Научная статья на тему 'Вопросы оценки влияния изменения основных показателей качества деятельности авиапредприятия га в сфере организации производства'

Вопросы оценки влияния изменения основных показателей качества деятельности авиапредприятия га в сфере организации производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА АВИАПРЕДПРИЯТИЯ ГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зорина Ольга Викторовна

Рассматриваются вопросы результативности принятия управленческих решений в авиапредприятиях ГА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION INFLUENCE CHANGING BASE CHARACTERISTICS QUALITY ACTIVITIES OF AIR ENTERPRISES CIVIL AVIATION

Questions of succesfulment decisions in air enterprises are considered.

Текст научной работы на тему «Вопросы оценки влияния изменения основных показателей качества деятельности авиапредприятия га в сфере организации производства»

2010

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Радиофизика и радиотехника

№ 152

УДК 658:629.7

ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАПРЕДПРИЯТИЯ ГА В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

О.В. ЗОРИНА

Статья представлена профессором, доктором технических наук Логвиным А.И.

Рассматриваются вопросы результативности принятия управленческих решений в авиапредприятиях ГА.

Ключевые слова: качество деятельности и организация производства авиапредприятия ГА.

Деятельность любого авиапредприятия ГА может оцениваться некоторыми основными показателями качества (ОПК) [1] или основными показателями производственной деятельности (ОППД) [2]. Значения этих показателей отражают динамику развития производства данного авиапредприятия за определенный временной период. Положительная динамика свидетельствует о самодостаточности организации производства данного авиапредприятия, а отрицательная - о необходимости принятия мер различного характера (организационных, кадровых, материальных и т.д.) для кардинальной перестройки организации производства. И в первом, и во втором случае необходима обратная связь от индикатора ОППД к системе управления организацией производства. При этом, в первом случае, при положительной динамике целесообразно внести определенные коррективы в организацию производства с целью формирования новых, более высоких целевых установок при производстве продукции. Во втором случае, при отрицательной динамике, необходимо внести принципиальные изменения в организацию производства с целью изменения характера динамики ОППД. В обоих случаях необходимо принимать управленческое решение, которое в первом случае является целесообразным (можно его и не принимать, оставляя все как есть, но это тупиковый путь), а во втором случае - необходимым. Но принятие управленческого решения должно основываться на большом количестве исходных данных, которых в рассматриваемой ситуации может просто не хватать. Это объясняется тем, что сигнализация индикатором ОППД об отрицательной динамике сообщает сам факт о необходимости принятия управленческого решения, но не сообщает причин возникновения отрицательной динамики ОППД.

Выявление этих причин резко повышает эффективность обратной связи между индикатором ОППД и лицом, принимающим решение (ЛПР). Назначение причин возникновения отрицательной динамики ОППД или частичное их незнание приводит к необходимости для принятия управленческого решения рассматривать задачу адаптивного управления. Обоснуем это утверждение.

В общем случае понятие адаптивности относится к системам, обладающим определенной степенью неопределенности информации, циркулирующей в системе. Большой диапазон неопределенности значений параметров циркулирующей информации (в данном случае параметров сигналов от индикаторов ОППД, т.е. причин возникновения отрицательной динамики) приводит к недопустимо большим потерям из-за неправильно принятых управленческих решений. Отсюда адаптивными устройствами (системами) называют такие, которые способны принимать и обрабатывать информацию в условиях некоторой неопределенности [3, 4].

Существует достаточно строгая классификация неопределенностей при изучении процессов управления сложными объектами, которая приведена в [5]. Согласно этой классификации существуют:

• неопределенность математической модели самого объекта управления, т.е. неопределенность параметров объекта управления;

• неопределенность характеристик среды функционирования объекта;

• неопределенность целевого условия.

Для рассматриваемой нами ситуации построения адаптивной системы управления (организации) производством первый из перечисленных выше видов неопределенности относится к тем частным показателям производственного процесса, которые функционально связаны с ОППД и вызвали отрицательную динамику ОППД. Такую неопределенность обычно называют параметрической, если соответствующий показатель производственного процесса назвать параметром этого процесса.

Второй вид неопределенности должен конкретизироваться в зависимости от целевых установок данного производства. Если целевая установка связана с получением максимальной прибыли (например, для авиакомпаний), то к неопределенности среды функционирования авиакомпании следует отнести все те неопределенности, которые связаны с рыночными отношениями, т.е. цены на авиатопливо, цены за аэропортовое обслуживание, цены за аэронавигационное обслуживание и т.д.

Для авиапредприятия, эксплуатирующего авиационную технику, где основной целевой установкой является обеспечение надежности эксплуатируемого оборудования, неопределенность среды функционирования можно понимать практически буквально, т.е. и для бортовой, и для наземной авиационной техники условия функционирования напрямую связаны с показателями надежности функционального использования.

Третий вид неопределенности, связанный с целевым условием, в нашем случае не рассматривается, т.к. в самой постановке задачи мы первоначально оговариваем целевые условия.

Будем полагать, что учитывается только параметрическая неопределенность, причем принимаем, что она является стационарной, т.е. не изменяющейся за время наблюдения.

Следовательно, для принятия обоснованного управленческого решения необходимо снять неопределенность, связанную с причинами возникновения отрицательной динамики ОППД. Процедура упрощается за счет того, что управленческое решение не нужно принимать в масштабе реального времени, т.е. имеется временной резерв для выработки этого решения. Поэтому снятие неопределенности целесообразно проводить методами современной логики, а именно, методами неклассической логики [6], в которой используются индуктивные умозаключения. Суть этих умозаключений состоит в том, чтобы по известным следствиям находить их наиболее вероятные причины. При этом главной особенностью индуктивных умозаключений является то, что их посылки совместимы как с выводимым заключением, так и с его отрицанием. Это главное отличие неклассической логики от классической и традиционной [6, 7].

Применяя методы неклассической логики можно полностью или частично снять параметрическую неопределенность в нашей задаче. Если параметрическая неопределенность снимается полностью, то адаптивная задача переходит в неадаптивную, и на основе имеющихся исходных данных, с помощью известных методов теории принятия решений, необходимое управленческое решение принимается. Если неопределенность снимается только частично, то задача остается адаптивной и нужно дополнительное получение сведений о взаимосвязях изменения ОППД и обуславливающих их причин. Это аналогично известному в технике методу адаптации с «самообучением», т.е. процесс адаптации проводится в несколько шагов, переводя постепенно систему в неадаптивную.

ЛИТЕРАТУРА

1. Логвин А.И., Железная И.П. Основы мониторинга производственной деятельности авиапредприятий ГА // Научный Вестник, серия Эксплуатация воздушного транспорта, №147, 2009.

2. Логвин А.И., Епифанцева Д.А., Зорина О.В. Выбор основных показателей производственной деятельности авиапредприятий ГА // Научный Вестник, серия Эксплуатация воздушного транспорта, №147, 2009.

3. Тихонов В.И. Оптимальный прием сигналов. - М.: Радио и связь, 1983.

4. Мирошник И.В. и др. Нелинейное и адаптивное управление сложными динамическими системами. - СПб.: Наука, 2000.

5. Светлов В. А. Современная логика. - СПб.: Питер, 2006.

6. Шуман А.К. Современная логика. Теория и практика. - Мн.: Экокомпресс, 2004.

ESTIMATION INFLUENCE CHANGING BASE CHARACTERISTICS QUALITY ACTIVITIES

OF AIR ENTERPRISES CIVIL AVIATION

Zorina O.V.

Questions of succesfulment decisions in air enterprises are considered.

Сведения об авторе

Зорина Ольга Викторовна, окончила МГТУ ГА(2006), аспирантка МГТУ ГА, старший преподаватель кафедры технической эксплуатации радиотехнического оборудования и связи МГТУ ГА, автор 6 научных работ, область научных интересов - эксплуатация воздушного транспорта, организация производства, радионавигация и УВД.

212

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.