Научная статья на тему 'Формирование специалиста по техносферной безопасности'

Формирование специалиста по техносферной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1392
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ / НАДЗОРНЫЕ ОРГАНЫ / ЭКСПЕРТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЦЕНТРЫ МОНИТОРИНГА / СТУДЕНТ-СПАСАТЕЛЬ / TECHNOSPHERIC SAFETY / COMPETENCE / PROFESSIONAL EDUCATION / ACTIVE METHOD OF TRAINING / INTERACTIVE METHOD OF TRAINING / INDUSTRIAL PARTNERS / SUPERVISORY AUTHORITIES / EXPERT ORGANISATIONS / MONITORING CENTRES / STUDENT RESCUER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лустгартен Татьяна Юрьевна

В статье рассмотрен подход к формированию специалиста по техносферной безопасности. Проведен анализ сложившейся ситуации, определены основные проблемы качества подготовки и трудоустройства выпускников. Проанализированы требования к специалисту у работодателя с учетом особенностей рынка труда региона. Сформулирована основная задача подготовка универсального специалиста. Предложены пути решения. Показано, что для реализации всех видов профессиональной деятельности и соответствующих им компетенций необходимо обеспечить обучение в тесном взаимодействии с предприятиями и организациями разной отраслевой направленности. Определен пул ключевых индустриальных партнеров, экстренных служб, надзорных органов, экспертных организаций и центров мониторинга. Определена целесообразность формирования отряда студентов-спасателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лустгартен Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a technosphere security specialist

Approach to formation of the security specialist in technosphere is considered in the article. The analysis of current situation is carried out, the main problems of quality of training and employment of graduates are defined. Employers’ equirements to the expert taking into account features of labour market of the region are analysed. The main objective training of a universal expert is formulated. Solutions are offered. It is shown that for realisation of all types of professional activity and competences corresponding to them, it is necessary to provide training in close interaction with the enterprises and the organisations of different branch orientation. The pool of key industrial partners, emergency services, supervisory authorities, expert organisations and monitoring centres is defined. Expediency of formation of group of students rescuers is defined.

Текст научной работы на тему «Формирование специалиста по техносферной безопасности»

УДК 658.382.3-057.4; 658.516-057.4; 331.45

Лустгартен Татьяна Юрьевна

кандидат технических наук Костромской государственный университет [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТА ПО ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье рассмотрен подход к формированию специалиста по техносферной безопасности. Проведен анализ сложившейся ситуации, определены основные проблемы качества подготовки и трудоустройства выпускников. Проанализированы требования к специалисту у работодателя с учетом особенностей рынка труда региона. Сформулирована основная задача - подготовка универсального специалиста. Предложены пути решения. Показано, что для реализации всех видов профессиональной деятельности и соответствующих им компетенций необходимо обеспечить обучение в тесном взаимодействии с предприятиями и организациями разной отраслевой направленности. Определен пул ключевых индустриальных партнеров, экстренных служб, надзорных органов, экспертных организаций и центров мониторинга. Определена целесообразность формирования отряда студентов-спасателей.

Ключевые слова: техносферная безопасность, компетенция, профессиональное образование, активный метод обучения, интерактивный метод обучения, индустриальные партнеры, надзорные органы, экспертные организации, центры мониторинга, студент-спасатель.

Обеспечение безопасности - сложная комплексная проблема, интегрирующая большую совокупность знаний и практических методов решения. Вопросы обеспечения безопасности технологических процессов имеют приоритетное значение как на уже функционирующих предприятиях, так и при проектировании новых технологий и производств.

К специалисту в техносферной безопасности предъявляются высокие требования. Он должен знать и строго выполнять законодательные и нормативные документы в области безопасности и охраны окружающей среды, требования к безопасности технических регламентов, владеть методами обеспечения безопасности среды обитания, навыками измерения уровней опасностей на производстве и в окружающей среде, методами прогнозирования и моделирования последствий чрезвычайных ситуаций [5].

Задачами образовательной программы высшего образования бакалавриата по направлению подготовки «техносферная безопасность» является формирование профессиональных компетенций на основе гармоничного сочетания научной, фундаментальной и профессиональной подготовки кадров, с использованием лучшего отечественного и мирового опыта в образовании и инноваций во всех сферах деятельности, позволяющих на высоком уровне осуществлять профессиональную деятельность в области техносферной безопасности.

Современная модернизация производства требует модернизации образования и подготовки специалистов, обладающих определенными компетенциями. Большинство индустриальных партнеров констатируют высокий уровень теоретических знаний и слабую практическую подготовку выпускников. Одной из причин сложившейся ситуации является то, что существующие учебные планы являлись наследием подготовки по программам специалитета и характеризовались формированием профессиональных компетенций

на старших курсах. Второй причиной является переход на двухуровневую систему высшего образования, который создал проблему несоответствия профессиональной подготовки выпускников-бакалавров требованиям рынка труда. Третьей причиной является подготовка специалистов по двум узконаправленным профилям: «Безопасность технологических процессов и производств» и «Защита в чрезвычайных ситуациях», которая сузила возможность трудоустройства выпускников. Молодые специалисты не могли уверенно приступить к выполнению профессиональных обязанностей, поскольку им приходилось овладевать компетенциями другого профиля самостоятельно, а у работодателя создавалось впечатление о недостаточной подготовке специалиста и в течение полугода он вынужден его доучивать.

По данным Костромастат, Костромской регион характеризуется большим количеством малых предприятий - 6702 (до 100 чел.), в том числе микропредприятий - 5567 (до 15 чел.) [3]. Работодатели в силу экономических возможностей предпочитают иметь одного специалиста широкого профиля, который будет разбираться в вопросах охраны труда, пожарной безопасности, экологической безопасности, гражданской обороне одинаково хорошо.

С учетом особенностей рынка труда региона, отзывов работодателей и пожеланий выпускников назрела необходимость коренного пересмотра учебного плана и форм обучения. Для решения этой задачи целесообразно унифицировать два учебных плана по профилям подготовки в один, без профилизации. Унификация позволит выпускнику иметь широкий спектр компетенций, быть уверенными при трудоустройстве и приступить к выполнению должностных обязанностей без затраты времени на ликвидацию пробелов в профессиональных знаниях. Работодатель, при этом, получит высококвалифицированного специалиста.

Согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации

120

Вестник КГУ ^ 2017

© Лустгартен Т.Ю., 2017

на период до 2020 г., утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, одной из приоритетных задач образовательной политики является обеспечение компетентност-ного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений [7].

Профессиональную компетентность рассматривают как совокупность компетенций, позволяющих выпускникам успешно адаптироваться в профессиональной деятельности, т. е. компетентность - это комплексный личностный ресурс, и она включает в себя не только знания, умения, навыки профессиональной деятельности, но и мотивы деятельности, способность обучаться [6].

Особенностью подготовки специалистов в области техносферной безопасности является то, что специалист должен быть не только универсалом в области техносферной безопасности, но и разбираться в особенностях производственной и экологической безопасности различных отраслей промышленности. Опыт показывает, что процесс обучения по направлению подготовки «Технос-ферная безопасность» должен проходить в тесном взаимодействии с предприятиями и организациями. Важна оснащенность учебного процесса специализированными лабораториями, укомплектованными современными средствами измерения, внесенными в Государственный реестр средств измерений, компьютерным классом со специализированным программным обеспечением. В процессе обучения значимо использование активных и интерактивных методов обучения. Активные методы позволяют студенту вступать в диалог с преподавателем, активно участвовать в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые проблемные задания. Активные методы обучения способствуют формированию умения ясно и убедительно излагать свои мысли [2]. Использование интерактивных методов способствует быстрому построению взаимоотношений с учебным окружением, формирует умение работать в команде.

Обучение по направлению начинается с изучения общеобразовательных дисциплин, где формируются общекультурные компетенции обучаемого, риск-ориентированное мышление, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности. Студент уже на этих занятиях должен научиться понимать проблемные вопросы культуры безопасности.

Формирование компетенции ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления) происходит во время учебной практики. В нашем опыте этот вид практики носит экскурсионно-озна-комительный характер и предполагает общее знакомство с историей университета, науки, производства. Экспериментальным этапом практики является

ознакомление с промышленными предприятиями, технологическими процессами, технологическим оборудованием, машинами и механизмами, составом перерабатываемого сырья и получаемых продуктов, с методами водоподготовки и очистки сточных вод в регионе. Для достижения целей практики используются возможности учреждений и организаций, обладающих соответствующей базой. В нашем опыте мы опирались на музей Костромского государственного университета, музей Большой Костромской льняной мануфактуры, Костромской судостроительно-судоремонтный завод, деревопе-рерабатывающее предприятие «СВЕЗА Кострома», Коркинские очистные сооружения. Главный желаемый результат практики - формирование представления о регионе, своей будущей профессии, понимания, где можно себя реализовать по окончании ВУЗа и мотивации на глубокое изучение дисциплин в последующих курсах.

В процессе изучения дисциплин физиология человека, медико-биологические особенности безопасности, медицина катастроф формируются компетенции культуры безопасности и риск-ориентированного мышления. Вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются на занятиях по этим дисциплинам в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности. Акцентируется внимание и на особенностях работы в экстремальных условиях; изучаются правила, методы, приемы оказания первой доврачебной помощи; симптомы нарушений жизненно-важных систем организма; способы транспортировки пострадавшего. Студент учится оценивать состояние пострадавшего, особенности травмы; правильно осуществлять весь комплекс экстренной реанимационной помощи; использовать подручные средства при оказании первой доврачебной помощи, транспортировке; останавливать кровотечение наложением жгута, давящих повязок. Овладевает методами анализа механизмов воздействия опасностей на человека, учится определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов; обработкой ран, наложением бинтовых повязок; реанимацией (искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца). Для закрепления теоретических знаний, в нашем опыте, традиционно проводится олимпиада «Я-спаса-тель». Из числа студентов формируются команды. Соревнования включают конкурсы: представление команды (название, девиз, эмблема), решение различных ситуационных задач, оказания первой помощи пострадавшим.

Формирование компетенции «способность выполнения работ по одной или нескольким профессиям рабочих» проходит в рамках второй учеб-

ной практики. Предварительно студенты проходят обучение в УМЦ ГО и ЧС Костромской области, где получают удостоверение матроса-спасателя. Практическая реализация полученной компетенции происходит в течение летних месяцев в качестве спасателя на объектах массового пребывания людей. Во время прохождения практики формируются компетенции «способность ориентироваться в основных методах и системах обеспечения тех-носферной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека и природной среды от опасностей».

Формирование и реализация данных компетенции продолжаются в рядах спасательного отряда, в который входят студенты 1-3 курсов техносфер-ной безопасности. Студенты-спасатели проходят обучение в УМЦ ГО ЧС и имеют возможность аттестоваться на профессионального спасателя.

Важным видом деятельности, усваиваемым студентами во время учебной практики является проведение оценки условий труда. Организация ее на предприятии (ООО «СКК») позволяет в реальных условиях изучить структуру и организационно-правовую деятельность, средства измерения в лаборатории по оценке условий труда. Во время практики студенты совместно с экспертами выезжают на разные предприятия, проводят хронометраж рабочего времени, инструментальные измерения уровней опасных и вредных производственных факторов, результаты заносят в базу лаборатории. В итоге практики студенты получают навыки работы эксперта по оценке условий труда. Во время практики начинают формироваться компетенции: способность определять нормативные уровни допустимых негативных воздействий на человека и окружающую среду; способность проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации; способность анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов; способность определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска. Формирование компетенций продолжается в рамках изучения дисциплин производственная санитария и гигиена труда, специальная оценка условий труда с выполнением курсовой работы.

Содержательно значима учебная практика в Управлении федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). В ходе практики студентов знакомят с функциями и основными задачами, нормативными актами, Положением об Управлении Росприроднадзора, с работой ФГБУ «Центр лабораторного анализа

и технических измерений» (ЦЛАТИ). Рассказывают о правоприменительной практике в сфере экологии с использованием слайдов и фильмов. Студенты выезжают с инспектором на рейдовое мероприятие, которое проводится совместно с государственной инспекцией по маломерным судам (ГИМС) и транспортной полицией. В ходе практики студенты получают навыки работы инспектора надзорных органов.

Таким образом, во время прохождения второй учебной практики формируются компетенции экспертной, надзорной, и инспекционно-аудиторской профессиональной деятельности.

Для улучшения качества образования при освоении модуля дисциплин организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, безопасность спасательных машин с этого учебного года, в рамках подписанного соглашения между МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» и Костромским государственным университетом, практические занятия по дисциплине безопасность спасательных работ проходят в центре гражданской защиты. Учащиеся на практике закрепляют теоретические знания, полученные в стенах университета. Под руководством преподавателей курсов - опытных спасателей на практике узнают назначение и область применения комплекта гидравлического аварийно-спасательного инструмента (ГАСИ) «Спрут», приемы и способы работы с ГАСИ «Медведь» и пр. [8].

Для улучшения качества образования по дисциплинам теория горения и взрыва, пожарная безопасность, в рамках договора с ГУ МЧС, практические занятия проводятся на двух базовых кафедрах профессионалами пожарными и экспертами.

Неотъемлемой частью в формировании и реализации компетенций специалиста в техносферной безопасности является участие студентов в соревнованиях различного уровня. Ежегодно студенты участвуют в соревнованиях студентов-спасателей, где проверяются их уровень физической подготовки, подготовки по ведению аварийно-спасательных работ и отработки навыков по пожарно-при-кладному спорту.

Специалисты техносферной безопасности сталкиваются с неблагоприятными факторами в профессиональной деятельности: расследованием несчастных случаев, ликвидацией последствий техногенных аварий и катастроф, взрывов и пожаров, проведением аварийно-спасательных работ. Современная профессиональная деятельность требует новых подходов к организации их обучения по дисциплине «Психологическая устойчивость», где формируются компетенции социального взаимодействия: «способность использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовность к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умение

122

Вестник КГУ 2017

погашать конфликты, способность к социальной адаптации, коммуникативность, толерантность». К преподаванию данной дисциплины должен целесообразно привлекать практикующего психолога, имеющего опыт психологической помощи в чрезвычайной ситуации.

Для закрепления теоретических навыков и реализация полученных компетенций целесообразным является участие студентов в ежегодных Всероссийских соревнованиях «Человеческий фактор» по оказанию первой помощи и психологической поддержки пострадавшим, которое способствует быстрому построению взаимоотношений с социумом и формирует умение работать в команде.

В первом этапе (региональном) оцениваются теоретические знания по оказанию первой помощи и психологической поддержки пострадавшим в экстремальных ситуациях. Студенты в течение часа отвечают на 60 тестовых заданий. Второй этап (окружной) состоит из соревнований по демонстрации навыков оказания пострадавшим психологической поддержки и первой помощи, а также умения передавать эти знания другим людям. Организаторами соревнований выступают: МЧС России, Центр экстренной психологической помощи МЧС России при поддержке РОССОЮЗСПА-Са и его молодежного крыла [4].

В конце третьего курса студенты проходят производственную практику. Место практик - предприятия г. Костромы и Костромской области. Кафедра имеет 24 долгосрочных договора для гарантированного прохождения практики, выполнения научно-исследовательских и выпускных квалификационных работ. В пул мест практики входят организации по надзорной деятельности, организации по экспертной деятельности, центры мониторинга, предприятия различных отраслей промышленности, органы исполнительной власти; экстренные службы.

В результате прохождения практик решается вопрос подбора материала для курсовых и выпускных квалификационных работ, в рамках которых исследуют и решают вопросы обеспечения производственной и экологической безопасности на конкретных предприятиях региона. В процессе выполнения курсовых работ и ВКР формируются компетенции научно-исследовательской профессиональной деятельности: способность ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности; способность принимать участие в научно-исследовательских разработках по профилю подготовки: систематизировать информацию по теме исследований, принимать участие в экспериментах, обрабатывать полученные данные; способность решать задачи профессиональной деятельности в составе научно-исследовательского коллектива; способность использовать законы и методы математики, естественных, гуманитар-

ных и экономических наук при решении профессиональных задач; способность применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных.

Часть научных разработок внедряется на производстве, о чем свидетельствуют акты внедрения НИР. По результатам выполненных работ публикуются научные статьи студентов в различных сборниках и журналах. По научному направлению «Исследование негативных воздействий промышленного предприятия на окружающую среду» выполняются квалификационные работы, в которых исследуется влияние химического фактора (выбросы загрязняющих веществ в атмосферу) и физического фактора (шумовое воздействие предприятия) на территории, прилегающей к жилой застройке и другим объектам с повышенными требованиями к качеству атмосферного воздуха. Выполняются также студенческие работы по оценке деятельности предприятия по обращению с отходами производства и потребления и установлению ориентировочной (расчетной) санитарно-защитной зоны для промышленного предприятия. Экологическое направление научной работы позволяет будущим специалистам изучить основы разработки экологических нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ), овладеть основами проектирования нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), нормативов допустимых сбросов (НДС), оценить негативное влияние производственных процессов предприятия на окружающую среду. Полученные знания в дальнейшем реализуются в их будущей работе, в том числе и в должности инженера-эколога.

Таким образом, унификация учебного плана для подготовки специалистов в техносферной безопасности обеспечивает и формирует у обучаемых профессиональных компетенций в соответствии с требованиями рынка труда региона и позволит выпускнику приступить к решению профессиональных задач сразу после окончания вуза.

Библиографический список

1. Главное управление МЧС России по Кост -ромской области. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://44.mchs.gov.ru/ (дата обращения: 15.09.2017).

2. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2012. - № 2. - С. 1-18.

3. Костромская область в цифрах / Кострома-стат. - Кострома, 2016. - 119 с.

4. МЧС МЕДИА. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mchsmedia.ru/ (дата обращения: 15.09.2017).

5. Приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н (ред. от 20.02.2014) «Об утверж-

дении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.06.2012 № 24548). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://^^^'. consultant.ru (дата обращения: 15.09.2017).

6. Приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 № 246 (ред. от 13.07.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность

(уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2016 № 41872). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.09.2017).

7. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// base.garant.ru (дата обращения: 15.09.2017).

8. Центр гражданской защиты. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://spasateli44.ru/ (дата обращения: 15.09.2017).

Вестник КГУ Л 2017

124

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.