Научная статья на тему 'Разработка модели подготовки бакалавра по направлению "Техносферная безопасность" к сервисно-эксплуатационной деятельности'

Разработка модели подготовки бакалавра по направлению "Техносферная безопасность" к сервисно-эксплуатационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES / ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / TECHNOSPHERE SAFETY / СЕРВИСНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SERVICE AND OPERATIONAL ACTIVITY / СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ / MEANS OF PROTECTION / СИСТЕМЫ И МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ОТ ОПАСНОСТЕЙ / SYSTEMS AND METHODS FOR PROTECTION OF HUMAN AND ENVIRONMENT FROM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошик Андрей Вячеславович, Трефилов Виктор Александрович

Рассматриваются результаты исследования методики подготовки выпускника вуза по направлению «Техносферная безопасность» к сервисно-эксплуатационной деятельности. Предлагается модель подготовки специалиста по этому направлению. Показана необходимость использования предложенной модели при разработке методики и концепции подготовки выпускника по направлению «Техносферная безопасность» к сервисно-эксплуатационной деятельности.The article presents the results of the research on the training methods of a graduate in«Technosphere safety» to the service and operational activity. The model of a specialist training in «Technosphere safety» for the service and operational activity is proposed. The necessity of this model in the development of techniques and a concept of a graduate training in «Technosphere safety» to the service and operational activity is confirmed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошик Андрей Вячеславович, Трефилов Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка модели подготовки бакалавра по направлению "Техносферная безопасность" к сервисно-эксплуатационной деятельности»

УДК 378.048.2

Пермский национальный исследовательский университет

А.В. Кошик, В.А. Трефилов,

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Разработка модели подготовки бакалавра по направлению «Техносферная безопасность» к сервисно-эксплуатационной деятельности

сиональнои сервисно-эксплуатационной компетенцией.

Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению 280700 «Техносферная безопасность» предусматривает подготовку выпускников вузов к следующим видам профессиональной деятельности [8]:

- проектно-конструкторская;

- сервисно-эксплуатационная;

- организационно-управленческая;

- экспертная, надзорная и ин-спекционно-аудиторская.

Анализ практики показывает, что специалисты в области тех-носферной безопасности предприятия недостаточно компетентно производят сервисно-эксплуатационную деятельность, вследствие чего происходят аварии на производстве. Это говорит еще и о том, что, по всей видимости, высшее профессиональное образование по направлению «Техносферная безопасность» не справляется с подготовкой специалистов сервисно-эксплуатационной деятельности.

Рассмотрим статистические данные (рис. 1, 2, 3) о чрезвычайных ситуациях за последние 10 лет (2004-2013 годы) [6].

В качестве примеров рассмотрим несколько чрезвычайных ситуаций и проанализируем причины их возникновения.

15 апреля 2012 года на станции «Комсомольская» кольцевой линии метро г. Москвы произошло резкое ускорение, а затем остановка полотна эскалатора, работающего на спуск на выходе к Ле-

В настоящее время на многих промышленных предприятиях и в административных органах отмечается недостаток дипломированных специалистов по направлению подготовки «Техносферная безопасность», готовых использовать свои знания в сервисно-эксплуатационной деятельности.

Обзор педагогической и научной литературы за последние десять лет показал, что вопросы подготовки выпускника к сервисно-эксплуатационной деятельности в направлении техносфер-ной безопасности не рассматривались.

Следует отметить, что по проблемам профессиональной подготовки специалистов различного профиля к деятельности в чрезвычайных и других экстремальных ситуациях выполнено немало исследований, реультаты большинства из них опубликованы(см. работы Е.А. Алдошиной, А.А. Бур© Кошик А.В., Трефилов В.А., 2017

няшева, Э.В. Павлова и др.), но разработкой методики подготовки специалистов (по направлению «Техносферная безопасность»), способных высококачественно осуществлять сервисно-эксплуатационную деятельность они не занимались [1, 2, 3].

В системе образования в области техносферной безопасности существует существенный пробел, в частности по подготовке специалистов к сервисно-эксплуатационной деятельности. Он возник в результате оторванности учебного процесса от требований современных реалий.

Такая несогласованность привела к отсутствию специалистов этого профиля на рынке труда и как следствие, к возникновению множества техногенных ситуаций с тяжелыми последствиями. Поэтому возникла насущная потребность в подготовке специалиста с сформированной у него профес-

АНДРЕИ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ КОШИК

аспирант Пермского национального исследовательского политехнического университета, начальник клуба войсковой части 6716 Северо-Западного округа войск национальной гвардии России. Сфера научных интересов: профессиональная педагогика, техносферная безопасность Автор одной публикации

ВИКТОР

АЛЕКСАНДРОВИЧ

ТРЕФИЛОВ

доктор технических наук, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности Пермского национального исследовательского политехнического университета. Сфера научных интересов: профессиональная педагогика, техносферная безопасность Автор более 350 публикаций

Рассматриваются результаты исследования методики подготовки выпускника вуза по направлению «Техносферная безопасность» к сервисно-эксплуатационной деятельности. Предлагается модель подготовки специалиста по этому направлению. Показана необходимость использования предложенной модели при разработке методики и концепции подготовки выпускника по направлению «Техносферная безопасность» к сервисно-эксплуатационной деятельности.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, техносферная безопасность, сервисно-эксплуатационная деятельность, средства защиты, системы и методы защиты человека и природной среды от опасностей.

The article presents the results of the research on the training methods of a graduate in «Technosphere safety» to the service and operational activity. The model of a specialist training in «Technosphere safety» for the service and operational activity is proposed. The necessity of this model in the development of techniques and a concept of a graduate training in «Technosphere safety» to the service and operational activity is confirmed. Key words: professional competences, technosphere safety, service and operational activity, means of protection, systems and methods for protection of human and environment from hazards

нинградскому и Ярославскому вокзалам.

Последствия чрезвычайной ситуации: пострадали 10 человек, 6 из них были госпитализированы.

Причина: отсутствие зубчатой соединительной муфты, которую техники забыли установить во время ремонта эскалатора.

15 июля 2014 года на Арбатско-Покровской линии метро г. Москвы между станциями «Славянский бульвар» и «Парк Победы» несколько вагонов поезда сошли с рельсов и врезались в стену тоннеля.

Последствия чрезвычайной ситуации: погибли 23 человека, около 300 получили ранения.

Причины:

- служба капитального ремонта пути Московского метрополитена и общество с ограниченной ответственностью «Спецтехре-конструкция» ненадлежащим образом провели работы по уста-

новке стрелочного перевода для пуска нового участка, что и привело к трагедии;

- механизм был зафиксирован обычной проволокой, которая порвалась из-за сильной вибрации. В результате стрелка переключилась и перевела состав, движущийся на высокой скорости, в тупик.

3000

2500

2000

1500

1000

500

2464

2541

Авария на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции, произошедшая 17 августа 2009 года.

Последствия чрезвычайной ситуации: погибли 75 человек, пострадали 13.

В водах Енисея оказалось около 45 куб.м. роторного масла, которое растеклось по реке, образовав пятно протяженностью около 130 км.

Причины:

- низкая ответственность эксплуатационного персонала станции. Не был должным образом организован регулярный контроль технического состояния оборудования оперативно-ремонтным персоналом;

- гидроагрегат № 2 проходил капитальный ремонт в 2005 году, его последний средний ремонт был проведен с 14 января по 16 марта 2009 года. После ремонта гидроагрегат был принят в постоянную эксплуатацию, при этом были зафиксированы повышенные вибрации оборудования, остававшиеся в пределах допустимых значений. В ходе эксплуатации гидроагрегата его вибрационное состояние постепенно ухудшалось и в конце июня 2009 года перешло допустимый уровень. Ухудшение продолжилось и в дальнейшем. В такой ситуации главный инженер станции в соответствии с

® Количество ЧС

863

ш

2211

1966

265

178

185

228

16 5

Рис. 1. Количество техногенных аварий и катастроф в Российской Федерации в период с 2004 по 2013 год

0

7000

6000

5000

4000

3000

2000

5927

5528

1930

1000 I

5121

4455

648

751

1 I 37 ■ 1 6 00 1 5 1

Рис. 2. Динамика погибших в чрезвычайных ситуациях техногенного характера в Российской Федерации в период с 2004 по 2013 год

4927820

24075

982 1134

1542

I

2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г.

Рис. 3. Динамика пострадавших в чрезвычайных ситуациях

техногенного характера в Российской Федерации в период с 2004 по 2013 год

0

нормативными документами был обязан остановить гидроагрегат с целью выяснения причин повышенной вибрации. Но этого сделано не было, что и послужило одной из главных причин развития аварии.

Из-за особенностей конструкции гидроагрегата № 2 в его креплениях (шпильках) образовались динамические напряжения, что при повышенной вибрации привело к их разрушению. Шпильки, державшие крышку турбины,

были разорваны, и крышку сорвало напором воды.

Поскольку существовавшая на момент аварии нормативная документация не предусматривала обязательного проведения ультразвуковой дефектоскопии шпилек, усталостные разрушения не могли быть обнаружены персоналом станции.

Система непрерывного виброконтроля, установленная на гидроагрегате № 2 в 2009 году, не была введена в эксплуатацию и не

учитывалась оперативным персоналом и руководством станции при принятии решений.

Какими же профессиональными компетенциями должен обладать выпускник вуза - будущий специалист сервисно-эксплуатационной деятельности? Он должен:

- ориентироваться в основных методах и системах обеспечения техносферной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека и окружающей среды от опасностей (профессиональная компетенция - 5);

- принимать участие в установке (монтаже), эксплуатации средств защиты (профессиональная компетенция - 6);

- принимать участие в организации и проведении технического обслуживания средств защиты (профессиональная компетенция -7) [8].

Возникает вопрос: каким образом ведется подготовка бакалавров по направлению «Техносфер-ная безопасность» к сервисно-эксплуатационной деятельности в российских вузах и за рубежом? Какие дисциплины формируют профессиональные компетенции для сервисно-эксплуатационной деятельности?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При изучении образовательных программ вузов стран ближнего зарубежья по направлению «Тех-носферная безопасность» дисциплин сервисно-эксплуатационной деятельности выявлено не было [5, 9, 10]. Описания компетенций выпускника, касающихся сервисно-эксплуатационной деятельности в отдельных курсах, в них также не содержится.

В вузах дальнего зарубежья информации о дисциплинах и формируемых профессиональных компетенциях выпускника, касающихся сервисно-эксплуатационной деятельности, тоже не оказалось [4, 7].

Профессиональная комотавЕ* (ПК -7): Способность гркюзить учкпм е орглгкяддя к гро&гсгиик тгхнеткюго _____о&ст^-скЕаккя тгхнкчгсгих сотсств ишкж

ПРОБЛЕМА

> А ГДЕ ДИСЦИПЛИНА?

Нео&согимость соЕгрЕккстЕсеанкя учебкой программы ста разЕКТКЯ у отменю е профессиональна ишютенций серки с ю-экс плуатаиискн ей сеятель кости:

Огсугстгу'?г сисцкпккга «Такт« ее юе осч1г>огке2нк4 тежкческю; скстеи ишигм е техносфер ней безопасности »

ПРОБЛЕМАТИКА

Неоскодкыссть ЕЕе^еши тэсническж снсципяины формируюсь! у сп-гциалнста е области техносфер кзй о*: опасности гфофесасогальных номпетекшй к серЕкснооксшуаташюнной сетгальности;

• Неоскоскмосгь изучения перюгичноети к объяла танин ■зси5го обслужи ьанид тгеннч-кккх срессте 1аяигты втехносфернсн безопасности;

Нео5хо:«»ость развития гракткчесюос уыжкй и на£Ы№£ техничзгюго обслуживания средств зашггы;

- Н^ссколимость фор 1 трех анид способностей принимать участие в организации и гровелении тедаичеенэго обс^ужнЕания срегстЕ зашиты е тесное фурией безопасности:

- Возможность гчроЕеления практические исслесоьанкй б области ТО.

Рис. 4. Профессиональная компетенция сервисно-эксплуатационной деятельности

/ < ' 1

1еория горения и взрыва Механика Информ ика Эл и ектротехника лектроника Осн. теории авт. управл. Теплофизика Детали машин

Высшая

математика Химия Физика Биология

Рис. 5. Общая модель подготовки бакалавра техносферной безопасности Примечание. СЭД - сервисно-эксплуатационная деятельность, БЖД - безопасность жизнедеятельности, ТО и РСЗ - техническое обслуживание и ремонт средств защиты, ПКД - проектно-конструкторская деятельность, ЭНИАД - экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская деятельность, ОУД - организационно-управленческая деятельность, НИД - научно-исследовательская деятельность, НИР - научно-исследовательская работа

В информации о вузах Российской Федерации, осуществляющих обучение по направлению «Технос-ферная безопасность», удалось выделить только наиболее общие, так сказать основные профессиональные компетенции выпускника вуза к сервисно-эксплуатационной деятельности. Это:

- участие в установке (монтаже), эксплуатации средств защиты;

- участие в организации и проведении технического обслуживания средств защиты;

- умение ориентироваться в основных методах и системах обеспечения техносферной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека и природной среды от опасностей;

- реализация на практике в конкретных условиях известных мероприятий (методов) по защите человека в техносфере;

- умение осуществлять технико-экономические расчеты мероприятий по повышению безопасности;

- реализация новых методов повышения надежности и устойчивости технических объектов для поддержания их функционального назначения.

Однако в образовательных программах информация о дисциплинах, которые конкретно и непосредственно формируют эти компетенции, не представлена. Получается, что компетенции существуют, а дисциплин, формирующих их, нет (рис. 4). В ходе исследования была разработана общая модель подготовки бакалавра техносферной безопасности, в которой предложены конкретные дисциплины, формирующие профессиональные компетенции и позволяющие выпускнику быть готовым к выполнению сервисно-эксплуатационной деятельности (рис. 5).

Дисциплины сервисно-эксплуатационной деятельности.

1. Эксплуатация основного оборудования.

2. Эксплуатация систем защиты.

3. Технология применения современных средств диагностики и обслуживания.

4. Техническое обслуживание и ремонт средств защиты.

Предстоит еще определить необходимое содержание данных дисциплин, методику подготовки, в результате освоения которых выпускник будет готов выполнять задачи сервисно-эксплуатационной деятельности.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости использования

разработанной модели подготовки бакалавра техносферной безопасности, о необходимости создания методики и концепции подготовки выпускника по направлению «Техносферная безопасность» к сервисно-эксплуатационной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алдошина Е.А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки членов добровольных пожарных дружин сельскохозяйственных объектов // Ученые записки университета им. П.С. Лесгафта. 2011. № 2(60). С. 3-6.

2. Бурняшев А.А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности водных судов // Ученые записки университета им. П.С. Лесгафта. 2011. №10(80). С. 45-49. Павлов Э.В. Структурно-функциональная модель подготовки специалистов пожарной безопасности водных судов флота России // Ученые записки университета им. П.С. Лесгафта. 2011. №11(69). С. 64-69. Бирмингемский университет (Англия). URL:http://dic. academic.ru/pictures/wiki/files/66/BirminghamUniversityC hancellorsCourt (дата обращения: 10.02.2017). Костанайский государственный университет им. А. Бай-турсынова. Press Office. URL:http:// mediacentr_kgu@ mail.ru (дата обращения: 10.02.2017).

3.

4.

5.

6. Сводка статистических данных МЧС России. URL: http:// www.mchs.gov.ru/activities/stats/CHrezvichajnie_situacii/ (дата обращения: 10.02.2017).

7. Технический университет - Фрайбергская горная академия (Германия). URL:http://www.tu-freiberg.de/ (дата обращения: 10.02.2017).

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 280700 «Техносферная безопасность» (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2009 года № 723). URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97501// (дата обращения: 10.02.2017).

9. Нацюнальний прничий уыверситет (г Дшпропетровськ). URL: http://www.nmu.org.ua/ua/content/study/admission/ (дата обращения: 10.02.2017).

10. Харювський нацюнальний уыверситет iM. В.Н. КаразЫа. URL: http://www.univer.kharkov.ua/ua/ (дата обращения: 10.02.2017).

LITERATURA

1. Aldoshina Е.А. Pedagogicheskaja tehnologija primenenija trenirovochnyh kompleksov v processe professional'noj podgotovki chlenov dobrovol'nyh pozharnyh druzhin 7. sel'skohozjaistvennyh ob''ektov // Uchenye zapiski universiteta im. P.S. Lesgafta. 2011. № 2(60). S. 3-6.

2. Bumyashev А.А. Pedagogicheskaya technologiya 8. primeneniya trenirovochnuyh kompleksov v processe professionalnoy podgotovki specialistov pojarnoy bezopasnosti vodnyh sudov // Uchenye zapiski universiteta

im. P.S. Lesgafta. 2011. №10 (80). S. 45-49.

3. Pavlov E.V. Strukturno-funkcionalnaya model podgotovki specialistov pojarnoy bezopasnosti vodnuh sudov flota Rossii // Uchenye zapiski universiteta im. P.S. Lesgafta. 2011. №11 (69) . S. 64-69. 9.

4. Birmingemskiy universitet (Angliya). URL: http: //dic. academic.ru/pictures/wiki/files/66/Birmingham University Chancellors Court (data obrashhenija: 10.02.2017). 10

5. Kostanayskiy gosudarstvennuy universitet im. A. Baytursynova. Press Office. URL: http: //mediacentr_kgu@ mail.ru (data obrashhenija: 10.02.2017).

6. Svodka statisticheskih dannyh MCHS Rossii. URL: http: //

www.mchs.gov.ru/activities/stats/CHrezvichajnie_situacii/ (data obrashhenija: 10.02.2017).

Technicheskiy universitet - Frajbergskaya gornaya akademiya (Germaniya). URL: http: //www.tu-freiberg.de/ (data obrashhenija: 10.02.2017).

Federalnuy gosudarstvennuy obrazovatelnuy standart vishego professionalnogo obrazovaniya po napravleniyou podgotovki 280700 «Tehnosfernaya bezopasnosti» (qvalifikaciya (stepen), «bakalavr») (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 14 dekabrya 2009 goda № 723). URL: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/97501// (data obrashhenija: 10.02.2017).

Nacionalnuy gornuy universitet (g. Dnepropetrovsk). URL: http://www.nmu.org.ua/ua/content/study/admission/ (data obrashhenija: 10.02.2017).

. Harkovskiy nacionalnuy universitet im. V.N. Karazina. URL: http://www.univer.kharkov.ua/ua/ (data obrashhenija: 10.02.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.