Научная статья на тему 'Мониторинг основных показателей производственной деятельности авиакомпании'

Мониторинг основных показателей производственной деятельности авиакомпании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА КАЧЕСТВА АВИАКОМПАНИИ / ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Железная Ирина Петровна, Зорина Ольга Викторовна

В статье описывается построение системы качества авиакомпании, используемой для принятия решений в процессе управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF BASIC CHARACTERISTICS OF AIRLINE PRODUCTION OPERATION

In paper there is described the construction of airline quality system that is used for decision making in management process

Текст научной работы на тему «Мониторинг основных показателей производственной деятельности авиакомпании»

2009

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Эксплуатация воздушного транспорта

№ 147

УДК 656.7:658

МОНИТОРИНГ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАКОМПАНИИ

И.П. ЖЕЛЕЗНАЯ, О.В. ЗОРИНА Статья представлена доктором технических наук, профессором Логвиным А.И.

В статье описывается построение системы качества авиакомпании, используемой для принятия решений в процессе управления.

Ключевые слова: система качества авиакомпании, показатели производственной деятельности.

В современной мировой рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество - комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности предприятий, в частности авиакомпаний: разработка стратегии деятельности, организация производства, проведение маркетинга, совершенствование технологических процессов и т.д. Важнейшей составляющей всей системы качества продукции ( или предоставляемой услуги). Международная организация по стандартизации (ИСО) определяет качество продукции (стандарт 9000-2005. Основные положения и словарь) как совокупность свойств и характеристик продукции (услуги), которые придают им способность удовлетворять обусловленные ими предполагаемые потребности. В стандарте ИСО дается следующее определение: «Качество - степень соответствия присущих характеристик требованиям». Соответственно, термин «присущих» означает имеющихся в чем-то и, прежде всего, это относится к постоянным характеристикам, отсюда возникает потребность формирования соответствующих характеристик (показателей) деятельности конкретной авиакомпании для вынесения оценки эффективности ее деятельности. Напомним, что в соответствии со стандартами ИСО, эффективность определяется как связь между конечным достигнутым результатом деятельности авиакомпании с затраченными на достижение этого результата ресурсами. Отсюда показатели качества деятельности авиакомпании могут совпадать с показателями эффективности деятельности, например, показатели, характеризующие обеспечение безопасности полетов в результате деятельности авиакомпании. При этом показатели безопасности полетов в рамках показателей качества должны соответствовать установленным требованиям по обеспечению заданного уровня безопасности полетов и эти же показатели безопасности полетов в рамках показателей эффективности должны быть соотнесены с затраченными ресурсами для достижения полученных результатов.

Таким образом, для построения системы качества авиакомпании необходимо сформировать соответствующие основные показатели качества (ОПК) или основные показатели производственной деятельности авиакомпании (ОППД) и в дальнейшем осуществлять непрерывный контроль за количественными изменениями ОППД. Это и называется мониторингом производственной деятельности конкретной авиакомпании. Выбор ОППД представляет собой достаточно сложную задачу, так как излишне большое число ОППД затрудняет проведение мониторинга производственной деятельности авиакомпании, а слишком малое количество ОППД не дает возможности получения полной объективной картины состояния дел.

Постоянно осуществляя мониторинг за динамикой изменения выбранных ОППД, необходимо построить систему обратной связи для совершенствования процессов производственной деятельности авиакомпании на основе полученных в результате мониторинга значений ОППД.

Если динамика положительная, то можно сделать вывод о правильной организации производства в целом и формировать новые задачи по достижению более высоких целей деятельности авиакомпании для построения системы качества путем определенной корректировки организации производства в рамках общей модели этой организации.

Если динамика отрицательная, то это повод сделать выводы о несовершенстве общей модели организации производства и о необходимости внесения кардинальных изменений. Т. е. возникает необходимость проведения, возможно, организационных мероприятий, кадровых перемещений, переоснащения, например, обновления парка воздушных судов(ВС) и т.д.

И в том, и в другом случае изменения в системе организации производства связаны с необходимостью принятия управленческих решений лицом, принимающим решение. Как известно, эффективность принятия управленческого решения определяется объемом и достоверностью имеющихся данных. Поэтому необходимо проведение всестороннего анализа причин, прежде всего, возникновения отрицательной динамики изменения ОППД. Это не исключает проведение такого же анализа для выявления основных факторов, вызвавших положительную динамику изменения ОППД в целях усиления наметившихся тенденций.

Гражданская авиация всего мира развивается очень быстрыми темпами, наращивая объем авиаперевозок, увеличивается парк воздушных судов (ВС) во всех мировых авиакомпаниях, включая действующие авиационные компании России. Это выдвигает новые задачи и проблемы, которые стоят перед гражданской авиацией (ГА). Прежде всего, это связано с необходимостью требуемого уровня безопасности полетов, что входит в общемировые требования качества. Сформированные в стандартах Международной организации стандартизации (ИСО) серии 9000 и 14000.

Сегодня в мировой практике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. В нашем случае, говорим о безопасности полетов (БП). Качество - комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии развития, организации производства (оказание услуги), маркетинг и т.д. При этом производится продукция, в понятие которой входят: товары, производство, работы и услуги.

Обратим внимание, что ГА, как транспортная система, с одной стороны, осуществляет производство полетов, а с другой стороны, оказывает транспортную услугу потребителю. С этой позиции приведем жизненный цикл продукции, определенный стандартами ИСО, как основополагающее понятие в системе качества.

В соответствии со стандартом ИСО жизненный цикл продукции включает в себя этапы:

1. Маркетинг, поиск и изучение рынка.

2. Проектирование и разработка технических требований, разработка продукции.

3. Материально-техническое снабжение.

4. Подготовка и разработка производственных процессов.

5. Производство.

6. Контроль, проведение испытаний и обслуживание.

7. Установка и хранение.

8. Распределение и реализация продукции.

9. Монтаж и эксплуатация.

10. Техническая помощь и обслуживание.

11. Утилизация после испытания.

Эти этапы жизненного цикла продукции замыкаются в кольцо, показанное на рис. 1.

Перечисленные выше этапы носят общий характер, которые могут быть конкретизированы для авиакомпании, учитывая, что в данном случае продукцией является осуществление перевозок пассажиров и грузов. Тогда, например, поиски изучения рынка связаны с поиском новых маршрутов авиаперевозок, использование целесообразного сочетания регулярных авиаперево-

зок и чартерных и т. д. Проектирование и разработка требований должны быть связаны с обеспечением БП, регулярности полетов, экономичности и т.д. Соответственно, материальнотехническое обеспечение будет связано с выбором парка ВС, их типа и количества для достижения сформированных требований, решением вопросов всего спектра обеспечения поле-тов(инженерно-авиационного, аэронавигационного, радиотехнического и др.). Для действующей авиакомпании из перечисленных 11 этапов можно выделить несколько меньшее количество этапов, полагая, что авиакомпания осуществляет свою деятельность на определенном числе маршрутов авиаперевозок, но этот процесс находится в динамическом балансе, т.е. постоянно открываются новые маршруты и, в то же время, из-за нерентабельности, какие-то маршруты временно закрываются. Кроме того, в динамике находится количество выполняемых рейсов по данному маршруту. В зависимости от складывающихся потребностей число рейсов по данному маршруту может увеличиваться или уменьшаться во времени (неделя, месяц). Для этой ситуации проанализируем каждый этап жизненного цикла, показанный на рис. 1, применительно к авиакомпании.

Рис. 1. Обеспечение качества продукции

Деятельность любой авиакомпании является очень многогранной, поэтому в понятие «производственная деятельность» следует включить все аспекты деятельности, т.е. финансовая деятельность, организация производства (осуществление авиаперевозок), проведение рекламной кампании, повышение квалификации персонала, развитие всех видов обеспечения полетов, обновление парка ВС и его оборудования и т.д. Поэтому всю возможную группу ОППД авиакомпании целесообразно разбить на несколько подгрупп, количество которых в каждом конкретном случае авиакомпания выбирает сама, исходя из сложившихся условий ее деятельности. В общем случае можно предложить следующие четыре подгруппы ОППД:

Финансовые показатели.

Показатели, характеризующие качество предоставляемой услуги клиенту (авиапассажиру и/или отправителю грузов).

Показатели качества авиаперевозок, как производственного процесса.

Показатели качества работы персонала авиакомпании (летный состав, инженернотехнический состав, административный персонал и т.д.), куда включаем процессы обучения, переподготовки, повышения квалификации, стажировки и т. д.

Условно разбиение всей группы ОППД на подгруппы показано на рис. 2.

В определенной степени приведенное разделение является условным, так как в конечном итоге любой показатель деятельности авиакомпании можно представить в стоимостном эквива-ленте(или почти любой), т. е. отнести к финансовым результатам (показателям), но целесообразно финансовые показатели рассматривать отдельно, как показано на рис. 2.

Как указывалось выше, возможно группу ОППД разделить и на большее число подгрупп, однако это не меняет существо рассматриваемого вопроса, так как речь идет о методологии подхода к мониторингу производственной деятельности авиакомпании (здесь термин « производственная деятельность»трактуется существенно более широко, чем непосредственно сама производственная деятельность). Заметим, что показатели в каждой подгруппе ОППД так или иначе пересекаются друг с другом, что будет видно в дальнейшем рассмотрении. Поэтому выделение 4-х подгрупп показателей или более, не является принципиальным моментом.

В свою очередь, в каждой подгруппе можно выделить свои ОППД, например, если присвоить каждой подгруппе порядковый номер, как они перечислены, то получим возможный вариант распределения ОППД по подгруппам, где использованы типовые показатели ряда авиакомпаний из числа принятых во внимание.

Рис. 2. Показатели, составляющие оценку системы качества

Очевидно, что приведенный примерный перечень ОППД может быть не полным и к нему возможно добавление дополнительных показателей. В то же время некоторые ОППД взаимосвязаны и в определенной степени дублируют друг друга. Тем не менее, имеющиеся показатели представляют массив, который с большим трудом поддается контролю и анализу. Поставленная задача заключалась в том, что мы хотим построить модель мониторинга производственной деятельности авиакомпании, а не модель проведения общего анализа деятельности авиакомпании за достаточно длительный срок, каковым является календарный год, по окончании которого и проводятся общие итоги. Другими словами, процесс мониторинга производственной деятельности авиакомпании является процессом динамическим и он должен принципиально отличаться от процесса анализа итогов деятельности авиакомпании. Поэтому среди приведенных показателей деятельности авиакомпании мы должны исключить те показатели, которые определяются путем экспертной оценки (это достаточно длительный процесс, требующий значительного интервала времени наблюдения). Это не говорит о необходимости отказа от таких оценок, которые очень важны при подведении общих итогов деятельности авиакомпании, но они не могут быть использованы для мониторинга деятельности авиакомпании. Аналогичные

соображения следует отнести и к показателям, которые могут быть рассчитаны без проведения экспертных оценок, но требуют значительного временного интервала для их определения.

MONITORING OF BASIC CHARACTERISTICS OF AIRLINE PRODUCTION OPERATION

Zheleznaja I.P., Zorina O.V.

In paper there is described the construction of airline quality system that is used for decision making in management process

Сведения об авторах

Железная Ирина Петровна, окончила МГТУ ГА (2002), аспирантка МГТУ ГА, автор 8 научных работ, область научных интересов - организация перевозок и коммерческая работа авиакомпаний.

Зорина Ольга Викторовна, окончила МГТУ ГА(2006), аспирантка МГТУ ГА, старший преподаватель кафедры технической эксплуатации радиотехнического оборудования и связи МГТУ ГА, автор 5 научных работ, область научных интересов - эксплуатация воздушного транспорта, организация производства, радионавигация и УВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.