Научная статья на тему 'Вопросы противодействия деятельности таможенных органов по возбуждению уголовных дел'

Вопросы противодействия деятельности таможенных органов по возбуждению уголовных дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
331
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы противодействия деятельности таможенных органов по возбуждению уголовных дел»

поселений, также приводит к упразднению поселений, а с ними и муниципальных образований.

Новый Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года, в отличие от Закона 1995 года, закрепляет подробную процедуру определения и изменения границ муниципальных образований. В соответствии с новым законом масштаб территорий, на которых осуществляется местное самоуправление и их границы устанавливаются на федеральном уровне, а муниципальное образование определяется как исторически сложившееся поселение, в состав которого входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Также определяются границы и в Субъектах Российской Федерации.

В состав муниципального района включаются территории всех сельских поселений (за исключением территорий городских округов), а также межселенные территории. Городским поселением, согласно закону, может считаться как город, так и поселок городского типа с прилегающей территорией. В Законе (2003 года) впервые вводится понятие «межселенные территории», под которыми понимаются территории с низкой плотностью населения, занятые лесными массивами и т.п. Данный момент в законодательной практике также не отработан, что влечет сложности в деятельности органов местного самоуправления. Так, установленные законодательством Ханты-Мансийского Автономного Округа границы земель в Сургутском районе включают земли, занятые лесными участками. В то же время лесные участки, согласно материалам лесоустройства, относятся к землям лесного фонда. Сложилась ситуация, при которой главы поселений и глава района не правомочны производить изъятие земель под строительство объектов для муниципальных нужд, входящих в границы их поселений. Это существенно усложняет решение местных проблем, не способствует исполнению функций местного самоуправления.

Едиными критериями определения статуса муниципалитета и, следовательно, в определенной мере критериями, определяющими его границы, являются, по закону 2003 года, во-первых, ограничение по численности населения - более 1000 человек на одно поселение или несколько поселений с численностью менее 1000 человек, и, во-вторых, «пешая доступность» административного центра муниципального образования. В муниципальном районе, соответственно, границы должны быть установлены с учетом «транспортной доступности» административного центра для жителей всех поселений, входящих в его состав.

Городское поселение наделяется статусом городского округа законом субъекта Федерации. На статус городского округа могут претендовать города, в которых имеется «сложившаяся социальная, транспортная и иная инфраструктура, необходимая для самостоятельного решения органами местного самоуправления вопросов местного значения и осуществления отдельных переданных государственных полномочий», - записано в статье 11 пункт 2

нового федерального Закона о местном самоуправлении 5. Данная норма закона, на наш взгляд, противоречит пониманию местного самоуправления на других, не городских, уровнях, где нет «сложившейся социальной и иной инфраструктуры...». Получается, что там не может развиваться самоуправление? Вероятно, в оставшееся время до окончательного введения нового Закона в действие такие противоречия должны быть урегулированы. Также как должны быть ликвидированы принципиальные позиции, поскольку, следует заметить, что установление границ муниципалитетов, по новому Закону, носит абсолютно формальный характер и, главное, оно не нацелено на развитие муниципальной территории.

По старому закону все решения о статусе внутригородских территориальных образований принимались исключительно представительным органом местного самоуправления в соответствии с интересами всего городского населения, которые могли быть выявлены в результате местного референдума, опросов и других инициативных акций. Никакой другой орган местного самоуправления или государственной власти не мог решать эти вопросы. Новый Закон формализует все эти самоуправленческие процедуры на основе нормативных критериев, хотя, на наш взгляд, они должны быть сугубо демократичными.

Формализуется с точки зрения определения границ муниципальных образований и критерии определения территорий в зависимости от уровня плотности населения. К территориям с низкой плотностью населения относятся территории, плотность населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности населения сельских поселений в Российской Федерации. Перечень подобных поселений, согласно закону, утверждается Правительством РФ, причем изменения в него могут вноситься не чаще, чем раз в 5 лет. Критерий высокой плотности населения территорий (к ним относятся территории, плотность населения в которых в три раза выше среднероссийской) также утверждается Правительством Российской Федерации. Это также пример формального подхода.

В новом законе подробно расписаны процедуры изменения границ муниципальных образований и их преобразования, но все они также носят сугубо формальный характер, при котором экономическая сторона дела как и при наделении территорий статусом муниципальных образований, не учитывается. Это свидетельство того, что стратегия муниципального развития и место муниципального процесса в социально-экономическом развитии страны практически не учитывается. Между тем, муниципальный уровень является основным звеном хозяйственной организации страны. На наш взгляд, границы муниципальных образований должны диктоваться не формальными критериями, а реальными возможностями конкретной территории, прежде всего их ресурсными, производственными и социально-экономическими возможностями и интересами местного населения, местного сообщества.

ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ВОЗБУЖДЕНИЮ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ

Сухоруков Д.А., адъюнкт Российской таможенной академии

Экономическая безопасность государства представляет собой защиту национальных экономических и социальных интересов государства и общества на основе достижения стабильного состояния и поступательного развития экономики с учетом обеспечения социальных потребностей общества, как в государственном масштабе, так и на уровне регионов, предприятий и отдельных граждан, для защиты от воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов.1

Таможенные органы Российской Федерации играют важную роль в обеспечении экономической безопасности государства, так как именно эта государственная структура осуществляет таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности посредством таможенного оформления и таможенного контроля за товарами, перемещаемыми через таможенную границу Российской федерации.

Таможенное регулирование воздействует на интересы бизнес сообщества и граждан, пересекающих таможенную границу с самыми разными целями начиная от туризма и заканчивая деловыми

поездками. Кроме того, таможенное законодательство касается даже тех, кто не планирует отправляться за границу. Таможенные пошлины, НДС и акцизы на ввозимые товары, будучи косвенными налогами, включаются в цену товара и тем самым касаются практически каждого семейного и иного бюджета.2 Доля поступлений от внешнеэкономической деятельности в доходной части федерального бюджета составляет порядка 40%.3 Все эти причины в их взаимосвязи объясняют повышенный интерес к внешнеэкономической деятельности криминальной среды. В связи с этим, одной из функций, которые выполняют таможенные органы, согласно п. 6 ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее- ТК РФ), является: ведение борьбы с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела; пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содей-

ствие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации. На основании п. 6 ст. 408 ТК РФ, таможенные органы РФ правомочны осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно -процессуальным законодательством. Так, в соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), дознавателями таможенных органов РФ производится дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ст. 194 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), а также в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ таможенные органы производят неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2 - 4 ст. 188 , ст. 189, 190, 193 УК РФ. Таким образом, в УПК РФ определено 5 составов преступлений, по которым таможенные органы вправе проводить предварительную проверку и принимать одно из процессуальных решений, предусмотренных ст. 145 УПК РФ. Данные преступления отнесены УК РФ к преступлениям в сфере экономической деятельности. Трудность борьбы с данными преступлениями заключается в том, что все они совершаются умышленно, их совершение хорошо замаскировано и, как свидетельствует практика, в большинстве случаев их выявление происходит намного позже момента совершения. Статистика свидетельствует, что в структуре таможенных преступлений, на протяжении уже ряда лет преобладает (контрабанда (88,8%), с расследованием которой связан основной объем работы подразделений дознания таможенных органов по расследованию уголовных дел. Динамическую характеристику данного вида преступлений отличает постоянное увеличение абсолютных показателей. Так, возбужденных уголовных дел по ст.188 УК РФ в 2001 году было 2372 дела, в 2002 году 2025 дел, в 2003 году 1816 дел, в 2004 году 2500 дел, в 2005 году 2899, за девять месяцев 2006 года было возбуждено 3190 дел. Вторым, распространенным во внешнеэкономической деятельности, является преступление, предусмотренное ст.194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица». Однако следует отметить, что в последние годы прослеживается устойчивая тенденция снижения количества уголовных дел по данной категории преступлений. Так, количество возбужденных дел по ст.194 УК РФ в 2001 году было 1293 дел, в 2002 году 843 дела, в 2003 году 831 дело, в 2004 году 594 дела, в 2005 году 356 дел, за девять месяцев 2006 года было возбуждено 317 дел.

Возбуждением уголовных дел о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов, государство пресекает попытки получения имущественной выгоды от незаконной внешнеэкономической деятельности и тем самым предотвращает не поступление в бюджет денежных средств, получаемых от уплаты таможенных пошлин и налогов. Это напрямую связано с благосостоянием и уровнем жизни каждого россиянина.

Однако, деятельность таможенных органов на стадии возбуждения уголовного дела сталкивается с серьезным противодействием, которое начинается еще до регистрации сообщения о преступлении, отнесенного к компетенции таможенного органа. Данное явление встречается: при осуществлении таможенного оформления; при проведении оперативно-розыскных мероприятий; при проведении таможенной ревизии; при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров в свободное обращение; при производстве по делу о нарушении таможенных правил.

Под противодействием расследованию понимали преимущественно различные формы способы сокрытия преступлений, но в связи с развитием организованной преступной деятельности, тесно связанной с процессами коррумпированности работников властных структур и правоохранительных органов, это понятие наполнилось более широким содержанием и может быть определено как умышленная деятельность с целью воспрепятствовать расследованию и, в конечном счете, установлению истины по уголовному делу.4

Р.С. Белкин различает «внутреннее» и «внешнее» противодействие. Под «внутренним» он понимает противодействие, оказываемое теми или иными лицами, в любой форме причастными к расследованию: подозреваемыми и обвиняемыми, свидетелями и потерпевшими, специалистами и экспертами, случайными лицами, оказывающимися на месте происшествия и др. Для них всех характерно обладание какой-то информацией о событии и стремление скрыть, изменить или уничтожить эту информацию и (или) ее но-

сителей.

Под «внешним» противодействием он понимает деятельность лиц, либо не связанных с данным событием и лицом, осуществляющим расследование, либо связанных со следователем (дознавателем) процессуальными, служебными или иными властными отношениями либо другими зависимостями.5

Сказанное полностью можно отнести и применительно к специфике таможенных органов.

Как уже говорилось выше «противодействие» расследованию преступлений отнесенных к компетенции таможенных органов зачастую возникает еще до начала стадии возбуждения уголовного дела. Рассматриваемое явление встречается на этапе перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации. Преступники, реализуя свои противоправные замыслы, перемещают товары и транспортные средства через таможенную границу, как помимо установленных пунктов пропуска, так и путем сокрытия от таможенного контроля, недекларирования либо недостоверного декларирования. При перемещении товаров через таможенную границу помимо пунктов пропуска «противодействие» может проявляется в виде установления наблюдения на участке границе, где предполагается незаконное перемещение, с целью выявления наличия пограничных патрулей и частоты их функционирования, а также определения возможных участков местности, где предположительно могут находиться так называемые «засады», организуемые оперативными подразделениями правоохранительных органов. Кроме того, попутно используются связи преступников с коррумпированными сотрудниками таможенных и пограничных органов, которые информируют о планируемых специальных операциях и рейдах на государственной границе Российской Федерации, а также которые создают наиболее благоприятные условия для такого перемещения посредством «закрытия глаз».

При перемещении товаров с сокрытием от таможенного контроля «противодействие» встречается в виде оборудования специальных тайников.

В случае недекларирования либо недостоверного декларирования «противодействие» осуществляется посредством не заявления таможенному органу товаров перемещенных через таможенную границу Российской Федерации, или посредством заявления недостоверных сведений о товарах.

«Противодействие» также встречается при проведении таможенными органами таможенных ревизий в порядке ст.376 ТК РФ. Как правило, лицо, совершившее преступление, при начале таможенной ревизии всячески начинает препятствовать ее проведению: не представляет необходимые документы; либо представляет копии необходимых документов содержащих искаженные сведения без предоставления оригиналов (грузовые таможенные декларации, счета, внешнеторговые контракты и т.п.), представляет недостоверные платежные документы, уклоняется от дачи пояснений. Подобное также встречается при проведении оперативно-розыскных мероприятий и административных расследованиях по делам о нарушении таможенных правил. Все о чем говорилось выше можно отнести к внутреннему «противодействию».

О «внешнем» противодействии необходимо сказать следующее. Специфика внешнеэкономической деятельности такова, что участники таких правоотношений и сотрудники таможенных органов находятся весьма в тесном взаимодействии. Такое взаимодействие проявляется как в дружественных, так и в родственных связях. Ни для кого не секрет, что на протяжении всей своей новейшее истории таможенная служба претерпевает постоянные организационно-штатные преобразования. Их результатом, нередко становиться ухудшение материального и социального положения должностных лиц и, как следствие, отток квалифицированных кадров, которые знают «слабые» и «сильные» места таможенного законодательства, в предпринимательские структуры, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью. В итоге, все свои знания и опыт они используют с целью получения предприятием прибыли. Кроме того, не смотря на уход из таможенных органов, у данной категории людей остаются весьма доверительные отношения с действующими сотрудниками таможенных органов, которые основываются как на авторитете и уважении (ушел начальник, который принимал сотрудника на работу, обучал его азам таможенного дела, и всячески поддерживал в трудовой деятельности), так на родственных (в таможенном органе остались работать близкие или дальние родственники, либо родственники сотрудника таможни устроены им на работу к участнику внешнеэкономической деятельности) и дружес-

ких отношениях (подобное часто встречается, когда в результате многолетней совместной работы возникают не только рабочие деловые отношения, но и дружеские). Указанные моменты оказывают очень большое «противодействие» когда, например, «бывший и уважаемый» сотрудник таможенного органа вмешивается в процесс таможенного оформления, административного расследования, в проведение таможенной ревизии или оперативно-розыскных мероприятий, пытаясь повлиять на них в благоприятную для участников внешнеэкономической деятельности сторону. При этом влияние может быть как бескорыстным (просьбы основаны на взаимном уважении и авторитете), так и затрагивать материальные блага (предложение вознаграждения за создания «наиболее благоприятных условий»).

Особо мне хочется отметить, такое «противодействие», которое может быть оказано со стороны национальных диаспор, выражающееся в формировании общественного мнения и мнения надзирающих структур посредством написания жалоб и издания статей в печатных изданиях. На практике приходиться сталкиваться с данным явлением, когда в процесс административного расследования по делам о нарушении таможенных правил, вмешиваются главы национальных диаспор (если субъектом ответственности по таким делам являются лица, принадлежащие к той либо иной диаспоре). При этом, при их поддержке, лицами привлекаемыми к административной ответственности подаются жалобы в прокуратуры, курирующие таможенные органы, а также направляются обращения в администрации субъектов РФ, в которых излагаются «свое видение» обстоятельств дел, основанное на дискриминации национальности. В результате, расследования по делам о нарушении таможенных правил затягиваются, т.к. материалы запрашиваются прокурорами, у должностных лиц, осуществляющих расследования, отбираются объяснения по существу жалоб, а также сотрудники таможен вынуждены письменно отвечать на запросы администраций субъектов РФ касательно данного вопроса. В итоге, доводы инициаторов жалоб, как правило, не подтверждаются, но время теряется, процесс затягивается.

Сказанное выше, в свою очередь, непосредственно оказывает влияние на эффективность деятельности в стадии возбуждения уголовного дела. Это проявляется в том, что противодействие, оказанное в процессе таможенного оформления, административного расследования, таможенной ревизии, при проведении оперативно-розыскного мероприятия влияет:

1.на задержку сроков регистрации сообщения о преступления (материал регистрируется, когда драгоценное время утрачено: товар реализован, фирма реорганизована или ликвидирована, учредители поменяли места жительства, основные документы, имеющие доказательственное значение, утрачены);

2.на полноту представленных функциональными подразделениями таможенных органов для разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела материалов (нет определенных сведений: отсутствуют сведения о государственной регистрации участника внешнеэкономической деятельности, нет счетов, банковских платежных докумпентов, актов таможенного досмотра, грузовых таможенных деклараций и т. д.).

Данные обстоятельства, уже в момент регистрации сообщения

о преступлении осложняют возможность возбуждения уголовного дела, так как сроки рассмотрения сообщения о преступлении, предусмотренные ст.144 УПК РФ весьма ограничены, и дознавателям таможенных органов приходится дополнять зарегистрированные материалы элементарными сведениями: устанавливать местонахождение предприятия - перемещавшего через таможенную границу товар, направлять запросы в приграничные таможни о подтверждении фактов ввоза (вывоза) товаров и уточнения других сведений и т.п. Все это существенно «распыляет» процесс рассмотрения сообщения о преступления, кроме того, зачастую в сроки, предусмотренные ст.144 УПК РФ, не удается получить затребованные сведе-

ния и восполнить зарегистрированные материалы, что приводит к отказам прокурорами таможенным органам в дачи согласий на возбуждение уголовных дел.

Кроме того, даже уже когда материалы о преступлении зарегистрированы, дознаватели таможенных органов, могут подвергаться противодействию своей деятельности в тех же самых формах и теми же самыми методами, о которых говорилось выше.

По нашему мнению, вопросы противодействия таможенным органам, как на стадии возбуждения уголовного дела, так и на предшествующей регистрации материалов в порядке ст.144 УПК РФ деятельности, можно решить следующим образом:

1 .Активизировать работу подразделений собственной безопасности таможенных органов: усилить их работу в области курирования процессов таможенного оформления и таможенного контроля, как в приграничных районах, так и во внутренних таможенных органах; более серьезно контролировать вопросы работы складов временного хранения, где первоначально размещаются прибывшие товары; в некоторых случаях, возможно, инициирование служебных проверок в отношении должностных лиц «ненавязчиво» оказывающих какое-либо противодействие по каким-либо некорыстным причинам.

2.На более высоком уровне задействовать силы и средства оперативно-розыскной деятельности. Ведь когда речь идет о противодействии в форме сокрытия преступления, значительная роль в его преодолении отводится оперативно-розыскным мероприятиям, которые предпринимаются по усмотрению оперативного работника, могут проводиться независимо от следственных действий, а могут сочетаться с ними в оперативно-тактической комбинации.6

3.Повысить престиж таможенной службы. Ограничить проведение и смакование карательной политики в отношении данной структуры и задуматься о причинах сложившегося положения. А причины всего этого в следующем: с 25 октября 1991 года (дата создания Государственного таможенного комитета РФ) прошло множество организационно - штатных мероприятий, в ходе которых статус должностных лиц таможенных органов неоднократно менялся, причем не в лучшую сторону, а вместе с этим ухудшалось материальное и социальное положение сотрудников. В результате этого, начали прогрессировать такие явления, которые мы сейчас наблюдаем. Для решения данной проблемы необходимо повысить денежное содержание и социальное обеспечение таможенников, более строго проводить профессиональный отбор кандидатов на службу, грамотно наладить кадровую политику, и, самое главное, перестать экспериментировать ролью и статусом таможенных органов в системе исполнительной власти Российской Федерации.

4.Максимально отделить участников внешнеэкономической деятельности от непосредственного взаимодействия с сотрудниками таможенных органов посредством: более активного внедрения электронного декларирования, материально-технического оснащения пунктов пропуска таможенной досмотровой техникой. Ввести законодательный запрет для сотрудников таможенных органов ушедших в отставку либо уволенных с таможенной службы по другим основаниям работать на предприятиях занимающихся внешнеэкономической деятельностью или оказывающих брокерские услуги по таможенному оформлению в течение пяти лет с момента увольнения из таможенных органов РФ (при поступлении на службу и заключении контракта, одним из пунктов необходимо предусмотреть запрет в течении пяти лет после увольнения, занимать указанные должности).

В заключении хотелось бы сказать, что предложенные пути преодоления противодействия, как на стадии возбуждения уголовного дела, так и до ее начала сами по себе не бесспорны и возможно имеют ряд недоработок, которые решаемы в процессе диалога. Тем не менее, данная проблема весьма остро стоит перед таможенными органами Российской Федерации в настоящее время и нуждается в оперативном решении.

1 См.: Васильев А.И., Сальников В.П., Степашин С.В. Национальная безопасность России: конституционное обеспечение. - СПб, 1999. - С.24.

2 См.: Комментарий к таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. АН. Козырина. - М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С.3.

3 См.: Козырин АН. Государственно-правовой механизм таможенной политики зарубежных стран. М., 1994. С. 102-105; Лозбенко ЛА. Конвенциальное регулирование внешнеэкономической деятельности.

М., 2000. С. 46-47.

4 См. Криминалистика. Учебник для вузов. Под ред. Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Р.С. Белкина. - М.: Издательство Н0РМА.2000. С. 691.

5 См. Криминалистика. Учебник для вузов. Под ред. Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Р.С. Белкина. - М.: Издательство Н0РМА.2000. С.692.

6 См. Криминалистика. Учебник для вузов. Под ред. Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Р.С. Белкина. - М.: Издательство Н0РМА.2000. С. 703.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.