ISSN 2541-8025
Том XV 3-2019
Проблемы экономики и юридической практики
УДК 343.85
1.45. ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА (НА ПРИМЕРЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)
©Шериев Альберд Малилевич, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России
Аннотация: в статье анализируются вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в Кабардино-Балкарской Республике, а также деятельность государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Кабардино-Балкарской Республике по предупреждению и пресечению дорожно-транспортных происшествий.
Ключевые слова: аварийность, травматизм, дорожное движение, дорожно-транспортное происшествие, несовершеннолетний, пешеход, водитель, автотранспорт, профилактика.
Аварийность на автомобильном транспорте - актуальная для большинства стран мира проблема. Российская Федерация одна из таких стран. Автомобильный транспорт оказывает значительное влияние на формирование социальной инфраструктуры 1.
Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ)2 в России является в значительной степени актуальной и практически значимой3.
Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм, который все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети 4.
Функционирование дорожного движения сопровождается высокой опасностью для участников дорожного движения. Однако опасность, которой подвергаются дети, ни сравнима, ни с какими иными опасностями5.
За 12 месяцев 2017 года на территории Кабардино-Балкарской Республики зарегистрировано 61 ДТП (АППГ - 54), в результате которых пострадали 68 несовершеннолетних (АППГ - 59).
1 Основные аспекты профилактики дорожного травматизма в России: учебное (практическое) пособие / М.В. Барышников, В.В. и др. - Орёл: Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, 2013. - 118 с.
2 Далее ДДТТ - детский дорожно-транспортный травматизм.
3 Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Аналитический обзор. - М.: НИЦ БДД МВД России, 2007 г. -20 с.
4 Калюжный Ю.Н., Павлова Е.В., Капустина Е.Г. Организация и проведение мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди учащихся образовательных учреждений старших классов (14-17 лет). Сборник нормативных документов. ОрЮИ МВД РФ. Орел, 2011.
5 Якубенко Н.В., Байрах П.К. Профилактика детского дорожного травматизма. Министерство внутренних дел Российской Федерации ФКУ «Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения. Отчет по научно-исследовательской работе. Москва - 2014.ГОУВПО. ТЮИ
МВД РФ. Тюмень, 2007.
Распределение погибших и пострадавших в ДТП детей по возрастным категориям:
Основные возрастные категории Количество детей Удельный вес %
дошкольники до 7 лет (погибли 3 (2 пешехода, 1 пассажир), пострадали 23) 26 35,1
школьники начальных классов от 7до 10лет (погиб 1пешеход, пострадали 16) 17 23,0
школьники средних классов от 10 до 14 лет (погибли 2 (1 пешеход, 1 пассажир), пострадали 23) 25 33,8
школьники старших классов от 14 до 16лет (погибших нет, пострадали 6) 6 8,1
ИТОГО: 74 100
Основными проблемами, требующими привлечения внимания участников дорожного движения, были и остаются: переход несовершеннолетними пешеходами проезжей части в неустановленном месте, как в сопровождении взрослых, так и в их отсутствие, а также использование ремня безопасности и применение ДУУ6 при перевозке детей.
По дням недели ДТП распределились следующим образом: в субботу 6 случаев, в понедельник, среду и пятницу по 8 случаев, во вторник 10 случаев, в четверг 11 случаев, и в воскресенье 16 случаев.
За 12 месяцев 2017 года на территории Кабардино-Балкарской Республики зарегистрировано 67 ДТП с участием несовершеннолетних (АППГ - 57), в результате которых 68 получили травмы различной степени тяжести (АППГ -59), погибло 6 детей (АППГ - 3).
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество дорожных аварий с участием несовершеннолетних увеличилось на +17,5%, число раненных увеличилось на +15,3%, количество погибших в ДТП детей увеличилось на +100%.
Всего за 12 месяцев 2017 года на территории Кабардино-Балкарской Республики произошло 680 учетных ДТП, в которых 137 человек погибли и 791 получили ранения.
Дорожные аварии, в результате которых погибли и пострадали дети, составили 9,9% от общего количества учетных ДТП, погибшие 4,4%, травмированные 8,6%.
По сравнению с аналогичными показателями прошлого года наибольший рост числа дорожных аварий с участием несовершеннолетних отмечается на территории обслуживания следующих строевых и районных подразделений ГИБДД:
6 Далее ДУУ - детское удерживающее устройство.
ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА (НА ПРИМЕРЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)
Шериев А. М.
Подразделения ДТП % Погибло % Ранено %
2016 2017 2016 2017 2016 2017
ФД «Кавказ» 5 11 +120,0 0 1 +100,0 6 11 +83,3
Нальчик 21 17 -19,0 0 2 +200,0 21 18 -14,3
Эльбрусский 1 2 +100,0 1 0 -100,0 1 2 +100,0
Зольский 2 3 +50,0 0 0 0,0 2 3 +50,0
Баксанский 7 14 +100,0 2 1 -50,0 6 13 +116,7
Чегемский 7 8 +14,3 0 0 0,0 8 8 0,0
Черекский 2 2 0,0 0 1 +100,0 2 1 -50,0
Урванский 4 2 -50,0 0 0 0,0 4 2 -50,0
Терский 2 2 0,0 0 0 0,0 2 4 +100,0
Майский 1 0 -100,0 0 0 0,0 1 0 -100,0
Прохладненский 5 6 +20,0 0 1 +100,0 6 6 0,0
Всего 57 67 +17,5 3 6 +100,0 59 68 +15,3
Распределение показателей детского дорожно-транспортного травматизма по месяцам:
Основные показатели январь февраль март апрель май июнь
2016 2017 2016 2017 2016 2017 2016 2017 2016 2017 2016 2017
Количество ДТП 4 6 2 1 5 2 1 8 9 7 7 7
Количество погибших 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1
Количество раненых 4 8 2 1 6 2 1 8 10 7 7 6
Тяжесть последствий в % 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 14,3
Основные показатели июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
2016 2017 2016 2017 2016 2017 2016 2017 2016 2017 2016 2017
Количество ДТП 6 6 9 6 5 4 3 9 2 6 4 4
Количество погибших 1 2 1 1 0 1 0 1 0 0 1 0
Количество раненых 5 5 9 7 5 3 4 8 2 7 6 5
Тяжесть последствий в % 16,6 28,6 10,0 12,5 0,0 25,0 0,0 11,1 0,0 0,0 14,8 0,0
Виды ДТП, в результате которых пострадали дети.
Самыми распространенными видами происшествий с участием несовершеннолетних являются наезды на несовершеннолетних пешеходов и столкновения транспортных средств. На их долю приходится 36 и 21 происшествие соответственно, что составляет 85,1% от общего числа ДТП.
- пассажиров 25 (АППГ - 21, +14,3%), что составило 37,3% от общего числа ДТП, в которых ранено 32 (АППГ - 23, +34,8%) несовершеннолетних, погибло 2 (АППГ - 1, +100%);
- пешеходов 37 (АППГ - 29, +27,6%), что составило 56,1% от общего числа ДТП, в которых ранено 33 (АППГ - 29, +13,8%) несовершеннолетних, погибло 4 (АППГ - 0, +400%);
- велосипедистов 3 (АППГ - 5, -40%), что составило 4,5% от общего числа ДТП, в которых ранено 3 несовершеннолетних (АППГ - 4, -25%), погибших нет (АППГ - 1, -100%);
- водителей автотранспорта 1 (АППГ - 0, +100%), что составило 1,5% от общего числа ДТП, в которых ранен 1, погибших нет;
- пассажиров гужевого транспорта 1 (АППГ - 1, +0,0%), что составило 1,5% от общего числа ДТП, в которых ранен 1 (АППГ - 0, +100%) погибших нет (АППГ - 1 погиб, -100%);
- водителей мототранспорта 0 (АППГ - 1, -100%), в которых раненых нет (АППГ - 1, -100%), погибших нет (АППГ - 0);
- погонщик гужевого транспорта 0 (АППГ - 1, 0,0%), в которых раненых нет (АППГ -1, -100%) погибших нет (АППГ - 0).
Распределение дорожно-транспортных происшествий по дням недели:_
День недели ДТП Погибло Ранено
Понедельник 8 0 8
Вторник 10 0 11
Среда 8 1 7
Четверг 11 1 11
Пятница 8 2 6
Суббота 6 1 7
Воскресенье 16 1 18
Всего: 67 6 68
Исходя из данных, указанных в таблице, наиболее аварийными днями за отчетный период являются воскресенье (16 ДТП, 23,8%) и четверг (11 ДТП, 16,7%).
Распределение ДТП с участием детей по времени суток показало, что в утреннее время произошло - 14 ДТП, во второй
половине дня с 12 до 18 часов - 32 ДТП, в вечернее и ночное время - 21 ДТП.
Большая часть ДТП происходит в период с 12ч.00мин. (32 ДТП, 47,8%). Данная тенденция связана с увеличением интенсивности транспортных потоков и активным пребыванием детей на улице.
Важнейшая роль в предупреждении и пресечении дорожно-транспортных происшествий принадлежит подразделениям Государственной инспекции безопасности дорожного движения, поскольку данная служба представляет собой практически единственный элемент системы безопасности дорожного движения, включенный в наиболее продолжительную, относительно криминогенную и, по существу, определяющую стадию транспортного процесса - дорожное движение7.
На сегодняшний день роль пропаганды безопасности дорожного движения в профилактике дорожно-транспортных происшествий постоянно возрастает8.
За 12 месяцев 2017 года на территории Кабардино-Балкарской Республики сотрудниками Госавтоинспекции проведено занятий, бесед, инструктажей по БДД - 2590 (АППГ -2623, -1,3%). Из них: в дошкольных образовательных организациях - 688, в общеобразовательных организациях - 1097, в организациях дополнительного образования - 60, профессиональных образовательных организациях - 114, в образовательных организациях высшего образования - 8, в местах массового скопления и пребывания граждан - 623.
По профилактике дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий проведены 846 (АППГ - 733, +15,4%) пропагандистских мероприятий, из них по профилак-
7 Севостьянов С.В. Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма подразделениями ГИБДД ГОРОВД. Учебное пособие. ВИПК сотрудников МВД России Обнинский филиал, Обнинск, 2008 г.
8 Приходько В.Е., Козловская Е.А., Безруков Ю.Г.,. Громова Т.Н Совершенствование деятельности Госавтоинспекции по пропаганде безопасности дорожного движения. Министерство внутренних дел Российской Федерации ФКУ «Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения. Отчет по научно-исследовательской работе. Москва - 2014.
ISSN 2541-8025
Том XV 3-2019
Проблемы экономики и юридической практики
тике детского дорожно-транспортного травматизма 544 (АППГ - 481, +13,1%) мероприятия.
К числу проведенных мероприятий относятся такие, как «Юный пешеход», «Несовершеннолетний пешеход», «Сложности перехода», «Ребенок на дороге», «Шагающий автобус», «Пешеход, смотри в оба», «Минутка», «Дети-пассажиры», «Ребенок - главный пассажир», «Пристегнись и пристегни ребенка», «Автокресло-детям», «Несовершеннолетний скутерист», «Юный пешеход», «Внимание, дети!», «Каникулы, дорога, дети!», «Светящийся патруль безопасности», «Яркий Я», «Засветись, пешеход» и др.
За 12 месяцев 2017 года в СМИ размещено 5825 материалов (АППГ - 4840; +20,4%), из них:_
В печати 1782
На радио 165
На телевидении 142
В информационных агентствах 605
На сайте Госавтоинспекции 957
На сайте МВД по Кабардино-Балкарской Республике 479
В сети интернет 1695
Мероприятия проводятся в течение учебного года, в преддверии каникул, а также на протяжении летнего каникулярного периода в местах отдыха детей.
На основании анализа детского дорожно-транспортного травматизма проводятся дополнительные мероприятия по наиболее уязвимой категории участников дорожного движения.
Для проведения агитационных мероприятий инспекторами по пропаганде избираются различные места массового притяжения людей - парки. Скверы, площади, крупные торговые центры, автозаправочные станции, церкви, горнолыжный курорт, а также детские лагеря отдыха, автошколы и все виды образовательных организаций.
В мероприятиях, проводимых Госавтоинспекцией, активное участие принимают юные инспекторы движения, волонтеры молодежных организаций, представители вело - и мотто-сообществ, педагоги и члены родительских комитетов, Главы администраций районов, деятели культур, спорта и медицины, ветераны Госавтоинспекции и общественные деятели.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения республики обеспечивает анонсирование и освещение в средствах массовой информации хода и итогов проводимых мероприятий (рейдов, акций, компаний).
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 83,55%.
Список литературы:
1. Основные аспекты профилактики дорожного травматизма в России: учебное
(практическое) пособие / М.В. Барышников, В.В. и др. - Орёл: Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, 2013. - 118 с.
2. Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Аналитический обзор. - М.: НИЦ БДД МВД России, 2007 г. -20 с.
3. Калюжный Ю.Н., Павлова Е.В., Капустина Е.Г. Организация и проведение мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди учащихся образовательных учреждений старших классов (14-17 лет). Сборник нормативных документов. ОрЮИ МВД РФ. Орел, 2011.
4. Якубенко Н.В., Байрах П.К. Профилактика детского дорожного травматизма. Министерство внутренних дел Российской Федерации ФКУ «Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения. Отчет по научно-исследовательской работе. Москва - 2014.ГОУВПО. ТЮИ МВД РФ. Тюмень, 2007.
5. В.Е. Приходько, Е.А. Козловская, Ю.Г. Безруков, Т.Н. Громова Совершенствование деятельности Госавтоинспекции по пропаганде безопасности дорожного движения. Министерство внутренних дел Российской Федерации ФКУ «Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения. Отчет по научно-исследовательской работе. Москва - 2014.
6. Севостьянов С.В. Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма подразделениями ГИБДД ГОРОВД. Учебное пособие. ВИПК сотрудников МВД России Обнинский филиал, Обнинск, 2008 г.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью старшего преподавателя кафедры специальных дисциплин СевероКавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидата юридических наук, подполковника полиции Шериева Альберда Малилевича «Вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (на примере Кабардино-Балкарской Республики)». Аварийность на автомобильном транспорте - актуальная для большинства стран мира проблема. Российская Федерация одна из таких стран. Автомобильный транспорт оказывает значительное влияние на формирование социальной инфраструктуры.
Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в России является в значительной степени актуальной и практически значимой.
Рецензируемая работа А.М. Шериева посвящена весьма актуальной теме, научная и практическая значимость которой предопределяется новыми для Российской Федерации вызовами. Правонарушения в анализируемой сфере представляют существенную угрозу национальной безопасности Российской Федерации, поэтому вопросы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации имеют комплексный, многогранный характер и непосредственно связаны с необходимостью защиты личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
Важнейшая роль в предупреждении и пресечении дорожно-транспортных происшествий принадлежит подразделениям Государственной инспекции безопасности дорожного движения, поскольку данная служба представляет собой практически единственный элемент системы безопасности дорожного движения, включенный в наиболее продолжительную, относительно криминогенную и, по существу, определяющую стадию транспортного процесса -дорожное движение.
Проведенный анализ, конечно же, не отражает всю полноту форм и методов работы по предупреждению правонарушений в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Вместе с тем, автор, анализирует в целом объем проводимых мероприятий, с учетом проблем и недостатков.
Автор в конце исследования в целях совершенствования системы профилактики правонарушений в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма приводит определенные меры по улучшению профилактической работы в исследуемой сфере.
Статья А.М. Шериева «Вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (на примере Кабардино-Балкарской Республики)» рекомендуется для опубликования.
Доцент кафедры ОПД канд. псих. наук, доцент
М.Х. Машекуашева
ISSUES OF PREVENTION OF CHILDREN'S ROAD TRAFFIC INJURIES (ON THE EXAMPLE OF THE KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC)
©Sheriev Alberd M., PhD in law, senior lecturer, special disciplines chair
Work place: North-Caucasian Advanced Training Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation: the article analyzes the prevention of child road traffic injuries in the Kabardino-Balkarian Republic, as well as the activities of the State Inspectorate of Traffic Safety of the Ministry of Internal Affairs for the Kabardino-Balkarian Republic to prevent and suppress road accidents.
Keywords: accident rate, injuries, road traffic, traffic accident, minor, pedestrian, driver, vehicles, preventive maintenance.