Научная статья на тему 'Основы мониторинга производственной деятельности авиапредприятий га'

Основы мониторинга производственной деятельности авиапредприятий га Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логвин Александр Иванович, Железная Ирина Петровна

Рассматриваются различные аспекты производственной деятельности авиапредприятий ГА с целью повышения уровня качества производимой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Логвин Александр Иванович, Железная Ирина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNDAMENTALS OF MONITORING PRODUCHION ACTIVITIES OF CIVIL AVIATION ENTERPRISES

Various aspects of production activities of civil aviation enterprises are considered aiming at increase in quality of products manufactured

Текст научной работы на тему «Основы мониторинга производственной деятельности авиапредприятий га»

2009

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Радиофизика и радиотехника

№ 139

УДК 621.396.96

ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АВИАПРЕДПРИЯТИЙ ГА

А.И. ЛОГВИН, И.П. ЖЕЛЕЗНАЯ

Рассматриваются различные аспекты производственной деятельности авиапредприятий ГА с целью повышения уровня качества производимой продукции.

В современной мировой рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество - комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности предприятий, в частности, авиапредприятий и авиакомпаний: разработка стратегии деятельности, организация производства, проведение маркетинга, совершенствование технологических процессов и т.д. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции (или предоставляемой услуги). Международная организация по стандартизации (ИСО) определяет качество продукции (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции (услуги), которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. В стандарте ИСО-9000-2001 дается следующее определение: « Качество- степень соответствия присущих характеристик требованиям».[1] Соответственно термин «присущих» означает имеющихся в чем-то и, прежде всего, это относится к постоянным характеристикам. Отсюда возникает потребность формирования соответствующих характеристик (показателей) деятельности конкретного авиапредприятия (авиакомпании)для вынесения оценки эффективности их деятельности. Напомним, что в соответствии со стандартами ИСО, эффективность определяется как связь между конечным достигнутым результатом деятельности предприятия с затраченными на достижение этого результата ресурсами. Отсюда показатели качества деятельности авиапредприятия (авиакомпании) могут совпадать с показателями эффективности деятельности, например, показатели, характеризующие обеспечение безопасности полетов в результате деятельности авиапредприятия (авиакомпании). При этом показатели безопасности полетов в рамках показателей качества должны соответствовать установленным требованиям по обеспечению заданного уровня безопасности полетов и эти же показатели безопасности полетов в рамках показателей эффективности должны быть соотнесены с затраченными ресурсами для достижения полученных результатов.

Таким образом, для построения системы качества авиапредприятия (авиакомпании) необходимо сформировать соответствующие основные показатели качества (ОПК) и в дальнейшем осуществлять непрерывный контроль за количественными изменениями ОПК. Это и называется мониторингом производственной деятельности конкретного авиапредприятия (авиакомпании). Выбор ОПК представляет собой достаточно сложную задачу, так как излишне большое количество ОПК затрудняет проведение мониторинга производственной деятельности предприятия, а слишком малое количество ОПК не дает возможности получить полную объективную картину состояния дел. Можно предположить, что выбор ОПК должен лежать в пределах от 5 до 10 показателей. Например, для авиакомпании в качестве ОПК можно выбрать следующие показатели:

1. Количество перевезенных пассажиров в год (динамику следует отслеживать ежемесячно);

2. Общий налет часов воздушных судов (ВС) авиакомпании в год (осуществлять мониторинг ежемесячно);

3. Коэффициент занятости кресел ВС (отслеживать ежедневно);

4. Показатель регулярности полетов (целесообразно учитывать при расчете регулярности полетов задержки рейсов, не связанные с метеоусловиями, а вызванные недостатками в организации деятельности авиакомпании);

5. Показатель безопасности полетов (в данном случае целесообразно выбирать не более одного показателя, например, это может быть количество инцидентов за год для всех выполненных рейсов данной авиакомпании или налет часов авиакомпании на один инцидент и т.д.);

6. Финансовые результаты деятельности авиакомпании за год (целесообразен выбор одного показателя, например, общий годовой доход от финансово-хозяйственной деятельности или доход на одного перевезенного пассажира. Одновременно может рассматриваться структура расходов по составляющим, т. е. расходы на техническое обслуживание ВС, на аэропортовые сборы, на топливо, аэронавигационное обслуживание и т. д.).

Все вышеуказанные показатели деятельности авиакомпании целесообразно рассматривать по группам ВС, эксплуатируемых в данной авиакомпании с учетом их характеристик и срока эксплуатации.

На этом количестве ОПК можно остановиться. Но здесь сразу же нужно обратить внимание, что из выбранных показателей часть может быть отнесена только к показателям эффективности, т.е. к не нормируемым какими-либо документами и не вытекающими из каких-либо требований, а определяемыми, исходя из поставленных авиакомпанией целями (конкурентоспособность, прибыльность и т.д.). На практике следует различать ОПК, относящиеся к внешним проявлениям деятельности авиакомпании (регулярность полетов, безопасность полетов и т.д.) и относящиеся к внутренним проявлениям деятельности авиакомпании (коэффициент занятости кресел, общий доход от финансово-хозяйственной деятельности и др.). Однако это отдельный вопрос, который требует соответствующего дополнительного исследования.

Аналогичным образом можно сформировать ОПК и для любого другого авиапредприятия, например, если рассматривать такую производственную структуру, как службы эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (ЭРТОС), то для них можно предложить следующий набор ОПК:

1. Показатели надежности оборудования, находящегося на технической эксплуатации в службе ЭРТОС, т.е. используемого по функциональному назначению.

Здесь целесообразно выбрать один показатель, например, среднее время наработки изделия до отказа, причем оборудование следует разделить по группам: связное, радиолокационное, радионавигационное и .т.д. В свою очередь, радиолокационное оборудование можно подразделить на отдельные объекты эксплуатации.

2. Показатели надежности оборудования, находящегося на технической эксплуатации в службе ЭРТОС, после проведения плановых работ по техническому обслуживанию и ремонту.

3. Показатели надежности оборудования, находящегося на технической эксплуатации в службе ЭРТОС, после проведения внеплановых работ по техническому обслуживанию и ремонту.

4. Показатели средней трудоемкости проведения операций по техническому обслуживанию изделий радиоэлектронного оборудования (РЭО) по группам изделий.

5. Показатели средней экономичности проведения операций по техническому обслуживанию изделий РЭО по группам изделий.

Постоянно осуществляя наблюдение (мониторинг) за динамикой изменения ОПК, необходимо построить систему обратной связи для совершенствования процессов производственной деятельности предприятия на основе полученных значений ОПК [2]. Если динамика положительная, то можно сделать вывод о правильности организации производства и формировать новые задачи по достижению более высоких целей деятельности авиапредприятия, либо авиакомпании для построения системы качества. Если динамика отрицательная, то это повод сделать выводы о несовершенстве организации производства и о необходимости внесения измене-

ний, т.е. возникает необходимость проведения организационных мероприятий, кадровых перемещений, переоснащения и т.д.

Соответствующие процедуры условно показаны на рисунке, где под производством можно понимать выполнение авиаперевозок (для авиакомпании) или выполнения технической эксплуатации РЭО ( для служб ЭРТОС). На рисунке под системой управления производством понимается вся структура, обеспечивающая производство, включая руководящий состав, инженерно-технический персонал, средства производства, организация производства.

Изменения в системе управления производством на основе полученной отрицательной динамики изменения ОПК связаны с необходимостью принятия управленческих решений лицом, принимающим решение. Данная задача является хорошо известной и может быть решена на основе методов, изложенных в [3].

Рисунок. Структура мониторинга производства

На рисунке требования к продукции могут относиться к показателям, характеризующим качество и эффективность авиаперевозок для авиакомпании, или к показателям, характеризующим качество и эффективность технической эксплуатации РЭО. В конечном итоге все показатели могут быть сведены к обеспечению заданного уровня безопасности и регулярности полетов.

В определенной степени структура, показанная на рисунке, представляет собой адаптивную систему, которая должна перестраиваться в процессе функционирования авиапредприятия (авиакомпания) на основе полученных оценок деятельности в виде ОПК [4]. Поэтому указанную процедуру можно в общем случае попытаться формализовать, т.е представить ее в аналитической форме с целью последующей оптимизации процесса производства по заданным критериям.

Данный вопрос является предметом дальнейших исследований при осуществлении мониторинга производственной деятельности авиапредприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стандарт ИСО-9000-2001.

2. Железная И.П. Обеспечение обратной связи для корректировки текущей деятельности авиакомпании // Труды НТК «ТИАШ-МЕСН-АКТ-СНЕМ». - М.: МИИТ, 2008, с. 74-75.

3. Федулов А.А., Федулов Ю.Г., Цыгичко В.И. Введение в теорию статистики ненадежных решений. - М.: Статистика, 2004.

4. Фрадков А.Л. Адаптивное управление в сложных системах. - М.: Наука, 2000.

THE FUNDAMENTALS OF MONITORING PRODUCHION ACTIVITIES OF CIVIL AVIATION

ENTERPRISES

Logvin A.I, Zheleznaja I.P.

Various aspects of production activities of civil aviation enterprises are considered aiming at increase in quality of products manufactured

Сведения об авторах

Логвин Александр Иванович, 1944 г.р., окончил КГУ (1966), Заслуженный деятель науки, академик Российской академии транспорта, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой ТЭРТОС МГТУ ГА, автор свыше 400 научных работ, область научных интересов - радиолокация, радиофизика, радиополяризация.

Железная Ирина Петровна, окончила МГТУ ГА (2002), аспирантка кафедры ТЭРТОС МГТУ ГА, автор 5 научных работ, область научных интересов - организация перевозок и коммерческая работа авиакомпаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.