Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика ФГОС и профессиональных стандартов специалистов экспертной, надзорной и инспекционно-аудиторской деятельности в области техносферной безопасности'

Сравнительная характеристика ФГОС и профессиональных стандартов специалистов экспертной, надзорной и инспекционно-аудиторской деятельности в области техносферной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТИЗА / НАДЗОР / ИНСПЕКЦИЯ / АУДИТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / EXAMINATION / SUPERVISION / INSPECTION / AUDIT / EDUCATIONAL STANDARD / PROFESSIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дмитриева С.В.

В статье рассмотрены образовательный стандарт и профессиональные стандарты специалистов экспертной, надзорной и инспекционно-аудиторской деятельности в области техносферной безопасности, в итоге выявлено рассогласование между образовательными и профессиональными стандартами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дмитриева С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика ФГОС и профессиональных стандартов специалистов экспертной, надзорной и инспекционно-аудиторской деятельности в области техносферной безопасности»

Дмитриева С.В.

Аспирантка, кафедра безопасность жизнедеятельности, Пермский национальный исследовательский политехнический

университет

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФГОС И

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСПЕРТНОЙ, НАДЗОРНОЙ И ИНСПЕКЦИОННО-АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация

В статье рассмотрены образовательный стандарт и профессиональные стандарты специалистов экспертной, надзорной и инспекционно-аудиторской деятельности в области техносферной безопасности, в итоге выявлено рассогласование между образовательными и профессиональными стандартами.

Ключевые слова: экспертиза, надзор, инспекция, аудит, образовательный стандарт, профессиональный стандарт.

Keywords: examination, supervision, inspection, audit, educational standard, professional standard

В настоящее время средства массовой информации практически ежедневно информируют об очередных авариях техногенного характера. Чаще всего техногенные катастрофы возникают по вине не компетентных специалистов, из-за их неспособности и не готовности выполнять профессиональные обязанности.

Статистические данные свидетельствуют о том, что в мире на производстве ежегодно погибают около 200 тысяч человек и более 120 млн. человек получают травмы.

На территории Российской Федерации в период с 2000 по 2014 год в России произошло 8588 чрезвычайных ситуаций (ЧС), в которых погибли 14 826 человек и пострадали 5,841 млн человек.

Техногенных ЧС было 5097, они составили 59,4% всех ЧС. Локальных ЧС было 4313, муниципальных - 2977, межмуниципальных - 1069, региональных - 191, межрегиональных - 23, федеральных - 12.

В период с 2000г. по 2014г. в чрезвычайных ситуациях техногенного характера погибли 12 186 человек, пострадали 4,980 млн человек. [2]

В качестве примеров рассмотрим несколько чрезвычайных ситуаций и проанализируем последствия ЧС и их причины возникновения. [4] (таблица 1)

Наименование ЧС Последствия ЧС Причины возникновения ЧС

15 апреля 2009 года произошел крупный разлив нефти из-за аварии на магистральном нефтепроводе Холмогоры-Клин, в Чусовском районе Пермского края Загрязнение площади 1,2 тысячи квадратных метров. - Износ трубы. Необученность персонала в области прогнозирования возможных последствий чрезвычайных ситуаций. - Не компетентностный надзор и контроль со стороны надзорных органов.

17 августа 2009 года произошла авария на Саяно-Шушенской ГЭС В результате аварии 75 человек погибло. Нанесен серьезный ущерб оборудованию и помещениям станции. В следствии работа станции по производству электроэнергии была приостановлена. - Износ оборудования. Отсутствие эффективной защиты. - Неграмотные действия персонала по уменьшению последствий аварии. - Не компетентностный надзор и контроль со стороны надзорных органов.

5 декабря 2009 года произошел пожар в клубе «Хромая лошадь» город Пермь В результате аварии погибло 156 человек, более 400 человек признаны потерпевшими. - Выполнена перепланировка площади кафе без разрешения на перепланировку. - Несоблюдение правил пожарной безопасности. - Не грамотные действия персонала при ЧС. - Не компетентностный надзор и контроль со стороны надзорных органов.

8-9 мая 2010 года произошло два взрыва на шахте «Распадская» В результате аварии погибло 90 человек, 94 человека получили ранения. - Неисправность электрооборудования на шахте. Нарушение технологии угледобычи. - Нарушение требований безопасности при добыче угля. - Отсутствие надзора и контроля на производстве в области безопасности.

10 июля 2011 года — затонул теплоход «Булгария» на Волге В результате крушения погибло 105 человек, судьба еще 24 остается неизвестной. - Перегруженность корабля. - Не грамотные действия персонала при ЧС. - Не компетентностный надзор и контроль со стороны надзорных органов.

2 апреля 2012 года произошла катастрофа самолета ЛТЯ-72 под Тюменью В результате катастрофы погибло 33 человека, 12 получили ранения. - Вылет самолета без проведения подготовительных работ к полету. - Не грамотные действия персонала при ЧС. - Отсутствие надзора и контроля в области

Наименование ЧС Последствия ЧС Причины возникновения ЧС

безопасности.

Рассмотрев выше представленные аварии техногенного характера, необходимо сделать следующий вывод, недостаточно только технических и организационных мероприятий для снижения появления рисков различных чрезвычайных ситуаций. Из представленных выше чрезвычайных ситуаций выделяются такие причины, как не грамотные действия персонала при ЧС, и особо следуют выделить то, что накануне всех представленных ЧС проводилась проверка органами государственного надзора, которые не выявили нарушения требований безопасности в ходе проверки, это говорит о том, что специалисты не готовы к профессиональным действиям и операциям на основе полученных в вузах знаний и умений.

В связи со сложившейся ситуацией выделяется необходимость повышения уровня готовности специалистов экспертной, надзорной и инспекционно-аудиторской деятельности в области техносферной безопасности.

Проанализировав профессиональные стандарты Российского союза промышленников и предпринимателей и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации можно сформировать перечень трудовых действий, которые должен выполнять специалист экспертной, надзорной и инспекционно-аудиторской деятельности: [3]

- Изучение и анализ деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля;

- Анализ рисков в объеме, необходимом для выполнения аудиторского задания;

- Выполнение аудиторских процедур (действий);

- Оценка полученных аудиторских доказательств и иной информации;

- Формирование выводов в соответствии с целями выполнения аудиторского задания;

- Контроль соответствия диагностируемых параметров изделий после проведения технологических операций требованиям технических условий;

- Определение признаков типовых причин дефектов и отказов;

- Выявление классов причин наиболее опасных отклонений параметров контролируемых комплексов, механизмов;

- Анализ информации по отказам и дефектам, выявленным в результате контроля техники, оборудования;

- Разработка рекомендаций по мерам обеспечения надежности контролируемых комплексов, механизмов;

- Анализ рисков, обнаруженных при контроле техники, оборудования, комплексов (распознание опасностей, причин и последствий опасностей; установление уровня рисков; документальное оформление результатов анализа с выдачей рекомендаций по снижению уровня рисков).

Основу профессиональной деятельности будущих специалистов составляет совокупность профессиональных компетенций.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению «Техносферная безопасность» выделяют следующие блоки компетенций для экспертного, надзорного и инспекционно-аудиторского вида деятельности:

1. Способность использовать методы определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и природную среду (ПК-14);

2. Способность проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации (ПК-15);

3. Способность анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов (ПК-16);

5. Способность определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска (ПК-17);

6. Способность контролировать состояние используемых средств защиты, принимать решения по замене (регенерации) средства защиты (ПК-18). [1]

Сравнив вышеперечисленные компетенции ФГОС 3 поколения и перечень трудовых действий, которые должен выполнять специалист экспертной, надзорной и инспекционно-аудиторской деятельности утвержденный Российским союзом промышленников и предпринимателей и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, наблюдаются рассогласование между образовательными и профессиональными стандартами.

В сложившихся обстоятельствах для повышения качества образования и готовности специалистов к профессиональной деятельности требуется совершенствование учебного процесса. Поэтому современная ситуация в подготовке экспертов, инспекторов и аудиторов требует модификации и согласование с объединениями работодателей, перечня учебных дисциплин, методов и приемов обучения, с целью подготовки специалистов готовых и

способных к определённым профессиональным действиям и операциям на основе получаемых в процессе обучения знаний, умений и владений.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Техносферная безопасность». Квалификация (степень) бакалавр // Безопасность в техносфере. 2009; 4: 34-46

2. Евдокимов, В. И. Анализ чрезвычайных ситуаций в России в 2000-2014 годах / В. И. Евдокимов, Г. Д. Кислова // Безопасность в техносфере. - 2015. - № 3. - С. 48-56

3. Реестр профессиональных стандартов [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru/reestr-professionalnyh-standartov (дата обращения: 20.02.2016).

4. Сводка чрезвычайных ситуаций и происшествий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru (дата обращения: 20.02.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.