Научная статья на тему 'Вопросы пожарной безопасности в рамках образовательной программы бакалавриата направления подготовки 20. 03. 01 "Техносферная безопасность"'

Вопросы пожарной безопасности в рамках образовательной программы бакалавриата направления подготовки 20. 03. 01 "Техносферная безопасность" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА БАКАЛАВРИАТА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION / УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 20.03.01 "ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ" / TRAINING PLAN FOR TRAINING 20.03.01 "TECHNOSPHERE SAFETY" / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / FIRE SAFETY / AN EDUCATIONAL BACHELOR'S PROGRAMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Приходько С.А.

В статье рассматривается объем знаний, умений и практических навыков, получаемых бакалаврами в области пожарной безопасности, при реализации образовательной программы бакалавриата направления 20.03.01 «Техносферная безопасность», профиль «Безопасность жизнедеятельности в техносфере».In the article the volume of knowledge, skills received by bachelors in the field of fire safety is considered, at realization of the educational program of the educational program of the bachelor's direction 20.03.01 «Technosphere safety», profile «Life safety in the technosphere».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Приходько С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы пожарной безопасности в рамках образовательной программы бакалавриата направления подготовки 20. 03. 01 "Техносферная безопасность"»

3. Додин, Д.А., Чернышов, Н.М., Яцкевич, Б.А. Платинометальные месторождения России. - СПб.: Наука, 2000. - 755 с.

4. Мельников, A.B., Мельников, В.Д. Платиноносные гидротермалитовые формации Амурской области // Вестник АмГУ. - 2005. - № 31. - С. 54-57.

5. Мельников, A.B., Степанов, В.А. Рудно-россыпные узлы Приамурской золотоносной провинции. - Ч. 2. Центральная часть провинции. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2014. - 300 с.

6. Мельников, A.B., Степанов, В.А., Мельников, В.Д. Платина Амурской области. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2006. - 136 с.

7. Моисеенко, В.Г., Степанов, В.А., Эйриш, Л.В., Мельников, A.B. Платиноносность Дальнего Востока. -Владивосток: Дальнаука, 2004. - 176 с.

8. Степанов, В.А., Мельников A.B., Вах, A.C., Вьюнов, Д.Л., Дементиенко, А.И., Пересторонин, А.Е. Приамурская золоторудная провинция. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2008. - 232 с.

9. Шило, H.A. Учение о россыпях. - М.: Академия горных наук, 2000. - 632 с.

УДК 614.841.3

С.А. Приходько

ВОПРОСЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 20.03.01 «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

В статье рассматривается объем знаний, умений и практических навыков, получаемых бакалаврами в области пожарной безопасности, при реализации образовательной программы бакалавриата направления 20.03.01 «Техносферная безопасность», профиль «Безопасность жизнедеятельности в техносфере».

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, учебный план направления подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность», образовательная программа бакалавриата, обеспечение пожарной безопасности.

QUESTIONS OF FIRE SAFETY WITHIN THE FRAMEWORK OF THE EDUCATIONAL PROGRAM OF THE BACHELOR'S DEGREE OF PREPARATION 20.03.01 «TECHNOSPHERE SAFETY»

In the article the volume of knowledge, skills received by bachelors in the field of fire safety is considered, at realization of the educational program of the educational program of the bachelor's direction 20.03.01 «Technosphere safety», profile «Life safety in the technosphere».

Key words: federal state educational standard of higher education,training plan for training 20.03.01 «Technosphere safety», an educational bachelors programs, fire safety.

Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 21 марта 2016 г. № 246, определена сово-

купность обязательных требований при реализации основной профессиональной образовательной программы данного направления подготовки.

Одной из основных составляющих будущей профессиональной деятельности выпускника, наряду с другими, являются нормативные правовые акты по вопросам обеспечения безопасности. И это не случайно: без знания их невозможно будет решить многие профессиональные задачи, к числу которых относятся обучение рабочих и служащих требованиям безопасности, участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности на уровне производственного предприятия и др. [1].

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать целым рядом общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, в числе которых - знание и владение нормативными правовыми актами в области обеспечения безопасности.

Изучению и овладению вопросами обеспечения безопасности в техносфере в процессе освоения образовательной программы академического бакалавриата уделячется значительное внимание.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере является Конституция Российской Федерации - основной Закон нашего государства. Федеральные законы и другие нормативные правовые акты в этой области не должны противоречить нормам Конституции.

Какое именно место отведено в образовательной программе подготовки академических бакалавров вопросам, связанным с обеспечением пожарной безопасности, без которых невозможно представить безопасность жизнедеятельности в техносфере? Пожары наносят значительный материальный ущерб во всех без исключения отраслях экономики государства, приводят к массовому травматизму и гибели многих тысяч людей как в условиях производства, так и в повседневной жизни. В связи с этим пожарная безопасность является одной из составляющих обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 23.06.2016), пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров [4].

Рассмотрим возможности учебного плана бакалавриата по формированию у будущих выпускников знаний, умений и практических навыков по обеспечению защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Отметим прежде всего, что в учебном плане подготовки бакалавров (программа подготовки академического бакалавриата) направления 20.03.01 «Техносферная безопасность» направленность образовательной программы «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» для очной формы обучения (в качестве примера рассмотрен учебный план набора 2016 г.) в номенклатуре дисциплин (модулей) отсутствует словосочетание «пожарная безопасность» [6].

Следовательно, предполагается, что вопросы обеспечения пожарной безопасности различных объектов будущими бакалаврами по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» будут освоены в рамках других дисциплин (модулей) учебного плана. К таким дисциплинам в рамках рассматриваемого учебного плана можно отнести «Безопасность жизнедеятельности», «Надзор и контроль в сфере безопасности», «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», «Теория горения и взрыва», «Законодательство в безопасности жизнедеятельности».

В рамках вышеперечисленных дисциплин (модулей) учебного плана возможно рассмотрение отдельных вопросов или проблем из области обеспечения пожарной безопасности. Но полученные фрагментарные знания не будут иметь системного характера и не сформируют у обучающихся целостного представления о системе обеспечения пожарной безопасности различных по сложности объектов, населения и среды обитания.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 № 448-ФЗ) [4].

По мнению автора, вышеизложенный подход фрагментарного изучения вопросов по обеспечению пожарной безопасности не отвечает требованиям Федерального образовательного стандарта высшего образования, которым предусмотрен целый ряд обязательных профессиональных задач, которые должен быть готов решить выпускник, освоивший программу академического бакалавриата по данному направлению подготовки.

Фрагментарный подход к изучению вопросов пожарной безопасности не дает целостного представления о системе обеспечения пожарной безопасности, следовательно, выпускник - будущий специалист в области техносферной безопасности - не сможет на высоком профессиональном уровне решать задачи по обеспечению пожарной безопасности различных по сложности объектов, населения или среды обитания.

В ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» дано определение понятию «обучение мерам пожарной безопасности»: это организованный процесс по формированию знаний, умений, навыков граждан в области обеспечения пожарной безопасности в системе общего, профессионального и дополнительного образования, в процессе трудовой и служебной деятельности, а также в повседневной жизни [4].

Анализ номенклатуры изучаемых дисциплин (модулей) в рамках учебного плана подготовки бакалавров по направлению 20.03.01 «Техносферная безопасность», профиль «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» указывает на отсутствие организованного процесса в формировании знаний, умений и навыков по обеспечению пожарной безопасности в процессе подготовки бакалавров по данному направлению.

Рассмотрение отдельных, не связанных между собой, вопросов по обеспечению пожарной безопасности в рамках различных дисциплин (модулей) образовательной программы невозможно отнести к системному процессу по формированию знаний, умений и практических навыков в области пожарной безопасности.

К вышеизложенному уместно добавить, что существующая объективная реальность усложняет процесс познания профессиональной деятельности будущих бакалавров. Существующая тенденция развития общества требует динамичного изменения законодательства в области обеспечения безопасности личности, общества и государства как на федеральном, так и на региональном уровне. В силу этого в нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения безопасности (в том числе пожарной безопасности), вносятся многочисленные изменения и дополнения, которые, естественно, не зависят от времени изучения отдельных дисциплин образовательной программы бакалавриата. Ко времени окончания студентами вуза по многим основополагающим направлениям обеспечения безопасности техносферы вступают в силу нормы и правила, противоречащие ранее изученным в рамках отдельных дисциплин, либо формируется принципиально новый подход в решении вопросов обеспечения безопасности населения, производства или среды обитания. Это в полной мере относится и к вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Рассмотрим существующую проблему в рамках учебной дисциплины «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», относящейся в соответствии с учебным планом подготовки бакалавров по направлению 20.03.01 «Техносферная безопасность», направленность образовательной программы «Безопасность жизнедеятельности в техносфере».

В соответствии с ГОСТ Р 22.0.02-94, безопасность в чрезвычайных ситуациях - это состояние защищенности населения, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды в таких ситуациях [7].

В задачи учебной дисциплины входят вопросы обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях - принятие и соблюдение правовых норм, выполнение экологозащитных, отраслевых или ведомственных требований и правил, а также проведение комплекса организационных, экономических, экологозащитных, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и специальных мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения, объектов народного хозяйства и иного назначения, окружающей природной среды от опасностей в чрезвычайных ситуациях [7].

Следовательно, в рамках дисциплины «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» вопросы пожарной безопасности рассматриваются как следствие уже возникших техногенных или природных пожаров, имеющих тяжелые и масштабные последствия, приведшие к чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера.

Чрезвычайные ситуации, возникающие вследствие пожаров, имеют четкие классификационные признаки, закрепленные в приказе МЧС РФ от 08.07.2004 № 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях». В документе указаны наименования источника чрезвычайной ситуации и критерии отнесения события, связанного с техногенным или природным пожаром, к чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера [2].

Следовательно, реальной опасностью является не только пожар, но и многочисленные его факторы (ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»), представляющие угрозу для жизни и здоровья людей, приводящие к уничтожению окружающей природной среды, к материальному ущербу как для физических, так для и юридических лиц.

К факторам, воздействующим на людей и имущество, относятся: пламя и искры; тепловой поток; повышенная температура окружающей среды; повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения; пониженная концентрация кислорода; снижение видимости в дыму [5].

Обязательность обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, а также обучающихся в образовательных организациях нормативно закреплена в ст.25 и ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [4] и в п.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390) [3].

Таким образом, проведенный анализ учебного плана подготовки бакалавров показывает необходимость включения в его номенклатуру дисциплины «Пожарная безопасность», что значительно повысит уровень профессиональной готовности выпускников к решению обязательных профессиональных задач, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность (уровень бакалавриата)».

Мы считаем необходимым за счет перераспределения учебной нагрузки между дисциплинами (модулями) учебного плана подготовки академических бакалавров в ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет» по направлению 20.03.01 «Техносферная безопасность» («Безопасность жизнедеятельности в техносфере») включить в учебный план подготовки дисциплину «Пожарная безопасность» в качестве обязательной вариативной части, объемом не менее 108 часа (3 зачетных единицы).

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 марта 2016 г. № 246 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» (уровень бакалавриата)».

2. Приказ МЧС России от 08.07.2004 № 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 № 390 (в ред. от 10.11.2015) «О противопожарном режиме в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (в ред. от 23.06.2016) «О пожарной безопасности».

5. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

6. Официальный сайт ФГБОУ ВО «АмГУ» https://amursu.ru/sveden/education/.

7. ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.