Научная статья на тему 'Значение научно-исследовательской деятельности в профессио- нальной среде выпускника направления подготовки "Техносферная безопасность"'

Значение научно-исследовательской деятельности в профессио- нальной среде выпускника направления подготовки "Техносферная безопасность" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / SCIENCE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITIES / ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / TECHNOSPHERE SAFETY / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / СТУДЕНТ / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соболев Андрей Юрьевич

В данной статье рассматривается эффективность реализации научно-исследовательской деятельности в профессиональной среде выпускника направления подготовки «Техносферная безопасность». Проводится теоретическое обоснование представленных дополнений, их краткое описание и анализ.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соболев Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the effectiveness of the implementation of research activities in the professional environment is regarded by the graduator of direction training of “Technosphere safety”. A theoretical study of presented additions is conducted and their brief description and analysis.

Текст научной работы на тему «Значение научно-исследовательской деятельности в профессио- нальной среде выпускника направления подготовки "Техносферная безопасность"»

культурное пространство учебной деятельности; обеспечение учебно-педагогического сотрудничества в процессе обучения; культивирование оптимальных форм и способов учебного диалога, направленных на взаимопознание и самопознание обучающихся; построение обучения на основе активных, игровых, интерактивных, ситуационно-моделирующих методов.

Список литературы 1. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Электронный ресурс] - http://минобрнауки.рф/до-кументы/2974. // Дата обращения: 15.09.2014.

2. Машковская, Т.О. Школа учит мыслить: первый опыт / Интеграция учебной и внеучебной деятельности как фактор развития универсальных учебных действий учащихся: материалы III Всероссийской научно-методической конференции / Под общей ред. Т.О. Машковской. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. - 298 с. - С. 12-16.

3. Самерханова, Э.К. Организационные основы создания единого образовательного пространства в высшем учебном заведении / Э.К. Самерханова. -Н.Новгород: Изд-во Волж. гос. инж. - пед. акад., 2004. - 131 с.

ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЫПУСКНИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Соболев Андрей Юрьевич

ФГБОУ «Сахалинский государственный университет», старший преподаватель кафедры безопасности

жизнедеятельности, г. Южно-Сахалинск

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается эффективность реализации научно-исследовательской деятельности в профессиональной среде выпускника направления подготовки «Техносферная безопасность». Проводится теоретическое обоснование представленных дополнений, их краткое описание и анализ.

ABSTRACT

In this article the effectiveness of the implementation of research activities in the professional environment is regarded by the graduator of direction training of "Technosphere safety ". A theoretical study of presented additions is conducted and their brief description and analysis.

Ключевые слова: наука, образование, научно-исследовательская деятельность, техносферная безопасность, знания, компетенции, студент.

Keywords: science, education, research activities, technosphere safety, knowledge, competence, student.

Развитие науки в 21 веке, смотря на нее через призму предыдущих столетий, значительно замедлилось. Очень редко, в настоящее время, происходят научные открытия, которые вносят кардинальные изменения в научное мировоззрение и значительным образом влияют на жизнь социума. Чаще всего, ученые пытаются при помощи современных технологий проверить гипотезы, которые были выдвинуты их предшественниками. Задачи ученых-методистов при этом тоже усложняются, ведь именно они разрабатывают и составляют предметные методики для каждого уровня образования, которые впоследствии применяются преподавателями при составлении основной образовательной программы (ООП).

Тем не менее, отрасль не стоит на месте и педагогическое образование в России совершенствуется, происходят масштабные изменения в системе подготовки студентов. Приоритет отдается деятельностному компоненту, вместо знаниевого. Все больше уделяется внимания междисциплинарным научным знаниям, делается акцент в сторону подготовки разностороннего, разнонаправленного студента-выпускника, который свободно ориентируется в различных областях научных знаний, умеет находить межпредметные связи, способен разрабатывать механизмы решения поставленных перед ним профессиональных задач. Таким образом, высшая школа ставит перед собой цель подготовить высокообразованного, конкурентоспособного и готового к инновационной деятельности в своей профессиональной среде специалиста уровнего образования.

Основным нормативным документом, регламентирующим деятельность высших учебных заведений выступает федеральный образовательный стандарт «третьего

поколения» (ФГОС). ФГОС - это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [2]. Данный документ устанавливает требования ко всем направлениям подготовки студентов, в том числе и к направлению подготовки «Тех-носферная безопасность». Согласно ФГОС, сфера профессиональной деятельности будущего специалиста по охране труда включает в себя несколько видов: - про-ектно-конструкторская; - сервисно-эксплуатационная; -организационно-управленческая; - экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская; - научно-исследовательская. Каждый вид деятельности предполагает наличие таких знаний и умений у студента, которые помогут ему при решении поставленных перед ним профессиональных задач и именно на их основе, в последующем, будут формироваться профессиональные компетенции.

К задачам научно-исследовательской деятельности по направлению подготовки «Техносферная безопасность», согласно ФГОС, относятся:

- участие в выполнении научных исследований в области безопасности под руководством и в составе коллектива, выполнение экспериментов и обработка результатов;

- анализ опасностей техносферы;

- участие в исследованиях воздействия антропогенных факторов и стихийных явлений на промышленные объекты;

- подготовка и оформление отчетов по научно-исследовательским работам.

По нашему мнению данный перечень недостаточно объективно отражает содержание и направления научно-исследовательской деятельности специалиста.

Для этого обозначим значение термина «научно-исследовательская деятельность» - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования и прикладные научные исследования. Фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Прикладные научные исследования -это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач [1].

Проведя анализ научно-методической литературы, можно сделать вывод, что «научно-исследовательская деятельность», чаще всего, многими авторами рассматривается как обязательный или неотъемлемый этап процесса формирования научных знаний, но в дальнейшем данный компонент выпадает из сферы профессиональных интересов и его значение практически утрачивается. К примеру И. Н. Кузнецов в своем труде «Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров» описывает структуру, методологию, логику, приемы, средства научного познания, но, как мы уже говорили, о том, каким образом данные знания применять и развивать в повседневной профессиональной деятельности ничего не упоминается.

Изучая и анализируя представленный перечень задач, при помощи которых реализуется научно-исследовательская деятельность в профессиональной среде бакалавра, направления подготовки «Техносферная безопасность», можно сделать вывод, что в задачах говориться только о подсчете и оценке реализовавшихся опасностей. На наш взгляд, необходимо также уделять внимание таким аспектам, как - моделирование и прогнозирование

опасных производственных процессов. Именно моделирование и прогнозирование поможет наиболее точно и объективно сформировать оценку тому или иному негативному событию, а также появиться возможность обозначить наиболее реальные пути развития и ликвидации опасностей.

Помимо этого, немаловажное значение имеет представление результатов научных исследований. Деятельность выпускника, направления подготовки «Техносферная безопасность», хоть и связана в целом с выполнением практической работы, не должна ограничиваться только подготовкой отчетов о проведении каких-либо исследований. Данные отчеты необходимо дорабатывать, обосновывать и представлять как на различных брифингах, так и на научно-практических конференциях, с целью нахождения наиболее объективных, рациональных путей решения различного рода проблем. Это впоследствии отразится на совершенствовании производственных процессов, рациональном использовании ресурсов (природных, человеческих) и на углублении профессиональных компетенций работника.

В заключении необходимо отметить, что теоретическое обоснование представленных дополнений в значительной степени отражает современное направление научной мысли. Включая эти компоненты в перечень основных задач научно-исследовательской деятельности, мы не только соблюдаем основные научные принципы обучения, но и мотивируем студента к саморазвитию и самообразованию, что в последствии гарантирует применение полученных знаний в профессиональной деятельности и развитие научно-исследовательского потенциала. Помимо этого, соблюдается основное направление развития современного российского образования в области перехода от знаниевого компонента к деятельностному.

Библиографический список

1. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/16363 (дата обращения 27.05.2015 г.)

2. URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1/27 (дата обращения 01.06.2015 г.)

ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ К ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Тараненко Инна Александровна

магистр педагогики, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

АННОТАЦИЯ

Цель статьи - рассмотреть историографию подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации, а также показать актуальность обозначенной проблемы. В статье описывается три этапа историографии (началоXXвека - 1980-е гг.; 1990-е гг. - первое десятилетиеXXI века; 2010 г. - настоящее время). На современном этапе совершается переход на федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, в которых основные результаты обучения представлены в терминах компетенций. В условиях глобализации экономики, коммуникационных, информационных и финансовых систем одной из самых важных компетенций, которыми должны овладеть будущие экономисты, является компетенция ценностно-ориентированной деловой коммуникации, так как экономистам необходимо быть готовыми не только к обмену товарами, информацией и услугами, но и к работе в обстоятельствах разного уровня благоприятствования российскому бизнесу.

ABSTRACT

The aim of the article is to present the historiography of preparing prospective economists for value-oriented business communication. The author describes three historiographical stages (early 20 th century - 1980s; 1990s - 1st decade of the 21st century; 2010 - up to now). The modern stage is characterized by the shift to the federal state educational standards of higher education with the main results of education defined in terms of competences. Under the circumstances of globalization of economy, communication, information and financial systems, one of the most important competences to be acquired by would-be economists is the competence of value-oriented business communication, given prospective economists have to be prepared

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.