Научная статья на тему 'Модель формирования экспертной, надзорной и инспекционно-аудиторской компетентности бакалавра по направлению "Техносферная безопасность"'

Модель формирования экспертной, надзорной и инспекционно-аудиторской компетентности бакалавра по направлению "Техносферная безопасность" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТНАЯ / EXPERT / НАДЗОРНАЯ / SUPERVISORY / ИНСПЕКЦИОННО-АУДИТОРСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INSPECTION AND AUDITING THE COMPETENCE / МОДЕЛЬ / MODEL / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / COMPETENCE FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Светлана Витальевна, Трефилов Виктор Александрович

Рассматривается модель формирования экспертной, надзорной и инспекционно-аудиторской компетентности бакалавра по направлению «Техносферная безопасность», охватывающая этот процесс от приобретения знаний и умений в области безопасности, развития значимых качеств личности, мотивов, ценностных ориентаций до овладения студентами экспертной, надзорной и инспекционно-аудиторской компетентностью.The article considered a model of formation expertise, oversight and inspection-audit competency of a bachelor in the direction of «Technosphere safety», which covers the process from the acquisition of knowledge and skills in the field of security, development of important personal qualities, motives and value orientations to capture students expertise, oversight and inspection-audit competency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриева Светлана Витальевна, Трефилов Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель формирования экспертной, надзорной и инспекционно-аудиторской компетентности бакалавра по направлению "Техносферная безопасность"»

УДК 378

С.В. Дмитриева, В.А. Трефилов,

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Модель формирования экспертной, надзорной и инспекционно-аудиторской компетентности бакалавра по направлению «Техносферная безопасность»

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Для современного мира характерно нарастание частоты и масштабов возникновения чрезвычайных ситуаций.

Анализ результатов расследования аварий и катастроф позволяет сделать вывод, что основной причиной их возникновения является человеческий фактор [3]. В ходе исследования авторы настоящей статьи выяснили, что незадолго до возникновения большинства чрезвычайных ситуаций специалистами экспертной, надзорной или инспек-ционно-аудиторской служб выполнялась проверка этих объектов, которая не выявила там фактов нарушения требований безопасности.

© Дмитриева С.В., Трефилов В.А., 2017 18

В связи с этим подготовка специалистов экспертной и надзорной служб, а они получают образование в рамках федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Технос-ферная безопасность», готовых к выполнению профессиональной деятельности, имеющих надлежащий уровень профессиональной компетентности, становится задачей первой по актуальности и не менее острой по решению [4].

Исследуемая нами проблема формирования экспертной, надзорной и инспекционно-аудитор-ской компетентности бакалавра по

направлению 20.03.01 «Техносферная безопасность» требует определения четких теоретико-методологических подходов для построения модели, адекватной задачам подготовки специалистов, ее структурно-функциональных компонентов, факторов, влияющих на реализацию модели, а также комплекса педагогических условий.

Модель, с точки зрения В.А. Штоффа, выступает как цель, результат и средство познания объектов, т.е. это такая мысленно представленная или материально реализованная система, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение даст новую информацию об объекте [2].

Процесс построения модели формирования профессиональных компетенций бакалавра можно разбить на следующие этапы.

1. Установление цели модели.

2. Построение системы сквозных компонентов структуры процесса формирования профессиональных компетенций.

3. Определение основных компонентов модели.

4. Рассмотрение процесса формирования профессиональных компетенций в динамике и установление критериев оценки ожидаемых результатов.

5. Установление педагогических условий.

6. Определение этапов контроля для гарантированного получения требуемого результата.

СВЕТЛАНА

ВИТАЛЬЕВНА

ДМИТРИЕВА

аспирант кафедры безопасности жизнедеятельности Пермского национального исследовательского политехнического университета, главный специалист отдела капитального строительства Департамента управления инфраструктуры администрации г. Лысьвы (Пермский край). Сфера научных интересов: теоретические проблемы безопасности, теоретические и практические проблемы высшего образования. Автор 9 публикаций

ВИКТОР

АЛЕКСАНДРОВИЧ

ТРЕФИЛОВ

доктор технических наук, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности Пермского национального исследовательского политехнического университета. Сфера научных интересов: профессиональная педагогика, тех-носферная безопасность. Автор более 350 публикаций

Рассматривается модель формирования экспертной, надзорной и инспекционно-аудиторской компетентности бакалавра по направлению «Техносферная безопасность», охватывающая этот процесс от приобретения знаний и умений в области безопасности, развития значимых качеств личности, мотивов, ценностных ориентации до овладения студентами экспертной, надзорной и инспекционно-аудиторской компетентностью.

Ключевые слова: экспертная, надзорная, инспекционно-аудиторская компетентность, модель, формирование компетентности.

The article considered a model of formation expertise, oversight and inspection-audit competency of a bachelor in the direction of «Technosphere safety», which covers the process from the acquisition of knowledge and skills in the field of security, development of important personal qualities, motives and value orientations to capture students expertise, oversight and inspection-audit competency.

Key words: expert, supervisory, inspection and auditing the competence, model, competence formation.

Теперь опишем модель формирования экспертной, надзорной и инспекционно-аудитор-ской компетентности бакалавров по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» (см. рис.). Цель моделирования определим как получение гарантированного результата обучения, выраженного в виде уровня сформированности экспертной, надзорной и инспекци-онно-аудиторской компетентности бакалавра.

Модель построена на следующих принципах.

1. Принцип гуманистической направленности (ориентирован на саморазвитие личности, реализацию личностного потенциала, инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений и творческой самореализации).

2. Принцип профессиональной направленности (направлен на теоретическую и практическую подготовку к будущей деятельности,

профессиональное развитие специалиста экспертной, надзорной и инспекционно-аудиторской деятельности).

3. Принцип гибкости (ориентирован на придание планам и процессу планирования способности к замене своей направленности в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств).

4. Принцип динамичности (нацелен на развитие модели, ее адаптацию к меняющейся социально-экономической ситуации, а также на повышение стабильности модели в период ее становления, развития и совершенствования).

Модель включает четыре основных структурных компонента.

Рассмотрим их.

Мотивационно-ценностный компонент предполагает развитие позитивного отношения к знаниям и умениям, повышает мотивацию к их усвоению, заинтересованному отношению к будущей деятельности, улучшает ее про-

дуктивность, способствует формированию профессионально значимых качеств личности, формирует профессиональную позицию, ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности.

Содержательно-информационный компонент связан с формированием знаний и умений, практического опыта в экспертной, надзорной и инспекционно-аудиторской деятельности, что способствует становлению профессиональной компетентности студентов. Он выполняет обучающую (приобретение будущими экспертами профессиональных знаний и умений), воспитательную (формирование качеств личности в области безопасности) и организационную (реализация программ и технологий формирования экспертной, надзорной и инспекционно-ауди-торской компетентности) функции.

Деятельностно-креативный компонент способствует включению студентов в активную познавательную и исследовательскую деятельность. Он включает организацию образовательного процесса, методы и формы деятельности преподавателя и студентов, направлен на активизацию мыслительной деятельности студента, осознающего ценность знаний и умений, повышения познавательной активности.

Основными формами деятельности студента в процессе становления экспертной, надзорной и инспекционно-аудиторской компетентности являются учебная деятельность академического типа, квазипрофессиональная и учебно-профессиональная деятельности.

Во время учебной деятельности академического типа (лекции, семинары) в основном осуществляются передача и усвоение информации. Вся учебная работа организуется так, чтобы сту-

Рис. 1. Модель формирования экспертной, надзорной и инспекционно-аудитор-ской компетентности бакалавра по направлению «Техносферная безопасность»

Примечание. БЖ - безопасность жизнедеятельности.

денты осознавали, что они учатся сами, а преподаватель выступает в роли организатора, руководителя и консультанта. Используются такие методы и формы работы, как проблемное изложение материала, эвристическая беседа, учебная дискуссия, фронтальное коллективное обсуждение ма-

териала, разбор конкретных опасных ситуаций.

В квазипрофессиональной деятельности (имитация профессиональной деятельности) моделируются целостные фрагменты будущей профессиональной деятельности, их предметно-технологическое и социаль-

но-ролевое содержание. В ходе такой деятельности студент решает проблемные задания, одновременно усваивает опыт применения творческих процедур и те знания и умения, которые являются предметным содержанием этих заданий; выполняет творческие проекты, способствующие развитию творческих способностей, инициативы, логического мышления; участвует в коллективных формах работы, направленных на мобилизацию знаний и умений, воспитание ответственности за свои действия, развитие личностного и ценностного отношения к сумме нако-пленныхзнаний и умений.

В учебно-професиональной деятельности (научно-исследовательская работа студентов, производственная практика, подготовка дипломного проекта и др.) студент совершает действия и поступки, соответствующие нормам собственно профессиональных и социальных отношений специалистов, вступающих в процесс коллективно-распределительного труда, межличностные взаимодействия и общение. Этот вид деятельности требует от студента реального действия, осознанного поступка, поведенческого акта, применения социальных и профессиональных норм, выработки профессиональной привычки и собственного профессионального имиджа на основе самосознания, самостоятельно формулируемых убеждений, осмысления безопасности окружающей действительности.

Контрольно-оценочный компонент выполняет информационную (предоставление информации об уровне экспертной, надзорной и инспекционно-ау-диторской компетентности), аналитическую (выявление затруднений и определение путей и способов совершенствования процесса становления экспертной, надзорной и инспекционно-

аудиторской компетентности), контролирующую (соотнесение результатов с целями становления экспертной, надзорной и ин-спекционно-аудиторской компетентности и требованиями к профессиональной подготовленности специалиста), оценочную (констатация уровня усвоения студентами знаний и умений в области безопасности) функции и обеспечивает установление обратной связи преподавателя со студентами, а также получение информации об уровне экспертной, надзорной и инспек-ционно-аудиторской компетентности. Основными личностными характеристиками, способствующими успеху в этом компоненте, являются рефлексивные умения, адекватная самооценка студента, а также эмоции успеха обобщающего характера.

Все рассмотренные функциональные компоненты модели формирования экспертной, надзорной и инспекционно-аудиторской

компетентности бакалавра по направлению «Техносферная безопасность» тесно и органично взаимосвязаны.

Итак, мы раскрыли содержание основных компонентов модели формирования экспертной, надзорной и инспекционно-ауди-торской компетентности бакалавра по направлению «Техносферная безопасность».

Затем мы определили комплекс педагогических условий, которые необходимо создать.

1. Развитие положительной мотивационной сферы будущего специалиста экспертной, надзорной и инспекционно-аудиторской деятельности на основе ценностных установок.

2. Внедрение дисциплины «Прогнозирование развития опасностей» по направлению подготовки «Техносферная безопасность» и разработка методических указаний по ней [1].

3. Использование в образовательном процессе студентов си-

стемы заданий, развивающих их мышление в области экспертной, надзорной и инспекционно-ауди-торской деятельности и включающих их в различные виды практи-ко-ориентированной деятельности.

Разработанная нами модель охватывает процесс от приобретения знаний и умений в области безопасности, развития значимых качеств личности, мотивов, ценностных ориентаций до овладения студентами экспертной, надзорной и инспекционно-аудитор-ской компетентностью.

Таким образом, целостность, динамичность, эффективное функционирование и развитие разработанной модели формирования экспертной,надзорной и инспекционно-аудиторской компетентности бакалавра по направлению «Техносферная безопасность» достигается взаимосвязью и взаимодействием ее структурно-функциональных компонентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Трефилов В.А., Дмитриева С.В. Особенности методики обучения экспертной, надзорной и инспекционно-ауди-торской деятельности // Инновационные технологии в науке и образовании. 2015. №1(1). С. 192-194.

2. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966. 256 с.

3. Сводка чрезвычайных ситуаций и происшествий. URL: http://www.mchs.gov.ru (дата обращения: 15. 09. 2015).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» (уровень высшего образования «бакалавриат»). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 марта 2016 года №246. URL: http://fgosvo. ru/uploadfiles/fgosvob/200301.pdf (дата обращения: 10. 02. 2017).

LITERATURA

1. Trefilov V.A., Dmitrieva S.V. Osobennosti metodiki obu^er^ yеkspertnoj, nadzornoj i inspekcionno-auditorskoj dejаtel'nosti // Innovacionnye tehnologii v nauke i obrazovanii. 2015. №1(1). S. 192-194.

2. ShtoffV.A. Modelirovanie i f^sof^. M.: Nauka, 1966. 256 s.

3. Svodka chrezvychajnyh situacij i proisshestvij. URL: http:// www.mchs.gov.ru (data obrashhenijа: 15. 09. 2015).

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanijа po napravleniyu podgotovki 20.03.01 «Tehnosfernajа bezopasnost'» (uroven' vysshego obrazovanijа «bakalavriat»). Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovanijа i nauki Rossijskoj Federacii ot 21 marta 2016 goda № 246. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/200301.pdf (data obrashhenijа: 10. 02. 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.