Научная статья на тему 'Статус главы муниципального образования: актуальные вопросы правового регулирования'

Статус главы муниципального образования: актуальные вопросы правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2423
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рябоконев Артем Валерьевич

Исследование посвящено анализу концептуальных основ правового статуса главы муниципального образования в Российской Федерации. Оценивая основные способы замещения должности, компетенцию, ответственность и порядок прекращения полномочий главы муниципального образования через призму последних изменений федерального законодательства, автор определяет положение главы муниципального образования в организационной структуре муниципальной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Status of the head of municipality: topical issues of legal regulation

Research is devoted to the analysis of conceptual bases of legal status of the head of municipality in the Russian Federation. Estimating the main ways of replacement of a position, competence, responsibility and an order of the termination of powers of the head of municipality through a prism of the last changes of the federal legislation, the author defines position of the head of municipality in organizational structure of municipal authority.

Текст научной работы на тему «Статус главы муниципального образования: актуальные вопросы правового регулирования»

1.7. СТАТУС ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Рябоконев Артем Валерьевич, магистрант. Место учебы: Кубанский государственный университет. Email: ryabokonev_artem@mail.ru

Аннотация: Исследование посвящено анализу концептуальных основ правового статуса главы муниципального образования в Российской Федерации. Оценивая основные способы замещения должности, компетенцию, ответственность и порядок прекращения полномочий главы муниципального образования через призму последних изменений федерального законодательства, автор определяет положение главы муниципального образования в организационной структуре муниципальной власти.

Ключевые слова: Гпава муниципального образования, местная администрация, правовой статус, юридическая ответственность.

STATUS OF THE HEAD OF MUNICIPALITY: TOPICAL ISSUES OF LEGAL REGULATION

RyabokonevArtem Valerievich, master student. Place of study: Kuban state University. E-mail: ryabokonev_artem@mail.ru

Annotation: Research is devoted to the analysis of conceptual bases of legal status of the head of municipality in the Russian Federation. Estimating the main ways of replacement of a position, competence, responsibility and an order of the termination of powers of the head of municipality through a prism of the last changes of the federal legislation, the author defines position of the head of municipality in organizational structure of municipal authority. Keywords: Head of municipality, local administration, legal status, legal responsibility.

Принятие Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и дальнейшее проведение муниципальной реформы в России поставили перед юристами немало проблем, требующих оперативного и должного решения, одной из которых является определение статуса выборных должностных лиц местного самоуправления, в частности главы муниципального образования[Правдин, 2011, с. 40].

Четкое определение правового статуса главы муниципального образования является достаточно серьезной проблемой, как в теоретических спорах ученых, специализирующихся в муниципально-правовой проблематике, так и на практике муниципального строительства.

Правовой статус - это сложная юридическая категория, включающая в себя систему взаимосвязанных структурообразующих элементов, позволяющих определять положение высшего должностного лица местного самоуправления как субъекта права, его место в системе органов муниципального образования, а также объем полномочий и ответственность за свою деятельность.

Обобщение выработанных по данному вопросу положений доктрины конституционного и муниципального права приводит к выводу о том, что правовой статус главы муниципального образования - это статус спе-

циальный, основанный на общем статусе гражданина. Взаимосвязь общего и специального правового статуса проявляется по двум направлениям: с одной стороны, специальный статус дополняет общий статус его носителя. Например, глава муниципального образования наряду с общими для всех возможностями обладает и рядом дополнительных прав и гарантий. А с другой стороны, правовой статус главы муниципального образования может ограничивать общий правовой статус конкретного гражданина, возлагая дополнительные обязанности, существуя в определенной системе ограничений, предписаний и запретов.

В юридической литературе выделяются следующие компоненты правового статуса главы муниципального образования:

1. Статический компонент правового статуса главы муниципального образования отражает положение данного лица как субъекта права. В эту группу входят: официальное наименование, порядок приобретения данного статуса, срок нахождения в должности, ограничения и гарантии деятельности главы муниципального образования, его место в системе местного самоуправления.

2. К функциональному компоненту можно отнести: предметы ведения, разграничение полномочий главы муниципального образования и иных органов власти, систему правовых актов, принимаемых данным лицом по вопросам местного значения.

3. Юрисдикционный компонент составляют ответственность главы муниципального образования, контроль и надзор за его деятельностью.

Выделенные компоненты структуры правового статуса главы муниципального образования тесно взаимосвязаны между собой, при этом каждый элемент имеет свое назначение и строго определенные цели, раскрывающие какую-либо одну существенную сторону правового статуса указанного лица; а вместе данные элементы придают правовому статусу характер целостного правового образования[Слюсаренко, 2006, с. 18].

Круг нормативных актов, определяющих структурные элементы правового статуса главы муниципального образования, весьма широк: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные акты федерального уровня, принятые на их основе региональные и муниципальные правовые акты.

Деятельность главы муниципального образования непосредственно регламентирует Федеральный Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

Вышеуказанный закон закрепляет, что глава муниципального образования - орган местного самоуправления и одновременно должностное лицо местного самоуправления, которое в обязательном порядке входит в структуру органов местного самоуправления в любом муниципальном образовании. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования. Именно он олицетворяет власть на местном уровне, представляет муниципальное образование вовне, выступая от имени муниципального образования без предъявления каких-либо дополнительных доверенностей. Именно на него возложены функции, связанные с необходимостью осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, передан-

ных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ.

Глава муниципального образования не относится к числу муниципальных служащих, поскольку замещает должность в результате выборов [Амусова, 2008, с. 15], и не является депутатом; его статус должен регулироваться специальными законами, уставом муниципального образования, муниципальными правовыми актами, особенно в части регулирования гарантий деятельности главы муниципального образования.

Полномочия главы муниципального образования по решению вопросов местного значения должны быть предусмотрены в уставе муниципального образования.

Наименование должности главы муниципального образования устанавливается в уставе муниципального образования и может носить такие названия, как глава города, мэр, глава поселка и т.д. в соответствии с законом субъекта РФ, с учетом исторических и иных местных традиций.

В Федеральном законе № 131-ФЗ предусмотрено два основных способа замещения должности главы муниципального образования: 1) избрание непосредственно населением на муниципальных выборах; 2) избрание депутатами из своего состава.

Процесс прямых выборов, а также процесс избрания депутатским корпусом опосредует участие политических партий в наделении полномочиями главы муниципального образования [Турищева, 2014, с. 37]. Однако, как отмечается в юридической литературе, в первом случае избранный глава относительно независим от партийной принадлежности, в то время как в соответствии с внесенными изменениями в Федеральный закон № 131-ФЭ от 20.03.2011 № 38-Ф3 председатель представительного органа в своей деятельности будет считаться с интересами той или иной партии [Бегларян, 2012, с. 19].

Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 3 февраля 2015 г. № 8-ФЗ,появился новый способ замещения должности главы муниципального образования - избрание представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

В целом, механизм организации и проведения конкурса подобен тому, который давно используется в отношении главы местной администрации, с той лишь разницей, что на уровне поселения и внутригородского района свою половину конкурсной комиссии формируют главы соответственно муниципального района и городского округа с внутригородским делением [5, 2015].

Вместе с тем различный объем требований, предъявляемых к кандидатам на выборную должность, связанный с ограничением пассивного избирательного права [Турищева, 2013, С. 63-64], а также к кандидатурам, участвующим в конкурсе на замещение должности главы местной администрации, порождает определенные противоречия. В научной литературе высказывается мнение о том, что предъявление к кандидатам на должность главы муниципального образования дополнительных профессиональных или иных требований, как это предусмотрено для главы местной администрации, является неправомерным [Резяпкин, 2013, с. 29].

Установление каких-либо дополнительных требований к кандидатам на должность главы муниципального образования (кроме минимального возраста, граждан-

ства) в уставах, несомненно, противоречит общим принципам федерального избирательного законодательства.

Однако несколько иначе обстоит дело при назначении главы муниципального образования по контракту. Как указал Верховный Суд РФ, согласно ч. 4 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) - уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта РФ, могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации. Дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района, городского округа не являются ограничениями на равный доступ граждан к муниципальной службе и не противоречат нормам Трудового кодекса РФ, нормам Федерального закона от 08.01.1998 № 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в РФ", положениям Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» [6, 2006].

В зависимости от способа замещения должности главы муниципального образования решается вопрос о том, какой орган местного самоуправления он может возглавить.

Если в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» допускалась такая модель местного самоуправления, при которой глава муниципального образования возглавлял представительный и исполнительный органы муниципального образования, то в Федеральном законе № 131-Ф3 уделяется значительно большее внимание принципу разделения ветвей единой муниципальной власти. В том числе предусматривается, что глава муниципального образования может либо возглавлять местную администрацию, либо быть председателем представительного органа муниципального образования.

Кроме того, внесены определенные коррективы в статус главы муниципального образования, избранного представительным органом: полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования, прекращаются; в случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава глава может возглавлять местную администрацию.

Требования Федерального закона от 3 февраля 2015 г. № 8-ФЗ о сложении полномочий депутата представительного органа муниципального образования не применяются в отношении глав муниципальных образований, избранных из состава представительных органов до вступления в силу указанного Федерального закона, поскольку в нем это особо не оговаривается.

За моделью избрания высшего должностного лица самоуправления должен последовать выбор выполняемой им функциональной нагрузки. Оба варианта предполагают выполнение разного рода обязанностей. Непосредственно этот вопрос зависит от расклада политических сил и решается в уставах муниципальных образований, которые определяют структуру и порядок формирования органов местного самоуправления.

Для сельских же поселений и внутригородских муниципальных образований городов федерального значения предусмотрено исключение из вышеназванного

правила. В этих муниципальных образованиях глава независимо от способа своего избрания (на муниципальных выборах, представительным органом из своего состава или из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса) может одновременно исполнять полномочия главы местной администрации и председателя представительного органа.

Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 27 мая 2014 г. № 136-Ф3, законом субъекта РФ может быть изменен порядок избрания главы муниципального образования. В этом случае:

- устав муниципального образования должен быть приведен в соответствие с законом в течение трех месяцев;

- в случае принятия закона субъекта РФ, предусматривающего избрание главы муниципального образования из состава представительного органа соответствующего муниципального образования, выборы главы такого муниципального образования не назначаются и не проводятся;

- новый порядок замещения должности главы муниципального образования применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу указанного закона субъекта РФ[5, 2015].

Полномочия главы муниципального образования зависят от того, возглавляет он местную администрацию или председательствует в представительном органе муниципального образования, однако независимо от этого у главы муниципального образования есть определенные полномочия, связанные с его статусом высшего должностного лица[Жамборов, 2015, с. 24].

Обязанности подписывать и обнародовать в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования, корреспондирует право вето главы муниципального образования, которое закреплено в ч. 13 ст. 35 Закона № 131-ФЗ.

В силу Закона № 131- ФЗ глава муниципального образования наделен правом внесения на рассмотрение представительного органа муниципального образования проектов муниципальных правовых актов. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования главой муниципального образования могут назначаться публичные слушания.

Реализация главой муниципального образования права издания правовых актов зависит от избранной в муниципальном образовании организационной модели органов местного самоуправления. В случае, если глава осуществляет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, то в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, он вправе издавать постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Когда глава муниципального образования осуществляет полномочия главы местной администрации, он имеет право издавать постановления и распоряжения по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также распоряжения по вопросам организации работы мест-

ной администрации. В случае совмещения указанных должностей в сельском поселении и во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения глава муниципального образования наделен всеми вышеперечисленными правами по изданию правовых актов.

Именно глава муниципального образования является воплощением муниципального образования и реализует функции представления муниципального образования, право представлять муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти от имени муниципального образования. Следует отметить, что имеется пересечение полномочий главы муниципального образования и главы местной администрации. Поэтому может возникнуть ситуация, когда деятельность их обоих связана с необходимостью осуществления одинаковой функции, что в некоторых ситуациях может принимать совершенно неожиданные формы[5, 2015].

С учетом статуса высшего должностного лица муниципального образования глава может наделяться правом на созыв внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Также он наделен правом выдвижения инициативы проведения местного референдума (если осуществляет полномочия главы местной администрации), собрания граждан, опроса граждан, схода граждан, на котором он обязан председательствовать, если сход граждан не примет иного решения.

На главу муниципального образования распространяются ограничения, запреты и обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ст. ст. 7.1 - 12.5) и другими федеральными законами, в том числе:

- представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

- представлять сведения о расходах;

- уведомлять о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

- принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Кроме того, глава муниципального образования, как и любое выборное должностное лицо, местного самоуправления не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы. Он не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Глава муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Это сделано в целях разграничения функций представительных и исполни-

тельно-распорядительных органов по "горизонтали" и "вертикали".

В случае нарушения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей глава может быть удален в отставку в соответствии с механизмом, предусмотренным в ст. 74.1 Закона № 131-ФЗ.

Федеральный закон № 131-ФЗ также устанавливает подотчетность главы муниципального образования, во-первых, населению непосредственно, во-вторых, представительному органу муниципального образования.

В уставах муниципальных образований указывается об отчетах глав администрации перед населением через местную газету и другие средства массовой информации. Как средство воздействия на непредставление последнего предусматривается возможность отзыва главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах.

В настоящее время на главу муниципального образования возложена обязанность ежегодно отчитываться перед представительным органом о результатах:

- своей деятельности;

- деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления (в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию);

- деятельности иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления;

- решения вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Полномочия главы муниципального образования могут прекращаться в связи с истечением срока, на который он был избран, или досрочно. Основания досрочного прекращения полномочий имеют разную правовую природу, выделяют следующие группы:

- с собственным желанием главы муниципального образования;

- нарушением определенных требований, предъявляемых к лицу, занимающему должность главы муниципального образования (например, прекращение гражданства);

- состоянием здоровья (смерть, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия и др.);

- привлечением к разным видам юридической ответственности (отзыв, отрешение, удаление в отставку и проч.);

- преобразованием или изменением границ муниципального образования.

Более подробно правовое регулирование досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования осуществляется, в частности, ст. ст. 24, 35, 74 вышеуказанного закона, а также ГПК РФ (например, в части признания безвестно отсутствующим), УПК РФ (прекращение полномочий в связи с привлечением к уголовной ответственности), иными законодательными актами.

Кроме того, в мае 2013 г. в Федеральный Закон № 131-ФЗ были включены нормы, предусматривающие ответственность главы муниципального образования перед Президентом РФ. Речь идет о привлечении к конституционно-правовой ответственности в форме утраты доверия. В этом случае полномочия главы муниципального образования также прекращаются досрочно. Данный механизм может быть применен только по отношению к главам муниципальных районов и городских округов. Основания ответственности связаны

с нарушением законодательства о запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Кроме этого, глава муниципального образования может быть отрешен от должности правовым актом высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Конкретный вид этого правового акта не установлен, однако [Шамсутдинов, 2012, с. 11], очевидно, он имеет индивидуальный характер.

По данным Минрегиона России, всего с 2006 по 2009 г. установлено около 1,9 тыс. случаев досрочного прекращения полномочий глав муниципальных образований, при этом в 85% случаев происходили отставки по собственному желанию (по состоянию здоровья, в связи с переходом на другую работу и др.).

В то же время главе муниципального образования обеспечиваются гарантии для его служебной деятельности. При привлечении его к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении его иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении главы муниципального образования, занимаемого им жилого и (или) служебного помещения, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи, принадлежащих ему документов гарантии устанавливаются федеральными законами [Гончаров, 2012, с. 23].

Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие его статусу, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда главой муниципального образования были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах, досрочные выборы главы муниципального образования проводятся в сроки, установленные федеральным законом. Согласно ч. 2 ст. 23Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

Важно обратить внимание на то, что, если глава муниципального образования прекращает свои полномочия в связи с привлечением к ответственности и обжалует в судебном порядке соответствующее решение, досрочные выборы главы муниципального образования не могут быть назначены до вступления решения суда в законную силу [Подоплелова, Рудт, Черновол, 2013, с. 147-148].

Однако Конституционный Суд РФ признал положения частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти законоположения предполагают в случае принятия представительным

органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку обеспечение гарантий судебной защиты прав удаленного в отставку лица, а также проведение в установленные федеральным законом сроки - в целях обеспечения непрерывности осуществления муниципальной власти - досрочных выборов главы муниципального образования, на которых удаленный в отставку глава муниципального образования вправе баллотироваться в качестве кандидата.

Само по себе отсутствие специальных норм, непосредственно регулирующих порядок удаления главы муниципального образования в отставку, не ставит под сомнение необходимость безусловного обеспечения удаленному в отставку лицу гарантий своевременной и эффективной судебной защиты его прав; соответственно, признание судом решения об удалении главы муниципального образования в отставку незаконным не требует каких-либо дополнительных подтверждений для его восстановления в ранее занимаемой должности. Данный вывод согласуется с правовой по-зицией,ранее сформулированной Конституционным Судом РФ[8, 2012].

Подводя итог сказанному следует отметить, что правовые аспекты юридического статуса главы муниципального образования не утрачивают своей актуальности. Несмотря на последние изменения, внесенные в Федеральный закон № 131-ФЗ, объем полномочий главы муниципального образования не изменился. В целом можно сделать выводы о стабильности статуса главы муниципального образования.

Терминологическое разнообразие в определении наименования главы муниципального образования в Российской Федерации (мэр, глава города, староста, городской голова, глава городского самоуправления, глава района, глава сельского самоуправления и другие) не порождают отличий в правовом статусе главы муниципального образования.

На основе анализа особенностей ответственности главы муниципального образования и способов контроля за его деятельностью можно сформулировать вывод о том, что ответственность данного должностного лица имеет более широкие основания по сравнению с ответственностью органов местного самоуправления, так как глава муниципального образования подлежит конституционно-правовой, муниципально-правовой, административно-правовой, гражданско-правовой и уголовно-правовой ответственности.

Список литературы:

1. Амусова Л.С. Правовой статус главы муниципального образования в Российской Федерации (на примере краев): Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008, 26 с.

2. Бегларян Г.М. Особенности правового статуса главы муниципального образования, замещающего должность главы местной администрации: Автореферат дис. . канд. юрид. наук. Челябинск, 2012, 24 с.

3. Гончаров С.В.Вступление в законную силу обвинительного приговора в отношении главы муниципального образования как основание досрочного прекращения его полномочий // Пробелы в Российском законодательстве. 2012. № 5. С. 21-25.

4. Жамборов А.А. Некоторые особенности юридической ответственности главы муниципального образования // Пробелы в Российском законодательстве. 2015. № 2. С. 22-24.

5. Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос-

сийской Федерации" (постатейный) / под ред. И.В. Бабичева, Е.С. Шугриной. М., 2015 // СПС "КонсультантПлюс".

6. Определение Верховного Суда РФ от 02.08.2006 № 33-Г06-12 // СПС «КонсультантПлюс: судебная практика».

7. Подоплелова О., Рудт Ю., Черновол К. Обзор дел, рассмотренных Конституционным Судом Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. № 5. С. 145-157.

8. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 34-П.

9. Правдин Д.Г. Глава муниципального образования в системе органов местного самоуправления // Пробелы в Российском законодательстве. 2011. № 3. С. 38-41.

10. Резяпкин В.Ф. Становление правового статуса главы муниципального образования в Российской Федерации // Пробелы в Российском законодательстве.2013. № 1. С. 28-30.

11. Слюсаренко Т.В. Правовой статус главы муниципального образования в Российской Федерации: Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2006. - 29 с.

12. Турищева Н.Ю. К вопросу о правовом регулировании поддержки выдвижения кандидатов политическими партиями // Право и государство: теория и практика. 2014. № 8. С. 35-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Турищева Н.Ю. Судимость как основание ограничения пассивного избирательного права // Государство и право. 2013. № 10. С. 63-71.

14. Шамсутдинов Р.Х. Правовой статус главы муниципального образования (поматериалам Приволжского федерального округа): Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2012. - 27 с.

Рецензия

научного руководителя Дзидзоева Руслана Мухарбеко-вича на статью А.В. Рябоконева «Статус главы муниципального образования: актуальные вопросы правового регулирования»

Концептуальные основы правового статуса главы муниципального образования имеют важнейшее значение для актуальных потребностей развития муниципальной власти.

В предлагаемой для опубликования статье А.В. Рябоко-нева «Статус главы муниципального образования: актуальные вопросы правового регулирования» приведен анализ порядка избрания, компетенции, оснований прекращения полномочий, ответственности главы муниципального образования, лежащих в основе действующего законодательства и модифицированных с учетом накопленного опыта функционирования системы органов публичной власти муниципального уровня. В своей работе А.В. Рябоконев касается важного вопроса конкретизации полномочий главы муниципального образования, главы местной администрации и руководителя представительного органа муниципального образования, с целью исключения субъективистского подхода при оценке места указанных должностных лиц в структуре органов местного самоуправления.

Статья учитывает последние изменения действующего законодательства об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации, отражает актуальные точки зрения, изложенные в научной литературе по рассматриваемому вопросу, содержит собственные оценки и предложения автора. Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Профессор кафедры конституционного и муниципального права ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет», д.ю.н., профессор Р.М. Дзидзоев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.