■ ■ ■ КОММУНИКАЦИЯ СУБЪЕКТОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Автор: АВЕРИН А.Н.
АВЕРИН Александр Николаевич — профессор, доктор философских наук, профессор кафедры философии философско-социологического факультета Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).
Адрес: 119571, г Москва, проспект Вернадского, 84.Тел., 8(499) 956 -95-14. E-mail: anaverin1947@mail.ru
Аннотация: Рассматривается коммуникация субъектов местного самоуправления в Российской Федерации. Автор акцентирует внимание на вопросах коммуникации в формах непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется населением также через органы местного самоуправления. Поэтому значительное место занимает рассмотрение представительного органа, главы и местной администрации муниципального образования, выборных должностных лиц местного самоуправления в качестве субъектов местного самоуправления, являющихся одновременно субъектами коммуникации, рассмотрение коммуникации в процессе межмуниципального сотрудничества. Автор показывает, что правовое обеспечение коммуникации осуществляется на основе федеральных законов, в которых установлены полномочия органов местного самоуправления, права и обязанности муниципальных служащих в коммуникационном процессе, основные способы коммуникации в местном самоуправлении.
Ключевые слова: вопросы местного значения, выборное должностное лицо, глава муниципального образования, избирательная комиссия, информация, коммуникация, межмуниципальное сотрудничество, местная администрация, местное самоуправление, муниципальная должность, муниципальный служащий, муниципальное образование, население, органы местного самоуправления, правовое обеспечение коммуникации, представительный орган, территориальное общественное самоуправление.
Местное самоуправление в нашей стране является одной из основ конституционного строя, формой осуществления народом власти [1]. Оно осуществляется в интересах населения с учётом исторических и местных традиций. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения, что составляет его содержание. К вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения в муниципальных образованиях — городском и сельском поселении, муниципальном районе, городском округе, го-
родском округе с внутригородским делением, внутригородском районе, внутригородской территории города федерального значения. Решение вопросов местного значения осуществляется непосредственно населением и через органы местного самоуправления. Население, будучи основным субъектом, непосредственно осуществляет местное самоуправление и участвует в его осуществлении. К формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления относятся местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления, по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования, сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования. Эти формы позволяют непосредственно принимать окончательные решения, обязательные для исполнения органами власти. Информационное обеспечение форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления осуществляют избирательная комиссия, органы местного самоуправления, органы государственной власти, средства массовой информации, должностные лица.
К формам участия населения в осуществлении местного самоуправления относятся публичные слушания, собрания и конференции, опрос, правотворческая инициатива граждан, их индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Публичные слушания проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования. Собрания граждан организуются для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования. Полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов). Итоги собрания и конференции граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию) — важному способу коммуникации. Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на её части для выявления мнения населения и его учёта при принятии решений органами местного самоуправления и их должностными лицами, органами государственной власти. Население муниципального образования должно быть проинформировано о проведении опроса не менее чем за 10 дней до его проведения. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления дают возможность населению муниципального образования обсуждать вопросы местного значения, получать информацию, выражать своё мнение [2, а 161, 252]. Формой участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправ-
ление, под которым понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения [1]. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением путём проведения собраний и конференций граждан, создания органов территориального общественного самоуправления. Оно может осуществляться в пределах территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан [2, а 257]. Органами территориального общественного самоуправления являются домовые, уличные, квартальные комитеты, советы микрорайонов. Существует отличие территориального общественного самоуправления от местного самоуправления. Местное самоуправление обязательно в муниципальном образовании. Территориальное общественное самоуправление, будучи самоорганизацией граждан, осуществляется не на всей территории муниципального образования, оно создаётся по желанию жителей, его участники осуществляют собственные инициативы по вопросам местного значения [3, а 22, 296]. Граждане имеют право участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации. Коммуникация связана с обеспечением населения необходимой информацией о различных формах его участия в осуществлении местного самоуправления, результатах участия.
Местное самоуправление осуществляется населением через органы местного самоуправления, выступающие в качестве его субъектов. Органы местного самоуправления представляют собой избираемые непосредственно населением или образуемые представительным органом муниципального образования органы, которые наделены собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Их структуру составляют представительный орган, глава, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения [1].
Представительный орган поселения, городского округа, внутригородского района, внутригородского муниципального образования города федерального значения является выборным органом местного самоуправления. Он состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. В поселении представительный орган не формируется, если
численность его жителей, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек, или в поселении с численностью жителей от 101до 300 человек уставом муниципального образования не предусмотрено его формирование. Тогда полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. Представительный орган муниципального района может состоять из избираемых на муниципальных выборах депутатов либо из глав поселений муниципального района и депутатов представительных органов поселений.
Глава муниципального образования является единоличным органом местного самоуправления и высшим должностным лицом муниципального образования. Он наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования может избираться на муниципальных выборах непосредственно населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, либо представительным органом из своего состава — из депутатов. При избрании представительным органом глава муниципального образования является его председателем.
Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и региональными законами. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации может быть глава муниципального образования либо человек, назначаемый на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение должности. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В её структуру могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы. В сельском поселении, внутригородском муниципальном образовании города федерального значения может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования. В административном центре муниципального района может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации поселения. Тогда в поселении, являющимся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется. В местной администрации крупного городского поселения, муниципального района, городского округа соз-
даются службы или имеются должности специалистов по связям с общественностью. Контрольно-счетный орган муниципального образования образуется для осуществления внешнего муниципального финансового контроля.
В качестве должностного лица местного самоуправления выступает выборное лицо либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения, организации деятельности органа местного самоуправления. Выборным должностным лицом является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. К должностным лицам относятся глава муниципального образования, глава местной администрации муниципального образования, заключивший контракт или трудовой договор с представительным органом, избираемые на муниципальных выборах члены органа местного самоуправления, например, контрольно-счетного органа. Должностными лицами являются заместители главы муниципального образования, председателя представительного органа, главы местной администрации, руководители структурных подразделений представительного органа и местной администрации. Не считаются должностными лицами депутаты представительного органа, сотрудники аппарата муниципальных органов, которые выполняют вспомогательные и технические функции [2, с. 303].
Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления. Она организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ или преобразования муниципального образования. Муниципальная избирательная комиссия входит в систему избирательных комиссий в качестве нижестоящего органа по отношению к избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и Центральной избирательной комиссии [3, с. 317-318].
В осуществлении местного самоуправления в качестве его субъектов участвуют люди, замещающие муниципальные должности, и муниципальные служащие [4]. Муниципальные должности замещают депутаты представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, вну-
тригородского района или внутригородской территории города федерального значения, члены выборного органа, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса. Должности председателя, его заместителя и аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Муниципальные служащие замещают должности муниципальной службы путём заключения трудового договора (контракта). Муниципальная служба представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы. В муниципальном образовании может быть предусмотрена должность помощника депутата на общественных началах или на оплачиваемой основе. Помощник депутата способствует коммуникации, информационному взаимодействию депутата с избирателями, различными организациями и органами управления. Он работает с корреспонденцией, подготавливает информационные справки и т.п. [2, а 320].
Правовое обеспечение коммуникации в местном самоуправлении осуществляется на основе федеральных законов. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по учреждению печатного средства массовой информации [1]. Его учреждение необходимо для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации. Органы местного самоуправления могут выступать соучредителями межмуниципального печатного средства массовой информации. Федеральный закон устанавливает, что к вопросам местного значения городского поселения и городского округа относятся осуществление в пределах, установленных водным законодательством, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования. Целесообразно, на наш взгляд, законодательно расширить коммуникационную составляющую в решении других вопросов местного значения.
Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ в качестве основного принципа му-
ниципальной службы определяет доступность информации о деятельности муниципальных служащих [4]. Муниципальный служащий имеет право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Он обязан:
— соблюдать порядок работы со служебной информацией;
— не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
— представлять предусмотренные законодательством сведения о себе и членах своей семьи;
— сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из российского гражданства или о приобретении гражданства иностранного государства;
— уведомлять в письменной форме своего непосредственного начальника о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако они могут наделяться федеральными и региональными законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств [1, 5]. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. При передаче государственных полномочий существует взаимная коммуникация между органами местного самоуправления и органами государственной власти.
Коммуникация органов местного самоуправления осуществляется в процессе межмуниципального сотрудничества с советом муниципальных образований субъекта Российской Федерации, единым общероссийским объединением муниципальных образований. В каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований, который необходим для организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований. Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Такое объединение создаётся для организации взаимодействия муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований, пред-
ставления интересов в федеральных органах государственной власти и организации сотрудничества муниципальных образований с международными организациями и иностранными юридическими лицами. Органы местного самоуправления осуществляют коммуникацию с межмуниципальными объединениями, хозяйственными обществами и другими межмуниципальными организациями, которые объединяют финансовые средств, материальные и иные ресурсы для решения вопросов местного значения. Решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ, некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов могут принимать представительные органы муниципальных образований. Коммуникация субъектов местного самоуправления осуществляется в процессе реализации принципа гласности местного самоуправления. Данный принцип предполагает обеспечение населения необходимой информацией о происходящих событиях в муниципальном образовании, деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц, доведение до населения содержания муниципальных правовых актов. Используются местные газеты, телевидение и радио, другие средства массовой информации, информационные стенды, средства телефонной связи, электронное информирование, письменное разъяснение, публикация информационных материалов — брошюр, буклетов, личный приём граждан. Информация органов местного самоуправления размещается в открытой и доступной форме на официальных порталах и сайтах муниципальных образований в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Так, например, на официальном портале администрации города Тюмень «Электронный муниципалитет» размещаются телефонный справочник, календарь мероприятий, муниципальные правовые акты, информация о противодействии коррупции, закупках, личном приёме граждан, направлении обращения, занятости и трудоустройстве, муниципальных услугах и программах, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выступлениях и заявлениях [6]. Кроме того, на портале содержится информация о городе, его символике, населении, социально-экономическом развитии, администрации и представительном органе, дана историческая и географическая справка. На официальном сайте Сорокинского муниципального района Тюменской области имеются разделы: главная, новости, власть, экономика и финансы, общество, о муниципальном районе [7]. В каждом из них содержится разнообразная информация. На официальном сайте содержится общая информация о муниципальном районе, сельских поселениях, структуре районной администрации, интернет-ресурсах. На нём представлены такие актуальные рубрики, как инвестиционный паспорт, муниципальный заказ, государственные и муниципальные услуги, туризм, обращение граждан, фото-
галерея. В разделе «Власть» представлена информация о муниципальных правовых актах и деятельности районной администрации и думы, контрольно-счётного органа, избирательной комиссии, администрации сельских поселений, о муниципальной службе, административной реформе и противодействии коррупции. Раздел «Экономика и финансы» содержит информацию о бюджете, экономике, финансах, ценах и тарифах, транспорте и дорогах, связи, промышленности, потребительском рынке, агропромышленном комплексе, архитектуре, долгосрочных, ведомственных и иных целевых программах, инвестиционной политике, бизнесе, муниципальном заказе. В разделе «О муниципальном районе» даны общие сведения, карта района, справочник жителя, фотогалерея. В нём представлена информация об уставе, бюджете, символике, истории, территории, социально-экономическом положении, туризме, стратегии развития, знаменательных событиях, почётных гражданах. В разделе «Общество» размещена информация о культуре, рынке труда и занятости населения, образовании, средствах массовой информации, безопасности населения, организации отдыха и оздоровлении населения, социальной защите, государственных и муниципальных услугах, молодёжной политике, спорте, здравоохранении.
В органах местного самоуправления применяются информационные технологии, которые используются для получения, поиска, обработки, хранения, накопления, тиражирования, передачи, распространения необходимой информации. В них создаётся система информационного обеспечения как «совокупность организационно-правовых, информационных, методических, программно-технических компонентов, обеспечивающая информационные процессы в системе управления» [8, с. 300]. Е.А. Юшина отмечает, что в местном самоуправлении следует развивать информационно-коммуникационные технологии, организовывать интерактивное информационное обслуживание граждан и организаций с использованием современных информационных технологий, централизованно создавать общие информационные ресурсы. Необходимо развивать онлайновые формы взаимодействия органов местного самоуправления и депутатов с населением посредством создания официальных и личных веб-сайтов должностных лиц, активно использовать «телефонную горячую линию», «народный телефон», «единую справочную службу муниципалитета», средства телекоммуникационной инфраструктуры, создавать общественные пункты подключения к открытым информационным системам. Это необходимо для предоставления информации населению и установления обратной связи от населения [9, с. 167 — 168].
Подводя итоги, следует отметить, что способы коммуникации субъектов местного самоуправления разнообразны. Коммуникация осуществляется благодаря информационному взаимодействию и комму-
никационным связям как внутри муниципального образования, так и за его пределами.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822; 2014. № 30 (часть I). Ст. 4218.
2. Муниципальное право России: учебник / С.А. Авакьян, В.Л. Лютцер, Н.Л. Пе-шин [ и др.]; отв. ред. С.А. Авакьян. — М.: Проспект, 2011. С. 161, 252, 257, 303, 320.
3. Муниципальное право России: учебник / под ред. А.Н. Кокотова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. С. 22, 296, 317 — 318.
4. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 10. Ст. 1152; 2014. № 10. Ст. 954.
5. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря; Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 30 (часть I). Ст. 4202.
6. Официальный портал администрации Тюмени «Электронный муниципалитет» // http://www.tyumen-city.ru.
7. Официальный сайт Сорокинского муниципального района Тюменской области // http://sorokino.admtyumen.ru/mo/Sorokino/socium.htm.
8. Кайль Я.Я. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие. Ростов н/Д; Волгоград, 2009. С. 300.
9. Юшина Е.А. Муниципальное управление: теория и практика. Владимир, 2009. С. 167 — 168.
■ ■ ■ COMMUNICATION OF LOCAL GOVERNMENT SUBJECTS
Author: AVERIN A.N.
AVERIN Alexander Nikolayevich — Professor, Doctor of Philosophy, professor of Philosophy Division of Department of Philosophy and Sociology of Institute of Social Sciences of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA).
Address: 84, Prospect Vernadskogo, Moscow, Russian Federation 119571. Phone: +7(499) 956 — 93 — 19. E-mail: anaverin1947@mail.ru .
Annotation: The article examines communication of local government subjects in the Russian Federation. The author concentrates on the issues of communication in the forms of direct local government execution and popular participation in such execution. As one of the ways of local government execution is made via local government bodies, a sizable attention is paid to the exanimation of representative authority, head and local administration of municipal unit, elective officials of local
kommyhmkomrnq - communicology
government as local government subjects, being at the same time subjects of communications, examination of communication in intermunicipal cooperation. The author shows that legal support of communication is executed on the base of federal laws which provide authorities for local government bodies, right and duties for municipal officials in communication process and primary ways of communication in local government.
Key words: local level issues, elective official, head of municipal unit, election commission, information, communication, intermunicipal cooperation, local administration, local self-government, municipal office, municipal officer, municipal unit, population, local government bodies, legal support of communication, representative body, territorial public self-government.
References
1. Federalniy zakon "Ob obshikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii" 06.10.2003 № 131-FZ // Sobraniye zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii 2003. № 40. St. 3822; 2014. № 30 (chast I). St. 4218. [Federal Law "Concerning the General Principles of the Organization of Local Government in the Russian Federation" from October 6, 2003 № 131-FZ // Legislation Bulletin of the Russian Federation. 2003. № 40. Article 3822; 2014. № 30 (Part I). Article 4218.]
2. Munitsipalnoye pravo Rossii: ushebnyk / Avakyan S.A., Lutser V.L., Peshin N.L/ [I dr.]; otv. red. Avakyan S.A. — M.: Prospect, 2011. S. 161, 252, 257, 303, 320. [Municipal law of Russia: textbook / Avakyan S.A., Lutser V.L., Peshin N.L / [and others]; executive editor Avakyan S.A. — M.: Prospect, 2011. P. 161, 252, 257, 303, 320.]
3. Munitsipalnoye pravo Rossii: ushebnyk / pod. red. Kokotov A.N. — 2 izd, pererab i dop — M.: Izdatelstvo Urait; ID Urait, 2011 S. 22, 296, 317 — 318. [Municipal law of Russia: textbook / under the editorship of Kokotov A.N. — second edition, modified and amended — M.: Publishing House Urait; PH Urait, 2011. P. 22, 296, 317 — 318.]
4. Federalniy zakon "O munitsipalnoy sluzhbe v Rossiyskoy Federatsii" 02.03.2007 № 25-FZ // Sobraniye zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii. 2007. № 10. St. 1152; 2014. № 10. St. 954. [Federal Law "On Municipal Service in the Russian Federation" from March 2, 2007 № 25-FZ // Legislation Bulletin of the Russian Federation. 2007. № 10. Article 1152; 2014. № 10. Article 954.]
5. Constitutsiya Rossiyskoy Federatsii // Rossiyskaya Gazeta. 25.11.1993; Sobraniye zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii. 2014. № 30 (chast I). St. 4202. [Constitution of the Russian Federation // Rossiyskaya Gazeta. December 25, 1993; Legislation Bulletin of the Russian Federation. 2014. № 30 (Part I). Article 4202].
6. Ofitsialniy portal administratsii Tyumeni "Elektroniy munitsipalitet" // http://www. tyumen-city.ru. [Official portal of Tyumen Administration "Online Municipality" // http:// www.tyumen-city.ru].
7. Ofitsialniy sayt Sorokinskogo munutsipalnogo rayona Tyumenskoy oblasti http:// sorokino.admtyumen.ru/mo/Sorokino/socium.htm. [Official web site of Sorokino municipal district of Tyumen Region // http://sorokino.admtyumen.ru/mo/Sorokino/socium.htm].
8. Kayl Y.Y. Sistema Gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya: uchebnoye posobiye / Kayl YY — Rostov na Dony: Fenix; Volgograd: VolSU, 2009. S. 300. [Kayl YY (2009) The system of state and municipal government: study guide. Rostov on Don; Volgograd, 2009. P. 300].
9. Yushina E.A. Munitsipalnoye upravlenye: teorya i praktika. Vladimir, 2009. S. 167168 [Yushina E.A. Municipal government: theory and practice. Vladimir, 2009. P. 167-168].