшафтных условий. Степень изношенности производственных фондов. Структура и объем производства. Величина и эффективность использования производственных фондов. Численность экономически активного населения
Показатели, характеризующие способность привлекать и аккумулировать внешние ресурсы Текущая инфляция. Динамика инфляции. Рост экспорта. Скорость внедрения достижений НТП. Рост инвестиций. Степень монополизма в регионе. Объем иностранных инвестиций. Объем и динамика инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям региона на душу населения. Отраслевая структура использования инвестиций в основной капитал. Внешние инвестиции в экономику региона. Объем отгруженных товаров собственного производства. Местные законы, регулирующие инвестиционную деятельность. Инвестиционная активность. Объемы дотаций, трансфертных платежей. Сальдированная прибыль на душу населения. Уровень инвестиционной привлекательности. Устойчивость развития. Действующие инвестиционные программы. Приоритетные региональные проекты. Перспективные направления для инвестирования. Процентные ставки по кредитам. Скорость принятия решений
Окончание табл. 1
Система показателей Характеристика
Показатели, характеризующие способность трансформировать ресурсы и сбережения в инвестиции Уровень налогообложения. Динамика налогов. Льготы, предоставляемые инвесторам. Уровень развития объектов инфраструктуры и их доступность. Обеспеченность жителей региона жильем, легковыми автомобилями. Количество информационных источников. Степень доступности информационных источников. Качество информации. Количество организаций, использующих коммуникационные и информационные технологии. Качество предлагаемых услуг. Стоимостный объем платных услуг на душу населения. Особенности менталитета. Состояние развития финансовой и производственной инфраструктур. Структура и объем социальной инфраструктуры. Степень соответствия предлагаемых услуг запросам населения. Концепция управления, качество управления. Налоговая поддержка инвесторов. Инвестиционный риск. Индекс качества жизни. Обеспеченность жильем на душу населения
Таблица 2
Ранги составляющих инвестиционного потенциала СКФО в 2013 г.
Потенциал Республика Северная Осетия — Алания Кабардино-Балкарская Республика Чеченская Республика Карачаево-Черкесская Республика
Трудовой 54 63 66 71
Потребительский 64 65 56 74
Производственный 75 73 77 74
Финансовый 66 69 59 76
Институциональный 71 68 74 75
Инновационный 69 66 74 72
Инфраструктурный 8 16 24 55
Природно-ресурсный 75 35 72 60
Туристиче ский 55 59 80 48
Справочно
Изменение ранга потенциала, 2013 г. к 2012 г. 0 0 -1 -2
Доля в общероссийском потенциале в 2013 г., % 0,507 0,516 0,416 0,323
Изменение доли в потенциале, 2013 г. к 2012 г, п.п. -0,026 -0,038 -0,048 -0,027
Источник: данные рейтингового агентства «Эксперт РА». URL: http://raexpert.ru.
Таблица 3
Основные количественные социально-экономические показатели Республики Северная Осетия — Алания в 2010-2013 гг.
Показатель 2010 2011 2012 2013
Доходы бюджета, тыс. руб. 17 787 369,29 19 860 488,25 22 601 038,07 10 883 783,04
Расходы бюджета, тыс. руб. 19 789 674,75 21 228 736,61 21 905 465,91 10 697 756,37
Профицит (+) / дефицит (-) бюджета, тыс. руб. -2 002 305,46 -1 368 248,36 695 572,16 186 026,67
ВРП, млрд руб. 75,3 85,1 97,1 -
ВРП на душу населения, руб. 105 781,6 119 861,1 - -
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по ВЭД, млн руб. 19 048 20 411 20 233 10 094
Окончание табл. 3
Показатель 2010 2011 2012 2013
Объем инвестиций от иностранных инвесторов, всего, - - - 399
тыс. долл.
Импорт, млн долл. 70,8 157,1 65,2 10,5
Экспорт, млн долл. 71,7 90,1 54,5 9,5
Индекс тарифов на грузовые перевозки, в % к декабрю 100 105,3 106,4 100
предыдущего года
Индекс цен строительной продукции, в % к декабрю 108,7 108,7 104,2 101,4
предыдущего года
Денежные доходы в расчете на душу населения, руб. 24 095,1 26 531,5 29 354,6 15 287,8
Среднемесячная заработная плата (с учетом выплат 11 959 13 267,9 16 641,4 17 978
социального характера), руб.
Количество безработных, чел. 37 000 30 000 9 373 11 047
Уровень безработицы, % - - 2,6 3,1
Потребности организаций в работниках, чел. - - 1 533 904
Количество занятых в экономике, тыс. чел. 336 324 - 112
Объем ввода в действие жилых домов, тыс. м2 общей 198 200,1 205,7 87,1
площади
Стоимость работ, выполненных по виду деятельности 12 943,9 14 654 12 091,6 2 603,3
«Строительство», млн руб.
Количество всего населения на начало года, тыс. чел. 712,97 712,48 709 706,1
Объем и динамика инвестиций в основной капитал по - 19,9 21,8 23
крупным и средним предприятиям региона на душу
населения, млрд руб.
Количество субъектов всех видов деятельности, шт. - 11 539 11 485 11 638
Прибыль и убыток организаций, млн руб. - 655,7 923 1 276,4
Источник: Инвестиционный портал СКФО. URL: http://investkavkaz.ru.
Некоторые данные не поддаются количественной оценке, поэтому необходимо провести качественный анализ представленных в табл. 1 показателей. Качественная характеристика дана тем показателям, которые в основном отвечают за способность трансформировать сбережения населения, а также временно свободные денежные средства в инвестиционные ресурсы (табл. 4).
Среди показателей, формирующих инвестиционный потенциал Республики Северная Осетия — Алании, ключевыми являются качество рабочей силы, а также количество и качество информации, представляемой субъектами власти по инвестиционной деятельности республики. И в этой сфере необходимо усилить взаимодействие органов власти с субъектами хозяйствования в плане оказания консультационных услуг предпринимателям. В качестве промежуточного звена здесь представляются, хотя бы на первое время, специалисты, работающие в сфере науки и образования, составляющие научный потенциал республики. При этом они должны в соответствии с потребностями рынка труда пройти краткосрочные курсы повышения квалификации в ведущих вузах страны. В Республике Северная
Осетия — Алания только государственных вузов насчитывается четыре, филиалов ведущих столичных вузов — два. Целесообразность повышения в госструктурах числа таких специалистов обосновывается также тем, что этот шаг позволяет одновременно сохранить инновационный потенциал и увеличить инвестиционный потенциал.
Следующим по значимости показателем формирования инвестиционного потенциала является состояние финансового и денежного рынка республики. И здесь следует проанализировать наличие финансовой инфраструктуры, данные об объеме кредитов, депозитов и прочих размещенных средств в рублях по кредитным организациям, зарегистрированным в Республике Северная Осетия — Алания, средневзвешенные процентные ставки кредитных организаций по кредитным и депозитным операциям. Что касается количества кредитных организаций, то этот показатель имеет тенденцию к снижению.
Проанализировав данные табл. 5, можно отметить, что количество кредитных организаций за последние четыре года снизилось с 6 до 4 ед. (табл. 5). Уменьшилось и количество филиалов с 12 до 9 ед. С учетом того, что институты парабан-
Таблица 4
Основные качественные характеристики социально-экономического развития Республики Северная Осетия — Алания
Показатель Характеристика
Географическое положение региона по отношению к внешнеторговым выходам России Республика Северная Осетия — Алания расположена на юге Российской Федерации, на северном склоне Большого Кавказского хребта и на прилегающих к нему наклонных равнинах. Расстояние от Владикавказа до Москвы — 1 923 км. Граничит на севере со Ставропольским краем, на западе — с Кабардино-Балкарской Республикой, на востоке — с Республикой Ингушетия, на юге по хребтам Большого Кавказа — с Грузией и Республикой Южная Осетия
Состояние окружающей среды Уровень загрязнения компонентов ландшафта имеет тенденцию к росту. Экологическая обстановка характеризуется как особо сложная. Это связано с продолжительным функционированием горно-промышленного и металлургического комплексов
Качество рабочей силы Низкий уровень профессиональной и квалификационной пригодности работников в целях инвестиционной деятельности региона
Оценка запасов основных природных ресурсов Республика богата водными и гидроэнергетическими ресурсами, полиметаллическими рудами, сырьем для цементной промышленности и природными строительными материалами, а также запасами доломитов
Структура и объем производства В целом структура экономики сбалансирована и ориентирована преимущественно на вывоз производимой продукции. Основными отраслями являются пищевая промышленность, цветная металлургия, электроэнергетика, машиностроение и металлообработка (удельный вес в объеме промышленного производства равен 84,5%). На транспорт и логистику приходится 7,7% валового регионального продукта. В структуре ВРП значительна и доля сельского хозяйства (17,8%). Общая площадь сельскохозяйственных угодий в регионе — 3,1 тыс. км2 (38% от общей площади территории), из которых более половины (61%) приходится на пашни
Количество информационных источников, качество информации Основными источниками информации для оценки инвестиционного потенциала республики являются официальные данные таких региональных органов, как министерство экономического развития, управление по поддержке и развитию малого предпринимательства, министерства государственного имущества и земельных отношений, агентства инвестиционного развития, гарантийного фонда, фонда микрофинансирования. Однако представленная информация ограничивается 2011 г Кроме того, имеются претензии к качеству предъявляемой информации
Источник: министерство экономического развития Республики Северная Осетия — Алания. URL: http://economyrso.ru.
Таблица 5
Количество кредитных организаций в регионе
Дата Количество кредитных организаций в регионе Количество филиалов
Всего кредитных организаций, головная организация которых находится в данном регионе кредитных организаций, головная организация которых находится в другом регионе
01.04.2010 6 11 3 8
01.01.2011 6 12 4 8
01.01.2012 5 11 4 7
01.01.2013 5 11 4 7
01.01.2014 4 9 1 8
Источник: данные Банка России. URL: http:// www.cbr.ru.
ковской системы в республике не развиты, такие тенденции снижают уровень конкуренции на финансовом рынке, что сказывается как на качестве предоставляемых услуг, так и на процентной политике банков. В результате снижается кредитный потенциал инвестиционного развития.
Это подтверждается данными табл. 6. Только за 2013 г. объем кредитов, депозитов и прочих размещенных средств в рублях по кредитным организациям, зарегистрированным в Республике
Северная Осетия — Алания, сократился с 6 986 971 до 4 833 311 тыс. руб., из них кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым организациям, — в два раза.
Что касается удельного веса анализируемого показателя в структуре предоставленных кредитов по СКФО, то в 2014 г. он составил всего 10% выданных в СКФО кредитов (136 млн руб.). Из них 72% было предоставлено субъектам малого и среднего предпринимательства (табл. 7).
Таблица 6
Данные об объеме кредитов, депозитов и прочих размещенных средств в рублях по кредитным организациям, зарегистрированным в Республике Северная Осетия — Алания, в 2013-2014 гг., тыс. руб.
Дата Всего Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым организациям Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные кредитным организациям Кредиты и прочие средства, предоставленные физическим лицам
01.01.2013 6 986 971 6 061 658 55 885 868 333
01.02.2013 6 949 044 6 068 904 4 885 874 160
01.03.2013 6 963 960 5 980 110 79 885 902 870
01.04.2013 7 284 529 6 209 464 59 885 1 014 085
01.05.2013 7314 153 6 232 389 8 885 1 071 784
01.06.2013 7 322 861 6 183 135 19 885 1 117 846
01.07.2013 7 479 027 6 341 478 3 510 1 129 404
01.08.2013 7 777 908 6 618 876 27 510 1 128 851
01.09.2013 7 793 268 6 570 354 2 510 1 206 117
01.10.2013 7 812 202 6 593 263 5 150 1 200 662
01.11.2013 5 083 499 4 092 367 5 150 964 850
01.12.2013 4 871 086 3 956 967 5 150 887 328
01.01.2014 4 833 311 3 851 205 5 150 955 885
Источник: данные Банка России. URL: http:// www.cbr.ru.
Таблица 7
Объем предоставленных в рублях кредитов по состоянию на 01.02.2014, млн руб.
Регион Кредиты субъектам малого и среднего предпринимательства Кредиты индивидуальным предпринимателям
Северо-Кавказский федеральный округ в целом 7 804 1 291
Республика Дагестан 680 180
Республика Ингушетия 173 61
Кабардино-Балкарская Республика 492 60
Карачаево-Черкесская Республика 408 85
Республика Северная Осетия — Алания 481 136
Чеченская Республика 45 17
Ставропольский край 5 525 752
Источник: данные Банка России. URL: http://www.cbr.ru.
Известно, что сбережения населения и временно свободные денежные средства хозяйствующих субъектов являются потенциальными инвестициями. Поэтому объектом исследования явились средс-
тва во вкладах и депозитах, а также на расчетных счетах банков. Этот показатель за 2013 г. снизился более чем вдвое (с 7 714 908 до 3 969 080 тыс. руб.) (табл. 8).
В том числе
средства государс- средства ор- депозиты и прочие
Дата Всего средства бюд- твенных и других ганизации на привлеченные вклады физи-
жетов на р/с внебюджетных фондов на р/с р/с и прочих счетах средства юридических лиц ческих лиц
01.01.2013 7714 908 0 1 624 1 921 294 336 251 5 438 157
01.02.2013 7 834 353 0 1 628 1 887 349 334 251 5 590 707
01.03.2013 7 689 007 0 4 669 1 519 905 334 251 5 820 372
01.04.2013 8 080 860 0 5 843 1 593 318 339 251 6 069 818
01.05.2013 8379216 0 3 138 1 612 903 499 251 6 247 343
Таблица 8
Средства клиентов в рублях по кредитным организациям, зарегистрированным в Республике Северная Осетия — Алания, тыс. руб.
Инвестиционный потенциал Investment potential - 28 -
Окончание табл. 8
В том числе
средства государс- средства ор- депозиты и прочие
Дата Всего средства бюд- твенных и других ганизаций на привлеченные вклады физи-
жетов на р/с внебюджетных фондов на р/с р/с и прочих счетах средства юридических лиц ческих лиц
01.06.2013 8 189 487 0 537 1 391 584 499 251 6 196 605
01.07.2013 8 324 903 0 320 1 285 012 499 251 6 343 716
01.08.2013 8 716 063 0 299 1 633 000 511 094 6 415 935
01.09.2013 8 581 918 0 7 1 482 320 561 094 6 452 640
01.10.2013 8 798 936 0 7 1 294 543 561 094 6 511 218
01.11.2013 3 948 556 0 0 773 974 152 000 3 011012
01.12.2013 3 835 538 0 0 521 321 152 000 3 143 340
01.01.2014 3 969 080 0 0 610 774 152 000 3 196 222
Источник: данные Банка России. URL: http://www.cbr.ru.
Таблица 9
Средневзвешенные процентные ставки кредитных организаций по кредитным и депозитным операциям в рублях без учета ОАО «Сбербанк России» в 2013 г., % годовых
Вид операции Срок 01.2013 02.2013 03.2013 04.2013 05.2013 06.2013 07.2013 08.2013 09.2013 10.2013 11.2013 12.2013 01.2014
Кредиты физи- До 1 года 26,2 25,3 25,4 24,4 25,7 24,9 24,3 23,8 24,4 24,7 25,1 24,7 26,21
ческим лицам Свыше 1 года 21,7 21,2 21,1 21,1 21,1 20,5 20,1 19,5 19,4 19,1 18,9 18,3 18,92
Кредиты нефинансовым организациям До 1 года 10 10,2 10,4 10,2 10,1 10,1 9,9 9,9 9,9 9,8 9,9 10,1 9,63
Свыше 1 года 12,5 12,5 12,2 12,2 12,1 11,8 11,8 11,7 11,9 12 11,5 11,5 11,41
Депозиты физических лиц До востребования 2,3 2,6 2,5 2,2 1,8 2,2 2,3 2,4 2,1 2 2,6 2,5 2,48
До 1 года 8,4 8,3 8,1 8,2 8,2 8,1 7,9 7,9 7,9 7,6 7,5 7,6 7,54
До 1 года не до востребования 7 7,1 6,9 7 6,9 6,8 6,7 6,7 6,6 6,3 6,4 6,5 6,46
Свыше 1 года 9,7 9,5 9,4 9,3 9,3 9,1 8,9 8,7 8,7 8,6 8,6 8,5 8,4
Депозиты нефинансовых До востребования 4,6 4,7 5 4,7 5,1 5 4,9 4,6 4,5 5,2 6,1 6,2 5,57
организаций До 1 года не до востребования 5,3 5,3 5,6 5,6 5,7 5,7 5,6 5,6 5,6 5,5 5,6 5,9 —
Свыше 1 года 9,4 8,6 8,7 7,5 8 7,4 7,9 8,1 8,1 8,1 7,8 8,1 8,04
Источник: данные Банка России. URL: http://www.cbr.ru.
Сложившаяся ситуация объясняется завышенными процентными ставками по кредитам и заниженными ставками по депозитам (табл. 9). Если средняя ставка по срочным до 1 года депозитам физических лиц на январь 2014 г. составляла 7,54%, то по кредитам физическим лицам до 1 года — 26,21%.
Такая ситуация во многом объясняется высокими процентными ставками Банка России (на тот период ставка рефинансирования составляла 8,25%, а ключевая ставка — 7%.). Для сравнения: за рубежом этот показатель варьируется от 0 до 2,75% (табл. 10).
Проведенный анализ показывает, что в сложившейся ситуации рассчитывать на такой внешний источник финансирования инвестиционной деятельности, как кредиты банков, не стоит. Остаются либо внутренние резервы, либо бюджетная поддержка.
Что касается бюджетной поддержки, то, как известно, бюджетные возможности для развития тоже ограничены. Это обусловлено снижением налогового потенциала экономики и высокой долей расходов на трудно сокращаемые социальные статьи бюджета. Кроме того, близок и предел заимствований: в период 2007-2012 гг. отношение государственного
Таблица 10
Процентные ставки зарубежных центральных банков
Страна Центральный банк Последнее изменение Ключевая процентная ставка, %
США FED (Federal Reserve System) 16.12.2008 0,25
Еврозона ECB (European Central Bank) 07.11.2013 0,25
Великобритания BOE (Bank of England) 05.03.2009 0,5
Япония BOJ (Bank of Japan) 19.12.2008 0,1
Канада BOC (Bank of Canada) 08.09.2010 1
Швейцария SNB (Swiss National Bank) 03.08.2011 0
Швеция Riksbank (Sweden Central Bank) 18.12.2013 0,75
Австралия RBA (Reserve Bank of Australia) 06.08.2013 2,5
Новая Зеландия RBNZ (Reserve Bank of New Zealand) 13.03.2014 2,75
Норвегия Norges Bank (The Norwegian Central Bank) 14.03.2012 1,5
Источник: Данные международного дилингового центра Форекс TeleTRADE. URL: http://www.teletrade.ru.
долга к собственным доходам бюджета субъектов выросло с 19 до 21%.
Таким образом, по результатам исследования можно сделать некоторые выводы.
1. В современных условиях при решении проблемы эффективного управления инвестиционным потенциалом региона необходимо использовать системный подход, включающий в себя всесторонний и полный учет количественных и качественных факторов, влияющих на протекание социально-экономических процессов, и учитывающий позитивные и негативные стороны каждой методики оценки инвестиционного потенциала в отдельности.
2. К основными недостаткам существующих оценок инвестиционного потенциала региона относятся необъективность и непрозрачность критериев достоверности показателей инвестиционной привлекательности регионов.
3. Необходимо обеспечить взаимосвязь между инвестиционной привлекательностью региона, проводимой в нем инвестиционной политикой и результатом реализации его инвестиционного потенциала.
4. Управление финансово-инвестиционным потенциалом должно основываться на его наращивании за счет организации многоканальной системы финансирования, формирования институтов финансово-инвестиционной инфраструктуры, активизации рынка финансовых ресурсов региона.
Список литературы
1. Агузарова Ф.С., Токаева С.К. Теоретические и методологические подходы к оценке налогового потенциала // Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 3-3. С.10-13.
2. Березнев С.В., Шевелева О.Б., Начева М.К. Инвестиционный потенциал и инвестиционная привлекательность региона: методы анализа // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 43. С 2-9.
3. Гуриева Л.К. Оценка инвестиционной привлекательности базовых отраслей промышленности Северного Кавказа // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. № 6. С. 176-181.
4. Дзагоева М.Р. Влияние налоговой политики региона на инвестиционную активность предприятия // Управление экономическими системами. 2012. № 37. URL: http://www.uecs.ru/uecs-37-372012/ item/969-2012-01-24-05-52-41.
5. Дзагоева М.Р. Инвестиционные проекты предприятий промышленности и их налогообложение // Вестник ВИЭУП. 2013. № 14. С. 82-89.
6. ДолматоваН.И. Инвестиционный потенциал и его взаимодействие с инфляционным потенциалом в экономике России: монография. Воронеж: Истоки, 2006. 141 с.
7. ИзотоваГ.С. Инвестиционный потенциал — основной ресурс регионов России // Экономические стратегии. 2011. № 7-8. С 120-125.
8. Кабир Л.С. Распределение инвестиционных процессов в Российской Федерации: достигаемые результаты и потенциал развития // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 3. С. 2-12.
9. Коровин И.С. Инвестиционный потенциал регионального бизнеса и отраслевых корпораций // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 6. С 36-43.
10. Лазарова Л.Б., Шанаев Г.Т., Каирова Ф.А. Проблемы привлечения инвестиций в Республике
Северная Осетия-Алания // Гуманитарные и социальные науки. 2014.№ 2. С. 743-746.
11. Лахметкина Н.И. Инвестиционный потенциал — фундаментальное понятие инвестиционного процесса // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 4. С. 17-20.
12. Николаевская О.А. Реализация инвестиционно-финансового потенциала предприятия // Финансы и кредит. 2013. № 30. С. 76-79.
13. Никулина Н.Н. Финансовый и инвестиционный потенциал: сущность и инвестиционные возможности // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. № 2. С. 4-7.
14. Туаева Л.А. Взаимосвязь между медико-демографической ситуацией и социально-экономическим положением в Республике Северная Осетия-Алания // Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 3-3. С. 156-159.
15. Тогузова И.З., Бериева К.Ю. Кредитование малого и среднего бизнеса в РФ // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 39. С. 21-25.
16. ТогузоваИ.З., Кайтмазов В.А. Роль международных резервов в проведении денежно-кредитной политики // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. Электронный журнал. URL: http://www.science-education.ru/117-13263.
17. ТокаевН.Х. Регулирование бюджетных расходов в регионе: особенности методов, тенденции, разработанность норм и правил // Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 3-3. С. 127-132.
18. УрумоваЗ.С. Устойчивое и динамичное развитие горных территорий в условиях инновационного развития российской экономики // Устойчивое развитие горных территорий. 2013. № 2. С. 92-96.
19. Фролова И.В. Методологические подходы к синтезу адаптивной системы управления инвестиционным потенциалом региона // Экономические науки. 2009. № 54. С 195-203.
20. Хугаева И.Р. Анализ основных экономических показателей, характеризующие состояние промышленности Республики Северная Осетия-Алания // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2. С. 803-806.
21. Чуб Б.А. Оценка инвестиционного потенциала субъектов российской экономики на мезо-уровне / под ред. В.В. Бандурина. М.: БУКВИЦА. 2001. 227 c.
22. Юсупова Л.М. Инвестиционный потенциал региона: сущность и факторы // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 9. Электронный научный журнал: URL: http://sisp. nkras.ru/e-ru/issues/2012/9/yusupova.pdf.
Finance and credit Investment potential
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
QUALITATIVE AND QUANTITATIVE ASSESSMENT OF INVESTMENT POTENTIAL OF THE REGION'S ECONOMY
Indira Z. TOGUZOVA
Abstract
The cardinal transformations, which have occurred in recent years in the Russian economy, entailed essential changes in some theoretical, procedural and methodological approaches to investment activity financing both at the macrolevel and at the level of regions. Under modern conditions, dynamic processes in the economy cause the need for new approaches to defining a set of indicators that characterize financial opportunities of a region. The article describes the approaches to the assessment of financial capacity of a region using a
system of integrated indicators, the main techniques of integration of indicators, identifies their merits and demerits, and justifies the efficiency of applying various methods to assess investment potential of a region. The study presents qualitative and quantitative characteristic of investment potential of the Republic of North Ossetia — Alania. The author organizes the system of indicators that estimate investment potential from the perspective of a region's capacity to produce internal financial and investment resources, to attract and accumulate external resources, and to transform
resources and savings into investments. The author analyzes the indicators of the monetary and credit sphere and considers them as the key ones that assess the credit potential of the economy. The objective of the research is to study the investment potential of the economy of a region enabling to determine the degree of attainability and feasibility of strategic and tactical goals and solution of tasks faced by the region and its business entities, which are particularly acute today. Using econometric methods, the author analyzed qualitative and quantitative aspects of region's investment potential assessment and identified the areas of its enhancement. The author identified the parameters of the condition of financial and monetary market of the Republic of North Ossetia — Alania as indicators of investment capacity building. The study includes an analysis of the condition of financial infrastructure, data on the volume of credits, deposits and invested assets in rubles broken down by credit organizations registered in the Republic, average interest rates of credit organizations for credit and deposit transactions. The conclusion is that the management of financial and investment potential should be based on capacity-building by means of arranging a multichannel system of financing, establishing financial and investment infrastructure institutions, increasing activities in the market of financial resources of a region.
Keywords: investment, dynamics, potential, investment appeal, capacity
References
1. Aguzarova F.S., Tokaeva S.K. Teoreticheskie i metodologicheskie podkhody k otsenke nalogovogo potentsiala [Theoretical and methodological approaches to taxable capacity assessment]. Terra Economicus, 2013, vol. 11, no. 3-3, pp. 10-13.
2. Bereznev S.V., Sheveleva O.B., Nacheva M.K. In-vestitsionnyi potentsial i investitsionnaya privlekatel'nost' regiona: metody analiza [Investment potential and investment attractiveness of a region: methods of analysis]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic analysis: theory and practice, 2011, no. 43, pp. 2-9.
3. Gurieva L.K. Otsenka investitsionnoi privlekatel'nosti bazovykh otraslei promyshlennosti Severnogo Kavkaza [Assessment of investment attractiveness of the key industries of the North Caucasus]. Gumanitarnye i sotsial'no-ekonomicheskie nauki = Humanities and socio-economic sciences, 2013, no. 6, pp.176-181.
4. Dzagoeva M.R. [Influence of the tax policy of a region on investment activity of an enterprise]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami, 2012, no. 37. (In Russ.) Available at: http://www.uecs.ru/uecs-37-372012/item/969-2012-01-24-05-52-41.
5. Dzagoeva M.R. Investitsionnye proekty pred-priyatii promyshlennosti i ikh nalogooblozhenie [Investment projects of industrial enterprises and their taxation]. Vestnik VIEUP = Bulletin of Vladikavkaz Institute for Economics, Management and Law, 2013, no. 14, pp. 82-89.
6. Dolmatova N.I. Investitsionnyi potentsial i ego vzaimodeistvie s inflyatsionnym potentsialom v ekonomike Rossii: monografiya [Investment potential and its interaction with the inflationary potential in the Russian economy: a monograph]. Voronezh, Istoki Publ., 2006, 141 p.
7. Izotova G.S. Investitsionnyi potentsial — os-novnoi resurs regionov Rossii [Investment potential: the main resource of Russian regions]. Ekonomichesk-ie strategii = Economic strategies, 2011, no. 7-8, pp.120-125.
8. Kabir L.S. Raspredelenie investitsionnykh prot-sessov v rossiiskoi federatsii: dostigaemye rezul'taty i potentsial razvitiya [Distribution of investment processes in the Russian Federation: achieved results and development potential]. Finansovaya analitika: prob-lemy i resheniya = Financial analytics: science and experience, 2011, no. 3, pp. 2-12.
9. Korovin I.S. Investitsionnyi potentsial re-gional'nogo biznesa i otraslevykh korporatsii [Investment potential of regional business and industrial corporations]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic analysis: theory and practice, 2011, no. 6, pp. 36-43.
10. Lazarova L.B., Shanaev G.T., Kairova F.A. Problemy privlecheniya investitsii v Respublike Severnaya Osetiya-Alaniya [Problems of investment attraction in the Republic of North Ossetia — Alania]. Gumanitarnye i sotsial'nye nauki = Humanities and social sciences, 2014, no. 2, pp. 743-746.
11. Lakhmetkina N.I. Investitsionnyi potentsial — fundamental'noe ponyatie investitsionnogo protsessa [Investment potential: a fundamental concept of an investment process]. Finansovaya analitika:problemy i resheniya = Financial analytics: science and experience, 2011, no. 4, pp. 17-20.
12. Nikolaevskaya O.A. Realizatsiya investitsion-no-finansovogo potentsiala predpriyatiya [Realization of investment and financial capacity of an enterprise].
Finansy i kredit = Finance and credit, 2013, no. 30, pp.76-79.
13. Nikulina N.N. Finansovyi i investitsionnyi potentsial: sushchnost' i investitsionnye vozmozhnosti [Financial and investment potential: the essence and investment opportunities]. Strakhovye organizatsii: bukhgalterskii uchet i nalogooblozhenie = Insurance companies: accounting and taxation, 2013, no. 2, pp. 4-7.
14. Tuaeva L.A. Vzaimosvyaz' mezhdu mediko-de-mograficheskoi situatsiei i sotsial'no-ekonomicheskim polozheniem v Respublike Severnaya Osetiya-Alaniya [Relationship between medical-demographic and socio-economic situations in the Republic of North Ossetia — Alania]. Terra Economicus, 2013, vol. 11, no. 3-3, pp. 156-159.
15. Toguzova I.Z., Berieva K.Yu. Kreditovanie malogo i srednego biznesa v RF [Lending to small and medium-sized businesses in the Russian Federation]. Ekonomika i sovremennyi menedzhment: teoriya i praktika = Economy and modern management: theory and practice, 2014, no. 39, pp. 21-25.
16. Toguzova I.Z., Kaitmazov V.A. Rol' mezhdu-narodnykh rezervov v provedenii denezhno-kreditnoi politiki [The role of international reserves in carrying out a monetary and credit policy]. Sovremennye proble-my nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education, 2014, no. 3. Available at: http://www. science-education.ru/117-13263. (In Russ.)
17. Tokaev N.Kh. Regulirovanie byudzhetnykh raskhodov v regione: osobennosti metodov, tendentsii, razrabotannost' norm i pravil [Regulation of budgetary expenses in the region: features of methods, tendencies, level of standards and rules development]. Terra Eco-nomicus, 2013, vol. 11, no. 3-3, pp. 127-132.
18. Urumova Z.S. Ustoichivoe i dinamichnoe razvitie gornykh territorii v usloviyakh innovatsion-
nogo razvitiya rossiiskoi ekonomiki [Sustainable and dynamic development of mountain territories in conditions of the innovative development of the Russian economy]. Ustoichivoe razvitie gornykh territorii = Sustainable development of mountain territories, 2013, no. 2, pp. 92-96.
19. Frolova I.V. Metodologicheskie podkhody k sintezu adaptivnoi sistemy upravleniya inves-titsionnym potentsialom regiona [Methodological approaches to the synthesis of adaptive system of management of a region's investment potential]. Ekonomicheskie nauki = Economic sciences, 2009, no.54,pp.195-203.
20. Khugaeva I.R. Analiz osnovnykh ekonom-icheskikh pokazatelei, kharakterizuyushchie sostoya-nie promyshlennosti Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya [An analysis of the main economic indicators characterizing the state of industry the Republic of North Ossetia — Alania]. Gumanitarnye i sotsial'nye nauki = Humanities and social sciences, 2014, no. 2, pp.803-806.
21. Chub B.A. Otsenka investitsionnogo poten-tsiala sub"ektov rossiiskoi ekonomiki na mezourovne [Assessing the investment potential of business entities of the Russian economy at the meso-level]. Moscow, BUKVITSA Publ., 2001, 227 p.
22. Yusupova L.M. [Investment potential of a region: implication and factors]. Modern Research of Social Problems, 2012, no. 9. (In Russ.) Available at: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/9/yusupova.pdf.
Indira Z. TOGUZOVA
Financial University under Government of Russian Federation, Vladikavkaz Branch, Vladikavkaz, Russian Federation [email protected]