Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИ ЧС БИОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА'

ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИ ЧС БИОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / РЕЖИМ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНЫЙ ШТАБ / РАБОЧАЯ ГРУППА / КОРОНОВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / EMERGENCY / HIGH ALERT / LAW ENFORCEMENT / OPERATIONAL HEADQUARTERS / WORKING GROUP / CORONAVIRUS INFECTION / PUBLIC SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комаров Валерий Валентинович

В статье рассмотрены вопросы, связанные с правоохранительной деятельностью при профилактике и борьбе с короновирусной инфекцией в России. Цель исследования: основная цель настоящего исследования - на основе анализа данных, содержащихся в научной и правовой литературе, российского законодательства, рассмотреть особенности действий сотрудников полиции и Росгвардии по охране общественного порядка и общественной безопасности при угрозе или наступлении чрезвычайной ситуации биологического характера. Выработать меры правового характера для оптимизации данного вида деятельности. Методология и методика исследования: методологическую основу исследования составляют диалектический метод научного познания, системный подход и анализ. Учитывая малоизученность рассматриваемой проблемы, в исследовании будут использоваться различные специальные методы исследования: анализ эмпирических материалов из различных открытых источников, синтез, обобщение, наблюдение, сравнительный анализ результатов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Комаров Валерий Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION ISSUES IN EMERGENCIES OF A BIOLOGICAL NATURE

The article discusses issues related to law enforcement in the prevention and control of coronavirus infection in Russia. Purpose of the study: the main goal of this study is, based on the analysis of data contained in the scientific and legal literature, Russian legislation, to consider the features of the actions of the police and the National Guard for the protection of public order and public safety in the event of a threat or onset of a biological emergency. Develop legal measures to optimize this type of activity. Methodology and research methodology: the methodological basis of the research is the dialectical method of scientific knowledge, a systematic approach and analysis. Given the lack of study of the problem under consideration, the study will use various special research methods: analysis of empirical materials from various open sources, synthesis, generalization, observation, comparative analysis of research results.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИ ЧС БИОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»

15.3. Вопросы правового регулирования при ЧС биологического характера

©Комаров Валерий Валентинович

Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, г.Москва, Россия 84991912028@mail.ru

Аннотация

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы, связанные с правоохранительной деятельностью при профилактике и борьбе с короновирусной инфекцией в России. Цель исследования: основная цель настоящего исследования - на основе анализа данных, содержащихся в научной и правовой литературе, российского законодательства, рассмотреть особенности действий сотрудников полиции и Росгвардии по охране общественного порядка и общественной безопасности при угрозе или наступлении чрезвычайной ситуации биологического характера. Выработать меры правового характера для оптимизации данного вида деятельности.

Методология и методика исследования: методологическую основу исследования составляют диалектический метод научного познания, системный подход и анализ. Учитывая малоизученность рассматриваемой проблемы, в исследовании будут использоваться различные специальные методы исследования: анализ эмпирических материалов из различных открытых источников, синтез, обобщение, наблюдение, сравнительный анализ результатов исследования.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, режим повышенной готовности, правоохранительная деятель-ность, оперативный штаб, рабочая группа, короновирусная инфекция, общественная безопасность.

Для цитирования: Комаров В.В. Вопросы правового регулирования при ЧС биологического характера // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. №5. С. 354-358.

Legal regulation issues in emergencies of a biological nature

©Komarov Valery Valentinovich

Moscow University of MIA Russia named after V. Ya. Kikot, Moscow, Russia 84991912028@mail.ru

Abstract

The article discusses issues related to law enforcement in the prevention and control of coronavirus infection in Russia. Purpose of the study: the main goal of this study is, based on the analysis of data contained in the scientific and legal literature, Russian legislation, to consider the features of the actions of the police and the National Guard for the protection of public order and public safety in the event of a threat or onset of a biological emergency. Develop legal measures to optimize this type of activity.

Methodology and research methodology: the methodological basis of the research is the dialectical method of scientific knowledge, a systematic approach and analysis. Given the lack of study of the problem under consideration, the study will use various special research methods: analysis of empirical materials from various open sources, synthesis, generalization, observation, comparative analysis of research results.

Keywords: emergency, high alert, law enforcement, operational headquarters, working group, coronavirus infection, public safety.

For citation: Komarov V. V. Legal regulation issues in emergencies of a biological nature // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. 13. №5. Pp. 354-358. (in Russ.).

В 2020 г. Российская Федерация, как и многие другие страны, столкнулась с быстро распространяющейся, стойкой и мутирующей биологической опасностью -пандемией СОУЮ-19.

Для решения текущих вопросов распоряжением Ми-шустина М.В. от 29 января 2020 года был создан оперативный штаб1, основной целью которого являлась координация работы и взаимодействия органов исполнительной власти государства. В состав оперативного штаба были включены: Заместитель председателя кабинета Министров (Голикова Т.А.- председатель штаба); руководитель Роспотребнадзора России - Попова А.Ю. (заместитель председателя штаба); заместитель Руководителя Аппарата кабинета Министров Рос-

сийской Федерации (Кривонос О.В.); Первый заместитель МВД России (Горовой А.В.); Министр МЧС (Зини-чев Е.Н.) и др.

Позже, 15 марта 2020 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин создал рабочую группу Госсовета по борьбе с коронавирусом2. Руководителем рабочей группы по противодействию инфекции был назначен мэр Москвы Сергей Собянин, неё вошли 19 человек, в том числе первый вице-премьер Российской Федерации Андрей Белоусов, вице-премьеры Татьяна Голикова и Дмитрий Чернышенко, глава Минздрава, руководитель Минпромторга, министр транспорта и другие.

Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, высшие должностные лица субъек-

1 Поручение Правительства РФ от 29 января 2020 г. "О реше-

ниях по итогам совещания у М. Мишустина по вопросам профилактики и контроля за распространением коронавирусной инфекции".

2 Распоряжение Президента Российской Федерации от 15.03.2020 г. № 73-рп. О рабочей группе Государственного совета Российской Федерации по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции.

Вопросы правового регулирования при ЧС биологического характера

Комаров В.В.

тов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), в где выявлена угроза распространения коронавируса, также принимали участие в деятельности рабочей группы. Обеспечение работы оперативного штаба было возложено на Правительство России и Госсовет. Оперативной группой успешно решались задачи обеспечения общественной безопасности в условиях пандемии СОУЮ-19.

Необходимо отметить, что угроза распространения и влияния коронавирусной инфекции СОУЮ-19 и ее последствий на жизнь и здоровье людей, и, как следствие, на нормальную жизнедеятельность общества признаны угрозообразующим фактором при разработке новой Концепции общественной безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. При разработке проекта Концепции учитывались положения документов стратегического планирования, разработанных на основании Стратегии национальной безопасности. Проект Концепции вносит изменения в систему современных документов стратегического планирования, одновременно учитывая требования преемственности приоритетов, целей, задач, рисков, угроз и результатов ранее принятых документов в этой сфере.

Это еще раз подчеркивает пристальное внимание государства к созданию обновленной системы общественной безопасности, способной эффективно противостоять внешним и внутренним вызовам и угрозам; сохранение стабильности и улучшение показателей состояния общественной безопасности; повышение уровня доверия населения к системе общественной безопасности Российской Федерации.

В апреле т.г. Президентом Российской Федерации МВД России и Росгвардии поручено принять дополнительные меры по соблюдению карантина россиянами, которые вернулись из стран с неблагополучной ситуацией с коронавирусной инфекцией и обеспечить правопорядок и общественную безопасность в организациях и учреждениях", участвующих в борьбе с распространением COVID-19 в России, и на прилегающих к ним территориях.

В этой связи Президентом Российской Федерации подписаны федеральные законы, предусматривающие усиление мер ответственности за правонарушения, по неисполнению положений законодательства, а также требований ответственных должностных лиц в сфере эпидемиологического здоровья населения и совершение через информационные сети действий, направленных на ухудшение обстановки.

Так, Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» введена ответственность за нарушение санитарных норм и гигиенических норм данных мероприятий, действующих во время чрезвычайной ситуации или при угрозе распространения инфекции, представляющей опасность для людей и в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мер (карантина) (ч. 2 и 3 ст. 6.3 КоАП).

Также данным Федеральным законом вводится административная ответственность юридических лиц за размещение в средствах массовой информации и сети Интернет ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу здоровью граждан ... (ч. 101,102, 11 ст. 13.15 КоАП).

Введена ст. 20.61 КоАП, предусматривающая ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, где существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 УПК России установлена уголовная ответственность за публичное распространение ложных сведений об обстоятельствах, как представляющих угрозу здоровью граждан (ст. 2071 УК), так и приведших к тяжким последствиям (статья 2072 УК).

Кроме того внесены изменения и дополнения в санитарные правила, гигиенические нормативы, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия:

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 373 «Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 « Об утверждении Правил поведения обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или ЧС»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 марта 2020 г., регистрационный № 57771);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 марта 2020 г. № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVЮ-2019» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 марта 2020 г., регистрационный № 57920);

Приказ Минздрава России от 19 марта 2020 г. № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коро-навирусной инфекции»;

Указ Главы г. Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» и т.д.

В целях повышения эффективности мероприятий по предотвращению пандемии и соблюдения законности, прав и свобод граждан при их реализации в МВД России и Росгвардии было обеспечено неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации в ходе реализации полномочий полиции и Росгвардии по выявлению, пресечению и документированию указанных административных правонарушений и преступлений. Выработаны единые подходы по вопросам квалификации правонарушений и преступлений, объема материалов для достаточности доказательств виновности с учетом внесенных в законодательство Российской Федерации изменений, для чего проведены рабочие встречи с прокурорами и судьями.

Приведу статистику ряда субъектов Российской Федерации по выявлению, пресечению и документированию указанных административных правонарушений.

Так, в период с 18 марта по 25.08.2020 (период пандемии) сотрудниками территориальных органов МВД России Челябинской области составлено 553 административных протокола по ст. 6.3 КоАП РФ (нарушение

режима самоизоляции; в отношении лиц, нарушивших нормы использования средств индивидуальной защиты органов дыхания, в том числе в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - 8; более 20 тыс. (20517) - по ст. 20.6.1. КоАП РФ (нарушение правил поведения при режиме повышенной готовности; в отношении лиц, нарушивших правила использования средств индивидуальной защиты органов дыхания, в том числе в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - 26; 28 - по ст. 13.15 КоАП РФ (размещение в СМИ искаженной информации).

Сотрудниками территориальных органов МВД России Свердловской области составлено 119 административных протоколов по ст. 6.3 КоАП РФ, в том числе в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - 8; более 28 тыс. (28448) - по ст. 20.6.1. КоАП РФ, в том числе в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - 26; 13 - по ст. 13.15 КоАП РФ (размещение в СМИ искаженной информации).

Примеры конкретных правонарушений в Челябинской области:

Ст. 13.15 КоАП РФ:

В сети интернет на сайте Znak.com опубликована информация «Минздрав: «Статистика адекватна» в которой сообщается о том, что сотрудник скорой помощи г. Магнитогорска Н.... опубликовал на своей странице в соцсети ВКонтакте открытое письмо в ФСБ и СКР. В письме медик обращает внимание: «на сокрытие истинных масштабов эпидемии, недовольство в коллективе по невыплатам денег.» Возбуждено административное расследование № ... от 21.07.2020 по ст. 13.15 КоАП РФ (ОП «Левобережный» УМВД России по г. Магнитогорску). В отношении Н... 24.08.2020 вынесено решение о наложении штрафа в размере 30 000 руб.

Ст. 6.3. КоАП РФ:

- 09.09.2020 в 16:00 по адресу: Россия, обл. Челябинская, г. Кыштым, ул. Карла Либкнехта, 117 гр. Н... со-вершил(а) правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 6.3 , именно нарушил законодательство в области обеспечения санитарно-эпидимиологического благополучия населения в период режима при угрозе распространения заболевания, а именно нарушила врученное ей Ро-спотребнадзором о самоизоляции по месту жительства № ..

- 17.08.2020 в 06:33 по адресу: Россия, обл. Челябинская, р-н. Брединский, п. Мариинский, ул. Советская, 43 гр. Н.... совершил(а) правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 6.3 в нарушении Постановления главного государственного санитарного врача по Челябинской области № .. от 15.08.2020 г. покинул место проживания.

- 09.08.2020 в 16:03 по адресу: Россия, обл. Челябинская, г. Челябинск, ул. Труда, 203 гр. Н... совершил(а) правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 6.3, выявлен по регистратору, который передвигался на автомобиле, чем нарушил врученное ему Роспотребнадзором Постановление о самоизоляции по месту жительства и введенный режим повышенной готовности и самоизоляции, введенный Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции)», Распоряжением Правительства Челябинской области

от 03.04.2020 № 190-рп «О внесении изменений в распоряжение правительства Челябинской области от 18.03.2020 № 146-рп», в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также п.1, п.3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или ЧС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 № 417.

- 26.06.2020 в 16:30 по адресу: Россия, обл. Челябинская, р-н Уйский, с. Белово гр. Н... совершил(а) деяние, предусмотренное ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, а именно не находился по месту жительства, т.к с 20.06.2020г. он обязан находится на изоляции, тем самым нарушил законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, при возникновении угрозы заболевания, представляющего опасность для граждан, а именно не выполнил требование п. 18 распоряжения Правительства Челябинской области от 03.04.2020 г. № 190-рп «О внесении изменения в распоряжение Правительства Челябинской области от 18.03.2020 г. № 146-рп», ст. 10, ст. 29 ч. 1 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.4, 1.5, 1.6 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.4.2318-08 «Санитарная охрана территории РФ», в части самоизоляции по месту проживания - с. Глазуновка ул. Солнечная, 5-2, в период угрозы распространения инфекции .

- 20.06.2020 в 12:00 по адресу: Россия, обл. Челябинская, г. Челябинск гр. Н... совершил(а) правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 6.3- не выполнил сани-тарно-противоэпидемическое мероприятие по карантину в домашних условиях, сроком на 14 дней со дня прибытия на территорию России, тем самым нарушил п. 2.3 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения короновирусной инфекции», ст. 29 Федерального закона № 52- Фз «О са-нитарно - эпидемиологическом благополучии населения».

Ст. 20.6.1. КоАП РФ:

- 14.09.2020 в 16:25 по адресу: Россия, обл. Челябинская, г. Магнитогорск, ул. Суворова, 125 к3 гр. Н... со-вершил(а) правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6.1, а именно: не выполнил правила поведения, находился в общественном месте без средств индивидуальной защиты (маски, перчаток) при действии на территории Челябинской области режима повышенной готовности, распоряжения Правительства Челябинской области от 18.03.2020 года № 146-РП «о введении режима повышенной готовности» в период угрозы короно-вирусной инфекции (COVID-19).

- 13.09.2020 в 15:42 по адресу: Россия, обл. Челябинская, г. Магнитогорск, ул. Пионерская, 28 гр. Н. совер-шил(а) правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6.1, не выполнил правила поведения при действии на территории Челябинской области режима повышенной готовности, распоряжения Правительства Челя-

Вопросы правового регулирования при ЧС биологического характера

Комаров В.В.

бинской области от 18.03.2020 года № 146-РП «О введение режима повышенной готовности», в период угрозы коронавирусной инфекции (COVID-19), находился без средств индивидуальной защиты (маски).

- 10.09.2020 в 18:15 по адресу: Россия, обл. Челябинская, г. Магнитогорск, ул. Чкалова, 6/1 гр. Н... совер-шил(а) правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6.1, не выполнил правила поведения при действии на территории Челябинской области режима повышенной готовности, распоряжения Правительства Челябинской области от 18.03.2020 года № 146-РП «О введение режима повышенной готовности», в период угрозы коронавирусной инфекции (COVID-19), находился без средств индивидуальной защиты (маски).

- 13.09.2020 по адресу: г. Челябинск, ул. Танкистов, д. 181, ИП ... допущено совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1, не обеспечен контроль за использованием средств индивидуальной защиты (маски) продавцом.

- 17.08.2020 по адресу: Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Кирова, д.102, ООО ... в лице директора Н..., оказывало услуги по курению кальянов, чем совершил правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6.1

- 17.08.2020 по адресу: Челябинская обл., г. Кыштым, ул. Ленина, д.4, гр. Ип ..., магазин «...», совершил правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6.1, не обеспечил контроль за использованием средств индивидуальной защиты (маски) продавцом

При составлении административных протоколов, указывалось за нарушение режима самоизоляции ..». Однако ни в одном нормативно-правовом акте Российской Федерации нет понятия «самоизоляция». Таких правовых пробелов практика выявила целый ряд.

В свою очередь войска национальной гвардии Российской Федерации принимали участие в реализации мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации выполняя следующие задачи:

участие в усилении охраны (охрана) инфекционных стационаров, обсерваторов (специализированных лечебных учреждений (госпиталей, больниц), иных лечебных учреждений в которых, содержатся больные и носители возбудителей новой короновирусной инфекции);

участие в обеспечении безопасности проведения са-нитарно-карантинного контроля в аэропортах, железнодорожных вокзалах в целях воспрещения контактов граждан, проходящих санитарно-карантинный контроль и их изоляции от посторонних граждан и предотвращения посягательств в отношении лиц, осуществляющих санитарно-карантинный контроль;

участие в контроле за соблюдением установленных правил передвижения населения, транспортных средств между территориями субъектов и внутри территории субъекта;

контроль мер ограничения работы объектов торговли в сфере оборота оружия;

другие задачи в составе групп усиления нарядов полиции; - постов дезинфекции.

Так, выполнялись задачи усиления охраны обсервато-ров в городе Санкт-Петербурге (образовано 2 центра временного содержания иностранных граждан (Красное Село №1 - 250 чел. и г. Гатчина №2 - 150 чел.) общей наполняемостью до 400 чел); в Республике Дагестан «Одиссей» и «Дельфин» (развернуты г. Махачкале в

Кировском районе, предназначены для изоляции и проведения медицинских процедур граждан РФ, прибывшим из Республики Азербайджан); на пунктах пропуска «Яраг-Каз-маляр» (Магарамкентский район РД, для граждан Азербайджана с территории Российской Федерации); пункта пропуска в Первомайском районе Оренбургской области «Алдаркино» (граждане Кыргызстана - 469 чел. и Таджикистана - 4 чел., которые были размещены в палаточном лагере (15 палаток) и личных автомобилях (70 ед.) и т.д.

Результаты деятельности войск национальной гвардии по выявлению и пресечению правонарушений за невыполнение норм поведения при ЧС или ее угрозе (ст.20.6.1.КоАП РФ) показывают, что всего в т.г. было пресечено 23 791 правонарушение данного состава, из которых подразделениями УВО - 16 780 (70% от общего числа пресеченных), ОМОН - 4 766 (20%), СМВЧ - 1 380 (6%), ЧОН - 823 (3,4%). Правонарушения пресекались путем передачи лиц, задержанных военнослужащими и сотрудниками Росгвардии сотрудникам местным территориальных органов полиции на маршрутах патрулирования либо доставления задержанных лиц в дежурные части подразделений ОВД.

Таким образом, из приведенных выше примеров, становится очевидным, что эффективность деятельности сотрудников территориальных органов внутренних дел Челябинской области по выявлению нарушений установленных правил при введении повышенной готовности; в отношении лиц, нарушивших правила использования средств защиты органов дыхания, сопоставима с результатами работы Росгвардии в целом.

На мой взгляд, этому есть объективные причины. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 20.61 КоАП РФ является соблюдение Правил поведения обязательных для всех субь-ектов, при введении режима повышенной готовности или ЧС. В соответствии с пунктом «а.2» статьи 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 утверждены Правила поведения обязательные для граждан и организаций, при введении режима повышенной готовности или ЧС (далее - Правила поведения).

В соответствии с п. 18 ч. 5 и ч. 6.4 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, вправе составлять:

- должностные лица, указанные в Перечне лиц органов ЕГСПЧ, в т.ч. должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ (утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 975-р).

Вместе с тем, полномочиями по осуществлению доставления физических лиц за совершение деяний, предусмотренных ст. 20.61 КоАП РФ военнослужащие и сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации не обладают.

Вместе с тем, при анализе нормативно-правовой базы, учитывая наработанный опыт МВД России и Росгвардии, в целях систематизации нормативно-правовой базы России предлагаю ряд уточнений в нормативно-правовую базу.

В ст.1 68 ФЗ «О защите населения и территорий от В КоАП России внести следующие дополнения:

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха- - предоставить право доставления в ОВД за деяния,

рактера» дополнить понятиями: предусмотренное ст. 20.6.1 военнослужащим и сотруд-

- режим повышенной готовности; никам Росгвардии.

- понятие самоизоляции; Данные предложения, на мой взгляд, сделают работу

- понятие карантин; правоохранительных органов более системной и эф- понятие обсервация. фективной при наступлении или угрозе чрезвычайных

ситуаций биологического характера.

Список литературы: References:

1. Федеральный закон "О защите населения и терри- 1. Federal Law "On Protection of Population and Territo-торий от чрезвычайных ситуаций природного и техно- ries from Natural and Technogenic Emergencies" dated генного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ (последняя 21.12.1994 N 68-FZ (last edition);

редакция); 2. "Code of the Russian Federation on Administrative Of-

2."Кодекс Российской Федерации об административ- fenses" dated 30.12.2001 N 195-FZ (as amended on ных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (as amended and supplemented, entered into 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2020); force on 11.08.2020);

3. Поручение Правительства РФ от 29 января 2020 г. 3. Instruction of the Government of the Russian Federa-"О решениях по итогам совещания у Михаила Мишуст- tion of January 29, 2020 "On decisions following a meeting ина по вопросам профилактики и контроля за распро- with Mikhail Mishustin on the prevention and control of the странением коронавирусной инфекции"; spread of coronavirus infection";

4. Распоряжение Президента Российской Федерации 4. Order of the President of the Russian Federation of от 15.03.2020 г. № 73-рп. О рабочей группе Государ- 15.03.2020 No. 73-rp. On the working group of the State ственного совета Российской Федерации по противо- Council of the Russian Federation on countering the spread действию распространению новой коронавирусной ин- of the new coronavirus infection caused by 2019-NCOV. фекции, вызванной 2019-NCOV.

Резенция

на статью по теме «Вопросы правового регулирования при ЧС биологического характера» доцента кафедры деятельности ОВД в особых условиях Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, кандидата юридических наук Комарова Валерия Валентиновича

Статья по теме «Вопросы правового регулирования при ЧС биологического характера» доцента кафедры деятельности ОВД в особых условиях Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, кандидата юридических наук Комарова Валерия Валентиновича подготовлена на актуальную для органов внутренних дел и правоохранительной системы России тему, содержит полезные и важные научно-практические рекомендации по дальнейшему совершенствованию деятельности при угрозе и наступлении чрезвычайных ситуаций биологического характера.

Статья посвящена актуальной теме, какой является проблема деятельности правоохранительных органов при угрозе и наступлении чрезвычайной ситуации биологического характера.

Автору удалось выстроить легко воспринимаемую структуру статьи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работа написана юридически грамотно, логически выдержано, имеет теоретическую и практическую значимость для практических работников ОВД, Росгвардии, курсантов, слушателей, а также лиц, имеющих отношении к законодательной деятельности в сфере чрезвычайных ситуаций.

Достоинствами статьи выступают опора на статистику, конкретность в выделении тенденций в организации деятельности правоохранительных органов при таком новом и опасном явлении как чрезвычайные ситуации биологического характера. Комаров В.В. достаточно глубоко и обстоятельно рассмотрел поставленные им вопросы. Выводы и предложения автора аргументированы и подтверждены самостоятельными предложениями.

Работа привлекает логикой, конкретикой в организации деятельности по предупреждению и при непосредственной угрозе чрезвычайных ситуаций биологического характера. Такой подход позволит работникам правоохранительных органов использовать предложения автора по улучшению деятельности при наступлении данных угроз. Представленный материал может быть полезен как научным, практическим сотрудникам ОВД, Росгвардии, курсантам и слушателям ВУЗов системы МВД России и Федеральной службе войск национальной гвардии.

Вывод: статья Комарова В.В. «Вопросы правового регулирования при ЧС биологического характера» может быть опубликована в журнале «Проблемы Российского законодательства».

Заместитель начальника кафедры ДОВД в ОУ УНК СП, Московского университета им. В.Я Кикотя, к.ю.н. К. А. Прохоров

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат».

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ABOUT THE AUTHOR

Комаров Валерий Валентинович, доцент кафедры Komarov Valery Valentinovich, Associate Professor of деятельности ОВД в особых условиях, Московского the Department of Internal Affairs in Special Conditions, университета ИВД России им. В.Я. Кикотя. E-mail: Moscow University of Internal Affairs Ministry of Russia 84991912028@mail.ru named after V.Ya.Kikot'. E-mail: 84991912028@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.