2009
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Радиофизика и радиотехника
№ 139
УДК 621
ВЫБОР ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ ГА
А.И. ЛОГВИН, Д А. ЕПИФАНЦЕВА, О.В. ЗОРИНА
Рассматриваются методы выбора основных показателей производственной деятельности авиапредприятий ГА.
Для успешной деятельности любого авиапредприятия (авиакомпаний) необходимо иметь ряд основных показателей производственной деятельности (ОППД), которые будут показывать динамику развития производства за определенный период времени, в качестве которого обычно выбирают продолжительность календарного года (возможно использование и более коротких сроков в зависимости от вида и значимости показателя).
Соответствующая динамика развития производства может быть как положительной, так и отрицательной в зависимости от эффективности принятой на данном авиапредприятии (авиакомпании) системы управления и организации производства. В то же время количество ОППД может быть достаточно значительным, достигая несколько десятков наименований, что существенно осложнит выявление суммарной (итоговой) динамики развития производства за отчетный период. Это связано с тем, что часть ОППД может иметь положительную динамику, а определенная часть - отрицательную. Результирующая динамика развития производства может оказаться либо положительной , либо отрицательной при учете всех ОППД, но полученный результат не даст никакой информации для принятия соответствующих управленческих решений, так как совершенно не очевидно, какой показатель из перечня ОППД в наибольшей степени повлиял на итог.
Другими словами, для принятия обоснованного управленческого решения (при положительной динамике - это дальнейшее совершенствование имеющейся организации производства, а при отрицательной динамике - радикальное преобразование организации производства) необходимо выделить из общего перечня ОППД только несколько, действительно наиболее значительных показателей по выбранным критериям значительности. Отсюда возникает как минимум две основные задачи: выбор критериев значимости ОППД; на основе выбранных критериев значимости нахождение минимального необходимого (но достаточного) перечня ОППД.
Рассмотрим первую задачу - выбор критериев значимости ОППД авиапредприятия. Здесь вряд ли возможен общий подход к решению указанной задачи, а необходимо рассматривать конкретный тип авиапредприятия, т.е. учитывать те целевые установки, к которым стремится авиапредприятие при выпуске своей продукции. Если это авиакомпания, тогда ее целевые установки связаны с обеспечением максимальной рентабельности перевозок при учете ограничений на уровень безопасности полетов, которые требуют соответствующих затрат ресурсов. Если это авиапредприятие, связанное с технической эксплуатацией авиационной техники (службы ЭРТОС и авиационно-технические центры), то их целевые установки относятся к обеспечению требуемого уровня надежности функционирования обслуживаемого оборудования. Если это авиапредприятие, связанное с УВД, то его условие установки связаны с обеспечением безопасности полетов. В качестве примера обратимся к формированию целевых установок, а от них и формированию критериев значимости для организаций, осуществляющих техническую эксплуатацию авиационной техники, в частности, радиоэлектронного оборудования (РЭО).
Как отмечалось выше, для таких структур основной целевой установкой является обеспечение требуемого уровня надежности функционирования обслуживаемого радиооборудования. Соответственно целевые установки количественно будут характеризоваться общепринятыми показателями надежности изделий авиационной техники: вероятность безопасной работы Р, вероятность возникновения отказа Q, среднее время наработки до отказа То, интенсивность отказов X и т.д. [1]. Но сами эти показатели определяются предприятиями-изготовителями радиоэлектронного оборудования, и задача эксплуатационных предприятий поддерживать эти значения показателей в заданных пределах. Поэтому в качестве целевых установок следует брать показатели, определяющие качество продукции эксплуатационных предприятий, т.е. оценивать уровень работ по поддержанию заданных требований по надежности изделий РЭО. Такими показателями являются: коэффициент готовности Кг, коэффициент оперативной готовно-
сти Ког, коэффициент технического использования Кти [2]. Так как эти коэффициенты связаны между собой, можно использовать один из них, например, Кти. В общем случае этот коэффициент определяется в пределах: О< Кти<1, где Кти=0 соответствует случаю неиспользования изделия по назначению, а Кти=1 - соответствует случаю отсутствия проведения восстановительных работ и технического обслуживания.
Естественно Кти должен определяться для всего парка изделий данного типа эксплуатационного предприятия и его конкретное значение зависит от применяемой стратегии технического обслуживания. Тогда целевая установка может быть сформулирована как достижение в процессе совершенствования организации производства коэффициента технического использования для каждой группы изделий требуемых значений, т.е.
Ктиі > Кти!^
где: Ктиі - коэффициент технического использования і-й группы изделий РЭО в контролируемый период времени; Ктиітр - коэффициент технического использования і-й группы изделий РЭО в дальней перспективе, например, Кти1д=0,99999.
Целевая установка может быть в дальней перспективе, ближайшей перспективе или иметь плановое значение, Ктиід=0,999; Ктиіп=0,99.
В соответствии с целевой установкой можно сформулировать критерии значимости ОППД, связанных с этой целевой установкой. Для этого приведем выражение для Кти в случае использования стратегии технического обслуживания по наработке (при условии использования экспоненциального вероятностного закона):
, ( - Тто
1 - ехр| ——
Кти = — 0
л , - Тто Л Шт— Тв (- ТтоЛ Тв ( (- Ґ
1 - 'хр|^)+1Г- ехр1 ~ТТ)+То Iі - “Ч То
(1)
где: Тто - периодичность технического обслуживания (ТО);
1 то- средняя продолжительность ТО;
То - среднее время наработки до отказа;
Тв- среднее время восстановления;
1 - текущее время.
Из выражения (1) следует, что эксплуатационное предприятие может влиять на значение Кти путем изменения времени восстановления Тв и средней продолжительности То - 1то, т.е. в данном случае критериями значимости могут выступать минимумы 1то и Тв, а сами эти значения могут приниматься в качестве выбранных ОППД. Заметим, что 1то и Тв есть случайные величины, которые должны описываться соответствующими плотностями распределения вероятностей.
Выбранные нами ОППД в данном случае можно назвать внутненним ОППД авиапредприятия, так как они характеризуют качество деятельности внутри авиапредприятия. Но можно использовать, так называемые, внешние ОППД, которые характеризуют качество выдаваемой продукции для потребителя, например в [3] приводятся следующие показатели.
Процент П, сдачи работ ОТК (отдел технического контроля) или другому приемщику с первого предъявления , т.е. без доработок по значениям:
П1 = ^1 - N^ *100%, (2)
где: К- общее количество предъявлений изделий;
N1 - количество изделий, потребовавших доработок.
Процент ВС П - выпущенных в рейс без задержек из-за качества ТО РЭО:
ПК = И -К-1 *100%, (3)
где: Я- общее количество рейсов ВС;
Я - количество задержанных рейсов по причинам качества ТО РЭО.
Анализ показывает, что использование внутренних показателей более предпочтительнее, чем внешних, так как по внешним показателям обычно имеется достаточно малая выборка статистики по одному авиапредприятию, а по внутренним -такая статистика намного более представительна. Это позволяет более обоснованно принимать соответствующие рекомендации по совершенствованию организации производства.
В рамках предложенной методики можно выбирать соответствующие ОППД и для авиапредприятий, имеющих другой профиль деятельности, например, для авиакомпаний, где исходный перечень ОППД будет совсем иным, но логика рассуждений сохраняется, т.е. выделяются целевые установки, формируются критерии значимости и определяется ОППД. Общий смысл вышеизложенной методики выбора ОППД заключается в том, что используются определенные функциональные зависимости, а не предлагаемый во многих работах метод экспертных оценок, который в большинстве случаев оказывается слишком субъективным и малопригодным для практики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воробьев В.Г., Константинов В.Д. Надежность и эффективность авиационного оборудования. -М.: Транспорт, 1995.
2. Логвин А.И., Власов А.Ю. Техническая эксплуатация РЭО ВС и аэропортов. - М.: МГТУ ГА, 2008.
3. Воробьев В.Г., Константинов В.Д. Техническое обслуживание и ремонт авиационных электросистем и пилотажнонавигационных комплексов. - М.: Университетская книга, 2007.
SAMPLING THE MAIN CHARACTERISTICS OF PRODUCTIVE ACTIVITIES AIR STRUCTURES
OF CIVIL AVIATION
Logvin A.I., Epiphantzeva D.A., Zorina O.V.
The methods simplify the main characteristics productive activities air structures of Civil Aviation are considered.
Сведения об авторах
Логвин Александр Иванович, 1944 г.р., окончил КГУ (1966), Заслуженный деятель науки, академик Российской академии транспорта, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой технической эксплуатации радиотехнического оборудования и связи МГТУ ГА, автор свыше 400 научных работ, область научных интересов - радиолокация, радиофизика, радиополяризация.
Епифанцева Дарья Александровна, окончила МГТУ ГА (2004), доцент кафедры технической эксплуатации радиотехнического оборудования и связи МГТУ ГА, автор 7 научных работ, область научных интересов - техническая эксплуатация средств РТОП и ЭС, радиолокация.
Зорина Ольга Викторовна, окончила МГТУ ГА (2006), старший преподаватель кафедры технической эксплуатации радиотехнического оборудования и связи МГТУ ГА, аспирантка МГТУ ГА, автор 4 научных работ, область научных интересов - эксплуатация воздушного транспорта, организация производства, радионавигация и
УВД.