Научная статья на тему 'Местное самоуправление в Российской Федерации: развитие коммуникации'

Местное самоуправление в Российской Федерации: развитие коммуникации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2139
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ / LOCAL GOVERNMENTS / COMMUNICATION / INTERACTION WITH CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рахманов Олег Сергеевич

Статья посвящена изучению особенностей коммуникативных связей органов местного самоуправления в современных условиях. Дается анализ принципиальной структуры системы органов местного самоуправления с точки зрения участия каждого ее элемента в коммуникационном взаимодействии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL GOVERNMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION: DEVELOPMENT OF COMMUNICATION

This article is devoted to the study of the peculiarities of the communicative relations of local governments in modern conditions. The principle of the principle structure of local governments is analyzed.

Текст научной работы на тему «Местное самоуправление в Российской Федерации: развитие коммуникации»

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ

Рахманов О.С.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация: статья посвящена изучению особенностей коммуникативных связей органов местного самоуправления в современных условиях. Дается анализ принципиальной структуры системы органов местного самоуправления с точки зрения участия каждого ее элемента в коммуникационном взаимодействии.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, коммуникация, местные органы власти, взаимодействие с гражданским обществом.

Для цитирования: Рахманов О.С. Местное самоуправление в Российской Федерации: развитие коммуникации// Коммуникология: электронный научный журнал. 2019. Том 4. №1. C.50

Сведения об авторе: Рахманов Олег Сергеевич, магистрант кафедры государственно-правовых дисциплин Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Mail: olegrahmanov1995@yandex.ru

Статья поступила в редакцию: 12.01. 2019. Принята к печати: 23.03.2019.

Сфера влияния местного самоуправления

В числе одной из основ конституционного строя в Российской Федерации называется местное самоуправление, которое представляет собой одну из форм реализации населением своей власти [Кеня]. Местное самоуправление реализуется в интересах населения с обязательным учетом исторических и местных традиций. Наличие местного самоуправления позволяет населению конкретных муниципальных образований самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения. Именно данная возможность образует содержание местного самоуправления. К вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения в муниципальных образованиях - городском и сельском поселении, муниципальном районе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, внутригородском районе, внутригородской территории города федерального значения.

Вопросы местного значения могут быть решены непосредственно населением или через органы местного самоуправления. Население является основным субъектом при решении вопросов местного

самоуправления. Непосредственное осуществление гражданами местного самоуправления может происходить в следующих формах:

- местный референдум;

- муниципальные выборы;

- голосование по отзыву депутатов;

- изменение границ муниципального образования;

- преобразование муниципального образования;

- сход граждан [Япрынцев].

Посредством указанных форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления могут приниматься окончательные решения, которые будут обязательными для органов государственной власти. В целях информационного обеспечения реализации указанных форм непосредственного осуществления населением своей власти создаются избирательные комиссии, действуют органы государственной власти и местного самоуправления.

Участие населения в деятельности органов местного самоуправления

К числу форм участия населения в осуществлении местного самоуправления в науке также относят публичные слушания, собрания, конференции, опрос граждан, правотворческие инициативы граждан, индивидуальные и коллективные обращения и т.д. [Ерохина] На публичных слушаниях могут рассматриваться проекты муниципальных нормативно-правовых актов, принимаемых по вопросам местного значения. На публичных слушаниях вправе присутствовать жители соответствующего муниципального образования. В рамках собраний граждан проводится обсуждение вопросов местного значения, население информируется о деятельности органов местного самоуправления, осуществляется территориальное общественное самоуправление. Полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов). Важным способом коммуникации власти и населения является официальное опубликование принятых по итогам собраний и конференций решений.

С целью установления мнения населения и его последующего учета в работе публично-правовых образований проводится опрос граждан, который реализуется на всей территории соответствующего муниципального образования. Предварительно население должно быть проинформировано о проведении опроса. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления дают возможность населению муниципального образования обсуждать вопросы местного значения, получать информацию, выражать своё мнение [Япрынцев: 27-31].

Граждане могут участвовать в осуществлении местного самоуправления посредством территориального общественного самоуправления, которое представляет собой самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории поселения или другого муниципального образования с целью самостоятельного осуществления собственных инициатив, касающихся решения вопросов местного значения. Территориальное общественное самоуправления может реализовываться посредством собраний, конференций, а также функционирования органов территориального общественного самоуправления. Данное явление может существовать, например, в рамках подъезда многоквартирного дома, отдельного дома, группы домов и т.д. К числу органов территориального общественного самоуправления относятся домовые, уличные, квартальные комитеты и т.д.

Необходимо отличать территориальное общественное самоуправление от местного самоуправления. Местное самоуправление обязательно в муниципальном образовании. Территориальное общественное самоуправление является проявлением самоорганизации граждан и может быть реализовано только на части муниципального образования. Последнее явление создается исключительно по воле местных жителей, которые реализуют собственные проекты по вопросам местного значения. Граждане вправе принимать участие в отправлении местного самоуправления также и в других формах, которые не противоречат законодательству.

Коммуникация органов местного самоуправления с населением

Взаимодействие органов местного самоуправления осуществляется с целью обеспечения населения необходимой информацией, касающейся различных форм его участия в осуществлении местного самоуправления, а также результатов подобного участия. Местное самоуправление осуществляется населением через органы местного самоуправления, выступающие в качестве его субъектов. Органы местного самоуправления могут непосредственно избираться населением или образовываться представительными органами муниципальной власти. Органы местного самоуправления имеют собственные полномочия, связанные с решением вопросов местного значения. В состав органов местного самоуправления входят законодательный орган, глава муниципального образования, местная администрация, контрольно-счетный орган муниципального образования, а также другие органы и должностные лица, предусмотренные уставом муниципального образования и у которых имеются собственные полномочия по решению вопросов местного значения [Кокотов].

Говоря о коммуникациях местного самоуправления, необходимо четко понимать, что она складывается из коммуникативных практик

отдельных органов местного самоуправления. Представительный орган муниципального образования представляет собой выборный орган местного самоуправления. В его состав входят депутаты, которые выбираются на муниципальных выборах. В отдельных случаях представительный орган местного самоуправления может не образовываться, например, при небольшой численности населения муниципального образования, а равно в тех случаях, когда устав муниципального образования не предусматривает формирование такого органа. В подобных случаях вместо представительного органа его полномочия выполняет сход граждан. В последнем случае коммуникация между сходом и местным населением является наиболее полной, так как обычно в сходе граждан принимает участие большинство местных жителей и не требуется создания специального механизма по доведению информации о деятельности муниципальной власти до населения. В состав представительного органа муниципального образования могут входить депутаты, избираемые на муниципальных выборах, а также главы поселений муниципального района и депутаты представительных органов поселений [Кеня: 45-48].

Актуализация коммуникационной проблематики органов местного самоуправления

Высшим должностным лицом муниципального образования является глава муниципального образования, который представляет собой единоличный орган местного самоуправления. Он наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования может быть избран в ходе муниципальных выборов непосредственно населением муниципального образования. Также он может быть выбран из числа депутатов представительного органа местного самоуправления. При наличии такой должности актуализируется проблематика надлежащей коммуникации между главой муниципального образования и населением, с одной стороны, и другими публично-правовыми образованиями различных уровней.

Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения, а также полномочиями по отправлению отдельных государственных полномочий, которые переданы на местный уровень. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. В качестве главы местной администрации может выступать глава муниципального образования или отдельное лицо, назначенное на данную должность на основании контракта, который заключается по результатам конкурса.

Представительный орган муниципального образования утверждает структуру местной администрации, которая, в свою очередь, разрабатывается главой местной администрации. Местная администрация может состоять из отраслевых и территориальных органов. Местная администрация может предусматриваться уставами отдельных муниципальных образований, и которая может возглавляться главой муниципального образования. В административном центре муниципального района может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации поселения. В последнем случае местная администрация не образуется в поселении, который является центром муниципального района. В местных администрациях крупных муниципальных образований могут быть созданы отдельные службы или специальные должности, которые должны заниматься осуществлением коммуникаций с населением. Это могут быть отделы по связям с общественностью, пресс-службы и т.д. Даже особенности структуры органов местного самоуправления свидетельствуют о том, что органы местного самоуправления в качестве отдельного самостоятельного направления своей деятельности рассматривают осуществление коммуникации с гражданами.

В рамках местного самоуправления существуют выборные должностные лица, а также лица, которые заключили контракт по исполнению исполнительно-распорядительных полномочий по решению вопросов местного значения и т.д. Выборными должностными лицами признаются лица, которые были избраны на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании населением муниципального образования или избранные из состава депутатов представительного органа местного самоуправления. Также выборные должностные лица могут быть избраны на сходе граждан. Должностными лицами местного самоуправления являются глава муниципального образования, глава местной администрации, выборные члены органов местного самоуправления, заместители главы муниципального образования, заместители председателя представительного органа местного самоуправления, заместители главы местной администрации, руководители структурных подразделений представительного органа и местной администрации. К числу должностных лиц местного самоуправления не относятся депутаты представительного органа, сотрудники аппарата муниципальных органов власти, выполняющие вспомогательные и технические функции [Шугрина].

Вне структуры органов местного самоуправления находится избирательная комиссия муниципального образования. Основной задачей данного органа является подготовка и проведение муниципальных выборов, местных референдумов и других голосований, проводимых на

местном уровне. Муниципальная избирательная комиссия входит в систему избирательных комиссий в качестве нижестоящего органа по отношению к избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и Центральной избирательной комиссии. Одним из направлений работы избирательной комиссии муниципального образования является осуществление информирования населения о предстоящих выборах, об их ходе и результатах, что также является формой коммуникации.

Коммуникации на уровне местного самоуправления осуществляются на основании положений федерального законодательства. Основополагающим нормативно-правовым актом в области местного самоуправления является Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно данному нормативно-правовому акту для решения вопросов местного значения могут учреждаться печатные средства массовой информации. Муниципальные СМИ играют ключевую роль в коммуникации между муниципальными органами власти и населением. Именно в муниципальных печатных изданиях публикуются муниципальные нормативно-правовые акты, проводится обсуждение проектов муниципальных нормативно-правовых актов, доводятся до населения официальные сведения относительно социально-экономического и культурного развития муниципального образования и другие официальные сведения. В качестве учредителей таких средств массовой информации могут выступать органы местного самоуправления. Федеральный закон устанавливает, что к вопросам местного значения городского поселения и городского округа относятся осуществление в пределах, установленных водным законодательством, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования. Целесообразно, на наш взгляд, законодательно расширить коммуникационную составляющую в решении других вопросов местного значения [Кокотов: 3-7].

Заключение

Таким образом, в своей повседневной деятельности органы местного самоуправления осуществляют постоянное взаимодействие с различными субъектами общественных отношений, начиная от федеральных органов государственной власти и заканчивая обычными гражданами. С учетом того, что местное самоуправление является наиболее приближенным к населению уровнем власти крайне важна развитость систем коммуникации между властью и населением той или иной территории. В небольших муниципальных образованиях вопрос коммуникации не стоит остро, так как большинство проблем решается при непосредственном участии всего населения. В тех же муниципальных образованиях, в которых образованы органы местного самоуправления, формами коммуникации является

информационное взаимодействие во время местных выборов, издание муниципальных печатных средств массовой информации и т.д. Но стоит признать, что законодательство недостаточно полно раскрывает содержание и перечень подобных форм, поэтому необходимо уточнение законодательства в этой части.

Источники

Ерохина Т.В. (2018). Двухуровневая модель организации местного самоуправления в крупных городских округах: некоторые итоги и проблемы внедрения // Конституционное и муниципальное право. N 7. С. 68-71.

Кеня И.А. (2010). Концептуальные подходы к сущности местного самоуправления: исторический и современный ракурс // Государственная власть и местное самоуправление. N 12. С. 45 - 48.

Кокотов А.Н. О системе и структуре органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 3. С. 3-7.

Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Шугрина Е.С. (2015). Самостоятельно ли население в определении структуры органов местного самоуправления // Актуальные проблемы российского права. N 12. С. 41-51.

Япрынцев И.М. (2017). Сущность и понятие общественного контроля как механизма участия граждан в управлении делами государства // Государственная власть и местное самоуправление. N 3. С. 27-31.

Шарков Ф.И. (2014). Интегрированные коммуникации: правовое регулирование в рекламе, связях с общественностью и журналистике. М.: Дашков и Ко,

LOCAL GOVERNMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION: DEVELOPMENT OF COMMUNICATION

Oleg S. Rakhmanov

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Abstract. This article is devoted to the study of the peculiarities of the communicative relations of local governments in modern conditions. The principle of the principle structure of local governments is analyzed.

Keywords: local governments, communication, local governments, interaction with civil society.

For citation: Rakhmanov O. S. Local government in the Russian Federation: development of communication// Communicology: electronic scientific journal. 2019. Volume 4. No. 1. C50

In. about the author: Rakhmanov Oleg Sergeevich, master student of the Department of State and Legal Disciplines of the Institute of Public Administration and Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. Mail: olegrahmanov1995@yandex.ru

Received: 12.01. 2019. Accepted: 23.03.2009.

References

Erohina T.V. (2018). Two-tier model of local government organization in large urban districts: some results and implementation problems // Constitutional and municipal law. N 7. P. 68-71. (In Rus).

Federal law of 06.10.2003, №131-03 "On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation" (In Rus).

Kenya I.A. (2010). Conceptual approaches to the essence of local self-government: historical and modern perspective // State power and local self-government.. N 12. P. 45-48. (In Rus).

Kokotov A.N. (2016). On the system and structure of local governments // State power and local self-government. N 3. P. 3-7. (In Rus)

Sharkov F. I. (2014). Integrated communications: legal regulation in advertising, public relations and journalism. M.: Dashkov and Ko, (In Rus).

Shugrina E.S. (2015). Whether the population is independent in determining the structure of local governments // Actual problems of Russian law.. N 12. P. 41 - 51. (In Rus).

Yapryntsev I.M. (2017). The essence and concept of public control as a mechanism for citizen participation in the management of state affairs // State power and local self-government. N 3. P. 27 - 31. (In Rus).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.