Научная статья на тему 'Реализация главой муниципального образования своих полномочий (вопросы правового регулирования)'

Реализация главой муниципального образования своих полномочий (вопросы правового регулирования) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
301
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛНОМОЧИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ / MUNICIPALITY / AUTHORITY / LEGAL REGULATION / SELF-GOVERNMENT / IMPLEMENTATION OF TASKS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жамборов Анзор Анатольевич

В статье рассматриваются особенности реализации главой муниципального образования своих полномочий, осуществляемых в рамках муниципально-правовых отношений. Особое внимание уделено тому факту, что в этих правоотношениях выполняется один из основополагающих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXECUTION OF POWERS BY A MUNICIPALITY HEAD: ISSUES OF LEGAL REGULATION

The article discusses the features of powers execution by a municipality head under the terms of the municipal legal relationships. It is emphasized, that in these legal relations a major principle of local government organization in The Russian Federation is implemented, that is the observance of the human and citizen rights and freedoms.

Текст научной работы на тему «Реализация главой муниципального образования своих полномочий (вопросы правового регулирования)»

УДК 347.193.2:352.075.31

Жамборов Анзор Анатольевич

Zhamborov Anzor AnatoIyevich

РЕАЛИЗАЦИЯ ГЛАВОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ (ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ)

EXECUTION OF POWERS BY A MUNICIPALITY HEAD: ISSUES OF LEGAL REGULATION

Аннотация:

Summary:

В статье рассматриваются особенности реализации главой муниципального образования своих полномочий, осуществляемых в рамках муниципально-правовых отношений. Особое внимание уделено тому факту, что в этих правоотношениях выполняется один из основополагающих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации - соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

The article discusses the features of powers execution by a municipality head under the terms of the municipal legal relationships. It is emphasized, that in these legal relations a major principle of local government organization in The Russian Federation is implemented, that is the observance of the human and citizen rights and freedoms.

Ключевые слова:

муниципальное образование, полномочия, правовое регулирование, самоуправление, реализация задач.

Keywords:

municipality, authority, legal regulation, self-government, implementation of tasks.

В соответствии с российским законодательством о местном самоуправлении, полномочия главы муниципального образования принадлежат главам муниципальных образований независимо от способа их избрания и от того, какой орган они возглавляют - представительный или местную администрацию. Согласно ч. 4 ст. 36 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г., глава муниципального образования: 1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; 2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; 3) издает в пределах своих полномочий правовые акты; 4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; 5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В уставах муниципальных образований эти полномочия находят более подробное регулирование. Так, глава муниципального образования городского округа город Тюмень, который в соответствии с Уставом Тюмени является председателем Тюменской городской думы, согласно ст. 34 устава (здесь и далее данные об этом акте взяты с официального сайта города Тюмени; равным образом это касается иных сведений о деятельности органов местного самоуправления, если не оговорено иное), имеет следующие основные полномочия: 1) представляет город Тюмень в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; 2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом, правовые акты, принятые Тюменской городской думой; 3) издает в пределах своих полномочий правовые акты; 4) заключает контракт с главой администрации города Тюмени; 5) исполняет иные полномочия, возложенные на него действующим законодательством, уставом. Помимо этого, глава муниципального образования осуществляет полномочия как председатель Тюменской городской думы по вопросам организации деятельности Тюменской городской думы: организует работу Тюменской городской думы; заключает договоры и соглашения, регулирующие взаимоотношения Тюменской городской думы с органами государственной власти, органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами территориального общественного самоуправления, организациями всех форм собственности и т. д.

Реализация главой муниципального образования своих полномочий осуществляется в рамках муниципально-правовых отношений. В этих правоотношениях выполняется один из основополагающих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации - соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Глава муниципального образования выступает гарантом соблюдения этого принципа на территории муниципального образования. Соответствующие полномочия главы предусмотрены действующим законодательством и муниципальными правовыми актами.

Так, в соответствии со ст. 22 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г., полномочием по принятию решения о назначении местного референдума наделен представительный орган муниципального образования. Однако если в установленный законом срок представительный орган не принял соответствующего решения, глава муниципального образования вправе направить в суд обращение о назначении референдума [1]. Причем реализовать это право и, соответственно, инициировать целый комплекс муниципально-правовых отношений по организации и проведению местного референдума глава муниципального образования может независимо от способа своего избрания и от того, возглавляет ли он представительный орган муниципального образования (входя в состав того органа, который изначально не принял необходимого решения) либо является главой местной администрации (не будучи связанным бездействием представительного органа по назначению референдума).

Только глава муниципального образования наряду с группой жителей поселения вправе инициировать сход граждан согласно ст. 25 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. [2]. Сравнительно новые муниципально-правовые отношения, связанные с организацией и проведением публичных слушаний, также могут возникать по инициативе главы муниципального образования [3]. При этом данные правоотношения могут быть как обязательными, так и факультативными. Так, публичные слушания, согласно ч. 3 ст. 24 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительному кодексу Российской Федерации должны проводиться в обязательном порядке для обсуждения следующих проектов муниципальных правовых актов: 1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами; 2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении; 3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки; 4) вопросы о преобразовании муниципального образования.

В частности, глава муниципального образования в срок не позднее чем через десять дней со дня получения проекта правил землепользования и застройки муниципального образования от органа местного самоуправления обязан назначить публичные слушания по указанному проекту (ч. 11 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Практика инициирования и проведения публичных слушаний по проекту бюджета муниципального образования и отчету о его исполнении в муниципальных образованиях сложилась разная [4]. В частности, в Барнауле, Иркутске, Красноярске, Екатеринбурге публичные слушания по указанным вопросам инициируются и назначаются по инициативе главы муниципального образования. В Омске и Владивостоке публичные слушания по проекту бюджета и отчету о его исполнении назначаются по инициативе представительного органа муниципального образования. Глава муниципального образования вправе инициировать публичные слушания по иным проектам муниципальных правовых актов, не перечисленным в федеральных законах, в связи с особой важностью и значимостью какого-либо вопроса для жителей муниципального образования в целом или его отдельной территории, необходимостью предварительного обсуждения с жителями концепции правового акта до принятия окончательного решения. Например, мэр Шелеховского муниципального района (Иркутская область) своим постановлением от 21 марта 2007 г. инициировал проведение публичных слушаний по вопросу предоставления местной религиозной организации «Шелеховская церковь евангельских христиан-баптистов» земельного участка, прилегающего к зданию Дома молитвы, для размещения спортивной площадки [5].

Глава муниципального образования город Краснодар в 2007-2008 гг. инициировал несколько публичных слушаний по проблемным вопросам точечной застройки в городе.

Однако при этом нужно отметить, что вопросы реализации полномочий главой муниципального образования в целом отрегулированы недостаточно четко, и чаще всего, когда об этом идет речь, имеются в виду, как правило, полномочия не главы муниципального образования, а главы местной администрации, обязанности которого исполняет глава муниципального образования (такой вариант структурирования органов местного самоуправления избран в большинстве муниципальных образований Российской Федерации).

В связи с этим представляется, что в муниципальном законодательстве следует более подробно отразить содержание полномочий главы муниципального образования и основные способы их реализации.

Ссылки:

1. Жамборов А.В. Глава муниципального образования в системе властеотношений на местном уровне // Современная научная мысль. М., 2013. № 1.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] : фе-дер. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/popular/selfgovernment/ (дата обращения: 04.09.2014).

3. Копысова С.Г. Глава муниципального образования как инициатор муниципально-правовых отношений // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 4. С. 53.

4. Геляхова Л.А. К вопросу о соотношении бюджетных и межбюджетных отношений в Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной академии права. 2010. № 1. С. 193-196.

5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.