Научная статья на тему 'Реализация главой муниципального образования своих полномочий (вопросы правового регулирования)'

Реализация главой муниципального образования своих полномочий (вопросы правового регулирования) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
537
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРО-ВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / УСТАВ МУНИЦИПАЛЬ-НОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ / CHAPTER OF THE MUNICIPAL FORMATION / LEGAL REGULATION / LEGISLATION / MU-NICIPAL LEGAL ACT / CHARTER OF THE MUNICIPAL FORMATION / PUBLIC LISTENING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мирошниченко Артем Геннадьевич

Полномочия главы муниципального образования принадлежат главам муниципальных образований, причем независимо от способа их избрания и от того, какой орган они возглавляют представительный или местную администрацию. Закрепляются такие полномочия в действующим российском законодательстве, муниципально-правовых актах и непосредственно в уставах муниципальных образований, однако в последних они находят более подробное регулирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация главой муниципального образования своих полномочий (вопросы правового регулирования)»

Мирошниченко Артем Геннадьевич

аспирант кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России

(тел.: 89034510501)

Реализация главой муниципального образования своих полномочий (вопросы правового регулирования)

Аннотация

Полномочия главы муниципального образования принадлежат главам муниципальных образований, причем независимо от способа их избрания и от того, какой орган они возглавляют - представительный или местную администрацию. Закрепляются такие полномочия в действующим российском законодательстве, муниципально-правовых актах и непосредственно в уставах муниципальных образований, однако в последних они находят более подробное регулирование.

Annotation

The Authorities chapters municipal formation belongs to the chapter of the municipal formation moreover regardless of way of their election and from that, what organ they lead - representative or local administration. Such authorities are Bolted in acting russian legislation, municipal-legal acts and right in charter of the municipal formation, however in the last they find the more detailed regulation.

Ключевые слова: глава муниципального образования, правовое регулиро-вание, законодательство, муниципальный правовой акт, устав муниципаль-ного образования, публичные слушания.

Key words: chapter of the municipal formation, legal regulation, legislation, mu-nicipal legal act, charter of the municipal formation, public listening.

В

соответствии с российским законодательством о местном самоуправлении полномочия главы муниципального образования принадлежат главам муниципальных образований независимо от способа их избрания и от того, какой орган они возглавляют - представительный или местную администрацию. Согласно ч. 4 ст. 36 ч. 4 ст. 36 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 2003 г. глава муниципального образования: 1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; 2) под-писывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; 3) издает в пределах своих полномочий правовые акты; 4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;

5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и зако-нами субъекта Российской Федерации.

В уставах муниципальных образований эти полномочия находят более подробное регулирование. Так, глава муниципального образования городского округа город Тюмень, который в соответствии с Уставом Тюмени является председателем Тюменской городской Думы, согласно ст. 34 Устава (здесь и далее данные об этом акте взяты с официального сайта города Тюмени; равным образом это касается иных сведений о деятельности органов местного самоуправления, если не оговорено иное), имеет следующие основные пол-номочия: 1) представляет город Тюмень в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; 2) подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, правовые

55

акты, принятые Тюменской городской Думой; 3) издает в пределах своих полномочий правовые акты; 4) заключает контракт с Главой Администрации города Тюмени; 5) исполняет иные полномочия, возложеннье на негодействующим законодательством, настоящим Уставом. Помимо этого, глава муниципального образования осуществляет полномочия как председатель Тюменской городской Думы по вопросам организации деятельности Тюменской городской Думы: организует работу Тюменской городской Думы; заключает договоры и соглашения, регулирующие взаимоотношения Тюменской городской Думы с органами государственной власти, органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами территориального общественного самоуправления, организациями всех форм собственности и др.

Реализация главой муниципального образования своих полномочий осуществляется в рамках муниципально-правовых отношений. В этих правоотношениях реализуется один из основополагающих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации - соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Глава муниципального образования выступает гарантом соблюдения этого принципа на территории муниципального обра-зования. Соответствующие полномочия главы предусмотрены действующим законодательством и муниципальными правовыми актами.

Так, полномочием по принятию решения о назначении местного референдума наделен представительный орган муниципального образовани [1]. Однако если в установленный законом срок представительный орган не принял соответствующего решения, глава муниципального образования вправе направить в суд обращение о назначении референдума. Причем реализовать это право и соответственно инициировать целый комплекс муниципально-правовых отношений по организации и проведению местного референдума глава муниципального образования может независимо от способа своего избрания и от того, возглавляет ли он представительный орган муниципального образования (входя в состав того органа, который изначально не принял необходимого решения) либо является главой местной администрации (не будучи связанным бездействием представительного органа по назначению референдума). Только глава муниципального образования наряду с группой жителей поселения вправе инициировать сход граждан согласно ст. 25 ФЗ "Об

общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 2003 г. [2]. Сравнительно новые муниципально-правовые отношения, связанные с организацией и проведением публичных слушаний, также могут возникать по инициативе главы муниципального образования.

При этом данные правоотношения могут быть как обязательными, так и факультативными. Так, публичные слушания согласно ч. 3 ст. 24 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации должны проводиться в обязательном порядке для обсуждения следующих проектов муниципальных правовых актов: 1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами; 2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении; 3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки; 4) вопросы о преобразо-вании муниципального образования.

В частности, глава муниципального образования в срок не позднее чем через десять дней со дня получения проекта правил землепользования и застройки муниципального образования от органа местного самоуправления обязан назначить публичные слушания по указанному проекту [3]. Практика инициирования и проведения публ ичных сл уш аний п о п роекту бюджета муниципального образования и отчету о его исполнении в муниципальных образованиях сложилась разная. В частности, в Барнауле, Иркутске, Красноярске, Екатеринбурге публичные слушания по указанным вопросам инициируются и назначаются по инициативе главы муниципального

56

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2010 • №1

образования. В Омске и Владивостоке публичные слушания по проекту бюджета и отчету о его исполнении назначаются по инициативе представительного органа муници-пального образования. Глава муниципального образования вправе инициировать публичные слушания по иным проектам муниципальных правовых актов, не перечисленным в федеральных законах, в связи с особой важностью и значимостью какого-либо вопроса для жителей муниципального образования в целом или его отдельной территории, необходимостью предварительного обсуждения с жителями концепции правового акта до принятия окончательного решения. Например, мэр Шелеховского муниципального района (Ир-кутская область) своим Постановлением от 21 марта 2007 г. инициировал проведение публичных слушаний по вопросу предоставления местной рели-гиозной организации "Шелеховская церковь евангельских христиан-баптистов" земельного участка, прилегающего к зданию Дома молитвы, для размещения спортивной площадки. Глава муниципального образования город Краснодар в 20072008 гг. инициировал несколько публичных слушаний по проблемным вопросам точечной застройки в городе.

Однако при этом нужно заметить, что вопросы реализации полномочий главой муниципального образования в целом отрегулированы недостаточно четко, и чаще всего, когда об этом идет речь, то

КОНСТИТУЦИОННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО имеются ввиду как правило полномочия не главы муниципального образования, а полномочия главы местной администрации, обязанности которого исполняет глава муниципально-го образования (такой вариант структурирования органов местного само-управления избран в большинстве муниципальных образований Российской Федерации). В этой связи представляется, что в муниципальном законодательстве следует более подробно отразить содержание полномочий главы муниципального образования, и основные способы их реализации.

1. Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

2.Копысова С.Г. Глава муниципального образования как инициатор муниципальноправовых отношений // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 4. С. 53

3.Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.