УДК 658.382.3-057.4; 658.516-057.4; 331.45
Лустгартен Татьяна Юрьевна
кандидат технических наук Костромской государственный университет [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТА ПО ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В статье рассмотрен подход к формированию специалиста по техносферной безопасности. Проведен анализ сложившейся ситуации, определены основные проблемы качества подготовки и трудоустройства выпускников. Проанализированы требования к специалисту у работодателя с учетом особенностей рынка труда региона. Сформулирована основная задача - подготовка универсального специалиста. Предложены пути решения. Показано, что для реализации всех видов профессиональной деятельности и соответствующих им компетенций необходимо обеспечить обучение в тесном взаимодействии с предприятиями и организациями разной отраслевой направленности. Определен пул ключевых индустриальных партнеров, экстренных служб, надзорных органов, экспертных организаций и центров мониторинга. Определена целесообразность формирования отряда студентов-спасателей.
Ключевые слова: техносферная безопасность, компетенция, профессиональное образование, активный метод обучения, интерактивный метод обучения, индустриальные партнеры, надзорные органы, экспертные организации, центры мониторинга, студент-спасатель.
Обеспечение безопасности - сложная комплексная проблема, интегрирующая большую совокупность знаний и практических методов решения. Вопросы обеспечения безопасности технологических процессов имеют приоритетное значение как на уже функционирующих предприятиях, так и при проектировании новых технологий и производств.
К специалисту в техносферной безопасности предъявляются высокие требования. Он должен знать и строго выполнять законодательные и нормативные документы в области безопасности и охраны окружающей среды, требования к безопасности технических регламентов, владеть методами обеспечения безопасности среды обитания, навыками измерения уровней опасностей на производстве и в окружающей среде, методами прогнозирования и моделирования последствий чрезвычайных ситуаций [5].
Задачами образовательной программы высшего образования бакалавриата по направлению подготовки «техносферная безопасность» является формирование профессиональных компетенций на основе гармоничного сочетания научной, фундаментальной и профессиональной подготовки кадров, с использованием лучшего отечественного и мирового опыта в образовании и инноваций во всех сферах деятельности, позволяющих на высоком уровне осуществлять профессиональную деятельность в области техносферной безопасности.
Современная модернизация производства требует модернизации образования и подготовки специалистов, обладающих определенными компетенциями. Большинство индустриальных партнеров констатируют высокий уровень теоретических знаний и слабую практическую подготовку выпускников. Одной из причин сложившейся ситуации является то, что существующие учебные планы являлись наследием подготовки по программам специалитета и характеризовались формированием профессиональных компетенций
на старших курсах. Второй причиной является переход на двухуровневую систему высшего образования, который создал проблему несоответствия профессиональной подготовки выпускников-бакалавров требованиям рынка труда. Третьей причиной является подготовка специалистов по двум узконаправленным профилям: «Безопасность технологических процессов и производств» и «Защита в чрезвычайных ситуациях», которая сузила возможность трудоустройства выпускников. Молодые специалисты не могли уверенно приступить к выполнению профессиональных обязанностей, поскольку им приходилось овладевать компетенциями другого профиля самостоятельно, а у работодателя создавалось впечатление о недостаточной подготовке специалиста и в течение полугода он вынужден его доучивать.
По данным Костромастат, Костромской регион характеризуется большим количеством малых предприятий - 6702 (до 100 чел.), в том числе микропредприятий - 5567 (до 15 чел.) [3]. Работодатели в силу экономических возможностей предпочитают иметь одного специалиста широкого профиля, который будет разбираться в вопросах охраны труда, пожарной безопасности, экологической безопасности, гражданской обороне одинаково хорошо.
С учетом особенностей рынка труда региона, отзывов работодателей и пожеланий выпускников назрела необходимость коренного пересмотра учебного плана и форм обучения. Для решения этой задачи целесообразно унифицировать два учебных плана по профилям подготовки в один, без профилизации. Унификация позволит выпускнику иметь широкий спектр компетенций, быть уверенными при трудоустройстве и приступить к выполнению должностных обязанностей без затраты времени на ликвидацию пробелов в профессиональных знаниях. Работодатель, при этом, получит высококвалифицированного специалиста.
Согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
120
Вестник КГУ ^ 2017
© Лустгартен Т.Ю., 2017
на период до 2020 г., утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, одной из приоритетных задач образовательной политики является обеспечение компетентност-ного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений [7].
Профессиональную компетентность рассматривают как совокупность компетенций, позволяющих выпускникам успешно адаптироваться в профессиональной деятельности, т. е. компетентность - это комплексный личностный ресурс, и она включает в себя не только знания, умения, навыки профессиональной деятельности, но и мотивы деятельности, способность обучаться [6].
Особенностью подготовки специалистов в области техносферной безопасности является то, что специалист должен быть не только универсалом в области техносферной безопасности, но и разбираться в особенностях производственной и экологической безопасности различных отраслей промышленности. Опыт показывает, что процесс обучения по направлению подготовки «Технос-ферная безопасность» должен проходить в тесном взаимодействии с предприятиями и организациями. Важна оснащенность учебного процесса специализированными лабораториями, укомплектованными современными средствами измерения, внесенными в Государственный реестр средств измерений, компьютерным классом со специализированным программным обеспечением. В процессе обучения значимо использование активных и интерактивных методов обучения. Активные методы позволяют студенту вступать в диалог с преподавателем, активно участвовать в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые проблемные задания. Активные методы обучения способствуют формированию умения ясно и убедительно излагать свои мысли [2]. Использование интерактивных методов способствует быстрому построению взаимоотношений с учебным окружением, формирует умение работать в команде.
Обучение по направлению начинается с изучения общеобразовательных дисциплин, где формируются общекультурные компетенции обучаемого, риск-ориентированное мышление, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности. Студент уже на этих занятиях должен научиться понимать проблемные вопросы культуры безопасности.
Формирование компетенции ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления) происходит во время учебной практики. В нашем опыте этот вид практики носит экскурсионно-озна-комительный характер и предполагает общее знакомство с историей университета, науки, производства. Экспериментальным этапом практики является
ознакомление с промышленными предприятиями, технологическими процессами, технологическим оборудованием, машинами и механизмами, составом перерабатываемого сырья и получаемых продуктов, с методами водоподготовки и очистки сточных вод в регионе. Для достижения целей практики используются возможности учреждений и организаций, обладающих соответствующей базой. В нашем опыте мы опирались на музей Костромского государственного университета, музей Большой Костромской льняной мануфактуры, Костромской судостроительно-судоремонтный завод, деревопе-рерабатывающее предприятие «СВЕЗА Кострома», Коркинские очистные сооружения. Главный желаемый результат практики - формирование представления о регионе, своей будущей профессии, понимания, где можно себя реализовать по окончании ВУЗа и мотивации на глубокое изучение дисциплин в последующих курсах.
В процессе изучения дисциплин физиология человека, медико-биологические особенности безопасности, медицина катастроф формируются компетенции культуры безопасности и риск-ориентированного мышления. Вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются на занятиях по этим дисциплинам в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности. Акцентируется внимание и на особенностях работы в экстремальных условиях; изучаются правила, методы, приемы оказания первой доврачебной помощи; симптомы нарушений жизненно-важных систем организма; способы транспортировки пострадавшего. Студент учится оценивать состояние пострадавшего, особенности травмы; правильно осуществлять весь комплекс экстренной реанимационной помощи; использовать подручные средства при оказании первой доврачебной помощи, транспортировке; останавливать кровотечение наложением жгута, давящих повязок. Овладевает методами анализа механизмов воздействия опасностей на человека, учится определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов; обработкой ран, наложением бинтовых повязок; реанимацией (искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца). Для закрепления теоретических знаний, в нашем опыте, традиционно проводится олимпиада «Я-спаса-тель». Из числа студентов формируются команды. Соревнования включают конкурсы: представление команды (название, девиз, эмблема), решение различных ситуационных задач, оказания первой помощи пострадавшим.
Формирование компетенции «способность выполнения работ по одной или нескольким профессиям рабочих» проходит в рамках второй учеб-
ной практики. Предварительно студенты проходят обучение в УМЦ ГО и ЧС Костромской области, где получают удостоверение матроса-спасателя. Практическая реализация полученной компетенции происходит в течение летних месяцев в качестве спасателя на объектах массового пребывания людей. Во время прохождения практики формируются компетенции «способность ориентироваться в основных методах и системах обеспечения тех-носферной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека и природной среды от опасностей».
Формирование и реализация данных компетенции продолжаются в рядах спасательного отряда, в который входят студенты 1-3 курсов техносфер-ной безопасности. Студенты-спасатели проходят обучение в УМЦ ГО ЧС и имеют возможность аттестоваться на профессионального спасателя.
Важным видом деятельности, усваиваемым студентами во время учебной практики является проведение оценки условий труда. Организация ее на предприятии (ООО «СКК») позволяет в реальных условиях изучить структуру и организационно-правовую деятельность, средства измерения в лаборатории по оценке условий труда. Во время практики студенты совместно с экспертами выезжают на разные предприятия, проводят хронометраж рабочего времени, инструментальные измерения уровней опасных и вредных производственных факторов, результаты заносят в базу лаборатории. В итоге практики студенты получают навыки работы эксперта по оценке условий труда. Во время практики начинают формироваться компетенции: способность определять нормативные уровни допустимых негативных воздействий на человека и окружающую среду; способность проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации; способность анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов; способность определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска. Формирование компетенций продолжается в рамках изучения дисциплин производственная санитария и гигиена труда, специальная оценка условий труда с выполнением курсовой работы.
Содержательно значима учебная практика в Управлении федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). В ходе практики студентов знакомят с функциями и основными задачами, нормативными актами, Положением об Управлении Росприроднадзора, с работой ФГБУ «Центр лабораторного анализа
и технических измерений» (ЦЛАТИ). Рассказывают о правоприменительной практике в сфере экологии с использованием слайдов и фильмов. Студенты выезжают с инспектором на рейдовое мероприятие, которое проводится совместно с государственной инспекцией по маломерным судам (ГИМС) и транспортной полицией. В ходе практики студенты получают навыки работы инспектора надзорных органов.
Таким образом, во время прохождения второй учебной практики формируются компетенции экспертной, надзорной, и инспекционно-аудиторской профессиональной деятельности.
Для улучшения качества образования при освоении модуля дисциплин организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, безопасность спасательных машин с этого учебного года, в рамках подписанного соглашения между МКУ «Центр гражданской защиты города Костромы» и Костромским государственным университетом, практические занятия по дисциплине безопасность спасательных работ проходят в центре гражданской защиты. Учащиеся на практике закрепляют теоретические знания, полученные в стенах университета. Под руководством преподавателей курсов - опытных спасателей на практике узнают назначение и область применения комплекта гидравлического аварийно-спасательного инструмента (ГАСИ) «Спрут», приемы и способы работы с ГАСИ «Медведь» и пр. [8].
Для улучшения качества образования по дисциплинам теория горения и взрыва, пожарная безопасность, в рамках договора с ГУ МЧС, практические занятия проводятся на двух базовых кафедрах профессионалами пожарными и экспертами.
Неотъемлемой частью в формировании и реализации компетенций специалиста в техносферной безопасности является участие студентов в соревнованиях различного уровня. Ежегодно студенты участвуют в соревнованиях студентов-спасателей, где проверяются их уровень физической подготовки, подготовки по ведению аварийно-спасательных работ и отработки навыков по пожарно-при-кладному спорту.
Специалисты техносферной безопасности сталкиваются с неблагоприятными факторами в профессиональной деятельности: расследованием несчастных случаев, ликвидацией последствий техногенных аварий и катастроф, взрывов и пожаров, проведением аварийно-спасательных работ. Современная профессиональная деятельность требует новых подходов к организации их обучения по дисциплине «Психологическая устойчивость», где формируются компетенции социального взаимодействия: «способность использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовность к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умение
122
Вестник КГУ 2017
погашать конфликты, способность к социальной адаптации, коммуникативность, толерантность». К преподаванию данной дисциплины должен целесообразно привлекать практикующего психолога, имеющего опыт психологической помощи в чрезвычайной ситуации.
Для закрепления теоретических навыков и реализация полученных компетенций целесообразным является участие студентов в ежегодных Всероссийских соревнованиях «Человеческий фактор» по оказанию первой помощи и психологической поддержки пострадавшим, которое способствует быстрому построению взаимоотношений с социумом и формирует умение работать в команде.
В первом этапе (региональном) оцениваются теоретические знания по оказанию первой помощи и психологической поддержки пострадавшим в экстремальных ситуациях. Студенты в течение часа отвечают на 60 тестовых заданий. Второй этап (окружной) состоит из соревнований по демонстрации навыков оказания пострадавшим психологической поддержки и первой помощи, а также умения передавать эти знания другим людям. Организаторами соревнований выступают: МЧС России, Центр экстренной психологической помощи МЧС России при поддержке РОССОЮЗСПА-Са и его молодежного крыла [4].
В конце третьего курса студенты проходят производственную практику. Место практик - предприятия г. Костромы и Костромской области. Кафедра имеет 24 долгосрочных договора для гарантированного прохождения практики, выполнения научно-исследовательских и выпускных квалификационных работ. В пул мест практики входят организации по надзорной деятельности, организации по экспертной деятельности, центры мониторинга, предприятия различных отраслей промышленности, органы исполнительной власти; экстренные службы.
В результате прохождения практик решается вопрос подбора материала для курсовых и выпускных квалификационных работ, в рамках которых исследуют и решают вопросы обеспечения производственной и экологической безопасности на конкретных предприятиях региона. В процессе выполнения курсовых работ и ВКР формируются компетенции научно-исследовательской профессиональной деятельности: способность ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности; способность принимать участие в научно-исследовательских разработках по профилю подготовки: систематизировать информацию по теме исследований, принимать участие в экспериментах, обрабатывать полученные данные; способность решать задачи профессиональной деятельности в составе научно-исследовательского коллектива; способность использовать законы и методы математики, естественных, гуманитар-
ных и экономических наук при решении профессиональных задач; способность применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных.
Часть научных разработок внедряется на производстве, о чем свидетельствуют акты внедрения НИР. По результатам выполненных работ публикуются научные статьи студентов в различных сборниках и журналах. По научному направлению «Исследование негативных воздействий промышленного предприятия на окружающую среду» выполняются квалификационные работы, в которых исследуется влияние химического фактора (выбросы загрязняющих веществ в атмосферу) и физического фактора (шумовое воздействие предприятия) на территории, прилегающей к жилой застройке и другим объектам с повышенными требованиями к качеству атмосферного воздуха. Выполняются также студенческие работы по оценке деятельности предприятия по обращению с отходами производства и потребления и установлению ориентировочной (расчетной) санитарно-защитной зоны для промышленного предприятия. Экологическое направление научной работы позволяет будущим специалистам изучить основы разработки экологических нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ), овладеть основами проектирования нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), нормативов допустимых сбросов (НДС), оценить негативное влияние производственных процессов предприятия на окружающую среду. Полученные знания в дальнейшем реализуются в их будущей работе, в том числе и в должности инженера-эколога.
Таким образом, унификация учебного плана для подготовки специалистов в техносферной безопасности обеспечивает и формирует у обучаемых профессиональных компетенций в соответствии с требованиями рынка труда региона и позволит выпускнику приступить к решению профессиональных задач сразу после окончания вуза.
Библиографический список
1. Главное управление МЧС России по Кост -ромской области. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://44.mchs.gov.ru/ (дата обращения: 15.09.2017).
2. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2012. - № 2. - С. 1-18.
3. Костромская область в цифрах / Кострома-стат. - Кострома, 2016. - 119 с.
4. МЧС МЕДИА. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mchsmedia.ru/ (дата обращения: 15.09.2017).
5. Приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н (ред. от 20.02.2014) «Об утверж-
дении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.06.2012 № 24548). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://^^^'. consultant.ru (дата обращения: 15.09.2017).
6. Приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 № 246 (ред. от 13.07.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность
(уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2016 № 41872). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.09.2017).
7. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// base.garant.ru (дата обращения: 15.09.2017).
8. Центр гражданской защиты. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://spasateli44.ru/ (дата обращения: 15.09.2017).
Вестник КГУ Л 2017
124