УДК 342.553
ЖАМБОРОВ А.А.
ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГЛАВОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ
Ключевые слова: глава муниципального образования, полномочия, администрация, представительный орган, органы местного самоуправления
В статье исследованы вопросы реализации главой муниципального образования своих полномочий которые осуществляются в рамках муниципально-правовых отношений. В этих правоотношениях реализуется один из основополагающих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации -соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Глава муниципального образования выступает гарантом соблюдения этого принципа на территории муниципального образования. Соответствующие полномочия главы предусмотрены действующим законодательством и муниципальными правовыми актами.
GAMBAROV, A.A.
THE ISSUES OF LEGAL REGULATION OF THE HEAD OF MUNICIPAL
FORMATION OF ITS POWERS
Keywords: authority; the head of the municipality; administration; a representative body; the local authorities.
In article the author reveals the issues of realization of the head of municipal formation of its powers within the framework of municipal legal relations. These relationships are implemented one of the fundamental principles of organization of local self-government in the Russian Federation the rights and freedoms of man and citizen. The head of the municipality acts as the guarantor of the observance of this principle on the territory of the municipality. The appropriate authority of the head provided by applicable legislation and municipal legal acts.
В соответствии с российским законодательством о местном самоуправлении полномочия главы муниципального образования принадлежат главам муниципальных образований независимо от способа их избрания и от того, какой орган они возглавляют - представительный или местную администрацию. Согласно ч. 4 ст. 36 ч. 4 ст. 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. глава муниципального образования: 1) представляет муниципальное образование в отношениях с
органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; 2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; 3) издает в пределах своих полномочий правовые акты; 4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; 5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В уставах муниципальных образований эти полномочия находят более подробное регулирование. Так, глава муниципального образования городского округа город Тюмень, который в соответствии с Уставом Тюмени является председателем Тюменской городской Думы, согласно ст. 34 Устава (здесь и далее данные об этом акте взяты с официального сайта города Тюмени; равным образом это касается иных сведений о деятельности органов местного самоуправления, если не оговорено иное)), имеет следующие основные полномочия: 1) представляет город Тюмень в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; 2) подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, правовые акты, принятые Тюменской городской Думой; 3) издает в пределах своих полномочий правовые акты; 4) заключает контракт с Главой Администрации города Тюмени; 5) исполняет иные полномочия, возложенные на него действующим законодательством, настоящим Уставом. Помимо этого, глава муниципального образования осуществляет полномочия как председатель Тюменской городской Думы по вопросам организации деятельности Тюменской городской Думы: организует работу Тюменской городской Думы; заключает договоры и соглашения, регулирующие взаимоотношения Тюменской городской Думы с органами государственной власти, органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами территориального общественного самоуправления, организациями всех форм собственности и др.
Реализация главой муниципального образования своих полномочий осуществляется в рамках муниципально-правовых отношений. В этих правоотношениях реализуется один из основополагающих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации - соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Глава муниципального образования
выступает гарантом соблюдения этого принципа на территории муниципального образования. Соответствующие полномочия главы предусмотрены действующим законодательством и муниципальными правовыми актами.
Так, в соответствии со ст. 22 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г.полномочием по принятию решения о назначении местного референдума наделен представительный орган муниципального образования. Однако если в установленный законом срок представительный орган не принял соответствующего решения, глава муниципального образования вправе направить в суд обращение о назначении референдума. Причем реализовать это право и соответственно инициировать целый комплекс муниципально-правовых отношений по организации и проведению местного референдума глава муниципального образования может независимо от способа своего избрания и от того, возглавляет ли он представительный орган муниципального образования (входя в состав того органа, который изначально не принял необходимого решения) либо является главой местной администрации (не будучи связанным бездействием представительного органа по назначению референдума). Только глава муниципального образования наряду с группой жителей поселения вправе инициировать сход граждан согласно ст. 25 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. [1, с. 53]. Сравнительно новые муниципально-правовые отношения, связанные с организацией и проведением публичных слушаний, также могут возникать по инициативе главы муниципального образования.
При этом данные правоотношения могут быть как обязательными, так и факультативными. Так, публичные слушания согласно ч. 3 ст. 24 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2], Градостроительным кодексом Российской Федерации должны проводиться в обязательном порядке для обсуждения следующих проектов муниципальных правовых актов: 1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами; 2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении; 3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы
изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки; 4) вопросы о преобразовании муниципального образования.
В частности, глава муниципального образования в срок не позднее чем через десять дней со дня получения проекта правил землепользования и застройки муниципального образования от органа местного самоуправления обязан назначить публичные слушания по указанному проекту [3] (ч. 11 ст. 31). Практика инициирования и проведения публичных слушаний по проекту бюджета муниципального образования и отчету о его исполнении в муниципальных образованиях сложилась разная. В частности, в Барнауле, Иркутске, Красноярске, Екатеринбурге публичные слушания по указанным вопросам инициируются и назначаются по инициативе главы муниципального образования. В Омске и Владивостоке публичные слушания по проекту бюджета и отчету о его исполнении назначаются по инициативе представительного органа муниципального образования. Глава муниципального образования вправе инициировать публичные слушания по иным проектам муниципальных правовых актов, не перечисленным в федеральных законах, в связи с особой важностью и значимостью какого-либо вопроса для жителей муниципального образования в целом или его отдельной территории, необходимостью предварительного обсуждения с жителями концепции правового акта до принятия окончательного решения. Например, мэр Шелеховского муниципального района (Иркутская область) своим Постановлением от 21 марта 2007 г. инициировал проведение публичных слушаний по вопросу предоставления местной религиозной организации «Шелеховская церковь евангельских христиан-баптистов» земельного участка, прилегающего к зданию Дома молитвы, для размещения спортивной площадки [1, с. 54]. Глава муниципального образования город Краснодар в 2007-2008 гг. инициировал несколько публичных слушаний по проблемным вопросам точечной застройки в городе.
Однако при этом нужно заметить, что вопросы реализации полномочий главой муниципального образования в целом отрегулированы недостаточно четко, и чаще всего, когда об этом идет речь, то имеются ввиду как правило полномочия не главы муниципального образования, а полномочия главы местной администрации, обязанности которого исполняет глава муниципального образования (такой вариант структурирования органов местного самоуправления избран в большинстве муниципальных образований Российской Федерации). В этой связи представляется, что в муниципальном законодательстве следует более подробно отразить содержание полномочий главы муниципального образования, и основные способы их реализации.
Литература и источники
1. Копысова С.Г. Глава муниципального образования как инициатор муниципально-правовых отношений // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 4. - С. 53-54.
2. Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (в ред. 21.10.2014 г.) // СПС «Консультант Плюс». 2014. Октябрь.
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (в ред. 22.10.2014 г.) // СПС «Консультант Плюс». 2014. Октябрь.
ЖАМБОРОВ АНЗОР АНАТОЛЬЕВИЧ - адъюнкт кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России. Россия, Краснодар (Тел. 8 905 4368304)
GAMBAROV, ANZOR A. - adjunct of the Department of constitutional and administrative law of the Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia. Krasnodar
УДК 342.553
ЭФРИКЯН Р.А., ШИШКИНА Е.В. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Ключевые слова: жилищно-коммунальные отношения, местное самоуправление, органы местного самоуправления, коммунальные услуги, тарифы
Статья посвящена проблемам, возникающим у органов местного самоуправления в связи с осуществлением ими полномочий в сфере обеспечения населения муниципального образования жилищно-коммунальными услугами. Жилищно-коммунальное хозяйство имеет огромное социальное значение, поскольку обеспечивает наиболее существенные стороны жизнеобеспечения людей. Однако в настоящее время жилищно-коммунальный комплекс в России находится в кризисном состоянии.
EFRIKYAN, R.A., SH^miN^ E.V. LEGAL REGULATION OF THE POWERS OF LOCAL AUTHORITIES IN HOUSING AND COMMUNAL SPHERE
Keywords: housing and communal relations, local government, local governments, utilities; rates